С начала 1990-х годов отечественная сфера жилищно-коммунальных услуг находится в состоянии кризиса, вызванного глубокой убыточностью из-за выполняемой роли «социального буфера», смягчавшего все перипетии реформирования государственного строя. Основной причиной тяжелейшего системного кризиса является неграмотно проведенная в 90-х годах реформа, в результате которой образовался внесистемный вид жилья со смешанным составом собственников (частные и муниципальные собственники квартир, а также наниматели квартир, собственники нежилых помещений), смешанным социальным составом жильцов, на государственной земле. В результате инженерное оборудование и сети, общее долевое имущество собственников домов, стало имуществом многих пользователей. Всё это приводит к крайне низкой эффективности и высокой затратной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Критическое положение отрасли и развивающиеся рыночные отношения обусловили необходимость срочных изменений в данной сфере. Реформы жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время направлены на углубление и развитие рыночных отношений в отрасли, позволяющих повысить качество предоставляемых услуг и эффективность отрасли в целом. При этом существенным ограничением устанавливается минимальное повышение финансовой нагрузки на население.
Факторы, влияющие на развитие системы управления сферы жилищно-коммунальных услуг.
Выявление факторов, влияющих на развитие системы управления сферы жилищно-коммунальных услуг, во многом зависит от принципов, на основе которых строится управление. В любой управленческой деятельности имеет место набор процессуальных компонентов.
Последние 20-25 лет доминирующими принципами, определяющими сущность и характер управления в целом (странами, регионами, предприятиями и т.д.), были принципы «Вашингтонского консенсуса» [1] с другими вариациями (Пекинский, Мумбайский, Сеульский консенсусы) и принципы устойчивого развития (sustainabledevelopment).
Принципы устойчивого развития, не отрицая рыночные отношения в экономике, концентрируют внимание на необходимости соблюдения баланса социальной, экологической, экономической и институциональной составляющих развития при опережающем потребности населения технологическом развитии.
Основываясь на положениях теории хозяйственных систем, других источников, в диссертационном исследовании Ж.Н. Казиевой [3] сделан вывод, что хозяйственная система развивается устойчиво, если:
1) максимально долго сохраняет свое существование (не нарушаются объективные экономические законы, прежде всего, закон соответствия уровня развития производственных отношений уровню развития производительных сил);
2) приспосабливается к изменению среды путем изменения собственной структуры (обладает гибкой структурой);
3) эффективно противодействует возмущающему воздействию внешней и внутренней среды (обеспечивает безопасность развития);
4) имеет потенциал саморазвития;
5) не разрушает природную основу своего существования (т.е. является экологичной).
В соответствии с этим факторы устойчивого развития в работе [2] разделены на группы: структурные; производительных сил; производственных отношений; безопасности; экологические; потенциала саморазвития.
Можно считать, что указанные группы факторов имеют непосредственное отношение и к сфере жилищно-коммунальных услуг (рисунок 1).
Рис.1. Факторы устойчивого развития сферы жилищно-коммунальных услуг
Исходя из принципов устойчивого развития и факторов устойчивого развития сферы жилищно-коммунальных услуг, можно определенным образом классифицировать факторы развития управления ЖКХ региона.
На рисунке 2 представлены 4 класса факторов развития управления ЖКХ: факторы управления, факторы производительности, риск-факторы, факторы кризиса. В графе «Группы и виды факторов» конкретизированы факторы, относящиеся к данным классам.
Рис.2. Классификации факторов развития системы управления сферы жилищно-коммунальных услуг
Особенность данной классификации заключаются в том, что все указанные в классификации факторы могут работать как позитивно, так и негативно, в зависимости от направления факторного воздействия. В этом смысле факторы классов управления и производительности направлены преимущественно позитивно, а факторы классов риска и кризиса имеют преимущественно негативную направленность.
