Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ МОЛОДЕЖЬЮ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ

Хабаева Л.М. 1 Абаева И.В. 1 Крупнов Д.Ю. 1
1 НОУ ВПО «Владикавказский институт управления»
В результате исследования мы подтвердили выдвинутое предположение о том, что ценностно-смысловое отражение окружающего мира молодежью Южной Осетии представляет собой социально-психологический механизм формирования качества жизнестойкости. Мы также выявили комплекс ценностей, наиболее точно объясняющий данный механизм и состоящий из стимуляции, зрелости, духовности, социальности. В исследуемой группе студентов выявлена средняя выраженность жизнестойкости, которая определяется не столько качествами вовлеченности (активностью, увлеченностью, креативностью), сколько высокой личностной уверенностью в трудных жизненных ситуациях на фоне несколько ослабленной мотивации к самореализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведения. Жизнестойкость группы наиболее ярко характеризуется высокой готовностью к преодолениям, развитым качеством контроля: выбором стиля поведения как борьбы, способной повлиять на результат, даже если влияние не абсолютно и результат не гарантирован. Социально-психологические особенности молодежи Юго-Осетинского государственного университета определяют выявленный комплекс их наиболее значимых ценностей: безопасность, поддержка традиций, самоопределение, стимуляция, зрелость. Выявлена доминирующая ценностная направленность развития молодежи: у девушек на поддержку традиций, у юношей – на социальную власть. Поддержка традиций в сознании молодежи связана с ценностями стимуляции, безопасности, самоопределения, ограничительного конформизма, духовности; социальная власть – с ценностями достижений, самоопределения, наслаждения, стимуляции, безопасности.
процесс социализации молодежи Южной Осетии
преодоление трудных жизненных ситуаций
социально-психологические особенности
стрессогенный характер жизнедеятельности
ценностные ориентации
жизнестойкость
1. Дзуцев Х.В., Геворкян А.С. Общественное мнение о социально-экономической и политической ситуации в Южной Осетии // Журнал Социс. – 2013. - №2. – С. 71-75.
2. Лактионова А.И. Взаимосвязь жизнеспособности и социальной адаптации подростков: Автореф. дис. канд. псхол. наук. – М., 2010. – 29 с.
3. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 1998. – С.153.
5. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условия формирования личности подростка // Вопр. психол. – 1976. - № 4. – С. 26-34.

Современная социокультурная ситуация развития молодежи в республике Южная Осетия характеризуется как сложная в политическом, экономическом и социальном аспектах представляет собой внешний фактор, чаще затрудняющий задачу социализации подрастающего поколения, чем облегчающий. На сегодняшний день, вследствие пережитых внешних военных агрессий, в республике Южная Осетия оказались размытыми (даже разрушенными) социальные стереотипы поведения, некоторые структурные элементы духовной и нравственной культуры; заново формируются общественные силы, утверждающие социальные нормы и принципы.

Как следует из результатов социологических исследований (Х.В. Дзуцев, А.С. Геворкян), социально-экономическая ситуация в республике улучшается медленно и сопровождается значительными социальными проблемами: высоким уровнем безработицы, неустроенностью, низким уровнем зарплат, неудовлетворительным качеством медицинского обслуживания (с августа 2008 года по настоящее время, например, у половины респондентов материальное положение не изменилось, у 23,9% ухудшилось, главным образом у жителей Цхинвала – 31,6%) [1]. Несмотря на стрессогенный характер жизнедеятельности народа Южной Осетии, выводы исследований последних лет по вопросам социального и профессионального развития югоосетинской молодежи (Л.М. Хабаева, И.В. Абаева, Д.Ю. Крупнов, Е.Г. Сиукаева, Н.М. Супрунова) свидетельствуют о том, что социальные реформы, проводимые Правительством Республики Южная Осетия и ориентированные на всестороннюю поддержку молодежи, способствуют формированию качеств патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, а также развитию здорового образа жизни.

