Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ADAPTIVE EDUCATIONAL MODULES (DISCIPLINES) AS A PEDAGOGICAL COMPONENTS OF INCLUSIVE PROFESSIONAL EDUCATION OF PEOPLE WITH LIMITED POSSIBLE HEALTH AND DISABLED

Martynova E.A. 1 Romanenkova D.F. 1 Romanovich N.A. 1
1 Chelyabinsk State University
The article discusses the concept of adaptive educational modules (disciplines), their purpose and ways of organization inclusive process of professional education for students with limited possible health and disabled students through the introduce of these modules (disciplines) into the pedagogical process. Disclosed focus of adaptive educational modules (disciplines) on the formation process of common cultural and professional competencies of the Federal state educational standards in inclusive education students with limited possible health and disabled students. The content and mechanism of implementation of the adaptive module «Social adaptation and the basis of socio-legal knowledge», forming the ability to adapt to various life and professional contexts based health restrictions, and adaptive module «Technology intellectual work», forming the ability to self-organization and individual correct of training skills by means of information and communication technologies, are considered in the article. Mastering of the adaptive modules contributes to the full development of professional educational program by students with limited possible health and disabled students. Thus it creates the preconditions for their successful professionalization and then employment and integration into society as equal members.
higher education
inclusion
adaptive educational modules (disciplines)
people with limited possible health
disabled people
competences
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ) осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, а для инвалидов - также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации [8]. Адаптированная образовательная программа профессионального образования должна обеспечить формирование у обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов всех компетенций, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (профессии, специальности). Одним из существенных компонентов осуществления процесса инклюзивного профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов по адаптированным программам является наличие в этих программах адаптационных модулей (дисциплин), способствующих профессиональной и социальной адаптации обучающихся, самоорганизации учебной деятельности, позволяющих корректировать индивидуальные нарушения учебных и коммуникативных умений, в том числе с помощью информационных и коммуникационных технологий [2]. Педагогическая направленность адаптационных модулей (дисциплин) - содействие полноценному формированию у обучающихся с ОВЗ иобучающихся инвалидов комплекса компетенций, необходимых для успешного освоения образовательной программы профессионального образования [1]. Эти модули (дисциплины) «поддерживают» изучение базовой и вариативной части образовательной программы. Не менее важно и то, что адаптационные модули (дисциплины) направлены на социализацию, профессионализацию и адаптацию обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов, способствуют их адекватному профессиональному самоопределению, возможности построения индивидуальной образовательной траектории. Коррекционная направленность адаптационных модулей (дисциплин) - совершенствование самосознания, развитие личностных эмоционально-волевых, интеллектуальных и познавательных качеств у обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов [3].

Адаптационные модули (дисциплины) разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и включаются в учебный план подготовки по образовательной программе профессионального образования с учетом методических рекомендаций Минобрнауки России по организации образовательного процесса для профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [4,5], а также в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и ограничениями здоровья имеющегося контингента обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов. Объективной настоятельной целью и направлением разработки адаптационных модулей (дисциплин) является развитие социальной и профессиональной адаптации обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов, их ознакомление с основными видами интеллектуального учебного труда студента, современными технологиями работы с учебной информацией с применением адаптивных информационных и коммуникационных технологий.

В настоящее время ряд профессиональных организаций высшего и среднего профессионального образования уже внедряют в образовательные программы адаптационные модули (дисциплины) различной направленности. Можно привести в качестве примеров передового опыта такие использующиеся в организациях профессионального образования адаптационные модули, как «Технологии социальной интеграции в условиях образовательной и трудовой деятельности» (Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана), «Социально-психологический практикум», «Правовые основы социальной поддержки» (Новосибирский государственный технический университет), «Компьютерные технологии в инклюзивном образовании» (Омский государственный педагогический университет), «Психология личности и самоопределение», «Основы социально-правовых знаний», «Адаптивные информационные технологии» (Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики), «Коммуникативный практикум», «Основы интеллектуального труда» (Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова) и др.

