Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ КАРЬЕРНОГО ОБРАЗА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Жуина Д.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» (МордГПИ)
Обоснована актуальность и практическая значимость психолого-акмеологического исследования, посвященного изучению карьерного образа студентов в условиях их обучения в педагогическом вузе. Подробно проанализировано и раскрыто понятие «образ карьеры» в трудах отечественных ученых. Раскрываются особенности становления компонентов образа карьеры в образовательном пространстве вуза на примере результатов эмпирического исследования, целью которого явилось выявление особенностей карьерных образов студентов педагогического вуза. Описаны результаты эмпирического исследования, в ходе которого было выявлено, что образ будущей карьеры у студентов является недостаточно структурированным, нечетким и размытым. Полученные результаты позволили сделать вывод о необходимости специально организованного обучения для более эффективного построения процесса формирования целостного образа карьеры у будущего профессионала как конкурентоспособного специалиста.
студенты
образовательная среда
карьерные ориентации
образ карьеры
карьерная направленность личности
карьера
1. Жданова С.Ю. Особенности представлений студентов // Вектор науки ТГУ. – 2011. – 4 (7). – С. 105.
2. Жуина Д.В. Планирование развития карьеры студентов педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – 2 (6). – С. 82–85.
3. Молл Е.Г. Управленческая карьера // Проблемы теории и практики управления. – 1996. – № 6. – С. 117–120.
4. Панкратова И.А. Особенности образа карьеры государственных гражданских служащих : автореф. дис. ... канд. психол. н. – Ростов н/Д, 2008.
5. Zhuina D.V. Diagnostics of career orientation peculiar for the personality of pedagogy students // Life Sci J. – 2014. – No 11 (8). – P. 586-589.
6. Buyanova I.B. Analysis of the level of students’ adaptation to the university environment // Middle East Journal of Scientific Research. - 2013. - № 17 (9). - Р. 1237-1242. – URL: http://www.idosi.org/mejsr/mejsr 17 (9)13/6.pdf.
Современный развивающийся рынок труда предъявляет достаточно высокие требования к молодежи, что нашло свое отражение и в сфере образования, где все большее значение приобретает формирование образа успешного, самостоятельно строящего свою карьеру профессионала, имеющего в своем арсенале такие профессионально-личностные компетенции, как ответственность, гибкое и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, коммуникабельность, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности и успешность в построении карьеры. Эти требования с неизбежностью влекут за собой реформирование всей образовательной системы, но в первую очередь они «замыкаются» на личности будущего педагога, поскольку качество знаний каждого ученика напрямую будет зависеть от качества профессиональной подготовленности и мастерства каждого учителя. Сегодня обществу далеко небезразлично, кто будет работать с подрастающим поколением: равнодушный к детям и делу безынициативный исполнитель или стремящийся к максимальному раскрытию своего творческого и карьерного потенциала профессионал. Этим продиктована необходимость разработок и реализации в высшем профессионально-педагогическом образовании концепций, технологий, программ, моделей формирования и развития четкого, устойчивого образа карьеры будущего педагога.

Исследования И.А. Панкратовой показывают, что образ карьеры не является статичным образованием, он изменяется в ходе приобретения человеком нового опыта. Кроме того, по ее мнению, образу карьеры присущи ряд характеристик: основные и второстепенные. К основным характеристикам она относит:

  • пространственные характеристики: количество планируемых ступеней (должностей), уровней иерархии системы управления;
  • временные характеристики: образ карьеры, определяющийся возрастными границами планирования.

К второстепенным характеристикам, по мнению И.А. Панкратовой, относятся:

  • последовательность;
  • длительность;
  • уровневость;
  • интенсивность [4].

Помимо характеристик, Е.Г. Молл выделяет дополнительные свойства образа будущей карьеры:

  • разнообразие (предполагаемые изменения сферы профессиональной деятельности, системного окружения);
  • точность (соответствие модели реально существующей иерархии системы государственной службы. Показателем точности является наличие или отсутствие ошибок, различного рода искажений. Эмпирический показатель - отношение количества ошибок (искажений) к длине должностного ряда);
  • константность (устойчивость, сохранность под воздействием отдельных факторов, в том числе времени);
  • адекватность (соответствие характеристик образа вероятностной структуре замещения должностей. В этом контексте важным представляется вопрос качества используемых вероятностных моделей замещения. Разработка таких моделей для кадровых служб крайне важна);
  • гибкость (изменчивость образа по мере прохождения управленческого пути в связи с качественным измерением системного окружения или внутренних условий);
  • ближайшая зона (характеристика ближайшего планируемого развития профессиональной карьеры, временной отрезок до начала первого, на момент исследования, должностного продвижения и его содержание);
  • целостность образа (организация образа в связи с наличием конечной цели карьеры. Целостный образ предполагает, что могут изменяться отдельные элементы и соотношения между ними, но общая структура и конечная цель неизменны);
  • включенность в деятельность (данная функция связана с регулирующей функцией образа и отражает степень формирующего влияния на личность плана карьеры, т.е. насколько план карьеры реализуется в управленческом развитии) [3].

