Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

THE CONTENT AND STRUCTURE OF COMPETITIVE COMPOSITIONS HIGHLY ACROBAT

Berezina A.A. 1 Goryacheva N.L. 1 Antsyperov V.V. 1 Martynov A.A. 1
1 Volgograd State Academy of Physical Culture
Одним из приоритетных направлений подготовки акробатов становится построение соревновательных композиций на высоком качественном уровне. В настоящее время в спортивной акробатике отмечается тенденция целенаправленного повышения трудности композиционного построения соревновательных программ. Акробаты включают в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности из различных структурных групп и выполняют их технически совершенно. Изучение соревновательных композиций в спортивной акробатике показало, что в научно-методической литературе явно недостаточно раскрыты вопросы, касающиеся особенностей создания. В статье изучается содержание и структура композиций высококвалифицированных акробатов. Выявлены основные компоненты композиций, которые представлены совместной и индивидуальной работой партнеров и элементами хореографии, определены их временные параметры. Приводятся разновидности основных перемещений и установлено их соотношение во времени в композиции. Знание основных компонентов и их взаимосвязи во времени позволит специалистам грамотно подойти к созданию композиций.
One of the priorities of training acrobats become competitive compositions on the construction of a high quality level.Currently, the sports acrobatics tendency targeted increase the difficulty of constructing a composite competitive programs. Acrobats include a free program a maximum of elements of higher difficulty of the various structural groups and operate their technically advancedA study of competition in sports acrobatics compositions showed that scientific and methodical literature is clearly insufficient disclosure issues relating to the creation of features. We study the content and structure of the compositions of highly acrobatic. The basic components of the compositions, which are represented by a joint and individual work of partners and elements of choreography, defined by their timing. Species presents major displacements and their ratio found in the composition over time. Knowledge of the basic components and their relationship in time will allow experts to competently approach to the creation of compositions.
content and structure of the songs
acrobatic composition
acrobatics

Одним из приоритетных направлений в подготовке акробатов становится построение соревновательных композиций на высоком качественном уровне.

Умение спортсменов сочетать упражнения различной структурной сложности в неординарных композициях балансового и вольтижного характера с виртуозным исполнением и особой эмоциональностью, выразительностью и артистизмом является первостепенной задачей на пути к спортивному мастерству. Поэтому на сегодняшний день требуется более качественный подход к построению акробатических композиций, основанный на логическом распределении элементов трудности соревновательной программы, которые сочетали бы в себе оригинальные, амплитудные акробатические упражнения с выразительностью, экспрессией танца и музыкальным сопровождением.

В настоящее время в спортивной акробатике отмечается тенденция целенаправленного повышения трудности композиционного построения соревновательных программ. Акробаты включают в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности из различных структурных групп и выполняют их технически совершенно [1,3,6].

Изучение соревновательных композиций в спортивной акробатике показало, что в научно-методической литературе явно недостаточно раскрыты вопросы, касающиеся особенностей создания композиций [2,4,5].

В частности, слабо раскрыты вопросы, касающиеся исследования содержания и структуры соревновательных композиций высококвалифицированных акробатов. Отсутствуют сведения об основных компонентах и их взаимосвязи между собой, а так же соотношение их во времени при исполнении балансового, вольтижного и комбинированного упражнения.

Цель исследования: изучение содержания и структуры соревновательных композиций высококвалифицированных акробатов.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью определения содержания соревновательных композиций ведущих акробатов мира, был проведен сравнительный анализ балансового, темпового и комбинированного упражнений.

В результате анализа были определены основные компоненты содержания и структура соревновательных композиций, которая представляет собой взаимосвязь совместной и индивидуальной работы партнеров, а так же элементов хореографии (рис 1). Основу акробатических композиций в парно-групповой акробатике составляет совместная работа партнеров, представленная упражнениями балансового и вольтижного характера, выполняемая в соответствии со специальными требованиями и определяющая трудность упражнения. Индивидуальная работа партнеров при исполнении композиций балансового и вольтижного характера заметно отличается. В балансовом упражнении партнеры демонстрируют упражнения на гибкость, равновесия и акробатические прыжки в заданную позу, в вольтижном же упражнении исполняются акробатические прыжки с приземлением на две ноги или же с приземлением на одну ногу в переход. Комбинированные упражнения включают в себя совместную работу партнеров, выполняющих балансовые и вольтижные упражнения и индивидуальные элементы из различных категорий.