Существует значительный опыт, накопленный отечественными учеными (Е.А. Климов, А.М. Прихожан, Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Э.Ф. Зеер, Л.Б. Шнейдер, Н.С. Пряжников и др.) по проблемам формирования у подростков и юношества умений добиваться определенного места в системе статусных и ролевых отношений, освоения методов принятия решений, способов взаимодействия с людьми. Но все же остаются малоизученными личностные качества подрастающего поколения, связанные с преодолением трудных жизненных ситуаций, обусловленных влиянием военных конфликтов и политических кризисов.

Такие личностные качества могут быть совокупно представлены направленностью, установками, убеждениями, ценностями, которые рассматриваются в психологии как результат отражения в сознании человека общественных отношений и социально-экономических условий жизни [4]. Ценностная ориентация, например, определяется Д.И. Фельдштейном как интегральное информативно-эмоционально-волевое свойство и сознание готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, стиль поведения и направления деятельности, основанные на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации [5]. Как считают Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусь, ценность обретается личностью, поскольку «... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует». Для определения устойчивости человека к экстремальным факторам А.Г. Маклаков вводит понятие «личностно адаптационный потенциал», содержащий характеристики нервно-психической устойчивости, самооценки, ощущения социальной поддержки, уровня конфликтности, опыта социального общения личности. Самовосприятие человеком способности мобилизовать собственные мотивацию, когнитивные ресурсы, поведенческую активность, необходимые для осуществления контроля над ситуацией (событием) с целью достижения намеченных целей, определяется личностным качеством «самоэффективность», предложенным А. Бандурой. Изучая поведение девиантных подростков, А.И. Лактионова рассматривает понятие «жизнеспособность» как индивидуальную способность к социальной адаптации и саморегуляции, как механизм управления собственными ресурсами в эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферах личности в контексте социальных, культурных норм и средовых условий [2]. Степень успешного совладания личности с социальными трудностями определяет в психологии также интегральный фактор «жизнестойкость», предложенный С. Мадди и Д.А. Леонтьевым. По Д.А. Леонтьеву, жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, мире, отношениях с ним, является тем социально-психологическим фактором, который характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности [3]. Как следует из приведенного перечня характеристик, способствующих совладающему поведению личности с внешними стрессогенными условиями, их несогласованность между собой свидетельствует о сложности проблемы и необходимости дальнейших исследований в этой области.

Мы сосредоточились на выявлении социально-психологических особенностей социализации молодежи Южной Осетии посредством проведения анализа выраженности ее системы ценностей и качества жизнестойкости, предположив, что ценностно-смысловое отражение окружающего мира молодежью Южной Осетии, представляет собой социально-психологический механизм формирования жизнестойкости.

В исследовании принимали участие 47 человек, студентов Юго-Осетинского государственного университета (ЮОГУ) в возрасте от 17 до 20 лет. Из них 30 девушек и 17 юношей. Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечивалась нами с помощью компьютерной программы для статистической обработки данных «статистический пакет для социальных наук»: SPSS statistics 17.0.

Методологическую основу исследования составили концептуальные подходы к развитию личности (С.Л. Выготский, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев), концепции ценностных ориентаций отечественных (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, С.С. Бубнова, Б.В. Зейгарник) и зарубежных ученых (Л. Гордон, Г. Линдсей, М. Рокич, Дж. Холанд), концепция идентичности Э. Эриксона, теория жизнестойкости С. Мадди и Д.А. Леонтьева. Частной методологией исследования послужили концептуальные положения психологии подросткового и юношеского возраста (Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн).

Методики исследования: 1. Тест жизнестойкости представляющий собой адаптацию Д.А. Леонтьевым опросника Hardiness Survey, разработанного С. Мадди. В соответствии с тестом, жизнестойкость (hardiness) состоит из трех компонентов: контроля, принятия риска, вовлеченности. Выраженность всех трех компонентов, по мнению С. Мадди, имеет важное значение для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. 2. Тест Ш. Шварца (на основе опросника Р. Рокича), предназначенный для сравнительного изучения ценностных структур. Согласно теории Ш. Шварца все ценности делятся на социальные и индивидуальные.

