Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF FACTORS IS INFLUENCING TO THE CONTROL SYSTEM DEVELOPMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES (ON THE REPUBLIC BASHKORTOSTAN EXAMPLE)

Zaripova G.M. 1
1 Ufa branch of the Federal state municipal educational institution of higher education «Financial Academy at the Government of the Russian Federation»
The principles of «sustainable development», which are not denying the market relations in the economy, focusing on the need for a balance of social, environmental, economic and institutional components of development with priority needs of the population technological development. These principles are directly relevant to the sphere of housing and communal services. Sustainable development of housing and communal services can be provided in the case of the best use of potential positive factor and neutralizing negative impact of factors. Based on the principles of sustainable development, the author is offered classification of factors of management of housing and communal services. A feature of this classification and all of these factors can be operated either positively or negatively, in depending from the direction factor impact. In this sense, classes of factors of management performance are aimed mainly positive, and class of risk factors and crisis factors have predominantly negative trend.
housing and communal services
factor exposure
control system
the principles of sustainable development

С начала 1990-х годов отечественная сфера жилищно-коммунальных услуг находится в состоянии кризиса, вызванного глубокой убыточностью из-за выполняемой роли «социального буфера», смягчавшего все перипетии реформирования государственного строя. Основной причиной тяжелейшего системного кризиса является неграмотно проведенная в 90-х годах реформа, в результате которой образовался внесистемный вид жилья со смешанным составом собственников (частные и муниципальные собственники квартир, а также наниматели квартир, собственники нежилых помещений), смешанным социальным составом жильцов, на государственной земле. В результате инженерное оборудование и сети, общее долевое имущество собственников домов, стало имуществом многих пользователей. Всё это приводит к крайне низкой эффективности и высокой затратной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Критическое положение отрасли и развивающиеся рыночные отношения обусловили необходимость срочных изменений в данной сфере. Реформы жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время направлены на углубление и развитие рыночных отношений в отрасли, позволяющих повысить качество предоставляемых услуг и эффективность отрасли в целом. При этом существенным ограничением устанавливается минимальное повышение финансовой нагрузки на население.

Факторы, влияющие на развитие системы управления сферы жилищно-коммунальных услуг.

Выявление факторов, влияющих на развитие системы управления сферы жилищно-коммунальных услуг, во многом зависит от принципов, на основе которых строится управление. В любой управленческой деятельности имеет место набор процессуальных компонентов.

Последние 20-25 лет доминирующими принципами, определяющими сущность и характер управления в целом (странами, регионами, предприятиями и т.д.), были принципы «Вашингтонского консенсуса» [1] с другими вариациями (Пекинский, Мумбайский, Сеульский консенсусы) и принципы устойчивого развития (sustainabledevelopment).

Принципы устойчивого развития, не отрицая рыночные отношения в экономике, концентрируют внимание на необходимости соблюдения баланса социальной, экологической, экономической и институциональной составляющих развития при опережающем потребности населения технологическом развитии.

Основываясь на положениях теории хозяйственных систем, других источников, в диссертационном исследовании Ж.Н. Казиевой [3] сделан вывод, что хозяйственная система развивается устойчиво, если:

1) максимально долго сохраняет свое существование (не нарушаются объективные экономические законы, прежде всего, закон соответствия уровня развития производственных отношений уровню развития производительных сил);

2) приспосабливается к изменению среды путем изменения собственной структуры (обладает гибкой структурой);

3) эффективно противодействует возмущающему воздействию внешней и внутренней среды (обеспечивает безопасность развития);

4) имеет потенциал саморазвития;

5) не разрушает природную основу своего существования (т.е. является экологичной).

В соответствии с этим факторы устойчивого развития в работе [2] разделены на группы: структурные; производительных сил; производственных отношений; безопасности; экологические; потенциала саморазвития.

Можно считать, что указанные группы факторов имеют непосредственное отношение и к сфере жилищно-коммунальных услуг (рисунок 1).

Рис.1. Факторы устойчивого развития сферы жилищно-коммунальных услуг

Исходя из принципов устойчивого развития и факторов устойчивого развития сферы жилищно-коммунальных услуг, можно определенным образом классифицировать факторы развития управления ЖКХ региона.