К этому перечню адаптационных модулей можно отнести и модули, разработанные и применяемые в практике инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидов в Челябинском государственном университете: адаптационный модуль «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний», формирующий способность адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья обучающихся, и адаптационный модуль «Технологии интеллектуального труда», формирующий способность к самоорганизации учебной деятельности и индивидуальную коррекцию учебных умений средствами информационных и коммуникационных технологий. Отметим, что данные модули могут аналогично включаться в качестве адаптационных дисциплин в образовательные программы среднего профессионального образования.

Адаптационные модули (дисциплины) не являются обязательными, они осваиваются по выбору самих обучающихся с учетом рекомендаций педагогов-психологов. С этой целью в образовательной организации создаются сводные группы обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов, осваивающих различные направления подготовки. Возможно и обучение отдельных обучающихся по индивидуальному графику. Адаптационные модули (дисциплины), связанные со специфическими и зачастую сложными для лиц с ОВЗ и инвалидов процессами адаптации в новых социальных условиях, с переходом на новую ступень профессионального образования, требующую от них более сложных навыков интеллектуального труда, целесообразно вносить в учебный график первого или второго года обучения как вариативные или факультативные. Генеральным планируемым результатом от введения адаптационных модулей (дисциплин) в учебный процесс является освоение образовательной программы профессионального образования обучающимися с ОВЗ и обучающимися инвалидами путем учета и минимизации влияния ограничений их здоровья на формирование общекультурных (общих) и профессиональных компетенций [7]. То есть надо учитывать, что обучающиеся - это лица с ОВЗ и инвалиды, и для полноценного освоения компетенций им необходимо усвоить дополнительные специфические навыки, формирующиеся путем освоения адаптационного модуля (дисциплины). Рекомендуемая трудоемкость адаптационных модулей (дисциплин) составляет две-три зачетных единицы, включая лекции, практические занятия, самостоятельную работу студентов и промежуточную аттестацию в форме зачета. Для освоения этих модулей необходим специальный отбор изучаемого материала, психолого-педагогических, материальных, информационно-технологических средств, на основе которых обеспечивается адекватность восприятия и усвоения учебного материала учащимися с ОВЗ и учащимися инвалидами с индивидуальным учетом их психофизических особенностей, ограничений здоровья и особенностей приема-передачи учебной информации [6].

Лекции проводятся в форме проблемной лекции, лекции-дискуссии, лекции-презентации, лекции-диалога, лекции-консультации, интерактивной лекции, лекции с применением дистанционных технологий и сети Интернет. Практические занятия проводятся с использованием социально-психологических активных методов обучения: (тренинг, дискуссия, мозговой штурм, деловая, ролевая игра), мультимедийных презентаций, дистанционных технологий и привлечением возможностей Интернета. Самостоятельная работа включает в себя работу с книгой и другими источниками информации: составление план-конспектов, написание реферативных, реконструктивных, эвристических, творческих самостоятельных и проектных работ, подготовку к лекциям и практическим занятиям, тренингам, дискуссиям, подготовку докладов и презентаций. Для текущего контроля успеваемости в качестве способов оценки компетенций, в формировании которых участвует адаптационный модуль (дисциплина), целесообразно оценивание выполненных самостоятельно реферативных и творческих работ, проектов, домашних заданий и презентаций, участия в групповой дискуссии, анализе конкретных ситуаций, тестирования и экспертных оценок, а также балльно-рейтинговой системы. Все методические материалы при обучении по адаптационному модулю (дисциплине) должны предусматривать предоставление информации обучающимся с ОВЗ и обучающимся инвалидам в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации. Для лиц с нарушениями зрения - в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, аудиофайла, в печатной форме на языке Брайля. Для лиц с нарушениями слуха - в печатной форме, в форме электронного документа. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата - в печатной форме, в форме электронного документа, аудиофайла.

В ходе освоения адаптационного модуля (дисциплины) применяются следующие информационные технологии: средства наглядного представления учебных материалов в форме презентации, средства мультимедиа (видеоматериалы, иллюстрирующие применение методов активного обучения в психолого-педагогической практике), система дистанционного обучения (текущий и промежуточный контроль знаний, самостоятельная работа, консультации), электронная почта (для текущего взаимодействия с преподавателем и обмена учебными материалами), специальное программное обеспечение для обучающихся с нарушениями зрения (программа речевой навигации, речевые синтезаторы, экранные лупы). Обучающиеся с ОВЗ и обучающиеся инвалиды должны иметь возможность использования ноутбука для записи лекций с текстовым редактором.