Анализ результатов. В соответствии с тестом жизнестойкости Д.А. Леонтьева (С. Мадди) уровень сформированности жизнестойкости у группы студентов ЮОГУ определяется следующими значениями: жизнестойкость – 86 баллов (выраженность выше средних значений по тесту); контроль – 32 балла (выше средних значений); принятие риска - 18,6 баллов (выше средних значений); вовлеченность – 35 баллов (ниже средних значений).

У юношей выраженность всех показателей несколько выше, чем у девушек. При сравнении со стандартными нормами по тесту обращаем внимание на то, что у юношей – 90,5% выраженности жизнестойкости относительно максимальной нормы по тесту, у девушек – 85,04% выраженности (см. табл.1).

Таблица 1

Выраженность средних значений жизнестойкости в группе студентов ЮОГУ (в % относительно максимума значений по тесту Д.А. Леонтьева (С. Мадди))

Пол респондента

Жизнестойкость

Контроль

Принятие риска

Вовлеченность

М (17)

90,5

89,02

109,9

79,3

стд.отклонение

19,15801

7,45082

5,60003

8,27292

Ж (30)

85,04

84

97,4

76,6

стд.отклонение

12,64802

6,30645

4,51880

6,94808

Итого (47)

87,01

85,8

102

77,54

стд.отклонение

15,34449

6,72590

5,00120

7,38921

Фактор принятие риска у юношей имеет 109,9% выраженности относительно максимальной нормы по тесту. Также высокие значения принимает контроль. Несколько ниже представлена выраженность значения вовлеченности, как у парней, так и девушек. Сниженные, по сравнению с другими показателями жизнестойкости в группе, показатели вовлеченности свидетельствуют о несколько ослабленной мотивации испытуемых студентов к самореализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведения.

Следовательно, высокое значение жизнестойкости группы югоосетинской молодежи определено не столько качествами вовлеченности (активностью, увлеченностью, креативностью), сколько высокой личностной уверенностью, даже самонадеянностью в трудных жизненных ситуациях на фоне несколько ослабленной мотивации к самореализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведения. В целом, исследуемая группа характеризуется высокой готовностью к преодолениям, развитым качествам контроля: выбором стиля поведения как борьбы, способной повлиять на результат, даже если влияние не абсолютно и результат не гарантирован.

В соответствии с результатами исследования с применением теста жизнестойкости, для 17% студентов (8 человек) характерны высокие жизнестойкие убеждения. Компоненты жизнестойкости характеризуются высокими значениями составляющих ее элементов: «принятие риска», «контроль», «вовлеченность». Эти студенты обладают высокой самооценкой и высоким уровнем самоуважения; проявляют социальные качества лидерства и предприимчивости; склонны проявлять предприимчивость, целеустремленность, настойчивость в преодолении трудных жизненных ситуаций (см. Рисунок).

Рисунок. Уровни выраженности жизнестойкости студентов ЮОГУ.

Студенты со средним уровнем сформированности жизнестойкости (53%; 25 человек) обладают нормальным компонентным распределением коэффициентов жизнестойкости. Средний уровень жизнестойкости свидетельствует о достаточной работоспособности и оптимальном способе переживания ситуаций неопределенности и тревоги. Эти студенты обладают адекватной самооценкой, уверенны в своих действиях, способны контролировать трудные жизненные ситуации, проявлять находчивость в их преодолении. Они склонны также проявлять развитые качества взаимоуважения, организованности, эмоциональной стабильности, необходимого терпения и упорства в преодолении социальных трудностей. Возможно, эта группа обладает тем набором традиционных качеств (особенностями этнической идентичности, коллективизма, социальной ответственности перед своей фамилией и т.п.), которые сплачивают осетинский народ в сложных жизненных ситуациях, опираясь на позитивный опыт предков в преодолении и выживании в условиях войн, лишения и горя.

