Исследование вопросов обучения рецепции речи путем аудирования получило активное начало в 1960-е гг. В тот же период обозначились главные направления изучения данной проблемы, в дальнейшем получившие развитие в работах психологов, филологов и педагогов. Было выделено четыре направления, которые наиболее актуальны в обучении аудированию иноязычной речи:
- исследование психоуровней и психомеханизмов рецепции и понимания речи;
- проверка того, насколько сформированы навыки и умения аудиовосприятия и интерпретации речи;
- методы преодоления языковых и внеязыковых трудностей аудирования;
- изучение аудиоматериалов и методика их рационального использования.
Большое внимание исследователей к вопросу аудирования обуславливается тем, что обучения рецепции речи на слух, по сути, было и продолжает оставаться важным направлением методики преподавания иностранных языков.
Понятие «аудирование» было введено Донном Берном в работе «Teaching Oral English» [6]. Аудирование - это возможность понимать и различать то, что произносят другие, а говоря о применении к учебному процессу на занятиях по иностранному языку - это понимание на слух иноязычной речи во время ее произнесения.
В процессе обучения аудирование может выступать не только как цель, но и как средство. Например, в роли:
1) механизма организации процесса учебы;
2) пути введения языкового материала в вербальной форме;
3) метода обучения иным видам речевой коммуникации;
4) средства контроля приобретенных знаний, навыков и способностей.
Выделяют три этапа работы над аудированием:
1) дотекстовый этап (Before listening);
2) этап собственного слушания (While listening);
3) послетекстовый этап (Follow-up activities).
Соответственно, упражнения, используемые при работе с аудиотекстом, целесообразно разделять на следующие группы:
1) предтекстовые упражнения;
2) упражнения, выполняемые во время прослушивания;
3) посттекстовые упражнения.
Предтекстовые упражнения выполняются перед прослушиванием, и их целью является облегчение последующего прослушивания.
Речь может идти об упражнениях на предугадывание темы будущего аудирования (например, по картинкам, названию темы, диаграммам). Цель подобных упражнений заключается в активизации вокабуляра учащихся по заданной теме, развитии их социокультурных ситуативных знаний и фоновых навыков по теме аудирования, а также в нивелировании языковых и экстралингвистических трудностей и психоэмоционального напряжения.
Интрааудиальные упражнения преимущественно направлены на извлечение той или иной интересующей коммуниканта информации. Здесь зачастую проверяется навык студента ориентироваться в тексте, осознавать, в какой части его стоит искать необходимую информацию, соотносить визуально и аудиально воспринимаемую информацию, максимально быстро находить нужный элемент. Часто подобные задания даются в форме «blank gaps», например в виде заполнения пропусков в тексте либо таблицы.
Постаудиальные задания зачастую носят контролирующий характер (например, ответы на вопросы, либо упражнения вида true/false). Они выявляют способность высказывать свое отношение к прослушанному, уровень понимания обучающимся информации, содержащейся в тексте, степень понимания деталей и общего содержания текста.
Весьма важно, начиная работу над аудиотекстом, создать для обучающегося ситуацию успеха, т.е. предложить ему задание, очевидно реальное для выполнения. Излишне сложные тексты способны вызвать разочарование у обучающихся, лишить их веры в результат, который они могут получить. При этом излишне легкие аудиотексты также не слишком желательны. Отсутствие необходимости преодолевать трудности делает работу над текстом неинтересной и малопривлекательной, такая работа не может являться развивающим фактором в процессе обучения иностранному языку.
Говоря о стратегиях аудирования, необходимо уделить внимание повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, так как именно качество реализации аудирования и результат выполнения такой деятельности зависят преимущественно от интенций, запросов и потребностей аудианта. Следует обратить внимание на снижение мотивации у студентов неязыкового вуза к изучению иностранного языка. Необходимо максимально глубоко осмыслить вопрос повышения мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся в неязыковых вузах.
Первым аспектом, который можно успешно развивать при помощи аудирования, является фонетика.
Также аудирование позволяет отрабатывать лексический запас. Здесь стоит упомянуть применение точечного аудирования (заполнение пропусков в момент прослушивания). Подобный вид заданий тренирует навыки правописания и позволяет студентам эмпирически усвоить морфолого-морфемические механизмы языка.
Возможно параллельное совмещение с грамматическим компонентом, когда в тексте, предложенном обучающимся, пропущены различные грамматические формы. В рамках данного типа аудирования возможно использование не только законченных текстовых конструкций, диалогов и иного, но и песен на изучаемом языке. Также оправданным представляется использование ситуативно-тематического аудирования при изучении ситуативной лексики, например в предтекстовых заданиях по какой-либо теме (студентам предлагаются картинки, по которым следует определить ситуацию, действующих лиц и иное, далее предлагается прослушивание текста либо диалога по той или иной тематике с последующим выполнением послетекстовых заданий: составить сообщение по теме, диалог и т.д.).
