Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

АДАПТАЦИОННЫЕ МОДУЛИ (ДИСЦИПЛИНЫ) КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

Мартынова Е.А. 1 Романенкова Д.Ф. 1 Романович Н.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский Государственный Университет»
В представленной статье анализируется понятие адаптационных образовательных модулей (дисциплин), их назначение и способы организации инклюзивного профессионального образования процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов посредством включения этих модулей (дисциплин) в педагогический процесс. Раскрыта направленность адаптационных образовательных модулей (дисциплин) на педагогический процесс формирования общекультурных (общих) и профессиональных компетенций федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования при инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов. Приведено основное содержание и механизм реализации адаптационного модуля «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний», формирующего способность адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья обучающихся, и адаптационного модуля «Технологии интеллектуального труда», формирующего способность к самоорганизации учебной деятельности и индивидуальную коррекцию учебных умений средствами информационных и коммуникационных технологий. Адаптационные модули способствуют полноценному освоению образовательной программы профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и обучающимися инвалидами. Тем самым создаются предпосылки для их успешной профессионализации, а затем трудоустройству и интеграции в социум в качестве равноправных членов общества.
профессиональное образование
инклюзия; адаптационный образовательный модуль (дисциплина)
лица с ограниченными возможностями здоровья
инвалиды
компетенции
1.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. для вузов – М.: Академия, 2009. – 384 с.
2.Мартынова Е.А. Формирование адаптационных способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов-инвалидов на основе адаптированных образовательных программ высшего образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – Т.2, №. 8. – С.86-93.
3.Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Подходы к разработке адаптированных образовательных программ для профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13203 (дата обращения: 22.05.2014).
4.Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (утв. Минобрнауки России 20.04.2015 N 06-830вн от 20.04.2015 № 06-830вн) // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178632 (дата обращения: 01.09.2015).
5. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн) // URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=159405 (дата обращения: 01.09.2015).
6. Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Организация инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях: учеб. пособие. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013. – 116 с.
7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: учеб. для вузов. – М.: Академия, 2005. – 400 с.
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 18.04.2014).
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ) осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, а для инвалидов - также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации [8]. Адаптированная образовательная программа профессионального образования должна обеспечить формирование у обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов всех компетенций, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (профессии, специальности). Одним из существенных компонентов осуществления процесса инклюзивного профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов по адаптированным программам является наличие в этих программах адаптационных модулей (дисциплин), способствующих профессиональной и социальной адаптации обучающихся, самоорганизации учебной деятельности, позволяющих корректировать индивидуальные нарушения учебных и коммуникативных умений, в том числе с помощью информационных и коммуникационных технологий [2]. Педагогическая направленность адаптационных модулей (дисциплин) - содействие полноценному формированию у обучающихся с ОВЗ иобучающихся инвалидов комплекса компетенций, необходимых для успешного освоения образовательной программы профессионального образования [1]. Эти модули (дисциплины) «поддерживают» изучение базовой и вариативной части образовательной программы. Не менее важно и то, что адаптационные модули (дисциплины) направлены на социализацию, профессионализацию и адаптацию обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов, способствуют их адекватному профессиональному самоопределению, возможности построения индивидуальной образовательной траектории. Коррекционная направленность адаптационных модулей (дисциплин) - совершенствование самосознания, развитие личностных эмоционально-волевых, интеллектуальных и познавательных качеств у обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов [3].

Адаптационные модули (дисциплины) разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и включаются в учебный план подготовки по образовательной программе профессионального образования с учетом методических рекомендаций Минобрнауки России по организации образовательного процесса для профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [4,5], а также в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и ограничениями здоровья имеющегося контингента обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов. Объективной настоятельной целью и направлением разработки адаптационных модулей (дисциплин) является развитие социальной и профессиональной адаптации обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов, их ознакомление с основными видами интеллектуального учебного труда студента, современными технологиями работы с учебной информацией с применением адаптивных информационных и коммуникационных технологий.

В настоящее время ряд профессиональных организаций высшего и среднего профессионального образования уже внедряют в образовательные программы адаптационные модули (дисциплины) различной направленности. Можно привести в качестве примеров передового опыта такие использующиеся в организациях профессионального образования адаптационные модули, как «Технологии социальной интеграции в условиях образовательной и трудовой деятельности» (Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана), «Социально-психологический практикум», «Правовые основы социальной поддержки» (Новосибирский государственный технический университет), «Компьютерные технологии в инклюзивном образовании» (Омский государственный педагогический университет), «Психология личности и самоопределение», «Основы социально-правовых знаний», «Адаптивные информационные технологии» (Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики), «Коммуникативный практикум», «Основы интеллектуального труда» (Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова) и др.

