Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОВЛЕЧЕНИЕ КУРСАНТОВ В СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Кечкин Ю.В. 1
1 Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» филиал
Рассмотрены особенности обучения в военном вузе, проведён анализ исследований, посвященных проблемам военного образования. В статье представлено описание педагогического условия, способствующего профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе. Профессионально-мотивационная адаптация в военном вузе представляет собой процесс поэтапного вхождения курсантов в военную профессию, осознанного принятия будущими офицерами ценностей военной профессии и их приспособления к требованиям будущей военно-профессиональной деятельности в процессе обучения. Представлены выводы, что интеграция информационного и деятельстного компонентов способствовала полному насыщению военно-патриотической среды вуза и расширению его возможностей для профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению, профессионально-мотивационная адаптация в военном вузе представляет собой процесс поэтапного вхождения курсантов в военную профессию и осознанного принятия будущими офицерами ценностей военной профессии.
военно-патриотическая среда
курсанты
профессиональная мотивация
мотивация
адаптация
военное образование
1. Гриднев, Д. А. Социальные факторы реформы высшего военного образования: опыт социологического исследования [Электронный ресурс] / Д.А. Гриднев // Вопросы управления. – 2011. – № 16. – Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue.
2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с.
3. Мазур, М.А. Курс лекций по патриотическому воспитанию [Текст] / М.А. Мазур. – Ханты-Мансийск: Издательство «Печатное дело», 2010. – 106 с.
4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. – М.: Оникс, 2010. – 944 с.
5. Пестов, В. А. Исторический опыт развития системы военного образования в России [Текст] / В. А. Пестов. – М..: ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1996. – 55 с.
6. Селуянов, А. А. Актуальные проблемы системы военного образования: пути и методы решения [Электронный ресурс] / А. А. Селуянов // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 2 – С. 80-84. – URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=s how_article&article_id=2569
7. Уварина, Н. В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе [Текст] / Н. В. Уварина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2012. – № 15. – С. 34-36‏.
8. Филофеев, О. А. Развитие самообразовательной деятельности курсантов военных высших учебных заведений [Текст] : автореф. дис. …канд. пед. наук : 13.00.08 / Олег Александрович Филофеев. – М., 2012. – 24 с.
9. Шойгу, С. К. Тезисы выступления Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу на международной конференции «Военные и политические аспекты европейской безопасности», 23-24 мая 2014 г. / С.К. Шойгу. – http://mil.ru/konf_evrodefence/konferencia.htm.
10. Юматов, В. А. Профессиональная подготовка курсантов вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения [Текст] : дис. …канд. пед. наук : 13.00.08 / Виталий Александрович Юматов. – СПб., 2012. – 177 с.
11. Юрцев, И. В. Педагогическое стимулирование курсантов к преодолению трудностей взаимодействия в процессе обучения в военном вузе [Текст] : автореф. дис. …канд. пед. наук : 13.00.01 / Игорь Валентинович Юрцев. – Кострома, 2012. – 27 с.
12. Яковлев, Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: Монография [Текст] / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. – Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. – 316 с.
Проблема профессиональной адаптации является одной из актуальных, связанных с процессом постепенного вхождения человека в профессию, его знакомством с содержанием и особенностями профессиональной деятельности, приспособлением к требованиям и условиям работы, к коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется профессиональная деятельность. Именно адаптация является тем механизмом, обеспечивающим дальнейшее включение в профессиональную среду.

Обращаясь к вопросам профессиональной адаптации курсантов военных вузов, исследователи [8, 10, 11 и др.] отмечают, что период профессиональной адаптации объективно включает в себя и принятие новых социальных ролей, функций профессионального характера и включение в структуру межличностных отношений при решении профессиональных задач. В результате профессиональной адаптации достигается оптимальное соотношение между требованиями, предъявляемыми обществом к профессии военного в целом, традициями и нормами профессионального сообщества и их реализацией в выполняемой военно-профессиональной деятельности.

Рассматривая особенности обучения в военном вузе, мы обратились к анализу исследований, посвященных проблемам военного образования. Так, например, в работе В.А. Пестова [5] отмечается, что военное образование является процессом и результатом усвоения военно-профессиональных компетенций, позволяющих военнослужащим выполнять служебные обязанности при достижении обучающимися определенного государством образовательного уровня профессионального образования. Ключевые особенности системы военного образования в РФ заключаются в том, что она базируется на основных принципах государственной политики России в областях образования, военной безопасности, строительства Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, закрепленных законодательством и другими нормативно-правовыми актами страны.

