Цель исследования: выполнить концептуальное моделирование системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) для обеспечения гармонизации профессиональной подготовки кадров в современных социально-экономических и социокультурных условиях.
Материалы и методы исследования: методы теоретического уровня (анализ и синтез научных источников, сравнение, обобщение, моделирование); экспериментального уровня (наблюдение, экспертных оценок, педагогический эксперимент).
Результаты исследования и их обсуждение
Исключительная сложность феномена «система регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров» для адекватного концептуального моделирования, по нашему мнению, требует использования системного комплекса частных моделей. В таком системном комплексе каждая из частных моделей должна отражать различные аспекты исследуемого феномена и в целом давать о нем представление, как с точки зрения его структуры в виде устойчивых, повторяющихся отношений субъектов кластерного взаимодействия, моделей их поведения, так и с точки зрения типов социально-педагогических действия в рамках этих отношений.
Начнем наше концептуальное моделирование с иерархического представления структурной матрицы системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров, как сложного полиструктурного и многосредового феномена. Ее иерархическая вертикаль, как и любое другое системное кластерное образование, может быть представлена в виде совокупного каскадного ряда из семи относительно самостоятельных, но взаимодействующих подсистем, изображаемых в виде «расслоенной пирамиды» (рисунок 1).
Рис. 1. Иерархическая модель подсистем в системе регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров
Основу «исторической» подсистемы составляет опыт функционирования системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров. Основу имитационной подсистемы, в свою очередь, составляют поведенческие паттерны. Основу имущественно-технологической подсистемы - имущественные, организационно-управленческие и технологические особенности. Основу когнитивной подсистемы - когнитивные механизмы и социально-экономический генотип. Основу институциональной подсистемы - институциональные особенности. Основу культурной подсистемы - культурные особенности корпоративной (кластерной) среды. Наконец, основу ментальной подсистемы составляют ментальные особенности субъектов системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством).
Горизонталь же структурной матрицы системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров может быть представлена:
а) субъект-объектной подсистемой, элементами которой выступают участники (субъекты) кластерного взаимодействия и объекты на которые направлено их действие;
б) процессная подсистема, элементами которой являются повторяющиеся процессы (бизнес-процессы, образовательные процессы и другие), протекающие внутри разных субъектов кластерного взаимодействия и при взаимодействии между ними;
в) проектная подсистема, элементами которой являются проекты - невоспроизводимые последовательности мероприятий, имеющие конкретную достижимую и проверяемую цель;
г) средовая подсистема, элементами которой является корпоративная (кластерная) среды, а также совокупности формальных и неформальных институтов, функционирующих в кластере.
Отсюда следует, что комплексная стратегия функционирования системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров формируется как амальгама вышеназванных четырех типов подсистем, то есть - объектной, процессной, проектной и средовой.
Ниже, на рисунке 2 приведена структурная модель комплексной стратегии функционирования системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров, учитывающая вышесказанное.
Рис. 2. Структурная модель комплексной стратегии функционирования системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров
Взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров, это, прежде всего, особый тип отношений субъектов этого взаимодействия, основанных на определенных принципах, имеющих определенные цели и опосредованный определенными процедурами. В этой связи, для нас ключевым является констатация двух родовых характеристик феномена «взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров» - его субъектная и деятельностная природа. Указанное обстоятельство обуславливает необходимость использования в процессе концептуального моделирования взаимосвязанного и взаимообусловленного анализа этого феномена как с точки зрения его структуры в виде устойчивых, повторяющихся отношений субъектов, моделей поведения, так и с точки зрения типов социально-педагогического действия в рамках этих отношений.
Мы полагаем, что при субъект-объектном членении в системе регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров следует выделить следующие четыре базовых элемента:
1) субъекты системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) (колледжи, бизнес-структуры (производство), органы государственной власти и общественные организации, социальные группы, индивиды и другое);
2) объекты системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) и их структурные элементы (поведение и мышление участников, интересы, ценности, нормы и другое);
3) процесс регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) как совокупность операций и процедур;
4) ситуационные условия, в которых разворачивается региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством).
Как следствие, матричная структурно-функциональная модель системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки как социального действия может быть представлена следующим образом (рисунок 3).