К этому перечню адаптационных модулей можно отнести и модули, разработанные и применяемые в практике инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидов в Челябинском государственном университете: адаптационный модуль «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний», формирующий способность адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья обучающихся, и адаптационный модуль «Технологии интеллектуального труда», формирующий способность к самоорганизации учебной деятельности и индивидуальную коррекцию учебных умений средствами информационных и коммуникационных технологий. Отметим, что данные модули могут аналогично включаться в качестве адаптационных дисциплин в образовательные программы среднего профессионального образования.

Адаптационные модули (дисциплины) не являются обязательными, они осваиваются по выбору самих обучающихся с учетом рекомендаций педагогов-психологов. С этой целью в образовательной организации создаются сводные группы обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов, осваивающих различные направления подготовки. Возможно и обучение отдельных обучающихся по индивидуальному графику. Адаптационные модули (дисциплины), связанные со специфическими и зачастую сложными для лиц с ОВЗ и инвалидов процессами адаптации в новых социальных условиях, с переходом на новую ступень профессионального образования, требующую от них более сложных навыков интеллектуального труда, целесообразно вносить в учебный график первого или второго года обучения как вариативные или факультативные. Генеральным планируемым результатом от введения адаптационных модулей (дисциплин) в учебный процесс является освоение образовательной программы профессионального образования обучающимися с ОВЗ и обучающимися инвалидами путем учета и минимизации влияния ограничений их здоровья на формирование общекультурных (общих) и профессиональных компетенций [7]. То есть надо учитывать, что обучающиеся - это лица с ОВЗ и инвалиды, и для полноценного освоения компетенций им необходимо усвоить дополнительные специфические навыки, формирующиеся путем освоения адаптационного модуля (дисциплины). Рекомендуемая трудоемкость адаптационных модулей (дисциплин) составляет две-три зачетных единицы, включая лекции, практические занятия, самостоятельную работу студентов и промежуточную аттестацию в форме зачета. Для освоения этих модулей необходим специальный отбор изучаемого материала, психолого-педагогических, материальных, информационно-технологических средств, на основе которых обеспечивается адекватность восприятия и усвоения учебного материала учащимися с ОВЗ и учащимися инвалидами с индивидуальным учетом их психофизических особенностей, ограничений здоровья и особенностей приема-передачи учебной информации [6].

Лекции проводятся в форме проблемной лекции, лекции-дискуссии, лекции-презентации, лекции-диалога, лекции-консультации, интерактивной лекции, лекции с применением дистанционных технологий и сети Интернет. Практические занятия проводятся с использованием социально-психологических активных методов обучения: (тренинг, дискуссия, мозговой штурм, деловая, ролевая игра), мультимедийных презентаций, дистанционных технологий и привлечением возможностей Интернета. Самостоятельная работа включает в себя работу с книгой и другими источниками информации: составление план-конспектов, написание реферативных, реконструктивных, эвристических, творческих самостоятельных и проектных работ, подготовку к лекциям и практическим занятиям, тренингам, дискуссиям, подготовку докладов и презентаций. Для текущего контроля успеваемости в качестве способов оценки компетенций, в формировании которых участвует адаптационный модуль (дисциплина), целесообразно оценивание выполненных самостоятельно реферативных и творческих работ, проектов, домашних заданий и презентаций, участия в групповой дискуссии, анализе конкретных ситуаций, тестирования и экспертных оценок, а также балльно-рейтинговой системы. Все методические материалы при обучении по адаптационному модулю (дисциплине) должны предусматривать предоставление информации обучающимся с ОВЗ и обучающимся инвалидам в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации. Для лиц с нарушениями зрения - в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, аудиофайла, в печатной форме на языке Брайля. Для лиц с нарушениями слуха - в печатной форме, в форме электронного документа. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата - в печатной форме, в форме электронного документа, аудиофайла.