Достаточно простым примером может быть фактор научности в управлении. При полном использовании потенциала данного фактора развитие управления ЖКХ региона будет идти наиболее интенсивно. И наоборот, игнорирование фактора научности приведет к полной деградации управления ЖКХ и самого ЖКХ в целом.
Следует отметить, что в настоящее время делаются попытки использовать фактор научности для развития управления ЖКХ страны и регионов [2,4]. С точки зрения опоры на фактор научности в управлении ЖКХ региона и страны представляет собой интерес внедрение метода дорожного картирования в управление развитием ЖКХ страны и регионов.
Модельный комплекс мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 08.08.2014 №447/пр «Об утверждении формы комплекса мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации» утвержден Модельный комплекс мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации.
Согласно данному приказу в субъектах РФ разрабатываются и разработаны «дорожные карты» по развитию ЖКХ.
Так, например, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 12.12.2014 №1378-р утвержден комплекс мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан до 2020 года.
По своей сути, в графе «Ожидаемый результат» в Модельном комплексе мер и Комплексе мер субъектов РФ фиксируются факторы развития системы управления ЖКХ.
Однако структура факторов продиктована, скорее принципами «Вашингтонского консенсуса», при том, что достаточно часто упоминается «качество жизни населения», что относится к принципам «устойчивого развития» (sustainabledevelopment). Т.е. можно говорить о некотором позитивном влиянии фактора научности на развитие управления ЖКХ региона.
Ниже приведены факторы развития системы управления ЖКХ в представлении Модельного комплекса мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации в соответствии с его разделами.
1. Обеспечение информационной открытости и подконтрольности жилищно-коммунального хозяйства: прозрачность и подконтрольность сферы ЖКХ для граждан, органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций; эффективность работы управляющих и ресурсоснабжающих организаций (далее - РСО); доступа граждан к необходимой информации в сфере ЖКХ; правовая грамотность населения; социальная напряженность; «чистота» и законность проведения общих собраний собственников помещений в МКД; информированность собственников в части своих жилищных прав и законных интересов; качество управления МКД за счет своевременного проведения общих собраний;содействия ОМС в осуществлении муниципального жилищного контроля; вовлеченность общественности в общественный контроль ЖКХ; прозрачность установления тарифных решений; информационная открытость жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации; условия для систематизации и анализа развития жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации; доступа к информации и сервисам в сфере ЖКХ в рамках ГИС ЖКХ.
2. Содержание жилищного фонда, в том числе государственное регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами: условия реализации требований федерального законодательства в части лицензирования деятельности по управлению МКД; соответствие договоров управления МКД федеральному законодательству; эффективность работы лиц, осуществляющих управление МКД; защита законных прав и интересов собственников помещений в МКД; эффективное управление МКД; качество деятельности по управлению МКД; удовлетворенность и комфортность проживания собственников.
3. Функционирование системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах: новая система капитального ремонта МКД; обеспечение проведения капитального ремонта МКД; создание системного механизма предотвращения старения многоквартирного фонда; улучшение условий проживания граждан; улучшение состояния многоквартирного фонда; дополнительные средства для проведения капитального ремонта МКД; увеличение объема проводимого капитального ремонта МКД; прозрачность и подконтрольность функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; опережающее улучшение состояния многоквартирного фонда.
4. Переселение граждан из аварийного жилого фонда: улучшение условий проживания граждан; дополнительные средства для проведения расселения; увеличение объема расселяемого аварийного жилищного фонда; наличие условий, гарантирующих своевременное исполнение программ переселения в рамках конкретного муниципального образования; информированность граждан о реализации программ переселения; наличие условий для организации работы по дальнейшему расселению граждан из аварийного жилищного фонда; наличие условий для организации работы по дальнейшему расселению граждан из аварийного жилищного фонда (реестр аварийного фонда).