Рис. 1. Содержание соревновательных композиций в спортивной акробатике

Совместная и индивидуальная работа партнеров представлена в композиции в виде художественного оформления под музыкальное сопровождение с помощью элементов хореографии, основу которых составляют шаги, прыжки и повороты.

Для определения доли вклада каждого из компонентов композиции исследовались временные параметры. Анализ соотношения выполняемых двигательных действий при исполнении соревновательных композиций балансового характера ведущими акробатами мира показал, что 58% от общего времени композиции занимают парно-групповые элементы и соединения, 36% ‒ элементы хореографии, представленные танцевальными движениями и 6% от общего времени приходится на выполнение индивидуальных элементов.

Рис. 2. Соотношение времени выполнения основных видов работы в балансовом упражнении

При исполнении композиции вольтижного характера на парно-групповую работу затрачивается 36% от общего времени композиции, 59,3% затрачивается на выполнение танцевальных движений и 5% от общего времени приходится на выполнение индивидуальных элементов.

Рис. 3. Соотношение времени выполнения основных видов работы в вольтижном упражнении

Комбинированное упражнение включает в себя элементы балансового и вольтижного характера и индивидуальную работу из двух существующих категорий. Анализ соотношения выполняемых видов работ в данном упражнении показал, что наибольшее количество времени (53%) акробаты используют для выполнения совместной парно-групповой работы, 41% от общего времени композиции составляют танцевальные движения и 6% ‒ индивидуальные элементы.

Рис. 4. Соотношение времени выполнения основных видов работы в комбинированном упражнении

Сравнительный анализ соревновательных композиций показывает, что наибольшее время (58%) на парно-групповую работу спортсмены затрачивают в балансовом упражнении. Это объясняется спецификой данного упражнения, а именно статическими положениями, фиксацией в 3 секунды и силовыми перемещениями, на которые требуется длительное время. Вольтижные упражнения – это упражнения, выполняемые с фазой полета, поэтому и времени на их исполнение в композиции требуется, гораздо меньше (36%). Комбинированное упражнение занимает промежуточное положение по исполнению парно-групповой работы и составляет, как указывалось выше 53%.

Индивидуальные упражнения в спортивной акробатике выполняются каждым партнером отдельно. Правилами соревнований ограничено их выполнение до трех в балансовом и вольтижном упражнении и четыре индивидуальных элемента разрешается выполнить в комбинированном упражнении. Это самый кратковременный вид работы, на который затрачивается от 4,7% до 6% от общего времени композиции.

И наконец, третий вид работы, выполняемой спортсменами в композиции, составляют элементы хореографии, используемые для оформления композиции, а именно соединения ее частей в единое целое и передаче образа.

Танцевальные движения в композиции представлены в виде трех групп: шаги, прыжки, повороты. В результате анализа количественного состава данных видов движений установлено, что в большинстве случаях спортсмены используют различные разновидности шагов (45%), менее часто использовались прыжки (28%) и повороты (27%).

На диаграмме (рис.5) наглядно представлены основные виды танцевальных перемещений.

Рис. 5 Соотношение видов танцевальных движений в акробатической композиции

В соответствии с правилами соревнований участникам необходимо продемонстрировать передвижение на трех уровнях: низком, среднем и высоком.

На низком уровне выполняются различные виды перекатов, кувырков, перемещений партнеров в горизонтальном положении.

На среднем уровне выполняется большинство композиционных перемещений в виде шагов, поворотов, бега.

Высокий уровень должен быть представлен прыжками, подскоками и поддержками.

Выводы: проведенные исследования позволили определить содержание и структуру современных акробатических композиций высококвалифицированных акробатов, выявить основные компоненты и определить их соотношение во времени.

Выявлены основные компоненты композиций, которые представлены совместной и индивидуальной работой партнеров и элементами хореографии, определены их временные параметры. Приводятся разновидности основных перемещений и установлено их соотношение во времени в композиции. Знание основных компонентов и их взаимосвязи во времени позволит специалистам грамотно подойти к созданию композиций.

Рецензенты:

Сентябрев Н.Н., д.б.н., профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградская академия физической культуры», г. Волгоград;

Фомина Н.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградская академия физической культуры», г. Волгоград.