В ходе освоения адаптационного модуля (дисциплины) применяются следующие информационные технологии: средства наглядного представления учебных материалов в форме презентации, средства мультимедиа (видеоматериалы, иллюстрирующие применение методов активного обучения в психолого-педагогической практике), система дистанционного обучения (текущий и промежуточный контроль знаний, самостоятельная работа, консультации), электронная почта (для текущего взаимодействия с преподавателем и обмена учебными материалами), специальное программное обеспечение для обучающихся с нарушениями зрения (программа речевой навигации, речевые синтезаторы, экранные лупы). Обучающиеся с ОВЗ и обучающиеся инвалиды должны иметь возможность использования ноутбука для записи лекций с текстовым редактором.

Для обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов освоение адаптационного модуля (дисциплины) может быть осуществлено частично с использованием дистанционных образовательных технологий при проведении лекционных занятий и самостоятельной работы: системы проведения вебинаров (для участия в лекциях), системы дистанционного обучения (для текущего контроля знаний, для самостоятельной работы, для взаимодействия с преподавателем и другими обучающимися), электронной почты (для взаимодействия с преподавателем и обмена учебными материалами), социальных сетей (для оперативного взаимодействия с преподавателем и другими обучающимися).

Освоение адаптационного модуля (дисциплины) обучающимися с ОВЗ и обучающимися инвалидами осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения. Образовательная организация должна располагать лекционной аудиторией, имеющей выход в сеть Интернет, с мультимедийным оборудованием, с компьютером и видеотехникой (мультимедийный проектор, колонки), мобильным радиоклассом (для студентов с нарушениями слуха) и источниками питания для индивидуальных технических средств; учебной аудиторией для практических занятий (семинаров) с мультимедийным оборудованием, мобильным радиоклассом. Аудитория для практических занятий должна иметь возможность перепланировки пространства. Учебная аудитория для самостоятельной работы должна быть оборудована стандартными рабочими местами с персональными компьютерами, рабочими местами с персональными компьютерами с программой экранного доступа, программой экранного увеличения и брайлевским дисплеем для студентов с нарушениями зрения. Во все учебные аудитории должен быть обеспечен беспрепятственный доступ для маломобильных обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов. Для проведения компьютерного тестирования занятия организуются в стационарном или мобильном компьютерном классе, имеющем выход в сеть Интернет.

Рассмотрим направленность и основное содержание первого из представленных в данной статье адаптационного модуля «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний», реализуемого в Челябинском государственном университете для подготовки бакалавров и специалистов по различным направлениям. Задачи освоения данного адаптационного модуля состоят в овладении механизмами социальной и профессиональной адаптации обучающимися с ОВЗ и обучающимися инвалидами; формировании мотивации и личностных механизмов непрерывного самообразования и профессионального саморазвития обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов; выработке способности у обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов к согласованным позитивным действиям в коллективе и взаимодействия в совместной социокультурной и профессиональной деятельности коллектива; овладении навыками адекватного отношения к собственным психофизическим особенностям и их саморегуляции при общении и взаимодействии в коллективе; освоении приемов адекватного применения норм закона, относящимся к правам инвалидов, и правовыми механизмами при защите своих гражданских прав в различных жизненных и профессиональных ситуациях; возможности самостоятельного построения индивидуальной образовательной траектории.

Предметное содержание модуля (лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов) можно выстроить в последовательности трех разделов.

Раздел 1. Социальная и профессиональная адаптация. Психика и организм человека. В этот раздел входит ознакомление с основными психическими характеристиками личности, способами развития и управления ими, формирования адекватной самооценки с учетом имеющихся ограничений здоровья, с влиянием особенностей свойств личности на выбор профессии и саму профессиональную деятельность, а также на коммуникативные качества личности.

Раздел 2. Профессиональное самоопределение и развитие. Этот раздел направлен на изучение мотивов профессиональной деятельности на каждом из этапов профессионального становления, формирования самооценки, идентичности, уровня притязаний. Приводятся проблемы и факторы выбора профессии, профессиональной пригодности и непригодности, правильные ориентиры и личностные регуляторы выбора профессии и профессиональной деятельности.

Раздел 3. Основы социально-правовых знаний. В этот раздел входит изучение таких вопросов, как социализация человека в сферах деятельности, общения, самосознания, социальная адаптация, ее этапы, механизмы, условия. Обучающиеся знакомятся с основными документами международного и российского законодательства в области прав инвалидов, гарантиями инвалидам в области социальной защиты, образования и трудоустройства, механизмами обеспечения доступности профессионального образования для инвалидов.