Рис. 3. Матричная структурно-функциональная модель системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров как социального действия
Атрибутивный анализ системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров выявляет наличие таких атрибутов, как статусы или
позиции, которые занимают субъекты взаимодействия, соответствующие этим статусам и позициям ролевые ожидания, а также обусловленные статусом и ролевыми ожиданиями нормативно предписанные образцы поведения (роли), исполняемые этими субъектами. А кроме этого - взаимно ориентированные двухсторонние или многосторонние межсубъектные связи, детерминированные вышеназванными социально-статусными и нормативно-ценностными регулянтами, выступающие отражением культурных образов, интересов и потребностей этих субъектов. В результате матричная модель атрибутивной структурации системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров как взаимодействия субъектов будет выглядеть следующим образом (рисунок 4).
Рис. 4. Матричная модель атрибутивной структурации системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров как взаимодействия субъектов
Современная наука рассматривает культуру в двух аспектах: как результат совместной деятельности людей, комплекс достижений, способствующих развитию социума, и как совокупность моделей, способов деятельности индивидов, социальных групп, отвечающих представлениям об общепринятом поведении. Именно это мы наблюдаем и в системе регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров. С одной стороны, корпоративная (кластерная) культура проявляется как продукт саморазвития субъектов этой системы, с другой, оказывается инструментом селекции корпоративных (кластерных) культурных образцов, отбраковки неприемлемых моделей и видов деятельности этих субъектов. Поэтому матричная модель структурации системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров как социокультурного феномена представлена ниже на рисунке 5.
Рис. 5. Матричная модель структурации системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров как социокультурного феномена
Вышесказанное предопределяет ряд важнейших свойств системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров.
Первое, система регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров - это консенсус-ориентированное взаимодействие, т. е. предполагающее достижение целей и реализацию интересов субъектов этой системы через сближение позиций и достижение согласия без какого-либо давления со стороны одного из субъектов. Это свойство можно назвать еще «конвенциональностью» системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров. При любой попытки одним из субъектов ослабить свойство конвенциональности это немедленно приводит к разрушению самой структуры взаимодействия и переводит его в фазу противостояния.
Второе важнейшее свойство системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров - устойчивость. Под ним в нашем исследовании понимается поддержание и воспроизводство субъектами системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров однотипных, узнаваемых другими субъектами моделей поведения. Устойчивость обеспечивается ориентацией субъектов системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров на общие культурные образы (замыслы, цели, ценности, нормы), а также на соответствующие им инструментальные категории (механизмы и процедуры достижения целей, условия реализации замыслов и пр.).
Третьим важнейшим свойством системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров является интерсубъективность как гарантированность процедур свободного обмена мнениями, свободной репрезентации собственных нормативно-ценностных систем и пр. Интерсубъективность системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров является проекцией независимости, автономности субъектов системы, участвующих во взаимодействии.
Следующим, четвертым свойством системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров - является рефлексивность. Рефлексивность - неотъемлемое и перманентно проявляющееся свойство системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров, обусловленное потребностью и способностью субъектов системы осуществлять оценивающую деятельность в процессе данного взаимодействия. При этом оценивающей деятельности подвергаются, прежде всего, собственные сущностные характеристики и характеристики других субъектов, условия и процедуры взаимодействия, допустимые параметры корректировки целей и механизмов реализации целей взаимодействия, а также многое другое.
Приведенный перечень свойств, конечно же, не исчерпывается весь ряд свойств системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров, но определяет наиболее значимые в контексте нашего исследования.
Заключение. В заключении отметим, что выполненное концептуальное моделирование системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров позволяет в дальнейшем на этой основе разработать организационно-технологические, педагогические и методические основы ее реализации.
Рецензенты:
Кондрух В.И., д.п.н., профессор, заместитель директора по научно-методической работе НОУ «Магнитогорский институт современного образования», г. Магнитогорск;
Андруник А.П., д.п.н., профессор кафедры менеджмента факультета экономики, финансов и коммерции ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.Н. Прянишникова», г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Васенин Е.И. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕДЖЕЙ С БИЗНЕС-СТРУКТУРАМИ (ПРОИЗВОДСТВОМ) В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15667 (дата обращения: 19.02.2025).