Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

INVOLVING OF CADETS IN PRESERVATION AND STRENGTHENING OF THE MILITARY-PATRIOTIC ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL AS THE CONDITION OF IS PROFESSIONAL-MOTIVATIONAL ADAPTATION OF CADETS TO TRAINING IN MILITARY HIGH SCHOOL

Kechkin Yu.V. 1
1 Military uchebno-centre of science of Military-air forces «Military-air academy» branch
Рассмотрены особенности обучения в военном вузе, проведён анализ исследований, посвященных проблемам военного образования. В статье представлено описание педагогического условия, способствующего профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе. Профессионально-мотивационная адаптация в военном вузе представляет собой процесс поэтапного вхождения курсантов в военную профессию, осознанного принятия будущими офицерами ценностей военной профессии и их приспособления к требованиям будущей военно-профессиональной деятельности в процессе обучения. Представлены выводы, что интеграция информационного и деятельстного компонентов способствовала полному насыщению военно-патриотической среды вуза и расширению его возможностей для профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению, профессионально-мотивационная адаптация в военном вузе представляет собой процесс поэтапного вхождения курсантов в военную профессию и осознанного принятия будущими офицерами ценностей военной профессии.
Features of training in military high school are considered, the analysis of the researches devoted to problems of military education is carried out. In article the description of the pedagogical condition promoting is professional-motivational adaptation of cadets to training in military high school is presented. Is professional-motivational adaptation in military high school represents process of stage-by-stage occurrence of cadets in the military trade, the realised acceptance by the future officers of values of a military trade and their adaptation to requirements future military-professional work in the course of training. Conclusions are presented that integration information and activity of components promoted full saturation of the military-patriotic environment of high school and expansion of its possibilities for is professional-motivational adaptation of cadets to training, is professional-motivational adaptation in military high school represents process of stage-by-stage occurrence of cadets in a military trade and the realised acceptance by the future officers of values of a military trade.
the military-patriotic environment
cadets
professional motivation
motivation
adaptation
military education
Проблема профессиональной адаптации является одной из актуальных, связанных с процессом постепенного вхождения человека в профессию, его знакомством с содержанием и особенностями профессиональной деятельности, приспособлением к требованиям и условиям работы, к коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется профессиональная деятельность. Именно адаптация является тем механизмом, обеспечивающим дальнейшее включение в профессиональную среду.

Обращаясь к вопросам профессиональной адаптации курсантов военных вузов, исследователи [8, 10, 11 и др.] отмечают, что период профессиональной адаптации объективно включает в себя и принятие новых социальных ролей, функций профессионального характера и включение в структуру межличностных отношений при решении профессиональных задач. В результате профессиональной адаптации достигается оптимальное соотношение между требованиями, предъявляемыми обществом к профессии военного в целом, традициями и нормами профессионального сообщества и их реализацией в выполняемой военно-профессиональной деятельности.

Рассматривая особенности обучения в военном вузе, мы обратились к анализу исследований, посвященных проблемам военного образования. Так, например, в работе В.А. Пестова [5] отмечается, что военное образование является процессом и результатом усвоения военно-профессиональных компетенций, позволяющих военнослужащим выполнять служебные обязанности при достижении обучающимися определенного государством образовательного уровня профессионального образования. Ключевые особенности системы военного образования в РФ заключаются в том, что она базируется на основных принципах государственной политики России в областях образования, военной безопасности, строительства Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, закрепленных законодательством и другими нормативно-правовыми актами страны.

Проведенный нами обзор современных исследований [9] позволил сформулировать ключевые принципы, которые служат фундаментом военного образования в РФ: приоритет национальных интересов и безопасности, являющихся определяющими в содержании военного образования; единства политики государства в подготовке военных и гражданских специалистов; гуманизация и демократизация военного образования; непрерывность и преемственность военного образования; фундаментализация высшего военного образования; опережение практики применения сил военным образованием; соответствие потенциала научно-педагогического состава, учебно-материального обеспечения соответствующему качеству высшего военного образования и др.

Для успешной профессиональной мотивации курсантов к обучению в военном вузе необходимо учитывать как выше обозначенные общие принципы, так и следующие специфические:

а) нормативно-правовая обусловленность (строгое исполнение законов, приказов, распоряжений, инструкций, директив);

б) традиционность (воинские традиции, передаваемыми поколениями военнослужащих);

в) ритуальность (отражение социально-воспитательного воздействия воинских ритуалов).

