Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONCEPTUAL MODELLING OF SYSTEM OF REGIONAL CLUSTER INTERACTION BETWEEN COLLEGES AND BUSINESS STRUCTURES (PRODUCTION) IN ENSURING HARMONIZATION OF VOCATIONAL TRAINING OF SHOTS

Vasenin E.I. 1
1 Perm college of transport and service
In article is presented the system complex of private models reflecting various aspects of the studied phenomenon "the system of regional cluster interaction between colleges and business structures (production) in ensuring harmonization of vocational training of shots". In the set they give the interconnected and interdependent reflection of this phenomenon, as from the point of view of its structure in the form of the steady, repeating relations of cluster interaction subjects, models of their behavior, and from the point of view of social and pedagogical actions within these relations. He allows to develop further oragnization technological and methodical bases for realization of such system.
conceptual model
regional cluster interaction
college
business structures (production)
Начиная с середины 90-х годов ХХ века, исследователями выдвигались несколько моделей визуализации кластерных структур. Подавляющее большинство из них представляют собой, по сути, модификации, основанные на первородной модели М. Портера «Даймонд» и отражающие, прежде всего, особенности кластерного образования как конкурирующей экономической системы. Что предопределяет наличие соответствующего контекста, на уровне которого и осуществлялось данное моделирование. Вместе с тем, имеется и ряд педагогических исследований по проблеме кластеризации в теории и методике профессионального образования, предлагающие различные концептуальные модели [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10 и др.]. Но предметы, задачи этих исследований и, как следствие, разработанные концептуальные модели отличаются от предмета и задач нашего исследования. Несомненно, что каждая из них имеет свою ценность для развития кластерной теории. Однако, для педагогического исследования системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров необходимо самостоятельное концептуальное моделирование, базирующееся на комплексной оценке существенных именно для этого характеристик.

Цель исследования: выполнить концептуальное моделирование системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) для обеспечения гармонизации профессиональной подготовки кадров в современных социально-экономических и социокультурных условиях.

Материалы и методы исследования: методы теоретического уровня (анализ и синтез научных источников, сравнение, обобщение, моделирование); экспериментального уровня (наблюдение, экспертных оценок, педагогический эксперимент).

Результаты исследования и их обсуждение

Исключительная сложность феномена «система регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров» для адекватного концептуального моделирования, по нашему мнению, требует использования системного комплекса частных моделей. В таком системном комплексе каждая из частных моделей должна отражать различные аспекты исследуемого феномена и в целом давать о нем представление, как с точки зрения его структуры в виде устойчивых, повторяющихся отношений субъектов кластерного взаимодействия, моделей их поведения, так и с точки зрения типов социально-педагогических действия в рамках этих отношений.

Начнем наше концептуальное моделирование с иерархического представления структурной матрицы системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров, как сложного полиструктурного и многосредового феномена. Ее иерархическая вертикаль, как и любое другое системное кластерное образование, может быть представлена в виде совокупного каскадного ряда из семи относительно самостоятельных, но взаимодействующих подсистем, изображаемых в виде «расслоенной пирамиды» (рисунок 1).

Рис. 1. Иерархическая модель подсистем в системе регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров

Основу «исторической» подсистемы составляет опыт функционирования системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров. Основу имитационной подсистемы, в свою очередь, составляют поведенческие паттерны. Основу имущественно-технологической подсистемы - имущественные, организационно-управленческие и технологические особенности. Основу когнитивной подсистемы - когнитивные механизмы и социально-экономический генотип. Основу институциональной подсистемы - институциональные особенности. Основу культурной подсистемы - культурные особенности корпоративной (кластерной) среды. Наконец, основу ментальной подсистемы составляют ментальные особенности субъектов системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством).

Горизонталь же структурной матрицы системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров может быть представлена:

а) субъект-объектной подсистемой, элементами которой выступают участники (субъекты) кластерного взаимодействия и объекты на которые направлено их действие;

б) процессная подсистема, элементами которой являются повторяющиеся процессы (бизнес-процессы, образовательные процессы и другие), протекающие внутри разных субъектов кластерного взаимодействия и при взаимодействии между ними;

в) проектная подсистема, элементами которой являются проекты - невоспроизводимые последовательности мероприятий, имеющие конкретную достижимую и проверяемую цель;

г) средовая подсистема, элементами которой является корпоративная (кластерная) среды, а также совокупности формальных и неформальных институтов, функционирующих в кластере.

Отсюда следует, что комплексная стратегия функционирования системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров формируется как амальгама вышеназванных четырех типов подсистем, то есть - объектной, процессной, проектной и средовой.

Ниже, на рисунке 2 приведена структурная модель комплексной стратегии функционирования системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров, учитывающая вышесказанное.

