Одним из приоритетных направлений в подготовке акробатов становится построение соревновательных композиций на высоком качественном уровне.
Умение спортсменов сочетать упражнения различной структурной сложности в неординарных композициях балансового и вольтижного характера с виртуозным исполнением и особой эмоциональностью, выразительностью и артистизмом является первостепенной задачей на пути к спортивному мастерству. Поэтому на сегодняшний день требуется более качественный подход к построению акробатических композиций, основанный на логическом распределении элементов трудности соревновательной программы, которые сочетали бы в себе оригинальные, амплитудные акробатические упражнения с выразительностью, экспрессией танца и музыкальным сопровождением.
В настоящее время в спортивной акробатике отмечается тенденция целенаправленного повышения трудности композиционного построения соревновательных программ. Акробаты включают в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности из различных структурных групп и выполняют их технически совершенно [1,3,6].
Изучение соревновательных композиций в спортивной акробатике показало, что в научно-методической литературе явно недостаточно раскрыты вопросы, касающиеся особенностей создания композиций [2,4,5].
В частности, слабо раскрыты вопросы, касающиеся исследования содержания и структуры соревновательных композиций высококвалифицированных акробатов. Отсутствуют сведения об основных компонентах и их взаимосвязи между собой, а так же соотношение их во времени при исполнении балансового, вольтижного и комбинированного упражнения.
Цель исследования: изучение содержания и структуры соревновательных композиций высококвалифицированных акробатов.
Результаты исследования и их обсуждение. С целью определения содержания соревновательных композиций ведущих акробатов мира, был проведен сравнительный анализ балансового, темпового и комбинированного упражнений.
В результате анализа были определены основные компоненты содержания и структура соревновательных композиций, которая представляет собой взаимосвязь совместной и индивидуальной работы партнеров, а так же элементов хореографии (рис 1). Основу акробатических композиций в парно-групповой акробатике составляет совместная работа партнеров, представленная упражнениями балансового и вольтижного характера, выполняемая в соответствии со специальными требованиями и определяющая трудность упражнения. Индивидуальная работа партнеров при исполнении композиций балансового и вольтижного характера заметно отличается. В балансовом упражнении партнеры демонстрируют упражнения на гибкость, равновесия и акробатические прыжки в заданную позу, в вольтижном же упражнении исполняются акробатические прыжки с приземлением на две ноги или же с приземлением на одну ногу в переход. Комбинированные упражнения включают в себя совместную работу партнеров, выполняющих балансовые и вольтижные упражнения и индивидуальные элементы из различных категорий.
Рис. 1. Содержание соревновательных композиций в спортивной акробатике
Совместная и индивидуальная работа партнеров представлена в композиции в виде художественного оформления под музыкальное сопровождение с помощью элементов хореографии, основу которых составляют шаги, прыжки и повороты.
Для определения доли вклада каждого из компонентов композиции исследовались временные параметры. Анализ соотношения выполняемых двигательных действий при исполнении соревновательных композиций балансового характера ведущими акробатами мира показал, что 58% от общего времени композиции занимают парно-групповые элементы и соединения, 36% ‒ элементы хореографии, представленные танцевальными движениями и 6% от общего времени приходится на выполнение индивидуальных элементов.
Рис. 2. Соотношение времени выполнения основных видов работы в балансовом упражнении
При исполнении композиции вольтижного характера на парно-групповую работу затрачивается 36% от общего времени композиции, 59,3% затрачивается на выполнение танцевальных движений и 5% от общего времени приходится на выполнение индивидуальных элементов.
Рис. 3. Соотношение времени выполнения основных видов работы в вольтижном упражнении
Комбинированное упражнение включает в себя элементы балансового и вольтижного характера и индивидуальную работу из двух существующих категорий. Анализ соотношения выполняемых видов работ в данном упражнении показал, что наибольшее количество времени (53%) акробаты используют для выполнения совместной парно-групповой работы, 41% от общего времени композиции составляют танцевальные движения и 6% ‒ индивидуальные элементы.
Рис. 4. Соотношение времени выполнения основных видов работы в комбинированном упражнении
Сравнительный анализ соревновательных композиций показывает, что наибольшее время (58%) на парно-групповую работу спортсмены затрачивают в балансовом упражнении. Это объясняется спецификой данного упражнения, а именно статическими положениями, фиксацией в 3 секунды и силовыми перемещениями, на которые требуется длительное время. Вольтижные упражнения – это упражнения, выполняемые с фазой полета, поэтому и времени на их исполнение в композиции требуется, гораздо меньше (36%). Комбинированное упражнение занимает промежуточное положение по исполнению парно-групповой работы и составляет, как указывалось выше 53%.
Индивидуальные упражнения в спортивной акробатике выполняются каждым партнером отдельно. Правилами соревнований ограничено их выполнение до трех в балансовом и вольтижном упражнении и четыре индивидуальных элемента разрешается выполнить в комбинированном упражнении. Это самый кратковременный вид работы, на который затрачивается от 4,7% до 6% от общего времени композиции.
И наконец, третий вид работы, выполняемой спортсменами в композиции, составляют элементы хореографии, используемые для оформления композиции, а именно соединения ее частей в единое целое и передаче образа.
Танцевальные движения в композиции представлены в виде трех групп: шаги, прыжки, повороты. В результате анализа количественного состава данных видов движений установлено, что в большинстве случаях спортсмены используют различные разновидности шагов (45%), менее часто использовались прыжки (28%) и повороты (27%).
На диаграмме (рис.5) наглядно представлены основные виды танцевальных перемещений.
Рис. 5 Соотношение видов танцевальных движений в акробатической композиции
В соответствии с правилами соревнований участникам необходимо продемонстрировать передвижение на трех уровнях: низком, среднем и высоком.
На низком уровне выполняются различные виды перекатов, кувырков, перемещений партнеров в горизонтальном положении.
На среднем уровне выполняется большинство композиционных перемещений в виде шагов, поворотов, бега.
Высокий уровень должен быть представлен прыжками, подскоками и поддержками.
Выводы: проведенные исследования позволили определить содержание и структуру современных акробатических композиций высококвалифицированных акробатов, выявить основные компоненты и определить их соотношение во времени.
Выявлены основные компоненты композиций, которые представлены совместной и индивидуальной работой партнеров и элементами хореографии, определены их временные параметры. Приводятся разновидности основных перемещений и установлено их соотношение во времени в композиции. Знание основных компонентов и их взаимосвязи во времени позволит специалистам грамотно подойти к созданию композиций.
Рецензенты:
Сентябрев Н.Н., д.б.н., профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградская академия физической культуры», г. Волгоград;
Фомина Н.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградская академия физической культуры», г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Березина А.А., Горячева Н.Л., Анцыперов В.В., Мартынов А.А. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ АКРОБАТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21984 (дата обращения: 03.12.2024).