Проведенный нами обзор современных исследований [9] позволил сформулировать ключевые принципы, которые служат фундаментом военного образования в РФ: приоритет национальных интересов и безопасности, являющихся определяющими в содержании военного образования; единства политики государства в подготовке военных и гражданских специалистов; гуманизация и демократизация военного образования; непрерывность и преемственность военного образования; фундаментализация высшего военного образования; опережение практики применения сил военным образованием; соответствие потенциала научно-педагогического состава, учебно-материального обеспечения соответствующему качеству высшего военного образования и др.

Для успешной профессиональной мотивации курсантов к обучению в военном вузе необходимо учитывать как выше обозначенные общие принципы, так и следующие специфические:

а) нормативно-правовая обусловленность (строгое исполнение законов, приказов, распоряжений, инструкций, директив);

б) традиционность (воинские традиции, передаваемыми поколениями военнослужащих);

в) ритуальность (отражение социально-воспитательного воздействия воинских ритуалов).

Цель исследования

Соответственно вышеуказанные общие и специфические принципы определили необходимость решения проблемы не только профессиональной адаптации курсантов военных вузов, но и рассмотрения ее аспекта - профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе.

Материал исследования

Профессионально-мотивационная адаптация курсантов к обучению в военном вузе представляет собой процесс осознанного принятия будущими офицерами ценностей военной профессии и их приспособления к требованиям будущей военно-профессиональной деятельности.

Для обеспечения успешности и эффективности процесса профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе необходимо создать педагогические условия.

Основываясь на трактовке понятия «условие» как отношения зависимости явлений, обстоятельств [4], мы трактуем педагогическое условие, согласно мнению Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой, как «совокупность мер педагогического процесса, направленной на повышение его эффективности» [12, с. 158].

Для определения педагогических условий, мы обратились к анализу современных исследований, посвященных проблемам военно-профессионального образования. Авторы [1, 3, 5, 6, 10, 11 и др.] считают, что одним из условий повышения эффективности адаптации является вовлечение в сохранение и укрепление традиций существующего профессионального коллектива. Соответственно для повышения эффективности исследуемого нами процесса адаптации курсантов является важным и необходимым вовлечение будущих офицеров в сохранение и укрепление военно-патриотической среды вуза.

Отметим, что современная система военного образования переживает период реформирования [9], которое состоит в обеспечении стабильного комплектования войск квалифицированными офицерами путем оптимизации организационно-штатной структуры военных вузов, совершенствования организации подготовки, содержания военного образования, его управления и ресурсного обеспечения. На фоне внедрения инновационных процессов в военные вузы, реформирования все системы Вооруженных Сил РФ важно сохранять и укреплять существующие традиции, основанные на воспитании патриотизма, дисциплинированности и ответственности курсантов. Это становится возможным путем создания особой военно-патриотической среды в военном вузе.

В самом общем смысле «среда» понимается как «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [4, с. 759].

В философии понятие «среда» рассматривается в социальном аспекте и определяется как: 1) окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования; 2) окружающий мир - пространство и материал для развития, с помощью которых способность прокладывает себе путь прямо или окольно; 3) окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов; 4) совокупность условий и влияний, окружающих человека.

Анализ данных определений позволяет заключить, что ключевым в трактовке данного понятия с философских позиций является «окружение» как совокупность условий, обеспечивающих существование и деятельность человека.

В социологии распространено понятие «социальная среда», которое трактуется  как часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д. При этом подчеркивается, что среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В современных исследованиях отмечается также, что социальная среда создается человеком, его трудом и ее результатом являются продукты материальной и духовной культуры. Значимым для нашего исследования является и то, что человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая влияние своими отношениями и действиями. Особенно актуально это положение, мы считаем, для повышения эффективности профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе.

Однако некоторые исследователи [2, 3, 7 и др.] предлагают понимать среду как окружающее человека социальное пространство, зону непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. При этом в ее структуру включаются феномены социальной и личной жизни человека: опыт прошлой жизни, опыт общения, влияние средств массовой информации и т.п. Реализация совокупности материальных, экономических, социально-политических и педагогических условий существования и формирования личности, составляющих воспитательную среду, обеспечивает освоение индивидом культуры, ценностей и норм общества и перевод их в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности.

В связи с этим военно-патриотическая среда включает непосредственное окружение курсантов и многообразие их взаимодействий, видов деятельности, условий и возможностей личностного развития, что возможно структурно представить как информационный и деятельностный компоненты.

Информационный компонент включает документацию, определяющую содержание и особенности профессиональной деятельности, а также информационно-методическое обеспечение военно-патриотического воспитания курсантов (программы, материалы к лекционным и практическим занятиям, программно-методические материалы, диагностические материалы и пр.).