Рис. 2. Структурная модель комплексной стратегии функционирования системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров

Взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров, это, прежде всего, особый тип отношений субъектов этого взаимодействия, основанных на определенных принципах, имеющих определенные цели и опосредованный определенными процедурами. В этой связи, для нас ключевым является констатация двух родовых характеристик феномена «взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров» - его субъектная и деятельностная природа. Указанное обстоятельство обуславливает необходимость использования в процессе концептуального моделирования взаимосвязанного и взаимообусловленного анализа этого феномена как с точки зрения его структуры в виде устойчивых, повторяющихся отношений субъектов, моделей поведения, так и с точки зрения типов социально-педагогического действия в рамках этих отношений.

Мы полагаем, что при субъект-объектном членении в системе регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров следует выделить следующие четыре базовых элемента:

1) субъекты системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) (колледжи, бизнес-структуры (производство), органы государственной власти и общественные организации, социальные группы, индивиды и другое);

2) объекты системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) и их структурные элементы (поведение и мышление участников, интересы, ценности, нормы и другое);

3) процесс регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) как совокупность операций и процедур;

4) ситуационные условия, в которых разворачивается региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством).

Как следствие, матричная структурно-функциональная модель системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки как социального действия может быть представлена следующим образом (рисунок 3).

Рис. 3. Матричная структурно-функциональная модель системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров как социального действия

Атрибутивный анализ системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров выявляет наличие таких атрибутов, как статусы или

позиции, которые занимают субъекты взаимодействия, соответствующие этим статусам и позициям ролевые ожидания, а также обусловленные статусом и ролевыми ожиданиями нормативно предписанные образцы поведения (роли), исполняемые этими субъектами. А кроме этого - взаимно ориентированные двухсторонние или многосторонние межсубъектные связи, детерминированные вышеназванными социально-статусными и нормативно-ценностными регулянтами, выступающие отражением культурных образов, интересов и потребностей этих субъектов. В результате матричная модель атрибутивной структурации системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров как взаимодействия субъектов будет выглядеть следующим образом (рисунок 4).

Рис. 4. Матричная модель атрибутивной структурации системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров как взаимодействия субъектов

Современная наука рассматривает культуру в двух аспектах: как результат совместной деятельности людей, комплекс достижений, способствующих развитию социума, и как совокупность моделей, способов деятельности индивидов, социальных групп, отвечающих представлениям об общепринятом поведении. Именно это мы наблюдаем и в системе регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров. С одной стороны, корпоративная (кластерная) культура проявляется как продукт саморазвития субъектов этой системы, с другой, оказывается инструментом селекции корпоративных (кластерных) культурных образцов, отбраковки неприемлемых моделей и видов деятельности этих субъектов. Поэтому матричная модель структурации системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров как социокультурного феномена представлена ниже на рисунке 5.

Рис. 5. Матричная модель структурации системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров как социокультурного феномена

Вышесказанное предопределяет ряд важнейших свойств системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров.

Первое, система регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров - это консенсус-ориентированное взаимодействие, т. е. предполагающее достижение целей и реализацию интересов субъектов этой системы через сближение позиций и достижение согласия без какого-либо давления со стороны одного из субъектов. Это свойство можно назвать еще «конвенциональностью» системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров. При любой попытки одним из субъектов ослабить свойство конвенциональности это немедленно приводит к разрушению самой структуры взаимодействия и переводит его в фазу противостояния.

Второе важнейшее свойство системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров - устойчивость. Под ним в нашем исследовании понимается поддержание и воспроизводство субъектами системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров однотипных, узнаваемых другими субъектами моделей поведения. Устойчивость обеспечивается ориентацией субъектов системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров на общие культурные образы (замыслы, цели, ценности, нормы), а также на соответствующие им инструментальные категории (механизмы и процедуры достижения целей, условия реализации замыслов и пр.).

Третьим важнейшим свойством системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров является интерсубъективность как гарантированность процедур свободного обмена мнениями, свободной репрезентации собственных нормативно-ценностных систем и пр. Интерсубъективность системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров является проекцией независимости, автономности субъектов системы, участвующих во взаимодействии.

Следующим, четвертым свойством системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров - является рефлексивность. Рефлексивность - неотъемлемое и перманентно проявляющееся свойство системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров, обусловленное потребностью и способностью субъектов системы осуществлять оценивающую деятельность в процессе данного взаимодействия. При этом оценивающей деятельности подвергаются, прежде всего, собственные сущностные характеристики и характеристики других субъектов, условия и процедуры взаимодействия, допустимые параметры корректировки целей и механизмов реализации целей взаимодействия, а также многое другое.

Приведенный перечень свойств, конечно же, не исчерпывается весь ряд свойств системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров, но определяет наиболее значимые в контексте нашего исследования.

Заключение. В заключении отметим, что выполненное концептуальное моделирование системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров позволяет в дальнейшем на этой основе разработать организационно-технологические, педагогические и методические основы ее реализации.

Рецензенты:

Кондрух В.И., д.п.н., профессор, заместитель директора по научно-методической работе НОУ «Магнитогорский институт современного образования», г. Магнитогорск;

Андруник А.П., д.п.н., профессор кафедры менеджмента факультета экономики, финансов и коммерции ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.Н. Прянишникова», г. Пермь.