Для обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов освоение адаптационного модуля (дисциплины) может быть осуществлено частично с использованием дистанционных образовательных технологий при проведении лекционных занятий и самостоятельной работы: системы проведения вебинаров (для участия в лекциях), системы дистанционного обучения (для текущего контроля знаний, для самостоятельной работы, для взаимодействия с преподавателем и другими обучающимися), электронной почты (для взаимодействия с преподавателем и обмена учебными материалами), социальных сетей (для оперативного взаимодействия с преподавателем и другими обучающимися).

Освоение адаптационного модуля (дисциплины) обучающимися с ОВЗ и обучающимися инвалидами осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения. Образовательная организация должна располагать лекционной аудиторией, имеющей выход в сеть Интернет, с мультимедийным оборудованием, с компьютером и видеотехникой (мультимедийный проектор, колонки), мобильным радиоклассом (для студентов с нарушениями слуха) и источниками питания для индивидуальных технических средств; учебной аудиторией для практических занятий (семинаров) с мультимедийным оборудованием, мобильным радиоклассом. Аудитория для практических занятий должна иметь возможность перепланировки пространства. Учебная аудитория для самостоятельной работы должна быть оборудована стандартными рабочими местами с персональными компьютерами, рабочими местами с персональными компьютерами с программой экранного доступа, программой экранного увеличения и брайлевским дисплеем для студентов с нарушениями зрения. Во все учебные аудитории должен быть обеспечен беспрепятственный доступ для маломобильных обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов. Для проведения компьютерного тестирования занятия организуются в стационарном или мобильном компьютерном классе, имеющем выход в сеть Интернет.

Рассмотрим направленность и основное содержание первого из представленных в данной статье адаптационного модуля «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний», реализуемого в Челябинском государственном университете для подготовки бакалавров и специалистов по различным направлениям. Задачи освоения данного адаптационного модуля состоят в овладении механизмами социальной и профессиональной адаптации обучающимися с ОВЗ и обучающимися инвалидами; формировании мотивации и личностных механизмов непрерывного самообразования и профессионального саморазвития обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов; выработке способности у обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов к согласованным позитивным действиям в коллективе и взаимодействия в совместной социокультурной и профессиональной деятельности коллектива; овладении навыками адекватного отношения к собственным психофизическим особенностям и их саморегуляции при общении и взаимодействии в коллективе; освоении приемов адекватного применения норм закона, относящимся к правам инвалидов, и правовыми механизмами при защите своих гражданских прав в различных жизненных и профессиональных ситуациях; возможности самостоятельного построения индивидуальной образовательной траектории.

Предметное содержание модуля (лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов) можно выстроить в последовательности трех разделов.

Раздел 1. Социальная и профессиональная адаптация. Психика и организм человека. В этот раздел входит ознакомление с основными психическими характеристиками личности, способами развития и управления ими, формирования адекватной самооценки с учетом имеющихся ограничений здоровья, с влиянием особенностей свойств личности на выбор профессии и саму профессиональную деятельность, а также на коммуникативные качества личности.

Раздел 2. Профессиональное самоопределение и развитие. Этот раздел направлен на изучение мотивов профессиональной деятельности на каждом из этапов профессионального становления, формирования самооценки, идентичности, уровня притязаний. Приводятся проблемы и факторы выбора профессии, профессиональной пригодности и непригодности, правильные ориентиры и личностные регуляторы выбора профессии и профессиональной деятельности.

Раздел 3. Основы социально-правовых знаний. В этот раздел входит изучение таких вопросов, как социализация человека в сферах деятельности, общения, самосознания, социальная адаптация, ее этапы, механизмы, условия. Обучающиеся знакомятся с основными документами международного и российского законодательства в области прав инвалидов, гарантиями инвалидам в области социальной защиты, образования и трудоустройства, механизмами обеспечения доступности профессионального образования для инвалидов.

В результате изучения рассматриваемого адаптационного модуля у студента должны быть сформированы знания, умения и способности, составляющие содержание следующих общекультурных компетенций: ОК-4 «Способность к самоорганизации и самообразованию», ОК-7 «Способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» и ОК-6 «Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности».

