Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

INDUSTRIAL PARKS: THE ORGANIZATION OF INFRASTRUCTURE PROVISION

Kryukova T.M. 1 Averkin M.G. 2 Mednikov O.A. 3
1 Nizhegorodsky state technical University named after P.E.Alekseev
2 Academy of labour and social relations of the Nizhny Novgorod branch
3 Nizhegorodskiy state University. N. And. Lobachevsky
На основании содержания нормативных документов и статистических данных проведено исследование состояния инфраструктурного обеспечения функционирования и осуществления деятельности индустриальными парками. В статье представлен статистический материал, отражающий состояние обеспеченности индустриальных парков электроэнергией, водой, теплом, а также транспортной инфраструктурой. Подчеркивается значение инфраструктуры для успешного привлечения максимально возможного числа резидентов в индустриальные парки. На основании проведенного исследования сделаны выводы о том, что успешное развитие отрасли индустриальных парков возможно при формировании четких требований к их инфраструктуре, но не только в её современном состоянии, но и в динамике. Выявлена необходимость использования в работе управляющих компаний принципов и методов энергоменеджмента, которые будут являться дополнительным стимулом для привлечения новых резидентов на территорию парка.
Based on the content of normative documents and statistics the research of a state infrastructure to ensure the functioning and operation of industrial parks. The article presents statistical data reflecting the state of security of industrial parks with electricity, water, heat, and transport infrastructure. Stresses the importance of infrastructure to the success of attracting the greatest possible number of residents in industrial parks.On the basis of the study it is concluded that the successful development of industrial parks is possible if the formation of clear requirements to their infrastructure, but not in its present state, but also in dynamics. Identified the need to incorporate the management companies of the principles and methods of energy management, which will be an additional incentive to attract new residents to the Park.
Industrial Park
industrial infrastructure
energy
management companies
resident of the industrial Park

На основании проведенного исследования состояния и тенденций развития индустриальных парков (осуществлено в 2013 г. Некоммерческим партнерством «Ассоциация индустриальных парков») выполнен прогноз количества индустриальных парков при сохранении существующих внутрироссийских факторов и мировой экономической конъюнктуры (инерционный сценарий).

Рост числа индустриальных парков по инерционному сценарию составит примерно 13 парков в год, что даст примерно 127 индустриальных парка к 2020 году. При этом доля промышленного производства в индустриальных парках к обрабатывающей промышленности повысится с 0,5 % до 1,9 %. Поскольку индустриальные парки являются локомотивами промышленного роста и инвестиций, государству целесообразно дополнительно стимулировать их развитие, чтобы добиться более значительного вклада индустриальных парков в объем производства обрабатывающей промышленности. Если оценивать потенциал развития индустриальных парков до 2020 года, можно принять за цель достижение индустриальными парками 4 % объемов обрабатывающей промышленности, что примерно соответствует уровню развитых стран. Эффективность бюджетных ассигнований при этом будет выше, чем при прямой поддержке отраслей, поскольку индустриальные парки привлекают инвестиции в новые производства, не отвлекая ресурсы уже действующих предприятий, и дают мультипликативный эффект – стимулируют создание новых производств практически во всех отраслях промышленности.

Для достижения указанного показателя необходимо добиться увеличения прироста индустриальных парков в два раза по сравнению с инерционным сценарием – до 205 действующих индустриальных парков в 2020 году. На основании макроэкономического моделирования показано, что такой сценарий развития возможен при определенных мерах государственной поддержки. Опрос инвесторов и управляющих компаний индустриальных парков, проведенный Ассоциацией в 2014 году, показал, что наиболее эффективными мерами поддержки индустриальных парков являются: предоставление налоговых льгот, субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие инфраструктуры, субсидирование части затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков [7].

На основании указанного опроса, определена зависимость объемов планируемых инвестиций в индустриальные парки от совокупной доли расходов на создание инфраструктуры, возмещаемой всеми видами бюджетных субсидий. Например, при предоставлении бюджетных субсидий в общем объеме 30 % расходов на инфраструктуру при создании индустриальных парков, инвесторы готовы увеличить инвестиций на 100 % от запланированного (то есть от инерционного сценария развития).