Деятельностный компонент среды характеризует различные виды деятельности курсантов, которые способствуют решению задач повышения эффективности профессионально-мотивационной адаптации:

  • образовательная (изучение аспектов военно-патриотического воспитания, получение информации об успешных действиях выпускников вуза, о героических и мужественных поступках курсантов, о деятельности ветеранской и наставнической организации и пр.);
  • профессиональная (выполнение военно-профессиональных обязанностей);
  • социальная (встречи курсантов с ветеранами, участие в конкурсах профессионального мастерства, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и пр.).

Таким образом, создание военно-патриотической среды предполагает конструирование социально-профессионального пространства, характеризующего зону непосредственной активности курсантов в профессиональной и социальной деятельности и отражающего феномены социальной и личной жизни человека (опыт прошлой жизни, опыт общения, влияние средств массовой информации и т.п.). Решение данной задачи обеспечивается реализацией во взаимосвязи информационного и деятельностного компонентов предлагаемой среды.

Обратимся к описанию реализации этого педагогического условия. Для вовлечения будущих офицеров в сохранение и укрепление военно-патриотической среды вуза в рамках информационного компонента с курсантами проводились воспитательные мероприятия, единые дни государственно-правового информирования по патриотической тематике. Особое внимание уделялось информации о героических и мужественных поступках курсантов-выпускников, о деятельности ветеранской и наставнической организации. Также проводились встречи курсантов с офицерами, отличившимися при выполнении профессиональных обязанностей. Данные занятия и встречи обладали значительными возможностями в решении задач повышения военно-профессиональной мотивации и направленности на профессию офицера, а значит, способствуют военно-мотивационной адаптации курсантов. Интересными, насыщенными по содержанию, познавательными были занятия («Государственные символы Российской Федерации», «Совесть, долг и честь» и др.).

Для реализации информационного компонента были проведены следующие мероприятия:

  • в фойе и коридорах вуза оборудованы стенды с государственной символикой Российской Федерации - герб, флаг, гимн, выдержки из Конституции России, портреты Президента Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации и т.д.;
  • оформлены экспозиции, посвященные истории России, воинским и трудовым подвигам нашего народа, истории вуза;
  • выпущен фотоальбом о лучших выпускниках-офицерах;
  • проведены экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы и др.

Заключение

Реализация деятельностного компонента военно-патриотической среды, характеризующего различные виды деятельности курсантов, включала проведение мероприятий, способствующих расширению их опыта военно-профессиональной и патриотической деятельности. Так, например, нами были проведены конкурсы профессионального мастерства, спортивные соревнования по военно-прикладным видам спорта; встречи офицеров-выпускников разных поколений, развитие ветеранского движения, наставничества; выпущены журналы и буклеты, посвященные славным и юбилейным датам; проведены День памяти офицеров, погибших при исполнении воинского долга; принимали участие в праздновании Дня Победы совместно с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне; организованы торжественные встречи; проведены встречи с учащимися школ, организованы экскурсии по музею вуза, проведены День открытых дверей; организовано шефство над ветеранами.

Особое внимание для вовлечения будущих офицеров в сохранение и укрепление военно-патриотической среды вуза было уделено в ходе подготовки и проведения празднования к 70-летию годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне: был подготовлен план мероприятий по подготовке и проведению Дня Победы, участие в акции «Бессмертный полк» и др. В рамках Всероссийской акции «Внимание!» посещены на дому ветераны Великой Отечественной войны, с которыми проведены беседы и оказана необходимая помощь. Перечисленные мероприятия планировались и организовывались с целью максимального привлечения курсантов, участвовавших в экспериментальной работе, к реальной деятельности военно-профессионального содержания.

Кроме этого, использовались также различные формы деятельности, среди которых основное распространение получили:

  • мероприятия патриотического характера или же существенно насыщенные патриотическими элементами: концерты, смотры-конкурсы, вечера отдыха и пр.;
  • тематические вечера: вечера-портреты, вечера чествований и т.д.
  • тематические встречи: с ветеранами, с представителями духовенства и др.;
  •  дискуссионные мероприятия: обсуждение патриотических произведений, работы газеты, журнала, редакции радиовещания;
  • мероприятия учебно-образовательного характера - через такие формы, как студии и объединения по интересам и др.

Таким образом, интеграция информационного и деятельностного компонентов способствовала полному насыщению военно-патриотической среды вуза и расширению его возможностей для профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению.

Рецензенты:

Яковлева Н.О., д.п.н., профессор, зав. научно-исследовательским центром «Научный центр стратегических исследований проблем образования» ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;

Уварина Н.В., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Кечкин Ю.В. ВОВЛЕЧЕНИЕ КУРСАНТОВ В СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВОЕННОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21971 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674