Исследования И.А. Панкратовой показывают, что образ карьеры не является статичным образованием, он изменяется в ходе приобретения человеком нового опыта. Кроме того, по ее мнению, образу карьеры присущи ряд характеристик: основные и второстепенные. К основным характеристикам она относит:
- пространственные характеристики: количество планируемых ступеней (должностей), уровней иерархии системы управления;
- временные характеристики: образ карьеры, определяющийся возрастными границами планирования.
К второстепенным характеристикам, по мнению И.А. Панкратовой, относятся:
- последовательность;
- длительность;
- уровневость;
- интенсивность [4].
Помимо характеристик, Е.Г. Молл выделяет дополнительные свойства образа будущей карьеры:
- разнообразие (предполагаемые изменения сферы профессиональной деятельности, системного окружения);
- точность (соответствие модели реально существующей иерархии системы государственной службы. Показателем точности является наличие или отсутствие ошибок, различного рода искажений. Эмпирический показатель - отношение количества ошибок (искажений) к длине должностного ряда);
- константность (устойчивость, сохранность под воздействием отдельных факторов, в том числе времени);
- адекватность (соответствие характеристик образа вероятностной структуре замещения должностей. В этом контексте важным представляется вопрос качества используемых вероятностных моделей замещения. Разработка таких моделей для кадровых служб крайне важна);
- гибкость (изменчивость образа по мере прохождения управленческого пути в связи с качественным измерением системного окружения или внутренних условий);
- ближайшая зона (характеристика ближайшего планируемого развития профессиональной карьеры, временной отрезок до начала первого, на момент исследования, должностного продвижения и его содержание);
- целостность образа (организация образа в связи с наличием конечной цели карьеры. Целостный образ предполагает, что могут изменяться отдельные элементы и соотношения между ними, но общая структура и конечная цель неизменны);
- включенность в деятельность (данная функция связана с регулирующей функцией образа и отражает степень формирующего влияния на личность плана карьеры, т.е. насколько план карьеры реализуется в управленческом развитии) [3].
На формирование данных свойств и характеристик влияет ряд факторов, среди которых выделяют внешние (историческое, культурное, экономическое развитие общества; престиж профессии; гендерный состав школы, семьи; детско-родительское взаимодействие) и внутренние факторы (личностные, половые, возрастные, занимаемая и желаемая должность) [4].
С точки зрения акмеологического подхода системообразующим фактором образа будущей карьеры является конечная должность, цель личностно-профессионального развития. Она определяется возрастом госслужащего, скоростью продвижения, занимаемой должностью, количеством пройденных за управленческий путь ступеней. Конечная цель определяет пространственно-временные характеристики образа будущего карьерного пути. Более высокий планируемый конечный уровень иерархии предполагает большее количество планируемых ступеней, более поздний возраст вступления в последнюю должность - увеличение планируемого интервала времени [3].
Большинство исследователей под «образом карьеры» понимают способ регуляции жизненной и профессиональной активности личности посредством целеполагания, мотивообразования, смыслообразования, стимуляции и мобилизации. Образ карьеры выполняет функции эмоционального подкрепления и планирования карьерного развития. Одним из ключевых вопросов исследования образа профессиональной карьеры является его регулирующая функция, включенная в деятельность [6].
Учитывая важность планирования и прогнозирования своего профессионального пути, можно говорить о том, что одной из приоритетных задач современного образования выступает создание условий для формирования у студентов образа будущей карьеры, а также образа себя как личности, способной самостоятельно, результативно и нравственно решать общественные и свои личные (профессиональные и непрофессиональные) проблемы [1]. Это возможно путем пересмотра системы обучения в вузе, использования в учебно-воспитательном процессе новых технологий, формирующих профессиональные компетенции, необходимые высококвалифицированному специалисту, конкурентоспособному на рынке труда.
Принимая во внимание имеющиеся в психолого-акмеологической литературе трактовки понятия «образ карьеры» (И.А. Панкратова, Е.Г. Молл и др.), а также учитывая обобщенный отечественный опыт в области проблем изучения, формирования и развития образа карьеры (И.П. Лотова, А.К. Маркова и др.), было проведено эмпирическое исследование образа карьеры студентов педагогического вуза.
Цель
Целью проведенного научного исследования явилось выявление особенностей формирования карьерного образа студентов в условиях педагогического вуза. Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач, связанных с эффективной организацией процесса изучения, анализа и развития карьерного образа субъектов образовательной среды вуза, с использованием психолого-акмеологического инструментария, включающего современные методы психолого-акмеологической диагностики, психолого-акмеологические технологии, обеспечивающие оптимальные условия формирования и развития образа карьеры.
Материал и методы исследования
Формирование и развитие карьерного образа строится исходя из имеющихся в психологической и акмеологической литературе научных теорий и концепций: концепции становления профессионала (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, А.М. Новиков и др.); концепции исследования профессиональной карьеры (И.П. Лотова, А.К. Маркова и др.); теории карьерного продвижения (А.П. Егоршин, Е.Г. Молл, Н.С. Пряжников, Е.А. Могилевкин и др.) и карьерной стратегии (В.Л. Романов); теории, раскрывающие особенности карьерных ориентаций личности (А.А. Жданович, Е.В. Киселева, Н.В. Овсейчик, Э. Шейн) [5].
Изучение карьерного образа осуществляется с опорой на ряд методологических принципов, применяемых в акмеологии: комплексности, системности, субъектности, жизнедеятельности, потенциального и актуального развития, психологического детерминизма, единства личности и деятельности.