Предметное содержание модуля можно выстроить в последовательности двух разделов.

Раздел 1. Адаптивные информационные и коммуникационные технологии. В этот раздел входит изучение и отработка навыков работы с тифлотехническими (для людей с нарушениями зрения), сурдотехническими (для людей с нарушениями слуха) и программными средствами, адаптированными техническими и программными средствами для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, навыков использования дистанционных образовательных технологий, обмена информацией с помощью электронной почты, социальных сетей, видеосвязи, приемов преобразования информации в различные форматы, подбору информации в сети Интернет и преобразованию ее в формат, доступный для восприятия.

Раздел 2. Основы интеллектуального труда. В этом разделе обучающиеся знакомятся с нормативными актами, в соответствии с которыми осуществляется деятельность образовательной организации, методами выработки собственной стратегии эффективного обучения, самообразования и самоконтроля в учебной работе, работе с печатными и электронными каталогами, навыками поиска учебной информации в сети Интернет и навыков поиска книг в традиционных и электронных каталогах, с подготовкой конспекта статьи из журнала, книги, с составлением плана и подготовкой реферата по заданной теме, подготовкой презентации. Изучаются приемы ведения персональной системы учета и анализа использования времени, основы интеллектуального труда.

По отношению к общекультурной компетенции ОК-4 «Способность к самоорганизации и самообразованию» обучающийся с ОВЗ или обучающийся инвалид должен

знать: основы психологического знания о человеке, его внутреннем мире, сознании, познавательных процессах, эмоциональной, мотивационной сфере; методы оценки собственных индивидуально-психологических особенностей и основные механизмы саморегуляции собственной деятельности и общения; механизмы социальной и профессиональной адаптации; основы и сущность профессионального самоопределения и профессионального развития; современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;

уметь: интерпретировать собственное психическое состояние и поведение и распознавать психологическую характеристику своей личности; использовать приемы развития и тренировки психических процессов, а также психической саморегуляции в процессе деятельности и общения; осуществлять осознанный выбор траектории собственного профессионального обучения; планировать и составлять временную перспективу своего будущего, ставить задачи профессионального и личностного развития;

владеть: способностью к обобщению, самоанализу, рефлексии; навыками поиска необходимой информации для эффективной самоорганизации учебной и профессиональной деятельности; навыками формирования временной перспективы будущего: личных целей, планов профессиональной деятельности и выбора путей их осуществления.

По отношению к общекультурной компетенции ОК-7 «Способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» обучающийся с ОВЗ или обучающийся инвалид должен

знать: механизмы социальной адаптации в коллективе: общность целей, ценностей, социальных установок и социальных норм, согласованность действий членов коллектива в различных социальных ситуациях; правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации; свои характерологические особенности и возможное их влияние на практику общения и взаимодействия в команде; причины возникновения барьеров непонимания и способы их устранения;

уметь: выполнять регулятивные коллективные нормы, задающие позитивное поведение людей в команде и за ее пределами, образцы взаимодействий и взаимоотношений, основные требования, предъявляемые к членам команды ее участниками; осуществлять правильный выбор стратегии взаимодействия и принятие ответственности за результаты деятельности коллектива; адаптироваться в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации, адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать с ее учетом; толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, состояния;

владеть: навыками организации совместной социокультурной и профессиональной деятельности коллектива; навыками толерантного поведения в коллективе; механизмами конформного поведения и согласованности действий; способами предупреждения конфликтов и разрешения конфликтных ситуаций; навыками адекватного отношения к собственным особенностям и их учета при общении и взаимодействии; приемами психологической защиты от негативных, травмирующих переживаний.

По отношению к общекультурной компетенции ОК-6 «Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности» обучающийся с ОВЗ или обучающийся инвалид должен

знать: основополагающие международные документы, относящиеся к правам инвалидов; правовые основы Гражданского, Трудового, Семейного кодексов РФ, относящиеся к правам инвалидов; правовые основы реабилитации инвалидов; правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования; функции органов труда и занятости населения;

уметь: использовать права инвалидов адекватно законодательству в различных жизненных и профессиональных ситуациях; обращаться в надлежащие органы за необходимой помощью; составлять необходимые документы гражданско-правового характера;

владеть: навыками осознанного применения норм закона, относящимся к правам инвалидов, с точки зрения конкретных условий их реализации в различных жизненных и профессиональных ситуациях; правовыми механизмами при защите своих гражданских прав.

