Обращаясь к вопросам профессиональной адаптации курсантов военных вузов, исследователи [8, 10, 11 и др.] отмечают, что период профессиональной адаптации объективно включает в себя и принятие новых социальных ролей, функций профессионального характера и включение в структуру межличностных отношений при решении профессиональных задач. В результате профессиональной адаптации достигается оптимальное соотношение между требованиями, предъявляемыми обществом к профессии военного в целом, традициями и нормами профессионального сообщества и их реализацией в выполняемой военно-профессиональной деятельности.
Рассматривая особенности обучения в военном вузе, мы обратились к анализу исследований, посвященных проблемам военного образования. Так, например, в работе В.А. Пестова [5] отмечается, что военное образование является процессом и результатом усвоения военно-профессиональных компетенций, позволяющих военнослужащим выполнять служебные обязанности при достижении обучающимися определенного государством образовательного уровня профессионального образования. Ключевые особенности системы военного образования в РФ заключаются в том, что она базируется на основных принципах государственной политики России в областях образования, военной безопасности, строительства Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, закрепленных законодательством и другими нормативно-правовыми актами страны.
Проведенный нами обзор современных исследований [9] позволил сформулировать ключевые принципы, которые служат фундаментом военного образования в РФ: приоритет национальных интересов и безопасности, являющихся определяющими в содержании военного образования; единства политики государства в подготовке военных и гражданских специалистов; гуманизация и демократизация военного образования; непрерывность и преемственность военного образования; фундаментализация высшего военного образования; опережение практики применения сил военным образованием; соответствие потенциала научно-педагогического состава, учебно-материального обеспечения соответствующему качеству высшего военного образования и др.
Для успешной профессиональной мотивации курсантов к обучению в военном вузе необходимо учитывать как выше обозначенные общие принципы, так и следующие специфические:
а) нормативно-правовая обусловленность (строгое исполнение законов, приказов, распоряжений, инструкций, директив);
б) традиционность (воинские традиции, передаваемыми поколениями военнослужащих);
в) ритуальность (отражение социально-воспитательного воздействия воинских ритуалов).
Цель исследования
Соответственно вышеуказанные общие и специфические принципы определили необходимость решения проблемы не только профессиональной адаптации курсантов военных вузов, но и рассмотрения ее аспекта - профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе.
Материал исследования
Профессионально-мотивационная адаптация курсантов к обучению в военном вузе представляет собой процесс осознанного принятия будущими офицерами ценностей военной профессии и их приспособления к требованиям будущей военно-профессиональной деятельности.
Для обеспечения успешности и эффективности процесса профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе необходимо создать педагогические условия.
Основываясь на трактовке понятия «условие» как отношения зависимости явлений, обстоятельств [4], мы трактуем педагогическое условие, согласно мнению Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой, как «совокупность мер педагогического процесса, направленной на повышение его эффективности» [12, с. 158].
Для определения педагогических условий, мы обратились к анализу современных исследований, посвященных проблемам военно-профессионального образования. Авторы [1, 3, 5, 6, 10, 11 и др.] считают, что одним из условий повышения эффективности адаптации является вовлечение в сохранение и укрепление традиций существующего профессионального коллектива. Соответственно для повышения эффективности исследуемого нами процесса адаптации курсантов является важным и необходимым вовлечение будущих офицеров в сохранение и укрепление военно-патриотической среды вуза.
Отметим, что современная система военного образования переживает период реформирования [9], которое состоит в обеспечении стабильного комплектования войск квалифицированными офицерами путем оптимизации организационно-штатной структуры военных вузов, совершенствования организации подготовки, содержания военного образования, его управления и ресурсного обеспечения. На фоне внедрения инновационных процессов в военные вузы, реформирования все системы Вооруженных Сил РФ важно сохранять и укреплять существующие традиции, основанные на воспитании патриотизма, дисциплинированности и ответственности курсантов. Это становится возможным путем создания особой военно-патриотической среды в военном вузе.
В самом общем смысле «среда» понимается как «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [4, с. 759].
В философии понятие «среда» рассматривается в социальном аспекте и определяется как: 1) окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования; 2) окружающий мир - пространство и материал для развития, с помощью которых способность прокладывает себе путь прямо или окольно; 3) окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов; 4) совокупность условий и влияний, окружающих человека.
Анализ данных определений позволяет заключить, что ключевым в трактовке данного понятия с философских позиций является «окружение» как совокупность условий, обеспечивающих существование и деятельность человека.
В социологии распространено понятие «социальная среда», которое трактуется как часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д. При этом подчеркивается, что среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В современных исследованиях отмечается также, что социальная среда создается человеком, его трудом и ее результатом являются продукты материальной и духовной культуры. Значимым для нашего исследования является и то, что человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая влияние своими отношениями и действиями. Особенно актуально это положение, мы считаем, для повышения эффективности профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе.
Однако некоторые исследователи [2, 3, 7 и др.] предлагают понимать среду как окружающее человека социальное пространство, зону непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. При этом в ее структуру включаются феномены социальной и личной жизни человека: опыт прошлой жизни, опыт общения, влияние средств массовой информации и т.п. Реализация совокупности материальных, экономических, социально-политических и педагогических условий существования и формирования личности, составляющих воспитательную среду, обеспечивает освоение индивидом культуры, ценностей и норм общества и перевод их в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности.
