Кризис, затронувший все системы жизнеобеспечения общества, напрямую поразил и институт семьи, выступающийодновременно важнейшим социальным фактором, определяющим жизнестойкость нации, общества и государства [2, 6, 7].
Если в прошлом семью объединяли формальные факторы (законы, традиции, общественное мнение), то в настоящее время формируется новый тип семьи, единство которой все больше зависит от взаимопонимания ее членов, любви, привязанности, взаимного участия, уважения и т.д. [1] Именно эти чувства способствуют прочности семейного очага. Немаловажную роль в благополучии современной семьи играет материальный достаток, что обусловлено следующими факторами. Во-первых, в условиях социально-экономических преобразований в стране семья вынуждена приспосабливаться к новым экономическим условиям. Во-вторых, в отсутствии необходимой социальной и экономической поддержки семья нуждается в усиленной государственной политике в этом направлении. В-третьих, существующая система пособий, льгот и компенсационных выплат семье показывает, что их роль в уровне материального благосостояния семьи невелика. Данные меры не оказывают значительной поддержки семье с низким материальным положением, а в семьях с высоким доходом не играют никакой роли в материальном уровне их жизни [3, 8, 9].
С целью выявления роли материального фактора в социализации личности в семье в 2010 году И.В. Пивоваровой, О.В. Устиновой было проведено анкетирование населения г. Тюмени (384 респондента) и экспертный опрос специалистов в области семейной жизнедеятельности, семейного воспитания (94 эксперта) [4, 5].
Анализ распределения мнений респондентов относительно факторов, в большей степени укрепляющих семью, 62,2 % назвали взаимопонимание, теплые взаимоотношения, 55,7 % – любовь, 53,1 % – наличие детей, 44,8 % – искренность, честность во взаимоотношениях. Примечательно, что большинство опрошенных в качестве одного из факторов, укрепляющего семью, выбрали наличие детей, то есть они думают о детях и чувствуют свою отвественность за них. Материальный достаток, сдерживание, контроль, самостоятельность всех членов семьи отметило небольшое число респондентов (рис. 1).
Рис.1. Распределение мнений респондентов о степени значимости факторов укрепления семьи, в зависимости от возраста, %
Изучение мнений респондентов в зависимости от их возраста позволило уточнить предпочтения разных групп населения (рис. 2).
В целом тенденции те же самые, что и по всем возрастным группам населения, но 30,6 % опрошенных возраста 30–44 лет в качестве фактора, влияющего на укрепление семьи, назвали материальный достаток, а 20,2 % респондентов возраста 45–59 лет – сдерживание, разумный контроль, ограничения, что достаточно характерно для данных возрастов: 30–44 года – первоначальное накопление семейного капитала, и 45–59 лет – мудрость и ограничения.
Мнение экспертов в некоторых аспектах исследуемой проблемы подтверждает мнение респондентов: наличие и количество детей позитивно воздействует на социализуцию личности, а значит, и на укрепление семьи, так как успешно социализированные дети понимают значение крепкой семьи для развития общества. Высокий уровень доходов и наличие собственной жилплощади свидетельствуют о высоком материальном достатке, и это, по мнению экспертов, позитивно способствует социализации детей в семье. Аналогичного мнения придерживается и 30 % молодого поколения респондентов, которое высказалось за то, что материальный достаток способствует укреплению семьи, в то время как старшее поколение не считает его значимым фактором. 57 % экспертов отметили позитивное воздействие наличия работы у детей как фактор их успешной социализации (рис. 2).
Рис. 2. Распредление мнений экспертов о влиянии материальных факторов на социализацию личности в семье, %
Почти 40 % экспертов подчеркнули тот факт, что присутствие в семье неработающих ее членов (отца, матери, дедушки или бабушки) никак не оказывает влияния на социализацию в семье, 23,4 % – оказывает негативное влияние на этот фактор против 24,5 % высказавшихся за его позитивное воздействие. Скорее всего, такое разночтение произошло из-за нечеткости в предлагаемом в данном вопросе ответа: неработающий отец негативно воздействует на процесс социализации из-за того, что не нашел своего места в жизни, в то время как неработающие дедушка, бабушка, мать могут заниматься детьми и в полной мере реализовать воспитательные функции.
