Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Князева Т.Н. 1 Сидорова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Статья посвящена проблеме коррекции эмоциональных и коммуникативных трудностей младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Раннее выявление и коррекция негативных поведенческих проявлений этого синдрома способствуют профилактике девиаций в подростковом возрасте и устранению проблем коммуникативного взаимодействия таких детей с окружающими. Основные поведенческие проблемы этих детей обусловлены нарушениями в эмоциональной, волевой и коммуникативной сферах. Актуальной задачей остается поиск эффективных средств коррекции этих нарушений. В качестве метода коррекции эмоционально-коммуникативной сферы младших школьников с СДВГ предлагается оригинальный вариант использования художественных средств: мультипликации и классических произведений живописи. Показаны возможности применения указанных средств для коррекции указанных нарушений на занятиях психолога и в процессе учебной деятельности. Обоснованы способы применения указанных средств для коррекции эмоциональных и коммуникативных расстройств младших школьников с СДВГ. Проанализированы промежуточные результаты коррекционной работы с применением художественных средств.
младшие школьники с синдромом дефицита внимания (СДВГ)
эмоциональные нарушения
коммуникативные нарушения
психолого-педагогическая коррекция
мультипликация
произведения живописи
1. Балова Ж. «Мультики + первоклашки = ? Программа занятий по ускорению адаптационных процессов у первоклассников» «Школьный психолог» № 21. 2008.
2. Заваденко Н.Н. Гиперактивностъ и дефицит внимания в детском возрасте / Н.Н. Заваденко. — М.: Академия, 2005. — 256 с.
3. Иорданова Ю.А. Поведенческое реагирование детей 7–10 лет и его особенности при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. канд.биол. наук. Архангельск, 2007. 20 с.
4. Маслова Т.М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 30 с. + 15 цв. ил.
5. Методические рекомендации для образовательных учреждений по разработке системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС (ВИПКРО, Панфилова Л.В.), 2012. – 29 с.
6. Подоплекин А.Н., Старцева Л.Ф., Джос Ю.С. «Функциональное состояние головного мозга у детей с СДВГ при различных стратегиях поведенческого реагирования». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 02.05.2015).
7. Специальная психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Лубовского. – Изд. 6-е, испр. и доп. – М.: Издательский цент «Академия», 2009. – 560 с.
8. Труфанова Г.К. Проблема межличностных отношений у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Специальное образование. — 2014. — № 2 (34). — С. 50–56.
9. Хасанова Л.Б. Индивидуально-типологические особенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: психофизиологические предикторы: автореф. дис. канд. псх. наук. Уфа, 2004. 23 с.
10. Шустова О.А. Педагогические условия эмоционального развития младших школьников средствами визуальных искусств: автореф. канд. пед. наук. М., 2004. 184 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya emotsionalnogo-razvitiya-mladshikh-shkolnikov-sredstvami vizualnykh#ixzz3hHL50P2Q (дата обращения: 28.07.2015).
Современная образовательная система переживает серьезное реформирование структуры, кадрового обеспечения и, что особенно важно, образовательных программ, методов и методик обучения и воспитания учащихся. Общеобразовательная программа школы ориентирована на формирование ученика как субъекта учебной деятельности, который в начальной школе должен (в соответствии с требованиями ФГОС) научиться самостоятельно осуществлять деятельность учения на основе постановки учебной цели, контроля и оценки результата деятельности, а также в ходе урока сохранять саморегуляцию поведения и проявлять развитые коммуникативные навыки [5]. Однако в современной общеобразовательной школе обучаются дети, которые имеют индивидуальные образовательные потребности и не могут полностью выполнять все указанные требования учебной программы начальных классов, испытывая трудности в произвольной саморегуляции познавательных функций и саморегуляции поведения. К этим учащимся относятся дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ - англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)). Эти школьники испытывают большие трудности в формировании личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действиях в начальных классах. Частота синдрома дефицита внимания и гиперактивности варьирует по данным разных авторов от 2,2 до 20% у детей, причем среди мальчиков данный синдром встречается в 3-4 раза чаще, чем среди девочек. СДВГ формируется в результате сложного взаимодействия генетических и средовых факторов и наиболее часто встречается в дошкольном и школьном возрасте, являясь основной причиной нарушений поведения и трудностей обучения у детей [9].   