Уровень жизнестойкости – ниже среднего отмечен у 30% респондентов (14 человек). Из них, у 4 человек значения жизнестойкости и составляющих ее компонентов определяются значениями ниже минимальной нормы по тесту. Для студентов с уровнем жизнестойкости ниже среднего (65,8) характерна соответствующая выраженность показателей вовлеченности (27,7), контроля (24,7) и принятия риска (13,2). Эти показатели определяют студентов как испытывающих сложности в преодолении трудных жизненных ситуаций, в нахождении оптимальных способов их решения. Они проявляют сниженный контроль над жизненными стрессогенными ситуациями чаще, чем другие студенты, демонстрируя личностные качества неуверенности и ведомости. Также эти студенты испытывают сложности социализации, связанные с процессом планирования своего будущего, формирования индивидуального поведения и деятельности и т.п. Кроме того, эта та группа молодежи, которая требует к себе особых воспитательных воздействий со стороны семьи и общества как в силу возможной личностной инфантильности, социальной невключенности, так и в силу слабого физического здоровья или выраженности показателей комплекса психической травматизации – посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Воспитательные воздействия по отношению к этой группе молодежи необходимо ориентировать на повышение уровня самооценки, самоуважения, уверенности в себе, на развитие качеств коллективизма и социальной ответственности.

Результаты диагностики ценностных ориентаций испытуемых студентов ЮОГУ с помощью теста Ш. Шварца содержательно дополнили наше исследование, определив их значимые социальные установки и личностную направленность (см. табл. 2).

Таблица 2

Выраженность ценностных ориентаций студентов ЮОГУ (в % относительно максимума значений по тесту Ш. Шварца)

Пол

Наслаж-дение

Дости-жения

Социаль-ная
власть

Само-опреде-ление

Стиму-ляция

Ограни-чительный
конформизм

Поддержка
традиций

Социаль-ность

Безопас-ность

Зрелость

Социаль-ная
культура.

Духов-ность

М (17)

71

66

69

69

71

63

69

63

76

70

54

64

Ж (30)

64

67

58

72

70

66

76

69

80

72

53

66

Итого (47)

67

66

62

71

71

65

73

67

79

71

53

66

Все диагностируемые ценности значимо выражены относительно максимальной нормы по тесту Ш. Шварца, что говорит об их сформированности в сознании студентов ЮОГУ. Необходимо отметить, что безопасность является наиболее выраженной ценностью для юношей и для девушек. Безопасность следует понимать, прежде всего, как национальную безопасность (защита моей нации от врагов), безопасность семьи и близких людей (защищенность семьи), чувство принадлежности (чувство, что другие заботятся обо мне), настоящую дружбу (близкие, оказывающие поддержку друзья), ответственность (надежный, заслуживающий доверия), здоровье (физически и психически). Наибольшее отличие группы юношей от группы девушек выявляет ценность социальной власти (19,3; 69% выраженности), состоящая из оценок авторитета (право руководить и распоряжаться), социальной власти (управление другими, влияние), влиятельности (имеющий влияние на людей и события) и заботы о своей репутации (защищающий свое «лицо»). Группу юношеской группы также ярко отличает ценность наслаждения (10; 71% выраженности), определяемая, в соответствии с тестом Ш. Шварца, удовольствием (удовлетворение желаний) и наслаждением жизнью (едой, близостью, досугом и т.д.).