В связи с этим военно-патриотическая среда включает непосредственное окружение курсантов и многообразие их взаимодействий, видов деятельности, условий и возможностей личностного развития, что возможно структурно представить как информационный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент включает документацию, определяющую содержание и особенности профессиональной деятельности, а также информационно-методическое обеспечение военно-патриотического воспитания курсантов (программы, материалы к лекционным и практическим занятиям, программно-методические материалы, диагностические материалы и пр.).
Деятельностный компонент среды характеризует различные виды деятельности курсантов, которые способствуют решению задач повышения эффективности профессионально-мотивационной адаптации:
- образовательная (изучение аспектов военно-патриотического воспитания, получение информации об успешных действиях выпускников вуза, о героических и мужественных поступках курсантов, о деятельности ветеранской и наставнической организации и пр.);
- профессиональная (выполнение военно-профессиональных обязанностей);
- социальная (встречи курсантов с ветеранами, участие в конкурсах профессионального мастерства, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и пр.).
Таким образом, создание военно-патриотической среды предполагает конструирование социально-профессионального пространства, характеризующего зону непосредственной активности курсантов в профессиональной и социальной деятельности и отражающего феномены социальной и личной жизни человека (опыт прошлой жизни, опыт общения, влияние средств массовой информации и т.п.). Решение данной задачи обеспечивается реализацией во взаимосвязи информационного и деятельностного компонентов предлагаемой среды.
Обратимся к описанию реализации этого педагогического условия. Для вовлечения будущих офицеров в сохранение и укрепление военно-патриотической среды вуза в рамках информационного компонента с курсантами проводились воспитательные мероприятия, единые дни государственно-правового информирования по патриотической тематике. Особое внимание уделялось информации о героических и мужественных поступках курсантов-выпускников, о деятельности ветеранской и наставнической организации. Также проводились встречи курсантов с офицерами, отличившимися при выполнении профессиональных обязанностей. Данные занятия и встречи обладали значительными возможностями в решении задач повышения военно-профессиональной мотивации и направленности на профессию офицера, а значит, способствуют военно-мотивационной адаптации курсантов. Интересными, насыщенными по содержанию, познавательными были занятия («Государственные символы Российской Федерации», «Совесть, долг и честь» и др.).
Для реализации информационного компонента были проведены следующие мероприятия:
- в фойе и коридорах вуза оборудованы стенды с государственной символикой Российской Федерации - герб, флаг, гимн, выдержки из Конституции России, портреты Президента Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации и т.д.;
- оформлены экспозиции, посвященные истории России, воинским и трудовым подвигам нашего народа, истории вуза;
- выпущен фотоальбом о лучших выпускниках-офицерах;
- проведены экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы и др.
Заключение
Реализация деятельностного компонента военно-патриотической среды, характеризующего различные виды деятельности курсантов, включала проведение мероприятий, способствующих расширению их опыта военно-профессиональной и патриотической деятельности. Так, например, нами были проведены конкурсы профессионального мастерства, спортивные соревнования по военно-прикладным видам спорта; встречи офицеров-выпускников разных поколений, развитие ветеранского движения, наставничества; выпущены журналы и буклеты, посвященные славным и юбилейным датам; проведены День памяти офицеров, погибших при исполнении воинского долга; принимали участие в праздновании Дня Победы совместно с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне; организованы торжественные встречи; проведены встречи с учащимися школ, организованы экскурсии по музею вуза, проведены День открытых дверей; организовано шефство над ветеранами.
Особое внимание для вовлечения будущих офицеров в сохранение и укрепление военно-патриотической среды вуза было уделено в ходе подготовки и проведения празднования к 70-летию годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне: был подготовлен план мероприятий по подготовке и проведению Дня Победы, участие в акции «Бессмертный полк» и др. В рамках Всероссийской акции «Внимание!» посещены на дому ветераны Великой Отечественной войны, с которыми проведены беседы и оказана необходимая помощь. Перечисленные мероприятия планировались и организовывались с целью максимального привлечения курсантов, участвовавших в экспериментальной работе, к реальной деятельности военно-профессионального содержания.
Кроме этого, использовались также различные формы деятельности, среди которых основное распространение получили:
- мероприятия патриотического характера или же существенно насыщенные патриотическими элементами: концерты, смотры-конкурсы, вечера отдыха и пр.;
- тематические вечера: вечера-портреты, вечера чествований и т.д.
- тематические встречи: с ветеранами, с представителями духовенства и др.;
- дискуссионные мероприятия: обсуждение патриотических произведений, работы газеты, журнала, редакции радиовещания;
- мероприятия учебно-образовательного характера - через такие формы, как студии и объединения по интересам и др.
Таким образом, интеграция информационного и деятельностного компонентов способствовала полному насыщению военно-патриотической среды вуза и расширению его возможностей для профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению.
Рецензенты:
Яковлева Н.О., д.п.н., профессор, зав. научно-исследовательским центром «Научный центр стратегических исследований проблем образования» ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;
Уварина Н.В., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Кечкин Ю.В. ВОВЛЕЧЕНИЕ КУРСАНТОВ В СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВОЕННОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21971 (дата обращения: 14.09.2024).