На формирование данных свойств и характеристик влияет ряд факторов, среди которых выделяют внешние (историческое, культурное, экономическое развитие общества; престиж профессии; гендерный состав школы, семьи; детско-родительское взаимодействие) и внутренние факторы (личностные, половые, возрастные, занимаемая и желаемая должность) [4].

С точки зрения акмеологического подхода системообразующим фактором образа будущей карьеры является конечная должность, цель личностно-профессионального развития. Она определяется возрастом госслужащего, скоростью продвижения, занимаемой должностью, количеством пройденных за управленческий путь ступеней. Конечная цель определяет пространственно-временные характеристики образа будущего карьерного пути. Более высокий планируемый конечный уровень иерархии предполагает большее количество планируемых ступеней, более поздний возраст вступления в последнюю должность - увеличение планируемого интервала времени [3].

Большинство исследователей под «образом карьеры» понимают способ регуляции жизненной и профессиональной активности личности посредством целеполагания, мотивообразования, смыслообразования, стимуляции и мобилизации. Образ карьеры выполняет функции эмоционального подкрепления и планирования карьерного развития. Одним из ключевых вопросов исследования образа профессиональной карьеры является его регулирующая функция, включенная в деятельность [6].

Учитывая важность планирования и прогнозирования своего профессионального пути, можно говорить о том, что одной из приоритетных задач современного образования выступает создание условий для формирования у студентов образа будущей карьеры, а также образа себя как личности, способной самостоятельно, результативно и нравственно решать общественные и свои личные (профессиональные и непрофессиональные) проблемы [1]. Это возможно путем пересмотра системы обучения в вузе, использования в учебно-воспитательном процессе новых технологий, формирующих профессиональные компетенции, необходимые высококвалифицированному специалисту, конкурентоспособному на рынке труда.

Принимая во внимание имеющиеся в психолого-акмеологической литературе трактовки понятия «образ карьеры» (И.А. Панкратова, Е.Г. Молл и др.), а также учитывая обобщенный отечественный опыт в области проблем изучения, формирования и развития образа карьеры (И.П. Лотова, А.К. Маркова и др.), было проведено эмпирическое исследование образа карьеры студентов педагогического вуза.

Цель

Целью проведенного научного исследования явилось выявление особенностей формирования карьерного образа студентов в условиях педагогического вуза. Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач, связанных с эффективной организацией процесса изучения, анализа и развития карьерного образа субъектов образовательной среды вуза, с использованием психолого-акмеологического инструментария, включающего современные методы психолого-акмеологической диагностики, психолого-акмеологические технологии, обеспечивающие оптимальные условия формирования и развития образа карьеры.

Материал и методы исследования

Формирование и развитие карьерного образа строится исходя из имеющихся в психологической и акмеологической литературе научных теорий и концепций: концепции становления профессионала (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, А.М. Новиков и др.); концепции исследования профессиональной карьеры (И.П. Лотова, А.К. Маркова и др.); теории карьерного продвижения (А.П. Егоршин, Е.Г. Молл, Н.С.  Пряжников, Е.А. Могилевкин и др.) и карьерной стратегии (В.Л. Романов); теории, раскрывающие особенности карьерных ориентаций личности (А.А. Жданович, Е.В. Киселева, Н.В. Овсейчик, Э. Шейн) [5].

Изучение карьерного образа осуществляется с опорой на ряд методологических принципов, применяемых в акмеологии: комплексности, системности, субъектности, жизнедеятельности, потенциального и актуального развития, психологического детерминизма, единства личности и деятельности.

В своей работе мы использовали следующие методы теоретического и эмпирического исследования: анализ, синтез, сравнение, опрос.

Результаты

В ходе анализа психолого-акмеологической литературы было установлено, что, несмотря на всю значимость и актуальность изучения и разработки теоретико-методологического аппарата карьерного образа, указанная проблема не получила необходимого освещения в психолого-акмеологической науке, в частности, до конца не разработано понятие карьерного образа, недостаточно полно представлены результаты эмпирического исследования образа карьеры у студентов педагогических специальностей и направлений подготовки, не даны рекомендации по эффективному формированию образа карьеры у студентов в условиях их обучения в педагогическом вузе.

