Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ АКРОБАТОВ

Березина А.А. 1 Горячева Н.Л. 1 Анцыперов В.В. 1 Мартынов А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
Одним из приоритетных направлений подготовки акробатов становится построение соревновательных композиций на высоком качественном уровне. В настоящее время в спортивной акробатике отмечается тенденция целенаправленного повышения трудности композиционного построения соревновательных программ. Акробаты включают в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности из различных структурных групп и выполняют их технически совершенно. Изучение соревновательных композиций в спортивной акробатике показало, что в научно-методической литературе явно недостаточно раскрыты вопросы, касающиеся особенностей создания. В статье изучается содержание и структура композиций высококвалифицированных акробатов. Выявлены основные компоненты композиций, которые представлены совместной и индивидуальной работой партнеров и элементами хореографии, определены их временные параметры. Приводятся разновидности основных перемещений и установлено их соотношение во времени в композиции. Знание основных компонентов и их взаимосвязи во времени позволит специалистам грамотно подойти к созданию композиций.
содержание и структура композиций
акробатические композиции
спортивная акробатика
1. Борисенко С.И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. − С.-Пб., 2000.- 21с.
2. Вишнякова С.В. Особенности соревновательных композиций в технико-эстетических видах спорта (на примере эстетической гимнастики): учебное пособие. – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2013. – 132с.
3. Гевара Х.Э. Содержание хореографических элементов в композиции упражнений спортсменок высокой квалификации в худ. гимнастике: Автореф. дис. пед. наук. – М., 1994 – 23 с.
4. Горячева Н.Л., Анцыперов В.В. Анализ двигательной деятельности партнеров в парной акробатике / Горячева Н.Л., Анцыперов В.В. // Фундаментальные исследования – 2012.  №3 (часть3).  С.563-566.
5. Морозевич Т.А. Артистизм в спортивной акробатике: структурное представление базовых понятий / Т.А. Морозевич // Мир спорта. – 2005. – № 4 (21). – С. 3-5.
6. Румба О.Г. Развитие эстетических компонентов мастерства гимнастов средствами народно-характерного танца // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. – 2006. – № 8. − С. 20-22.

Одним из приоритетных направлений в подготовке акробатов становится построение соревновательных композиций на высоком качественном уровне.

Умение спортсменов сочетать упражнения различной структурной сложности в неординарных композициях балансового и вольтижного характера с виртуозным исполнением и особой эмоциональностью, выразительностью и артистизмом является первостепенной задачей на пути к спортивному мастерству. Поэтому на сегодняшний день требуется более качественный подход к построению акробатических композиций, основанный на логическом распределении элементов трудности соревновательной программы, которые сочетали бы в себе оригинальные, амплитудные акробатические упражнения с выразительностью, экспрессией танца и музыкальным сопровождением.

В настоящее время в спортивной акробатике отмечается тенденция целенаправленного повышения трудности композиционного построения соревновательных программ. Акробаты включают в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности из различных структурных групп и выполняют их технически совершенно [1,3,6].

Изучение соревновательных композиций в спортивной акробатике показало, что в научно-методической литературе явно недостаточно раскрыты вопросы, касающиеся особенностей создания композиций [2,4,5].

В частности, слабо раскрыты вопросы, касающиеся исследования содержания и структуры соревновательных композиций высококвалифицированных акробатов. Отсутствуют сведения об основных компонентах и их взаимосвязи между собой, а так же соотношение их во времени при исполнении балансового, вольтижного и комбинированного упражнения.

Цель исследования: изучение содержания и структуры соревновательных композиций высококвалифицированных акробатов.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью определения содержания соревновательных композиций ведущих акробатов мира, был проведен сравнительный анализ балансового, темпового и комбинированного упражнений.

В результате анализа были определены основные компоненты содержания и структура соревновательных композиций, которая представляет собой взаимосвязь совместной и индивидуальной работы партнеров, а так же элементов хореографии (рис 1). Основу акробатических композиций в парно-групповой акробатике составляет совместная работа партнеров, представленная упражнениями балансового и вольтижного характера, выполняемая в соответствии со специальными требованиями и определяющая трудность упражнения. Индивидуальная работа партнеров при исполнении композиций балансового и вольтижного характера заметно отличается. В балансовом упражнении партнеры демонстрируют упражнения на гибкость, равновесия и акробатические прыжки в заданную позу, в вольтижном же упражнении исполняются акробатические прыжки с приземлением на две ноги или же с приземлением на одну ногу в переход. Комбинированные упражнения включают в себя совместную работу партнеров, выполняющих балансовые и вольтижные упражнения и индивидуальные элементы из различных категорий.