Помимо личностной дезадаптации, у детей с СДВГ отмечаются нарушения социального взаимодействия, что приводит и к социальной дезадаптации [2].  Эти  проблемы видны уже на начальном этапе обучения в школе. Дети не соблюдают дистанцию в общении с окружающими, допускают достаточно бестактные высказывания без учета окружающей обстановки. В результате такого поведения дети провоцируют негативные реакции педагогов и агрессию со стороны сверстников.  Как правило, трудности коммуникации у детей с СДВГ могут наблюдаться как на макросоциальном, так и на микросоциальном уровнях. Тот факт, что ребенок с СДВГ не соблюдает правила поведения в обществе, не соответствует социальным ожиданиям окружающих, зачастую вызывает непонимание и недовольство со стороны окружающих [8]. 

Необходимость социальной адаптации, социализации и обучения учащихся с СДВГ требует психолого-педагогического сопровождения и коррекции коммуникативных и эмоционально-волевых действий учащихся данной категории. В силу того, что в современной образовательной системе педагог в школе и на уроке крайне загружен, для работы с учащимися младшего школьного возраста  с СДВГ необходим такой подбор методов и методик, который отвечал бы принципам оперативности результата, не был затратным по времени, требовал минимум технических затрат для реализации.

Принцип связности психолого-педагогических воздействий диктует необходимость понимания структуры дефекта детей с СДВГ с целью прогноза их зоны ближайшего развития  и выбора адекватных психолого-педагогических методов коррекции. Особенности психофизиологической организации младших школьников с СДВГ характеризуются недостаточностью  церебрально-энергетического обмена, который обусловливает возникновение трудностей при планировании, проведении и распределении времени поведенческого реагирования в различных ситуациях, может обусловливать трудности выбора стратегии поведения, что приводит к затрудненной адаптации в социальной среде [6].  Поведенческое реагирование детей 7-10 лет с СДВГ характеризуется инертностью, стереотипностью процессов принятия решений, что приводит к неадекватному выбору поведенческих программ [3].

Эмоциональное развитие ребенка, как правило, сопровождается такими эмоциональными нарушениями, как частое проявление неуравновешенности, вспыльчивости и нетерпимости к неудачам. Межличностное общение этих детей зачастую характеризуется импульсивностью, агрессивностью, впечатлительностью и эмоциональностью. Более 50% детей с СДВГ имеют значительные проблемы в социальных отношениях с другими детьми [7].

Указанные особенности развития, обусловленные формой дизонтогенеза, диктуют необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ на начальных этапах их обучения и организации коррекционной работы с ними с целью преодоления негативных характеристик эмоционального и коммуникативного развития.

В основу коррекционной работы, осуществляемой нами в ходе экспериментального исследования, была положена идея о том, что преодоление проявлений агрессивности в процессе коммуникации у младших школьников с СДВГ возможно проводить на основе развития эмоционально-аналитической деятельности с привлечением художественных средств [10]. С целью развития умения распознавать эмоции и развития произвольной саморегуляции эмоционального состояния, развития интереса к совместным со сверстниками играм и занятиям, социальных чувств и коммуникативной компетентности младших школьников с СДВГ применялись средства художественного воздействия, а именно мультипликация и произведения живописи.

Как указывает О.А. Шустова, педагогический потенциал эффективности применения визуальных искусств, а именно живописи и мультипликации, обусловлен возрастными особенностями и спецификой зрительного восприятия детей, а также эмоционально-нравственной направленностью произведений визуального искусства [10]. 

 Преимущество изучения эмоций и чувств других людей младшими школьниками с СДВГ на основе классических произведений живописи состоит в том, что эмоциональные состояния изображены выразительными художественными средствами живописи, обогащающими культуру восприятия младших школьников. Нестандартность задания по изучению произведений живописи для младших школьников с СДВГ может являться дополнительной мотивацией участия в проведении занятий и способом удержания концентрации внимания на занятии.