Цель исследования

Соответственно вышеуказанные общие и специфические принципы определили необходимость решения проблемы не только профессиональной адаптации курсантов военных вузов, но и рассмотрения ее аспекта - профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе.

Материал исследования

Профессионально-мотивационная адаптация курсантов к обучению в военном вузе представляет собой процесс осознанного принятия будущими офицерами ценностей военной профессии и их приспособления к требованиям будущей военно-профессиональной деятельности.

Для обеспечения успешности и эффективности процесса профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе необходимо создать педагогические условия.

Основываясь на трактовке понятия «условие» как отношения зависимости явлений, обстоятельств [4], мы трактуем педагогическое условие, согласно мнению Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой, как «совокупность мер педагогического процесса, направленной на повышение его эффективности» [12, с. 158].

Для определения педагогических условий, мы обратились к анализу современных исследований, посвященных проблемам военно-профессионального образования. Авторы [1, 3, 5, 6, 10, 11 и др.] считают, что одним из условий повышения эффективности адаптации является вовлечение в сохранение и укрепление традиций существующего профессионального коллектива. Соответственно для повышения эффективности исследуемого нами процесса адаптации курсантов является важным и необходимым вовлечение будущих офицеров в сохранение и укрепление военно-патриотической среды вуза.

Отметим, что современная система военного образования переживает период реформирования [9], которое состоит в обеспечении стабильного комплектования войск квалифицированными офицерами путем оптимизации организационно-штатной структуры военных вузов, совершенствования организации подготовки, содержания военного образования, его управления и ресурсного обеспечения. На фоне внедрения инновационных процессов в военные вузы, реформирования все системы Вооруженных Сил РФ важно сохранять и укреплять существующие традиции, основанные на воспитании патриотизма, дисциплинированности и ответственности курсантов. Это становится возможным путем создания особой военно-патриотической среды в военном вузе.

В самом общем смысле «среда» понимается как «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [4, с. 759].

В философии понятие «среда» рассматривается в социальном аспекте и определяется как: 1) окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования; 2) окружающий мир - пространство и материал для развития, с помощью которых способность прокладывает себе путь прямо или окольно; 3) окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов; 4) совокупность условий и влияний, окружающих человека.

Анализ данных определений позволяет заключить, что ключевым в трактовке данного понятия с философских позиций является «окружение» как совокупность условий, обеспечивающих существование и деятельность человека.

В социологии распространено понятие «социальная среда», которое трактуется  как часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д. При этом подчеркивается, что среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В современных исследованиях отмечается также, что социальная среда создается человеком, его трудом и ее результатом являются продукты материальной и духовной культуры. Значимым для нашего исследования является и то, что человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая влияние своими отношениями и действиями. Особенно актуально это положение, мы считаем, для повышения эффективности профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе.

Однако некоторые исследователи [2, 3, 7 и др.] предлагают понимать среду как окружающее человека социальное пространство, зону непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. При этом в ее структуру включаются феномены социальной и личной жизни человека: опыт прошлой жизни, опыт общения, влияние средств массовой информации и т.п. Реализация совокупности материальных, экономических, социально-политических и педагогических условий существования и формирования личности, составляющих воспитательную среду, обеспечивает освоение индивидом культуры, ценностей и норм общества и перевод их в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности.

В связи с этим военно-патриотическая среда включает непосредственное окружение курсантов и многообразие их взаимодействий, видов деятельности, условий и возможностей личностного развития, что возможно структурно представить как информационный и деятельностный компоненты.

Информационный компонент включает документацию, определяющую содержание и особенности профессиональной деятельности, а также информационно-методическое обеспечение военно-патриотического воспитания курсантов (программы, материалы к лекционным и практическим занятиям, программно-методические материалы, диагностические материалы и пр.).

Деятельностный компонент среды характеризует различные виды деятельности курсантов, которые способствуют решению задач повышения эффективности профессионально-мотивационной адаптации:

  • образовательная (изучение аспектов военно-патриотического воспитания, получение информации об успешных действиях выпускников вуза, о героических и мужественных поступках курсантов, о деятельности ветеранской и наставнической организации и пр.);
  • профессиональная (выполнение военно-профессиональных обязанностей);
  • социальная (встречи курсантов с ветеранами, участие в конкурсах профессионального мастерства, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и пр.).