В своей работе мы использовали следующие методы теоретического и эмпирического исследования: анализ, синтез, сравнение, опрос.
Результаты
В ходе анализа психолого-акмеологической литературы было установлено, что, несмотря на всю значимость и актуальность изучения и разработки теоретико-методологического аппарата карьерного образа, указанная проблема не получила необходимого освещения в психолого-акмеологической науке, в частности, до конца не разработано понятие карьерного образа, недостаточно полно представлены результаты эмпирического исследования образа карьеры у студентов педагогических специальностей и направлений подготовки, не даны рекомендации по эффективному формированию образа карьеры у студентов в условиях их обучения в педагогическом вузе.
Учитывая вышесказанное, с целью изучения карьерного образа субъектов образовательного пространства было организовано и проведено в 2013-2014 гг. эмпирическое исследование, в котором приняли участие студенты первых курсов гуманитарных факультетов (факультет психологии и дефектологии, факультет педагогического и художественного образования, филологический факультет, факультет истории и права) Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. Общее количество обследованных составило 100 человек. В ходе исследования были использованы следующие методики: метод определений, опросник «Мотивации к карьере» (А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Баххубер, адаптация Е.А. Могилевкина) [5].
Согласно данным, полученным в ходе метода определений, в ходе которого респондентов просили ответить на вопрос: что, по их мнению, означает понятие «карьера», было выявлено следующее: существует общее поле представлений студентов о карьере. Оно проявляется в том, что карьера связывается респондентами с успешностью деятельности, например: «карьера - это достижения, успех в работе»; предполагает профессиональное развитие, например: «карьера - это взлет по карьерной лестнице», «путь становления профессионала, развитие его профессиональных и личностных качеств, накопление опыта, продвижение по службе от низших должностей к высшим». Карьера, по мнению респондентов, влечет за собой изменение социального статуса субъекта: «карьера - это выстроенная деятельность, в ходе которой человек занимает более высокую должность». Важным условием развития карьеры, с точки зрения обследованных, является овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками.
Карьера большинством студентов понимается не только как этапы профессионального пути, но и в ее связи с личностью, например: «это путь, который человек должен пройти, чтобы достичь самоактуализации»; «карьера - это процесс, заключающийся не только в том, что человек поднимается все выше и выше по ступеням от низшей должности к высшей, но карьера - это также личностный рост, самореализация»; «это развитие в профессиональной деятельности, а также раскрытие и актуализация способностей».
Карьера рассматривается респондентами с точки зрения единства процессуальной и результативной сторон. Так, студенты пишут, что «карьера - это процесс профессионального становления субъекта», «это достижение высоких результатов в профессиональной деятельности».
В определениях карьеры встречается упоминание о факторах, обусловливающих развитие карьеры, например: «карьера - это поступательное саморазвитие, запускаемое общественными целями» или «карьера складывается под влиянием множества факторов, в том числе под влиянием общества».
Результаты исследования свидетельствуют о том, что карьера воспринимается студентами в широком смысле слова, раскрывается с точки зрения единства процессуальной и результативной сторон, рассматривается в динамике, описывается как профессиональное развитие субъекта, а также как развитие личности.
Анализ результатов опросника «Мотивации к карьере» (А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Баххубер, адаптация Е.А. Могилевкина) позволил выделить основные уровни развития карьерной интуиции, карьерной причастности и карьерной устойчивости студентов-психологов. В ходе проведения исследования было выявлено, что у студентов начальных годов обучения преобладает высокая степень карьерной устойчивости (17 человек (68%) студентов филологического факультета и 18 человек (72%) студентов факультета психологии и дефектологии), что означает их легкую адаптацию к меняющимся обстоятельствам, способность эффективно справляться с проблемами и трудностями, возникающими в ходе осуществления профессиональной деятельности. У студентов факультета педагогического и художественного образования преобладает высокая степень карьерной причастности (14 человек (56%) с отделения дошкольной педагогики и 15 человек (60%) с отделения начальной педагогики), что свойственно для тех, кто готов работать с максимальной отдачей ради достижения, прежде всего, целей организации и способен достаточно длительный период времени работать сверхурочно.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что сложившаяся в педагогическом вузе система обучения формирует некоторые компоненты карьерной направленности личности (в частности - карьерные ориентации). Тем не менее данный процесс носит стихийный характер, а длительность обучения сама по себе не делает представления о карьере более правильными, профессиональные намерения - устойчивыми, а отношение к профессии - положительным.
Выводы
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы: образ будущего у студентов (как возможное построение личной карьеры) является размытым, нечетким, недостаточно структурированным; он характеризуется одновременно целостностью, поскольку свое будущее студенты связывают с семьей, работой, однако не указывают, в какой сфере хотели бы работать, чем именно заниматься; без специальной работы у студентов педагогического вуза не складывается целостное отношение к своей карьере, не сформирована система представлений о карьере, возможностях и путях карьерного роста; отсутствует карьерная готовность.
Таким образом, следует отметить, что стихийному во многих своих частях процессу развития и формирования конкурентоспособного специалиста необходимо противопоставить целенаправленное, согласованное во всех звеньях обучение и воспитание будущего профессионала.
Работа издается при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2014 год. Проект «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».
Рецензенты:
Романов К.М., д.псх.н., профессор кафедры психологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.
Мешков Н.И., д.псх.н., профессор кафедры психологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.