На основании проведенного исследования состояния и тенденций развития индустриальных парков (осуществлено в 2013 г. Некоммерческим партнерством «Ассоциация индустриальных парков») выполнен прогноз количества индустриальных парков при сохранении существующих внутрироссийских факторов и мировой экономической конъюнктуры (инерционный сценарий).
Рост числа индустриальных парков по инерционному сценарию составит примерно 13 парков в год, что даст примерно 127 индустриальных парка к 2020 году. При этом доля промышленного производства в индустриальных парках к обрабатывающей промышленности повысится с 0,5 % до 1,9 %. Поскольку индустриальные парки являются локомотивами промышленного роста и инвестиций, государству целесообразно дополнительно стимулировать их развитие, чтобы добиться более значительного вклада индустриальных парков в объем производства обрабатывающей промышленности. Если оценивать потенциал развития индустриальных парков до 2020 года, можно принять за цель достижение индустриальными парками 4 % объемов обрабатывающей промышленности, что примерно соответствует уровню развитых стран. Эффективность бюджетных ассигнований при этом будет выше, чем при прямой поддержке отраслей, поскольку индустриальные парки привлекают инвестиции в новые производства, не отвлекая ресурсы уже действующих предприятий, и дают мультипликативный эффект – стимулируют создание новых производств практически во всех отраслях промышленности.
Для достижения указанного показателя необходимо добиться увеличения прироста индустриальных парков в два раза по сравнению с инерционным сценарием – до 205 действующих индустриальных парков в 2020 году. На основании макроэкономического моделирования показано, что такой сценарий развития возможен при определенных мерах государственной поддержки. Опрос инвесторов и управляющих компаний индустриальных парков, проведенный Ассоциацией в 2014 году, показал, что наиболее эффективными мерами поддержки индустриальных парков являются: предоставление налоговых льгот, субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие инфраструктуры, субсидирование части затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков [7].
На основании указанного опроса, определена зависимость объемов планируемых инвестиций в индустриальные парки от совокупной доли расходов на создание инфраструктуры, возмещаемой всеми видами бюджетных субсидий. Например, при предоставлении бюджетных субсидий в общем объеме 30 % расходов на инфраструктуру при создании индустриальных парков, инвесторы готовы увеличить инвестиций на 100 % от запланированного (то есть от инерционного сценария развития).
Таким образом, в случае применения эффективных мер государственной поддержки создания индустриальных парков представляется возможным создать к 2020 году в России 205 индустриальных парка общей площадью 42 тыс. га. Доля промышленного производства предприятий-резидентов индустриальных парков в обрабатывающей промышленности достигнет 4 %, а вклад в ВВП увеличится до 1 % ежегодно.
Уточнение макроэкономических показателей реализации Подпрограммы будет произведено в рамках мероприятия по разработке и созданию геоинформационной системы мониторинга индустриальных парков, совершенствованию государственного статистического учета и формированию прогноза развития индустриальных парков.
При создании индустриальных парков особую роль играет наличие развитой транспортной и логистической инфраструктуры. Планы развития транспортной и логистической инфраструктуры должны соответствовать планам развития промышленности, и при необходимости бюджетные ассигнования должны направляться с помощью механизмов проектного управления инвестициями и на условиях государственно-частного партнерства в расшивку узких мест транспортной инфраструктуры, препятствующих сбалансированному развитию промышленности в регионе, на сбалансированное развитие транспортно-технологической инфраструктуры. Работающим примером такого подхода является подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» с проектами развития пассажирских и грузовых аэропортов-хабов, морских портов, терминалов, производственных и логистических парков [3].
Территория индустриального парка должна соответствовать следующим требованиям:
1) территория индустриального парка должна быть определена, иметь границы;
2) земельные участки, составляющие территорию индустриального парка, должны быть смежными (т. е. иметь хотя бы одну общую границу с другим земельным участком, составляющим территорию индустриального парка), либо располагаться на расстоянии не далее 2 км от ближайшего к ним земельного участка, составляющего территорию индустриального парка;
3) площадь территории должна быть не менее 8 га;
4) в состав территории должны входить земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, и/или земель поселений, на которых допускается размещение промышленных объектов;
5) геологические и геодезические параметры не препятствуют строительству и размещению промышленных объектов и объектов инфраструктуры;
6) на территории отсутствуют обременения, препятствующие использованию территории в качестве индустриального парка;
7) не менее 50 % полезной площади индустриального парка должны быть предназначены для передачи в собственность или предоставления в пользование резидентам индустриального парка.
С целью повышения заинтересованности инвесторов и потенциальных резидентов в отношении индустриального парка могут быть проведены юридический аудит, технический аудит, инженерные изыскания территории.
Транспортная доступность территории индустриального парка должна обеспечиваться наличием транспортного сообщения с ближайшими населенными пунктами (регулярный общественный транспорт либо собственный транспорт индустриального парка), наличием проложенной до границы индустриального парка и введенной в эксплуатацию автомобильной дороги класса «дороги обычного типа» не ниже IV категории согласно ГОСТ Р 52398, примыкающей к дороге федерального, регионального или местного значения. Должен быть оборудован съезд с дороги на территорию индустриального парка.
Инженерные сети индустриального парка должны обеспечивать:
1. Наличие на территории индустриального парка точки присоединения к электрическим сетям максимальной мощностью не менее 2 МВт, но не менее 0,15 МВт свободной максимальной мощности на каждый свободный гектар полезной площади индустриального парка или наличие действующих технических условий на технологическое присоединение или согласованного в установленном порядке проекта создания собственных генерирующих мощностей;
2. Наличие существующего подключения или технических условий на подключение к сетям газоснабжения и/или наличие существующего подключения или технических условий на подключение к сетям теплоснабжения;
3. Наличие существующего подключения или технических условий на подключение к системе водоснабжения и водоотведения [9].