На рисунке 2 представлены 4 класса факторов развития управления ЖКХ: факторы управления, факторы производительности, риск-факторы, факторы кризиса. В графе «Группы и виды факторов» конкретизированы факторы, относящиеся к данным классам.

Рис.2. Классификации факторов развития системы управления сферы жилищно-коммунальных услуг

Особенность данной классификации заключаются в том, что все указанные в классификации факторы могут работать как позитивно, так и негативно, в зависимости от направления факторного воздействия. В этом смысле факторы классов управления и производительности направлены преимущественно позитивно, а факторы классов риска и кризиса имеют преимущественно негативную направленность.

Достаточно простым примером может быть фактор научности в управлении. При полном использовании потенциала данного фактора развитие управления ЖКХ региона будет идти наиболее интенсивно. И наоборот, игнорирование фактора научности приведет к полной деградации управления ЖКХ и самого ЖКХ в целом.

Следует отметить, что в настоящее время делаются попытки использовать фактор научности для развития управления ЖКХ страны и регионов [2,4]. С точки зрения опоры на фактор научности в управлении ЖКХ региона и страны представляет собой интерес внедрение метода дорожного картирования в управление развитием ЖКХ страны и регионов.

Модельный комплекс мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации.

Приказом Минстроя России от 08.08.2014 №447/пр «Об утверждении формы комплекса мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации» утвержден Модельный комплекс мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации.

Согласно данному приказу в субъектах РФ разрабатываются и разработаны «дорожные карты» по развитию ЖКХ.

Так, например, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 12.12.2014 №1378-р утвержден комплекс мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан до 2020 года.

По своей сути, в графе «Ожидаемый результат» в Модельном комплексе мер и Комплексе мер субъектов РФ фиксируются факторы развития системы управления ЖКХ.

Однако структура факторов продиктована, скорее принципами «Вашингтонского консенсуса», при том, что достаточно часто упоминается «качество жизни населения», что относится к принципам «устойчивого развития» (sustainabledevelopment). Т.е. можно говорить о некотором позитивном влиянии фактора научности на развитие управления ЖКХ региона.

Ниже приведены факторы развития системы управления ЖКХ в представлении Модельного комплекса мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации в соответствии с его разделами.

1. Обеспечение информационной открытости и подконтрольности жилищно-коммунального хозяйства: прозрачность и подконтрольность сферы ЖКХ для граждан, органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций; эффективность работы управляющих и ресурсоснабжающих организаций (далее - РСО); доступа граждан к необходимой информации в сфере ЖКХ; правовая грамотность населения; социальная напряженность; «чистота» и законность проведения общих собраний собственников помещений в МКД; информированность собственников в части своих жилищных прав и законных интересов; качество управления МКД за счет своевременного проведения общих собраний;содействия ОМС в осуществлении муниципального жилищного контроля; вовлеченность общественности в общественный контроль ЖКХ; прозрачность установления тарифных решений; информационная открытость жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации; условия для систематизации и анализа развития жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации; доступа к информации и сервисам в сфере ЖКХ в рамках ГИС ЖКХ.

2. Содержание жилищного фонда, в том числе государственное регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами: условия реализации требований федерального законодательства в части лицензирования деятельности по управлению МКД; соответствие договоров управления МКД федеральному законодательству; эффективность работы лиц, осуществляющих управление МКД; защита законных прав и интересов собственников помещений в МКД; эффективное управление МКД; качество деятельности по управлению МКД; удовлетворенность и комфортность проживания собственников.

3. Функционирование системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах: новая система капитального ремонта МКД; обеспечение проведения капитального ремонта МКД; создание системного механизма предотвращения старения многоквартирного фонда; улучшение условий проживания граждан; улучшение состояния многоквартирного фонда; дополнительные средства для проведения капитального ремонта МКД; увеличение объема проводимого капитального ремонта МКД; прозрачность и подконтрольность функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; опережающее улучшение состояния многоквартирного фонда.

4. Переселение граждан из аварийного жилого фонда: улучшение условий проживания граждан; дополнительные средства для проведения расселения; увеличение объема расселяемого аварийного жилищного фонда; наличие условий, гарантирующих своевременное исполнение программ переселения в рамках конкретного муниципального образования; информированность граждан о реализации программ переселения; наличие условий для организации работы по дальнейшему расселению граждан из аварийного жилищного фонда; наличие условий для организации работы по дальнейшему расселению граждан из аварийного жилищного фонда (реестр аварийного фонда).