Учитывая вышесказанное, с целью изучения карьерного образа субъектов образовательного пространства было организовано и проведено в 2013-2014 гг. эмпирическое исследование, в котором приняли участие студенты первых курсов гуманитарных факультетов (факультет психологии и дефектологии, факультет педагогического и художественного образования, филологический факультет, факультет истории и права) Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. Общее количество обследованных составило 100 человек. В ходе исследования были использованы следующие методики: метод определений, опросник «Мотивации к карьере» (А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Баххубер, адаптация Е.А. Могилевкина) [5].

Согласно данным, полученным в ходе метода определений, в ходе которого респондентов просили ответить на вопрос: что, по их мнению, означает понятие «карьера», было выявлено следующее: существует общее поле представлений студентов о карьере. Оно проявляется в том, что карьера связывается респондентами с успешностью деятельности, например: «карьера - это достижения, успех в работе»; предполагает профессиональное развитие, например: «карьера - это взлет по карьерной лестнице», «путь становления профессионала, развитие его профессиональных и личностных качеств, накопление опыта, продвижение по службе от низших должностей к высшим». Карьера, по мнению респондентов, влечет за собой изменение социального статуса субъекта: «карьера - это выстроенная деятельность, в ходе которой человек занимает более высокую должность». Важным условием развития карьеры, с точки зрения обследованных, является овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками.

Карьера большинством студентов понимается не только как этапы профессионального пути, но и в ее связи с личностью, например: «это путь, который человек должен пройти, чтобы достичь самоактуализации»; «карьера - это процесс, заключающийся не только в том, что человек поднимается все выше и выше по ступеням от низшей должности к высшей, но карьера - это также личностный рост, самореализация»; «это развитие в профессиональной деятельности, а также раскрытие и актуализация способностей».

Карьера рассматривается респондентами с точки зрения единства процессуальной и результативной сторон. Так, студенты пишут, что «карьера - это процесс профессионального становления субъекта», «это достижение высоких результатов в профессиональной деятельности».

В определениях карьеры встречается упоминание о факторах, обусловливающих развитие карьеры, например: «карьера - это поступательное саморазвитие, запускаемое общественными целями» или «карьера складывается под влиянием множества факторов, в том числе под влиянием общества».

Результаты исследования свидетельствуют о том, что карьера воспринимается студентами в широком смысле слова, раскрывается с точки зрения единства процессуальной и результативной сторон, рассматривается в динамике, описывается как профессиональное развитие субъекта, а также как развитие личности.

Анализ результатов опросника «Мотивации к карьере» (А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Баххубер, адаптация Е.А. Могилевкина) позволил выделить основные уровни развития карьерной интуиции, карьерной причастности и карьерной устойчивости студентов-психологов. В ходе проведения исследования было выявлено, что у студентов начальных годов обучения преобладает высокая степень карьерной устойчивости (17 человек (68%) студентов филологического факультета и 18 человек (72%) студентов факультета психологии и дефектологии), что означает их легкую адаптацию к меняющимся обстоятельствам, способность эффективно справляться с проблемами и трудностями, возникающими в ходе осуществления профессиональной деятельности. У студентов факультета педагогического и художественного образования преобладает высокая степень карьерной причастности (14 человек (56%) с отделения дошкольной педагогики и 15 человек (60%) с отделения начальной педагогики), что свойственно для тех, кто готов работать с максимальной отдачей ради достижения, прежде всего, целей организации и способен достаточно длительный период времени работать сверхурочно.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что сложившаяся в педагогическом вузе система обучения формирует некоторые компоненты карьерной направленности личности (в частности - карьерные ориентации). Тем не менее данный процесс носит стихийный характер, а длительность обучения сама по себе не делает представления о карьере более правильными, профессиональные намерения - устойчивыми, а отношение к профессии - положительным.

Выводы

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы: образ будущего у студентов (как возможное построение личной карьеры) является размытым, нечетким, недостаточно структурированным; он характеризуется одновременно целостностью, поскольку свое будущее студенты связывают с семьей, работой, однако не указывают, в какой сфере хотели бы работать, чем именно заниматься; без специальной работы у студентов педагогического вуза не складывается целостное отношение к своей карьере, не сформирована система представлений о карьере, возможностях и путях карьерного роста; отсутствует карьерная готовность.

Таким образом, следует отметить, что стихийному во многих своих частях процессу развития и формирования конкурентоспособного специалиста необходимо противопоставить целенаправленное, согласованное во всех звеньях обучение и воспитание будущего профессионала.

Работа издается при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2014 год. Проект «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Рецензенты:

Романов К.М., д.псх.н., профессор кафедры психологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.

Мешков Н.И., д.псх.н., профессор кафедры психологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Жуина Д.В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ КАРЬЕРНОГО ОБРАЗА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14875 (дата обращения: 12.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674