5. Обеспечение модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства: корректность реализации этапа утверждения схем водоснабжения и водоотведения, с учетом потребностей в развитии поселения, городского округа; актуализация информации об объектах жилищно-коммунального хозяйства; наличие условий для привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации; наличие условий для привлечения инвестиций в сферы водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения субъекта Российской Федерации; оптимальность расходов на реализацию схем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения; наличие актуальной информационной базы о состоянии УП (унитарных предприятий).
5.1. Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства: наличие условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения субъекта Российской Федерации; качество коммунальных услуг; наличие инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения субъекта Российской Федерации.
5.2. Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства в сфере водоснабжения и водоотведения: обеспеченность населения качественными услугами в сфере водоснабжения и водоотведения;наличие условий для обеспечения населения качественными услугами в сфере водоснабжения и водоотведения; наличие актуальной информации о состоянии систем централизованного водоснабжения и водоотведения; наличие актуальной информации о состоянии РСО в сфере водоснабжения и водоотведение; качество питьевой воды; наличие условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения субъекта Российской Федерации; качество коммунальных услуг; наличие инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения субъекта Российской Федерации;наличие гарантирующих организаций с установлением зон их деятельности.
5.3. Модернизация инфраструктуры в сфере теплоснабжения: обеспеченность населения качественными услугами в сфере теплоснабжения; наличие актуальной информации о состоянии РСО в сфере теплоснабжения; наличие условий для обеспечения населения качественными услугами в сфере теплоснабжения; наличие условий для привлечения инвестиций в сферу теплоснабжения субъекта Российской Федерации; качество коммунальных услуг; качество горячей воды; наличие инвестиций в сферу теплоснабжения субъекта Российской Федерации; наличие единой теплоснабжающей организации (организаций) для системы (систем) при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
6. Реализация мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности: повышение энергоэффективности и снижение объемов потребления воды; повышение энергетической эффективности объектов бюджетной сферы; сокращение текущих расходов на содержание объектов; стимулирование энергосберегающего поведения потребителей коммунальных ресурсов; сокращение платы за коммунальные ресурсы; снижение потребления коммунальных ресурсов; комфортность проживания в МКД; повышение потенциала энергоэффективности субъекта Российской Федерации; сокращение потребления энергоресурсов; сокращение расходов на содержание объектов, потребляющих энергоресурсы.
7. Создание системы по обращению с отходами потребления:снижение негативного воздействия на окружающую среду; повышение уровня жизни населения; повышение уровня переработки отходов; снижение негативного воздействия на окружающую среду; улучшение экологической ситуации в субъекте Российской Федерации; модернизация системы обращения с ТБО.
Заключение
Можно полагать, что при формировании Модельного комплекса мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации применен проблемно-ориентированный подход, опирающийся на программно-целевой метод. Выделенная нами из Модельного комплекса мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунальных услуг субъекта Российской Федерации структура факторов развития управления ЖКХ страны и регионов имеет проблемно-ориентированный (скорее – выборка проблем), а не системный характер.
С точки зрения теории управления Модельный комплекс мер («дорожная карта») по развитию сектора жилищно-коммунальных услуг субъекта Российской Федерации целесообразно было бы выстраивать согласно предложенной нами Классификации факторов развития системы управления жилищно-коммунальных услуг (рисунок 2). Тем более, когда речь идет о кризисе в ЖКХ страны и регионов (риск-факторы и факторы кризиса). В соответствии с этим можно выстраивать меры факторного воздействия для преодоления кризисной ситуации с учетом рисков для достижения баланса социальной, экономической, экологической и институциональной составляющих развития ЖКХ региона при опережающем потребности населения в технологическом развитии жилищно-коммунальной сферы.
Рецензенты:
Растегаева Ф.С., д.э.н., профессор, Уфимский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Уфа;
Зайнашева З. Г., д.э.н., профессор кафедры региональной экономики и управления ФГБОУ ВО «УГУЭС», г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Зарипова Г.М. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21504 (дата обращения: 11.05.2025).