В результате изучения рассматриваемого адаптационного модуля у студента должны быть сформированы знания, умения и способности, составляющие содержание следующих общекультурных компетенций: ОК-4 «Способность к самоорганизации и самообразованию», ОК-7 «Способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» и ОК-6 «Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности».

Предметное содержание модуля можно выстроить в последовательности двух разделов.

Раздел 1. Адаптивные информационные и коммуникационные технологии. В этот раздел входит изучение и отработка навыков работы с тифлотехническими (для людей с нарушениями зрения), сурдотехническими (для людей с нарушениями слуха) и программными средствами, адаптированными техническими и программными средствами для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, навыков использования дистанционных образовательных технологий, обмена информацией с помощью электронной почты, социальных сетей, видеосвязи, приемов преобразования информации в различные форматы, подбору информации в сети Интернет и преобразованию ее в формат, доступный для восприятия.

Раздел 2. Основы интеллектуального труда. В этом разделе обучающиеся знакомятся с нормативными актами, в соответствии с которыми осуществляется деятельность образовательной организации, методами выработки собственной стратегии эффективного обучения, самообразования и самоконтроля в учебной работе, работе с печатными и электронными каталогами, навыками поиска учебной информации в сети Интернет и навыков поиска книг в традиционных и электронных каталогах, с подготовкой конспекта статьи из журнала, книги, с составлением плана и подготовкой реферата по заданной теме, подготовкой презентации. Изучаются приемы ведения персональной системы учета и анализа использования времени, основы интеллектуального труда.

По отношению к общекультурной компетенции ОК-4 «Способность к самоорганизации и самообразованию» обучающийся с ОВЗ или обучающийся инвалид должен

знать: основы психологического знания о человеке, его внутреннем мире, сознании, познавательных процессах, эмоциональной, мотивационной сфере; методы оценки собственных индивидуально-психологических особенностей и основные механизмы саморегуляции собственной деятельности и общения; механизмы социальной и профессиональной адаптации; основы и сущность профессионального самоопределения и профессионального развития; современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;

уметь: интерпретировать собственное психическое состояние и поведение и распознавать психологическую характеристику своей личности; использовать приемы развития и тренировки психических процессов, а также психической саморегуляции в процессе деятельности и общения; осуществлять осознанный выбор траектории собственного профессионального обучения; планировать и составлять временную перспективу своего будущего, ставить задачи профессионального и личностного развития;

владеть: способностью к обобщению, самоанализу, рефлексии; навыками поиска необходимой информации для эффективной самоорганизации учебной и профессиональной деятельности; навыками формирования временной перспективы будущего: личных целей, планов профессиональной деятельности и выбора путей их осуществления.

По отношению к общекультурной компетенции ОК-7 «Способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» обучающийся с ОВЗ или обучающийся инвалид должен

знать: механизмы социальной адаптации в коллективе: общность целей, ценностей, социальных установок и социальных норм, согласованность действий членов коллектива в различных социальных ситуациях; правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации; свои характерологические особенности и возможное их влияние на практику общения и взаимодействия в команде; причины возникновения барьеров непонимания и способы их устранения;

уметь: выполнять регулятивные коллективные нормы, задающие позитивное поведение людей в команде и за ее пределами, образцы взаимодействий и взаимоотношений, основные требования, предъявляемые к членам команды ее участниками; осуществлять правильный выбор стратегии взаимодействия и принятие ответственности за результаты деятельности коллектива; адаптироваться в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации, адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать с ее учетом; толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, состояния;

владеть: навыками организации совместной социокультурной и профессиональной деятельности коллектива; навыками толерантного поведения в коллективе; механизмами конформного поведения и согласованности действий; способами предупреждения конфликтов и разрешения конфликтных ситуаций; навыками адекватного отношения к собственным особенностям и их учета при общении и взаимодействии; приемами психологической защиты от негативных, травмирующих переживаний.

По отношению к общекультурной компетенции ОК-6 «Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности» обучающийся с ОВЗ или обучающийся инвалид должен

знать: основополагающие международные документы, относящиеся к правам инвалидов; правовые основы Гражданского, Трудового, Семейного кодексов РФ, относящиеся к правам инвалидов; правовые основы реабилитации инвалидов; правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования; функции органов труда и занятости населения;

уметь: использовать права инвалидов адекватно законодательству в различных жизненных и профессиональных ситуациях; обращаться в надлежащие органы за необходимой помощью; составлять необходимые документы гражданско-правового характера;

владеть: навыками осознанного применения норм закона, относящимся к правам инвалидов, с точки зрения конкретных условий их реализации в различных жизненных и профессиональных ситуациях; правовыми механизмами при защите своих гражданских прав.