Рис. 1. Содержание соревновательных композиций в спортивной акробатике

Совместная и индивидуальная работа партнеров представлена в композиции в виде художественного оформления под музыкальное сопровождение с помощью элементов хореографии, основу которых составляют шаги, прыжки и повороты.

Для определения доли вклада каждого из компонентов композиции исследовались временные параметры. Анализ соотношения выполняемых двигательных действий при исполнении соревновательных композиций балансового характера ведущими акробатами мира показал, что 58% от общего времени композиции занимают парно-групповые элементы и соединения, 36% ‒ элементы хореографии, представленные танцевальными движениями и 6% от общего времени приходится на выполнение индивидуальных элементов.

Рис. 2. Соотношение времени выполнения основных видов работы в балансовом упражнении

При исполнении композиции вольтижного характера на парно-групповую работу затрачивается 36% от общего времени композиции, 59,3% затрачивается на выполнение танцевальных движений и 5% от общего времени приходится на выполнение индивидуальных элементов.

Рис. 3. Соотношение времени выполнения основных видов работы в вольтижном упражнении

Комбинированное упражнение включает в себя элементы балансового и вольтижного характера и индивидуальную работу из двух существующих категорий. Анализ соотношения выполняемых видов работ в данном упражнении показал, что наибольшее количество времени (53%) акробаты используют для выполнения совместной парно-групповой работы, 41% от общего времени композиции составляют танцевальные движения и 6% ‒ индивидуальные элементы.

Рис. 4. Соотношение времени выполнения основных видов работы в комбинированном упражнении

Сравнительный анализ соревновательных композиций показывает, что наибольшее время (58%) на парно-групповую работу спортсмены затрачивают в балансовом упражнении. Это объясняется спецификой данного упражнения, а именно статическими положениями, фиксацией в 3 секунды и силовыми перемещениями, на которые требуется длительное время. Вольтижные упражнения – это упражнения, выполняемые с фазой полета, поэтому и времени на их исполнение в композиции требуется, гораздо меньше (36%). Комбинированное упражнение занимает промежуточное положение по исполнению парно-групповой работы и составляет, как указывалось выше 53%.

Индивидуальные упражнения в спортивной акробатике выполняются каждым партнером отдельно. Правилами соревнований ограничено их выполнение до трех в балансовом и вольтижном упражнении и четыре индивидуальных элемента разрешается выполнить в комбинированном упражнении. Это самый кратковременный вид работы, на который затрачивается от 4,7% до 6% от общего времени композиции.

И наконец, третий вид работы, выполняемой спортсменами в композиции, составляют элементы хореографии, используемые для оформления композиции, а именно соединения ее частей в единое целое и передаче образа.

Танцевальные движения в композиции представлены в виде трех групп: шаги, прыжки, повороты. В результате анализа количественного состава данных видов движений установлено, что в большинстве случаях спортсмены используют различные разновидности шагов (45%), менее часто использовались прыжки (28%) и повороты (27%).

На диаграмме (рис.5) наглядно представлены основные виды танцевальных перемещений.

Рис. 5 Соотношение видов танцевальных движений в акробатической композиции

В соответствии с правилами соревнований участникам необходимо продемонстрировать передвижение на трех уровнях: низком, среднем и высоком.

На низком уровне выполняются различные виды перекатов, кувырков, перемещений партнеров в горизонтальном положении.

На среднем уровне выполняется большинство композиционных перемещений в виде шагов, поворотов, бега.

Высокий уровень должен быть представлен прыжками, подскоками и поддержками.

Выводы: проведенные исследования позволили определить содержание и структуру современных акробатических композиций высококвалифицированных акробатов, выявить основные компоненты и определить их соотношение во времени.

Выявлены основные компоненты композиций, которые представлены совместной и индивидуальной работой партнеров и элементами хореографии, определены их временные параметры. Приводятся разновидности основных перемещений и установлено их соотношение во времени в композиции. Знание основных компонентов и их взаимосвязи во времени позволит специалистам грамотно подойти к созданию композиций.

Рецензенты:

Сентябрев Н.Н., д.б.н., профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградская академия физической культуры», г. Волгоград;

Фомина Н.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградская академия физической культуры», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Березина А.А., Горячева Н.Л., Анцыперов В.В., Мартынов А.А. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ АКРОБАТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21984 (дата обращения: 17.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074