5. Обеспечение модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства: корректность реализации этапа утверждения схем водоснабжения и водоотведения, с учетом потребностей в развитии поселения, городского округа; актуализация информации об объектах жилищно-коммунального хозяйства; наличие условий для привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации; наличие условий для привлечения инвестиций в сферы водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения субъекта Российской Федерации; оптимальность расходов на реализацию схем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения; наличие актуальной информационной базы о состоянии УП (унитарных предприятий).

5.1. Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства: наличие условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения субъекта Российской Федерации; качество коммунальных услуг; наличие инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения субъекта Российской Федерации.

5.2. Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства в сфере водоснабжения и водоотведения: обеспеченность населения качественными услугами в сфере водоснабжения и водоотведения;наличие условий для обеспечения населения качественными услугами в сфере водоснабжения и водоотведения; наличие актуальной информации о состоянии систем централизованного водоснабжения и водоотведения; наличие актуальной информации о состоянии РСО в сфере водоснабжения и водоотведение; качество питьевой воды; наличие условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения субъекта Российской Федерации; качество коммунальных услуг; наличие инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения субъекта Российской Федерации;наличие гарантирующих организаций с установлением зон их деятельности.

5.3. Модернизация инфраструктуры в сфере теплоснабжения: обеспеченность населения качественными услугами в сфере теплоснабжения; наличие актуальной информации о состоянии РСО в сфере теплоснабжения; наличие условий для обеспечения населения качественными услугами в сфере теплоснабжения; наличие условий для привлечения инвестиций в сферу теплоснабжения субъекта Российской Федерации; качество коммунальных услуг; качество горячей воды; наличие инвестиций в сферу теплоснабжения субъекта Российской Федерации; наличие единой теплоснабжающей организации (организаций) для системы (систем) при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.

6. Реализация мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности: повышение энергоэффективности и снижение объемов потребления воды; повышение энергетической эффективности объектов бюджетной сферы; сокращение текущих расходов на содержание объектов; стимулирование энергосберегающего поведения потребителей коммунальных ресурсов; сокращение платы за коммунальные ресурсы; снижение потребления коммунальных ресурсов; комфортность проживания в МКД; повышение потенциала энергоэффективности субъекта Российской Федерации; сокращение потребления энергоресурсов; сокращение расходов на содержание объектов, потребляющих энергоресурсы.

7. Создание системы по обращению с отходами потребления:снижение негативного воздействия на окружающую среду; повышение уровня жизни населения; повышение уровня переработки отходов; снижение негативного воздействия на окружающую среду; улучшение экологической ситуации в субъекте Российской Федерации; модернизация системы обращения с ТБО.

Заключение

Можно полагать, что при формировании Модельного комплекса мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации применен проблемно-ориентированный подход, опирающийся на программно-целевой метод. Выделенная нами из Модельного комплекса мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунальных услуг субъекта Российской Федерации структура факторов развития управления ЖКХ страны и регионов имеет проблемно-ориентированный (скорее – выборка проблем), а не системный характер.

С точки зрения теории управления Модельный комплекс мер («дорожная карта») по развитию сектора жилищно-коммунальных услуг субъекта Российской Федерации целесообразно было бы выстраивать согласно предложенной нами Классификации факторов развития системы управления жилищно-коммунальных услуг (рисунок 2). Тем более, когда речь идет о кризисе в ЖКХ страны и регионов (риск-факторы и факторы кризиса). В соответствии с этим можно выстраивать меры факторного воздействия для преодоления кризисной ситуации с учетом рисков для достижения баланса социальной, экономической, экологической и институциональной составляющих развития ЖКХ региона при опережающем потребности населения в технологическом развитии жилищно-коммунальной сферы.

Рецензенты:

Растегаева Ф.С., д.э.н., профессор, Уфимский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Уфа;

Зайнашева З. Г., д.э.н., профессор кафедры региональной экономики и управления ФГБОУ ВО «УГУЭС», г. Уфа.