Таким образом, в случае применения эффективных мер государственной поддержки создания индустриальных парков представляется возможным создать к 2020 году в России 205 индустриальных парка общей площадью 42 тыс. га. Доля промышленного производства предприятий-резидентов индустриальных парков в обрабатывающей промышленности достигнет 4 %, а вклад в ВВП увеличится до 1 % ежегодно.

Уточнение макроэкономических показателей реализации Подпрограммы будет произведено в рамках мероприятия по разработке и созданию геоинформационной системы мониторинга индустриальных парков, совершенствованию государственного статистического учета и формированию прогноза развития индустриальных парков.

При создании индустриальных парков особую роль играет наличие развитой транспортной и логистической инфраструктуры. Планы развития транспортной и логистической инфраструктуры должны соответствовать планам развития промышленности, и при необходимости бюджетные ассигнования должны направляться с помощью механизмов проектного управления инвестициями и на условиях государственно-частного партнерства в расшивку узких мест транспортной инфраструктуры, препятствующих сбалансированному развитию промышленности в регионе, на сбалансированное развитие транспортно-технологической инфраструктуры. Работающим примером такого подхода является подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» с проектами развития пассажирских и грузовых аэропортов-хабов, морских портов, терминалов, производственных и логистических парков [3].

Территория индустриального парка должна соответствовать следующим требованиям:

1) территория индустриального парка должна быть определена, иметь границы;

2) земельные участки, составляющие территорию индустриального парка, должны быть смежными (т. е. иметь хотя бы одну общую границу с другим земельным участком, составляющим территорию индустриального парка), либо располагаться на расстоянии не далее 2 км от ближайшего к ним земельного участка, составляющего территорию индустриального парка;

3) площадь территории должна быть не менее 8 га;

4) в состав территории должны входить земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, и/или земель поселений, на которых допускается размещение промышленных объектов;

5) геологические и геодезические параметры не препятствуют строительству и размещению промышленных объектов и объектов инфраструктуры;

6) на территории отсутствуют обременения, препятствующие использованию территории в качестве индустриального парка;

7) не менее 50 % полезной площади индустриального парка должны быть предназначены для передачи в собственность или предоставления в пользование резидентам индустриального парка.

С целью повышения заинтересованности инвесторов и потенциальных резидентов в отношении индустриального парка могут быть проведены юридический аудит, технический аудит, инженерные изыскания территории.

Транспортная доступность территории индустриального парка должна обеспечиваться наличием транспортного сообщения с ближайшими населенными пунктами (регулярный общественный транспорт либо собственный транспорт индустриального парка), наличием проложенной до границы индустриального парка и введенной в эксплуатацию автомобильной дороги класса «дороги обычного типа» не ниже IV категории согласно ГОСТ Р 52398, примыкающей к дороге федерального, регионального или местного значения. Должен быть оборудован съезд с дороги на территорию индустриального парка.

Инженерные сети индустриального парка должны обеспечивать:

1. Наличие на территории индустриального парка точки присоединения к электрическим сетям максимальной мощностью не менее 2 МВт, но не менее 0,15 МВт свободной максимальной мощности на каждый свободный гектар полезной площади индустриального парка или наличие действующих технических условий на технологическое присоединение или согласованного в установленном порядке проекта создания собственных генерирующих мощностей;

2. Наличие существующего подключения или технических условий на подключение к сетям газоснабжения и/или наличие существующего подключения или технических условий на подключение к сетям теплоснабжения;

3. Наличие существующего подключения или технических условий на подключение к системе водоснабжения и водоотведения [9].

Дифференциация между действующими парками по обеспеченной мощности электроэнергии значительна, она колеблется в пределах от 2 МВт до 516 МВт. При этом 80 % всех парков обеспечены мощностью до 50 МВт, поэтому медианное значение по отрасли – 32 МВт. Суммарная энергетическая обеспеченная мощность действующих индустриальных парков составляет 2,9 ГВт [8].

Удельные показатели демонстрируют значительные различия в энергооснащении между Brownfield- и Greenfield парками. Brownfield-парки характеризуются большей удельной мощностью (среднее значение – 0,79 МВт/га), чем Greenfield-парки (среднее значение – 0,18 МВт/га).

Диспропорция возникла вследствие наличия особенностей двух типов проектов: разница в средних размерах территории, стадиях строительства, специализации и изначальной инфраструктурной (энергетической) обеспеченности площадок строительства парков.