Рассмотрим направленность и основное содержание второго из представленных в данной статье адаптационного модуля «Технологии интеллектуального труда», реализуемого в Челябинском государственном университете. Задачи освоения данного адаптационного модуля состоят в ознакомлении обучающихся с основными видами интеллектуального учебного труда студента и современными технологиями работы с учебной информацией; развитии познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования основ методики самостоятельной работы; создании предпосылок к непрерывному саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию в течение всей жизни; формировании практических навыков использования приемов и методов познавательной деятельности, необходимых для успешной адаптации в информационно-образовательной среде; выработке умений обоснованно выбирать и эффективно использовать средства универсальных и специальных информационных и коммуникационных технологий в зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья; овладении способами представления информации в соответствии с задачами и ее преобразования в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетом физических ограничений; приобретении опыта использования специальных информационных и коммуникационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности; освоении приемов эффективного представления результатов интеллектуального труда и навыков самопрезентации.

В результате изучения рассматриваемого адаптационного модуля у студента должны быть сформированы знания, умения и способности, составляющие содержание следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-7 «Способность к самоорганизации и самообразованию» и ОПК-4 «Способность к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий».

По отношению к общекультурной компетенции ОК-7 «Способность к самоорганизации и самообразованию» обучающийся с ОВЗ или обучающийся инвалид должен

знать: основы организации и методы самостоятельной работы, особенности интеллектуального труда студента на различных видах аудиторных занятий; рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ (доклад, тезисы, реферат, презентация и т.п.); приемы тайм-менеджмента в организации учебной работы; правила рационального использования времени и физических сил в образовательном процессе с учетом ограничений здоровья;

уметь: составлять план работы, тезисы доклада (выступления), конспекты лекций, первоисточников; работать с источниками учебной информации, пользоваться ресурсами библиотеки (в том числе электронными), образовательными ресурсами Интернет, в том числе с учетом имеющихся ограничений здоровья; использовать индивидуальные слуховые аппараты и звукоусиливающую аппаратуру (студенты с нарушениями слуха); использовать брайлевскую технику, видеоувеличители, программы синтезаторы речи, программы невизуального доступа к информации (студенты с нарушениями зрения); использовать адаптированную компьютерную технику, альтернативные устройства ввода информации, специальное программное обеспечение (студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

владеть: навыками выбора способа представления информации в соответствии с учебными задачами; приемами поиска информации и преобразования ее в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетом физических ограничений; приемами научной организации интеллектуального труда; навыками постановки личных учебных целей и анализа полученных результатов; способностью использовать приобретенные знания и умения в учебной для эффективной организации самостоятельной работы.

По отношению к общепрофессиональной компетенции ОПК-4 «Способность к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий» обучающийся с ОВЗ или обучающийся инвалид должен

знать: основы современных информационных технологий переработки и преобразования текстовой, табличной, графической и пр. информации; различные способы восприятия и обработки информации с учетом имеющихся ограничений здоровья;

уметь: работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям; использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства;

владеть: навыками выступления с докладом или презентацией перед аудиторией, вести дискуссию и аргументированно отстаивать собственную позицию; современными технологиями работы с учебной информацией.

Таким образом, проведенное нами исследование раскрывает основное содержание адаптационных образовательных модулей (дисциплин) и их направленность на педагогический процесс формирования общекультурных (общих) и профессиональных компетенций федеральных государственных образовательных программ профессионального образования при инклюзивном образовании обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов. Это способствует полноценному формированию у них комплекса компетенций, необходимых для освоения образовательной программы профессионального образования, в том числе за счет приобретения компетенций, связанных со способностьюк самоорганизации учебной деятельности, использованию адаптивных информационных и коммуникационных технологий, способностью адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям. Тем самым создаются предпосылки для успешного обучения, а затем трудоустройства и интеграции в социум в качестве равноправных членов общества.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственных заданий по проектам №3188, №3308.

Рецензенты:

Репин С.А., д.п.н., профессор, декан факультета психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск;

Ларионова Г.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой математики ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет», г. Челябинск.