С целью развития произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности, а также произвольности в целом у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ применялась тренинговая программа прогрессирующей мышечной релаксации Э. Джейкобсона (детский вариант).

Для решения задач исследования, связанных с развитием эмоциональной саморегуляции эмоций, была применена программа Т.М. Масловой «Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи».  Под неразвитостью эмоциональной сферы автор понимает неумение и невозможность регулировать проявление своих эмоций [4]. Эта программа включает 15 конспектов занятий по развитию эмоциональной сферы дошкольников и 15 цветных репродукций известных художников.

Сочетание изучения содержания произведений живописи и просмотра мультипликации позволяет обогатить содержание эмоциональных представлений и перейти к пониманию эмоций от графического изображения к их проявлению в действии.
Для  младших школьников с СДВГ применение метода визуальных искусств, а именно художественной живописи и мультипликации, может являться эффективным в связи  с соответствием просмотра мультипликации возрастным интересам младшего школьника [10].  
Предмет коррекции с помощью просмотра мультипликации: взаимодействие со сверстниками, умение принимать и соблюдать правила, саморегуляция эмоций, модели реагирования в различных ситуациях [1].

Правила проведения занятия с использованием мультипликации следующие.

 Подбирая мультфильм и игру, сочиняя сказку или намечая вопросы для обсуждения, важно соблюсти один из законов эффективности тренинга - «закон тройного прикосновения». Поэтому каждое занятие построено таким образом, чтобы трижды коснуться выбранной темы: при просмотре мультфильма, в обсуждении, в игре. Это к тому же позволяет задействовать все репрезентативные системы ребенка: визуальную, аудиальную и кинестетическую.

Обсуждение необходимо проводить после каждого просмотра мультфильма и после каждой игры. Именно обсуждение сказочных историй и опыта, полученного в игре, позволяет детям «осмыслять жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями». Благодаря обсуждению знание о мире переходит в активное состояние [1].

Применение на уроках изобразительного искусства отечественной мультипликации  имеет значительный эмоционально-развивающий потенциал, обусловленный такими отличительными качествами, как национальный характер, победа или явное преимущество добра над злом, высокий гуманизм персонажей, плавная динамика развертывания сюжета и др. [10]. Пример методического оснащения занятия средствами мультипликации приведен в таблице 1.

Таблица 1

Пример методического оснащения занятия средствами мультипликации

Название мультика

Психологический смысл, обучающий потенциал

«Нехочуха»

Значение слово «надо» в жизни, результат выполнения обязанностей, развитие волевых качеств

«Замок лгунов»

Лень и ложь. Ложь как способ избегания выполнения необходимых заданий. Значение правды как способа выхода из сложной жизненной ситуации

«Ох и Ах»

Значение оптимизма, активности, трудолюбия в жизни человека. Построенное на гротеске сравнение оптимиста и пессимиста, неуверенности в себе, страха неудачи

«Сестрички-привычки»

(«канителька», «нехочуха» и «капризуля»)

Вредные привычки. Сила привычек в жизни человека и их влияние на жизнедеятельность

«Капитошка»

Доброта, улыбка как средство  против злости

«Похищение попугая Кеши»

Манипуляция чувствами друга, понятие дружбы

«Приключение Кота Леопольда»

Последствия проявления злости в жизни, умение прощать, понятие дружбы

 Беседа с учащимися с СДВГ после просмотра произведений живописи и мультипликации проводится с целью определения понимания эмоционального содержания картины (мультфильма), речевого опосредования событий для облегчения перевода знания во внутренний план. Схема беседы может быть построена по направлению от вопросов, направленных на определение понимания эмоционального содержания картины (мультфильма) учащимися с СДВГ, определения способа реагирования в данной ситуации, способа конструктивного реагирования на негативные эмоции, определения нравственной составляющей  эмоционального состояния персонажей:

1) «Как вы думаете, какую эмоцию переживает персонаж картины (мультфильма), и как вы определили (перечислите средства выразительности, которые использовал автор картины, или опишите причины эмоций персонажа мультфильма)?»;

2) «Предложите способ реагирования на ситуацию (устно сформулируйте фразу, которую должен сказать персонаж картины (мультфильма))»;

3) «Если эмоция имеет негативный характер - предложите, как можно ответить, не вызывая конфликта»;

4) «Определите последствия проявления (переживания) эмоционального состояния персонажем картины (мультфильма)».