Таким образом, создание военно-патриотической среды предполагает конструирование социально-профессионального пространства, характеризующего зону непосредственной активности курсантов в профессиональной и социальной деятельности и отражающего феномены социальной и личной жизни человека (опыт прошлой жизни, опыт общения, влияние средств массовой информации и т.п.). Решение данной задачи обеспечивается реализацией во взаимосвязи информационного и деятельностного компонентов предлагаемой среды.

Обратимся к описанию реализации этого педагогического условия. Для вовлечения будущих офицеров в сохранение и укрепление военно-патриотической среды вуза в рамках информационного компонента с курсантами проводились воспитательные мероприятия, единые дни государственно-правового информирования по патриотической тематике. Особое внимание уделялось информации о героических и мужественных поступках курсантов-выпускников, о деятельности ветеранской и наставнической организации. Также проводились встречи курсантов с офицерами, отличившимися при выполнении профессиональных обязанностей. Данные занятия и встречи обладали значительными возможностями в решении задач повышения военно-профессиональной мотивации и направленности на профессию офицера, а значит, способствуют военно-мотивационной адаптации курсантов. Интересными, насыщенными по содержанию, познавательными были занятия («Государственные символы Российской Федерации», «Совесть, долг и честь» и др.).

Для реализации информационного компонента были проведены следующие мероприятия:

  • в фойе и коридорах вуза оборудованы стенды с государственной символикой Российской Федерации - герб, флаг, гимн, выдержки из Конституции России, портреты Президента Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации и т.д.;
  • оформлены экспозиции, посвященные истории России, воинским и трудовым подвигам нашего народа, истории вуза;
  • выпущен фотоальбом о лучших выпускниках-офицерах;
  • проведены экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы и др.

Заключение

Реализация деятельностного компонента военно-патриотической среды, характеризующего различные виды деятельности курсантов, включала проведение мероприятий, способствующих расширению их опыта военно-профессиональной и патриотической деятельности. Так, например, нами были проведены конкурсы профессионального мастерства, спортивные соревнования по военно-прикладным видам спорта; встречи офицеров-выпускников разных поколений, развитие ветеранского движения, наставничества; выпущены журналы и буклеты, посвященные славным и юбилейным датам; проведены День памяти офицеров, погибших при исполнении воинского долга; принимали участие в праздновании Дня Победы совместно с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне; организованы торжественные встречи; проведены встречи с учащимися школ, организованы экскурсии по музею вуза, проведены День открытых дверей; организовано шефство над ветеранами.

Особое внимание для вовлечения будущих офицеров в сохранение и укрепление военно-патриотической среды вуза было уделено в ходе подготовки и проведения празднования к 70-летию годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне: был подготовлен план мероприятий по подготовке и проведению Дня Победы, участие в акции «Бессмертный полк» и др. В рамках Всероссийской акции «Внимание!» посещены на дому ветераны Великой Отечественной войны, с которыми проведены беседы и оказана необходимая помощь. Перечисленные мероприятия планировались и организовывались с целью максимального привлечения курсантов, участвовавших в экспериментальной работе, к реальной деятельности военно-профессионального содержания.

Кроме этого, использовались также различные формы деятельности, среди которых основное распространение получили:

  • мероприятия патриотического характера или же существенно насыщенные патриотическими элементами: концерты, смотры-конкурсы, вечера отдыха и пр.;
  • тематические вечера: вечера-портреты, вечера чествований и т.д.
  • тематические встречи: с ветеранами, с представителями духовенства и др.;
  •  дискуссионные мероприятия: обсуждение патриотических произведений, работы газеты, журнала, редакции радиовещания;
  • мероприятия учебно-образовательного характера - через такие формы, как студии и объединения по интересам и др.

Таким образом, интеграция информационного и деятельностного компонентов способствовала полному насыщению военно-патриотической среды вуза и расширению его возможностей для профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению.

Рецензенты:

Яковлева Н.О., д.п.н., профессор, зав. научно-исследовательским центром «Научный центр стратегических исследований проблем образования» ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;

Уварина Н.В., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.