Большая часть респондентов имеют средний доход (56,5 %), 18,5 % – выше среднего и 20,6 % – ниже среднего. В целом, исходя из имеющегося дохода логично предположить, что работающие члены семьи имеют возможность активно влиять на социализацию детей в семье.
Рис. 3. Уровень доходов респондентов, %
На рис. 4 представлены результаты анализа мнения экспертов относительно наиболее оптимального уровня доходов семьи для успешной реализации функции социализации.
Рис. 4. Распределение мнений экспертов об оптимальном уровне доходов для эффективной социализации ребенка в семье, %
Большинство экспертов (48,9 %) считает наиболее оптимальным уровень доходов в семье для успешной социализации детей выше среднего (посильны затраты на комфортное проживание, досуг и отдых, образование, но затруднены крупные покупки (недвижимость, автомобиль, др.)). Примечательно, что 10,6 % экспертов считают, что уровень доходов не имеет значения в процессе социализации ребенка.
Исследование показало, что даже при наличии алиментов неполные семьи, особенно при отсутствии отца, имеют более низкий доход по сравнению с полными семьями, и это сказывается на воспитательных процессах (рис. 5).
Рис. 5. Уровень доходов в полных и неполных семьях, %
В таблице представлен рейтинг основных семейных расходов респондентов.
Рейтинг основных семейных расходов респондентов
|
Рейтинг |
Питание, одежда |
1 |
Затраты на детей |
2 |
Затраты на здоровье |
3 |
Предметы для комфорта (быт.техника, компьютеры, автомобиль и т.п.) |
4 |
Затраты на образование |
5 |
Затраты на отдых (путешествия и т.п.) |
6 |
Покупка книг, журналов |
7 |
Затраты на зрелищные мероприятия |
8 |
Покупка недвижимости |
9 |
Другое (коммуналка, ипотека, кредиты) |
10 |
Учитывая данные, представленные на рис. 5 и табл. 1, можно предположить, что большинство семей испытывают финансовые трудности, обуславливающие процесс социализации детей в семье. Об этом свидетельствуют данные ответов на вопрос о релизации семьей своих функций. Фактически большинство респондентов признает, что в настоящее время семья не в полной мере реализует присущие ей функции, кроме хозяйственно-бытовой (хозяйственная поддержка и уход за членами семьи) и эмоциональной, в отношении которых большинство высказалось (более 55 %), что они реализуются эффективно. 10,6 % опрошенных отметили, что не реализуется функция социального контроля (регламентация поведения членов семьи), 12,1 % – досуговая функция семьи, 13,1 % – экономическая функция (обеспечение материальными средствами), 18,9 % – социально-статусная (предоставление социального статуса членам семьи), 19,4 % – духовная (духовное развитие личности).
По мнению экспертов, все функции семьи реализуются не в полной мере. Только 41,5 % экспертов отметили эффективную реализацию хозяйственно-бытовой функции, и 30,8 % – экономической. С другой стороны, 24,5 % считают, что духовная функция вообще не реализуется, совпадая во мнениях с такой же частью респондентов (19 %).
Делая вывод, необходимо отметить, что процесс социализации в семье является для личности основополагающим первым жизненным опытом, фундаментальным по своему содержанию и значению. На этот процесс, помимо морально-психологической атмосферы в семье, распределения ролевых функций и т.д., существенное влияние оказывает материальный достаток. Учитывая, что четвертая часть респондентов имеет доход ниже среднего, требуется усиленная государственная политика, направленная на создание благоприятных условий функционирования современной семьи.
Рецензенты:
Белоножко М.Л., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;
Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Суворова Н.В., Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. МАТЕРИАЛЬНЫЙ ДОСТАТОК КАК ФАКТОР БЛАГОПОЛУЧИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21480 (дата обращения: 19.05.2025).