Рис.1. Обеспеченная мощность электроэнергии в действующих парках (слева) и удельная мощность электроэнергии в действующих парках

Рис.2. Инфраструктурная обеспеченность действующих парков

Все действующие индустриальные парки имеют характеристики, соответствующие стандарту, разработанному Ассоциацией индустриальных парков, что означает наличие необходимой инженерной инфраструктуры для подключения компаниями-резидентами.

По данным за 2014 год, газифицированными являются 34 индустриальных парка, при этом только 28 используют централизованное отопление для теплообеспечения резидентов. Почти в половине парков создан собственный водозабор с действующими скважинами на территории парка. Высокая востребованность очистных сооружений размещаемыми на территориях парков производствами предопределила их наличие в 37 парках из 45.

Железнодорожное присоединение территории индустриального парка напрямую зависит от местоположения, оно практически невозможно в отсутствие доступных железнодорожных магистралей. На сегодня ж/д присоединение наличествует только в 22 индустриальных парках.

Собственная генерация электроэнергии существует лишь в шести индустриальных парках и пока не получила широкого развития среди уже действующих проектов.

Рис.3 Количество созданных рабочих мест в индустриальных парках

По текущим данным за 2014 год, в 41 действующем индустриальном парке созданы около 71 тысячи рабочих мест, что на 20 % больше показателя начала 2013 года (56 тысяч). Среднее количество занятых на территории индустриального парка осталось неизменным и составляет 1 730 человек. Лидируют по занятости индустриальные парки «Грабцево» (7 488 работающих), «Технополис Химград» (6 752 работающих) и «Дега Кластер Ногинск» (6 000 работающих).

Учитывая соотношение создаваемых в непроизводственной сфере рабочих мест к каждому созданному в производственной как 3 к 1, можно говорить о более чем 250 тысячах обеспеченных отраслью рабочих местах.

Средняя заработная плата занятых на производстве в индустриальном парке (исключая высшее управленческое звено) составляет 25 460 рублей.

Разница в средней зарплате между парками варьируется почти в два раза и напрямую зависит от расположения парка и регионального уровня оплаты труда, в целом соответствуя межрегиональным различиям.

Рис. 4. Стоимость продажи земли в индустриальных парках

Продажа земельных участков осуществляется, как правило, в индустриальных парках Greenfield-типа. Стоимость продаваемой земли находится в прямой зависимости от местоположения индустриального парка. Фактически на рынке сложились две ценовые категории: земли Московского региона и Ленинградской области, на которых цена за 1 га колеблется от 15 до 55 млн рублей, и земли промышленного назначения на остальной территории России со средней ценой, составляющей 5,75 млн рублей за 1 га.

Таким образом, стоимость может значительно различаться в зависимости от местоположения парка.

Аренда производственной недвижимости осуществляется в Brownfield-парках. Цена арендной ставки колеблется от 800 до 4 300 рублей за м2 в год при среднем значении 2 000 рублей за м2. Различие в цене аренды определяется не только местоположением парка, но также продиктовано его параметрами и резидентной политикой.

Рис.5 Стоимость аренды производственной недвижимости в индустриальных парках

Резюмируя приведенные в данной работе данные, можно сделать следующие выводы:

1. Требования к инфраструктуре индустриальных парков достаточно четко обозначены, однако могут варьироваться в зависимости от направленности основной деятельности, которую обеспечивает площадка – фактическое состояние будет значительно отличаться у парков, специализацией которых является машиностроение, и у парков, которые акцентируют свою работу в направлении разработки информационных систем.

2. Вопросы инфраструктурного обеспечения необходимо прорабатывать в динамическом контексте, то есть на каждой стадии разработки и строительства индустриального парка. В ходе реализации проекта создания индустриального парка его специализация может значительно измениться в связи с довольно динамичным состоянием экономики в целом.

3. Непосредственно на стадии функционирования парка считаем возможным использовать в работе управляющей компании принципы и методы энергоменеджмента, которые позволят значительно снизить расходную часть при эксплуатации объекта, а также будут являться дополнительным стимулом для привлечения новых резидентов на территорию парка.

Рецензенты:

Лаврентьев В.А., д.э.н., профессор кафедры экономики и управления Нижегородского государственного Лингвистического университета им. Н.И. Добролюбова, г. Нижний Новгород;

Ивашевский А.Л., д.ф.н., доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента НФ ОУП ВО «АТиСО», г. Нижний Новгород.