Рассмотрим направленность и основное содержание второго из представленных в данной статье адаптационного модуля «Технологии интеллектуального труда», реализуемого в Челябинском государственном университете. Задачи освоения данного адаптационного модуля состоят в ознакомлении обучающихся с основными видами интеллектуального учебного труда студента и современными технологиями работы с учебной информацией; развитии познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования основ методики самостоятельной работы; создании предпосылок к непрерывному саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию в течение всей жизни; формировании практических навыков использования приемов и методов познавательной деятельности, необходимых для успешной адаптации в информационно-образовательной среде; выработке умений обоснованно выбирать и эффективно использовать средства универсальных и специальных информационных и коммуникационных технологий в зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья; овладении способами представления информации в соответствии с задачами и ее преобразования в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетом физических ограничений; приобретении опыта использования специальных информационных и коммуникационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности; освоении приемов эффективного представления результатов интеллектуального труда и навыков самопрезентации.

В результате изучения рассматриваемого адаптационного модуля у студента должны быть сформированы знания, умения и способности, составляющие содержание следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-7 «Способность к самоорганизации и самообразованию» и ОПК-4 «Способность к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий».

По отношению к общекультурной компетенции ОК-7 «Способность к самоорганизации и самообразованию» обучающийся с ОВЗ или обучающийся инвалид должен

знать: основы организации и методы самостоятельной работы, особенности интеллектуального труда студента на различных видах аудиторных занятий; рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ (доклад, тезисы, реферат, презентация и т.п.); приемы тайм-менеджмента в организации учебной работы; правила рационального использования времени и физических сил в образовательном процессе с учетом ограничений здоровья;

уметь: составлять план работы, тезисы доклада (выступления), конспекты лекций, первоисточников; работать с источниками учебной информации, пользоваться ресурсами библиотеки (в том числе электронными), образовательными ресурсами Интернет, в том числе с учетом имеющихся ограничений здоровья; использовать индивидуальные слуховые аппараты и звукоусиливающую аппаратуру (студенты с нарушениями слуха); использовать брайлевскую технику, видеоувеличители, программы синтезаторы речи, программы невизуального доступа к информации (студенты с нарушениями зрения); использовать адаптированную компьютерную технику, альтернативные устройства ввода информации, специальное программное обеспечение (студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

владеть: навыками выбора способа представления информации в соответствии с учебными задачами; приемами поиска информации и преобразования ее в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетом физических ограничений; приемами научной организации интеллектуального труда; навыками постановки личных учебных целей и анализа полученных результатов; способностью использовать приобретенные знания и умения в учебной для эффективной организации самостоятельной работы.

По отношению к общепрофессиональной компетенции ОПК-4 «Способность к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий» обучающийся с ОВЗ или обучающийся инвалид должен

знать: основы современных информационных технологий переработки и преобразования текстовой, табличной, графической и пр. информации; различные способы восприятия и обработки информации с учетом имеющихся ограничений здоровья;

уметь: работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям; использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства;

владеть: навыками выступления с докладом или презентацией перед аудиторией, вести дискуссию и аргументированно отстаивать собственную позицию; современными технологиями работы с учебной информацией.

Таким образом, проведенное нами исследование раскрывает основное содержание адаптационных образовательных модулей (дисциплин) и их направленность на педагогический процесс формирования общекультурных (общих) и профессиональных компетенций федеральных государственных образовательных программ профессионального образования при инклюзивном образовании обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов. Это способствует полноценному формированию у них комплекса компетенций, необходимых для освоения образовательной программы профессионального образования, в том числе за счет приобретения компетенций, связанных со способностьюк самоорганизации учебной деятельности, использованию адаптивных информационных и коммуникационных технологий, способностью адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям. Тем самым создаются предпосылки для успешного обучения, а затем трудоустройства и интеграции в социум в качестве равноправных членов общества.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственных заданий по проектам №3188, №3308.

Рецензенты:

Репин С.А., д.п.н., профессор, декан факультета психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск;

Ларионова Г.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой математики ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. АДАПТАЦИОННЫЕ МОДУЛИ (ДИСЦИПЛИНЫ) КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21709 (дата обращения: 07.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074