Важно отметить, что материалы, которые предлагаются на занятиях по обучению аудированию, должны быть, преимущественно, оригинальными. Это обусловлено тем, что обучение современному и максимально естественному иностранному языку реально только при условии применения материалов, которые взяты из жизни носителей языка, либо составленных, учитывая специфику ментальности, в соответствии с принятыми в социуме языковыми нормами.
В том случае, если цель занятия заключается в формировании грамматических навыков, оригинальная речь может стать способом распознавания в тексте, к примеру, использования изучаемого на конкретном занятии времени глагола.
Говоря о лексикоформирующей цели занятия, стоит отметить, что аутентичная речь способна помочь освоить и закрепить новую лексику [4].
Что касается фонетических навыков, важно обращать внимание на идентификацию обучающимся интонационного рисунка фразы, на то, как можно овладеть техникой репрезентации иноязычного звука.
Важно отметить, что совершенствование механизма рецепции иноязычной речи у студентов неязыкового вуза является весьма серьезным аспектом обучения, потому что в рамках обучения в высшей школе растет объем и усложняется состав аудируемой иноязычной информации, в том числе и затрагивающей профессиональный аспект.
Студенты нефилологических вузов нуждаются в привлечении специфических когнитивных реакций: анализа, идентификации, комбинирования, а также в совершенствовании механизма аудирования, так как на его базе формируются и развиваются навыки и умения, которые необходимы для того, чтобы реализовать стратегию семантической рецепции. И этому могут способствовать автономная и самостоятельная работа обучающихся.
Таким образом, можно выделить те виды аудирования, которые наиболее востребованы студентами неязыковых вузов:
- аудирование с максимально детальной рецепцией сообщения;
- аудирование с пониманием общей направленности текста;
- аудирование селективного характера (обучающийся воспринимает только какие-то отрывочные элементы текста).
Стратегия аудирования - это, по сути, номенклатура стратегий рецепции иноязычной речи и навыков, которые предполагают ее - все то, что необходимо развивать у обучающегося по требованиям программы неязыкового вуза.
Говоря о стратегии аудирования, можно воспринимать ее как механизм достижения цели восприятия устной речи, которая выбирается сознательно, осмысленно и обдуманно и реализуется на базе совмещения знаний и умений обучающегося. Это означает, что студент ставит перед собой цель и обозначает пути и способы достижения этой цели, опираясь на собственные способности и возможности при помощи знаний и умений. Так реализуется аспект планомерности.
Сознательность означает, что обучающийся вполне осмысленно подходит к процессу обучения, так как его определил личный выбор студента, который сам является ответственным за успешность этого процесса. Это предполагает и обусловливает самостоятельность и автономность в рамках учебного процесса, т.е. студент перестает быть объектом, но становится субъектом обучения. В соответствии с учебным материалом студент осознает свои действия и проводит анализ их результатов в соответствии с мотивами и целями обучения.
Что касается намеренности применения стратегий, то здесь важно упомянуть о рациональном подходе студента, который принимает решение о возможности либо необходимости тех или иных рациональных механизмов деятельности, обладая интенцией, настроенностью к реализации действия в соответствии с намеченной программой для получения результата. Следовательно, стратегии - это, по сути, способы и методы, исходящие от самого студента, демонстрирующие его автономность, личностность процесса извлечения аудиоинформации, повышающие мотивацию, которая является продуктом учебных и жизненных надобностей обучающегося.
Для реализации стратегии аудирования необходимо исполнение индивидуального ментального плана, в котором отражается способ получения информации через определение учащимися цели прослушивания, выполнение ими действий по использованию и комбинированию присвоенных знаний, навыков и умений понимания речи на слух и рефлексии своей деятельности. Таким образом, составными компонентами стратегии смыслового восприятия являются постановка цели, планирование, сознательная деятельность по осуществлению плана (с помощью знаний, навыков, умений, способности к их отбору и комбинированию), осознание результата деятельности.
Однако сформировать стратегию восприятия речи на слух не значит овладеть совокупностью, комплексом умений. Поскольку условия, при которых происходит общение и восприятие устного сообщения, никогда не повторяются полностью, то слушающему приходится использовать разнообразные умения, но в разной комбинации и последовательности. Значит, применение стратегии в процессе аудирования носит индивидуальный и творческий характер. Реализовать стратегию означает выбрать такой способ извлечения информации, который позволит воспринимать устную речь в разных ситуациях для достижения цели понимания на слух. Обучение пользованию стратегиями демонстрирует индивидуальный подход к учащемуся в процессе обучения, так как стратегия персонально присваивается каждому учащемуся, и он во время слушания комбинирует умения, чтобы они функционировали как единая система [3].
Рецензенты:
Куликова Э.Г., д.фил.н., профессор, профессор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. Ростов-на-Дону;
Саркисьянц В.Р., д.фил.н., доцент, заведующий кафедрой языкознания и иностранных языков РФ ФГБОУВО «РГУП», г. Ростов-на-Дону.
Библиографическая ссылка
Царевская И.В., Литовченко Л.Н. К ВОПРОСУ ОБ АУДИРОВАНИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21713 (дата обращения: 18.09.2024).