Дифференциация между действующими парками по обеспеченной мощности электроэнергии значительна, она колеблется в пределах от 2 МВт до 516 МВт. При этом 80 % всех парков обеспечены мощностью до 50 МВт, поэтому медианное значение по отрасли – 32 МВт. Суммарная энергетическая обеспеченная мощность действующих индустриальных парков составляет 2,9 ГВт [8].
Удельные показатели демонстрируют значительные различия в энергооснащении между Brownfield- и Greenfield парками. Brownfield-парки характеризуются большей удельной мощностью (среднее значение – 0,79 МВт/га), чем Greenfield-парки (среднее значение – 0,18 МВт/га).
Диспропорция возникла вследствие наличия особенностей двух типов проектов: разница в средних размерах территории, стадиях строительства, специализации и изначальной инфраструктурной (энергетической) обеспеченности площадок строительства парков.
Рис.1. Обеспеченная мощность электроэнергии в действующих парках (слева) и удельная мощность электроэнергии в действующих парках
Рис.2. Инфраструктурная обеспеченность действующих парков
Все действующие индустриальные парки имеют характеристики, соответствующие стандарту, разработанному Ассоциацией индустриальных парков, что означает наличие необходимой инженерной инфраструктуры для подключения компаниями-резидентами.
По данным за 2014 год, газифицированными являются 34 индустриальных парка, при этом только 28 используют централизованное отопление для теплообеспечения резидентов. Почти в половине парков создан собственный водозабор с действующими скважинами на территории парка. Высокая востребованность очистных сооружений размещаемыми на территориях парков производствами предопределила их наличие в 37 парках из 45.
Железнодорожное присоединение территории индустриального парка напрямую зависит от местоположения, оно практически невозможно в отсутствие доступных железнодорожных магистралей. На сегодня ж/д присоединение наличествует только в 22 индустриальных парках.
Собственная генерация электроэнергии существует лишь в шести индустриальных парках и пока не получила широкого развития среди уже действующих проектов.
Рис.3 Количество созданных рабочих мест в индустриальных парках
По текущим данным за 2014 год, в 41 действующем индустриальном парке созданы около 71 тысячи рабочих мест, что на 20 % больше показателя начала 2013 года (56 тысяч). Среднее количество занятых на территории индустриального парка осталось неизменным и составляет 1 730 человек. Лидируют по занятости индустриальные парки «Грабцево» (7 488 работающих), «Технополис Химград» (6 752 работающих) и «Дега Кластер Ногинск» (6 000 работающих).
Учитывая соотношение создаваемых в непроизводственной сфере рабочих мест к каждому созданному в производственной как 3 к 1, можно говорить о более чем 250 тысячах обеспеченных отраслью рабочих местах.
Средняя заработная плата занятых на производстве в индустриальном парке (исключая высшее управленческое звено) составляет 25 460 рублей.
Разница в средней зарплате между парками варьируется почти в два раза и напрямую зависит от расположения парка и регионального уровня оплаты труда, в целом соответствуя межрегиональным различиям.
Рис. 4. Стоимость продажи земли в индустриальных парках
Продажа земельных участков осуществляется, как правило, в индустриальных парках Greenfield-типа. Стоимость продаваемой земли находится в прямой зависимости от местоположения индустриального парка. Фактически на рынке сложились две ценовые категории: земли Московского региона и Ленинградской области, на которых цена за 1 га колеблется от 15 до 55 млн рублей, и земли промышленного назначения на остальной территории России со средней ценой, составляющей 5,75 млн рублей за 1 га.
Таким образом, стоимость может значительно различаться в зависимости от местоположения парка.
Аренда производственной недвижимости осуществляется в Brownfield-парках. Цена арендной ставки колеблется от 800 до 4 300 рублей за м2 в год при среднем значении 2 000 рублей за м2. Различие в цене аренды определяется не только местоположением парка, но также продиктовано его параметрами и резидентной политикой.
Рис.5 Стоимость аренды производственной недвижимости в индустриальных парках
Резюмируя приведенные в данной работе данные, можно сделать следующие выводы:
1. Требования к инфраструктуре индустриальных парков достаточно четко обозначены, однако могут варьироваться в зависимости от направленности основной деятельности, которую обеспечивает площадка – фактическое состояние будет значительно отличаться у парков, специализацией которых является машиностроение, и у парков, которые акцентируют свою работу в направлении разработки информационных систем.
2. Вопросы инфраструктурного обеспечения необходимо прорабатывать в динамическом контексте, то есть на каждой стадии разработки и строительства индустриального парка. В ходе реализации проекта создания индустриального парка его специализация может значительно измениться в связи с довольно динамичным состоянием экономики в целом.
3. Непосредственно на стадии функционирования парка считаем возможным использовать в работе управляющей компании принципы и методы энергоменеджмента, которые позволят значительно снизить расходную часть при эксплуатации объекта, а также будут являться дополнительным стимулом для привлечения новых резидентов на территорию парка.
Рецензенты:
Лаврентьев В.А., д.э.н., профессор кафедры экономики и управления Нижегородского государственного Лингвистического университета им. Н.И. Добролюбова, г. Нижний Новгород;
Ивашевский А.Л., д.ф.н., доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента НФ ОУП ВО «АТиСО», г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Крюкова Т.М., Аверкин М.Г., Медников О.А. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ: ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21518 (дата обращения: 26.04.2025).