После просмотра произведений живописи и мультипликации младшим школьникам с СДВГ предлагалось выполнить психогимнастические этюды (например, «Прогоняем злость», «Стряхни усталость», «Потеряла варежку», «Неожиданная встреча», «Подарок» и т.д.), и рисуночные задания (например, «Когда я злюсь....», «Чувства в домиках», «Нарисуй чувства», игра «Рисуем вдвоем», игра «Собери свои картинки» и т.д.), позволяющие пережить эмоциональные состояния и отреагировать на ситуацию социальным способом, а также способствующие развитию навыков сотрудничества.

По итогам проведения занятий в течение 3 месяцев младшие школьники с СДВГ проявили познавательный интерес к изучению художественных картин: для них выглядели необычно предложенные иллюстрации, так как изобразительное искусство живописи они ранее не рассматривали, а также вызвал интерес рассказ психолога об изображенных эмоциях, чувствах или эмоциональных состояниях, передаваемых художником с помощью средств художественной выразительности живописи (цвета, колорита, интерьера, сюжета,   светотени, перспективы  и т.д.). Это позволило расширить представление учащихся начальных классов с СДВГ о средствах эмоциональной выразительности в искусстве. Дети учились дифференцировать эмоциональные состояния персонажей картин.

В отличие от художественных картин живописи, мультипликация имеет динамическую составляющую сюжета, что позволяет проследить смену эмоциональных состояний, анализировать причины поведения героев мультфильма. В ответах детей часто можно было услышать выводы, принятые ими от своих родителей: чаще всего это были короткие постулаты, моральные принципы, которые должны соблюдаться в обществе. Однако, как известно, в реальной жизни дети с СДВГ не всегда их применяли. В таком случае наблюдение за эмоциональной выразительностью героев, персонажей картин и мультфильмов требует организации и создания психолого-педагогических условий для интериоризации моральных принципов, эмоциональных эталонов, знаний о переживаемом другим человеком эмоциональном состоянии. Такими средствами для созданий психолого-педагогических условий являются: собственная изобразительная деятельность младших школьников с СДВГ и психогимнастические этюды по отработке навыков коммуникации, определению эмоциональных состояний, собственному выражению эмоций, способствующие   применению полученных знаний на практике.

Программа коррекционных занятий еще не окончена, сложность диагноза СДВГ требует длительной и системной работы по преодолению имеющихся эмоциональных и коммуникативных нарушений. Однако для оценки степени продвижения наших испытуемых в процессе коррекционной работы мы применили метод наблюдения и экспертной оценки динамики поведения испытуемых, которые позволяют констатировать следующее.

1. Применение мультипликации и произведений живописи способствовало обогащению эмоциональных представлений о содержании моральных, нравственных чувств, позволило определить те способы саморегуляции, которые используют персонажи мультфильмов и хотели бы применять дети.

2. При самоанализе занятия учащиеся стали давать оценку собственного поведения, старались предлагать свой вариант решения задачи, предлагали свою помощь, не используя при этом агрессивные действия. Однако сохранение данной стратегии общения не было устойчивым в течение всего процесса совместной деятельности со сверстниками и преобладало в начале кооперации с другими детьми. Это указывает на положительное влияние созданных психолого-педагогических условий для преодоления агрессивных проявлений учащихся, но недостаточное их закрепление в поведении младших школьников с СДВГ. Для этого требуется более длительный период.

3. Схему анализа произведений живописи или мультфильма можно применять на уроках изобразительного искусства и любых других уроках с целью формирования личностных, регулятивных универсальных учебных действий и создания межпредметного взаимодействия в процессе обучения учащихся начальных классов по ФГОС.

Рецензенты:

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород;

Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор кафедры общей и социальной педагогики  ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.     


Библиографическая ссылка

Князева Т.Н., Сидорова Е.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21872 (дата обращения: 30.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074