У девушек наиболее сформированными по сравнению с юношеской группой оказались ценности: поддержка традиций (21,2; 76% выраженности), социальность (38,8; 69% выраженности), безопасность (33,6; 80% выраженности). Поддержка традиций содержит следующий перечень индивидуальных и социальных ценностей: уважение традиций (сохранение почитаемых в прошлом обычаев), общественный порядок (стабильность общества), почитающий родителей и старших (выказывающий уважение), верующий (придерживающийся религиозных верований и убеждений). Социальность по тесту Ш. Шварца содержит такие ценности, как: равенство (равные возможности для всех), социальная справедливость (исправление несправедливости, забота о слабых), мир во всем мире (свободный от войн и конфликтов), духовная жизнь (более духовными интересами, чем материальными), честный (подлинный, искренний), полезный (работающий на благо других), незлопамятный (охотно прощающий других), верный (преданный друзьям, группе).

Ценности: достижение, стимуляция, социальная культура имеют одинаковую выраженность, как в группе юношей, так и в группе девушек. Наименьшую выраженность в обеих группах получила ценность – социальная культура. Последнее статусное место в структуре ценностей респондентов подтверждает сложности формирования этой ценности в сознании молодежи. Социальная культура содержит в себе такие характеристики как: взаимность в отношениях (избегание задолженностей), единение с природой (сжиться с природой), равнодушие к мирским заботам, принимающий свою участь в жизни, умеренный (избегающий крайних чувств и поступков), кроткий (скромный, непритязательный), защищающий природу (сохраняющий окружающую среду).

В целом, охарактеризовать группу студентов можно по таким наиболее ярким ценностям как: безопасность, поддержка традиций, самоопределение, зрелость и стимуляция. Самоопределение определено Ш. Шварцем как индивидуальная ценность и представляет собой комплекс понятий: свобода (свобода действий и мысли), творчество (уникальность, воображение), выбирающий собственные цели (ставящий себе самостоятельно задачи), независимый (уверенный в себе, самостоятельный), умный (логичный, думающий), любознательный (интересующийся всем, исследующий). Зрелость – ценность индивидуальная и социальная одновременно, включает в себя понятия: мудрость (зрелое понимание жизни), зрелая любовь (глубокая эмоциональная и духовная связь), самоуважение (чувство собственного достоинства), смысл жизни (понимание своего предназначения в жизни), мир красоты (красота природы и искусства), внутренняя гармония (мир с самим собой), широко мыслящий (терпимый к различным идеям и убеждениям). Стимуляция означает разнообразную жизнь (наполненная вызовами, новизной и изменениями), интересную жизнь (острые ощущения, переживания) и смелость (ищущий приключений, риска).

С одной стороны, названные качества характеризуют исследуемую нами молодежь как представителей традиционного общества, но также стремящейся к разнообразной, интересной жизни. Более того, молодежь стремиться развивать свою социальную ответственность, самоуважение, терпимость к различным идеям и убеждениям. Для молодежи очень важными оказываются: во-первых, задачи самоопределения (что характерно для их возраста), во-вторых, поиск смысла жизни и стремление быть в гармонии с самим собой.

Таким образом, мы рассмотрели наиболее яркие ценности студентов ЮОГУ с точки зрения социально-психологических особенностей социализации в трудных жизненных ситуациях и можем сделать вывод о том, что уровень сформированности социальных и индивидуальных ценностей в сознании испытуемых студентов выше среднего. Более того, нами выявлен комплекс наиболее значимых ценностей молодежи: безопасность, поддержка традиций, самоопределение, стимуляция, зрелость. Мы также выявили доминирующую ценностную направленность развития девушек на поддержку традиций, а юношей – на социальную власть.

Корреляционный анализ с вычислением коэффициентов Пирсона выявил связи между всеми ценностями, диагностируемыми у группы студентов по тесту Ш. Шварца. Представим наиболее статистически значимые из них связи, которые определяют доминантные ценности молодежи. Поддержка традиций в сознании молодежи связана с ценностями стимуляции (0,505; r=0,05), безопасности (0,432; r=0,05), духовности (0,425; r=0,05), самоопределения (0,375; r=0,05), ограничительного конформизма (0,346; r=0,01); а социальная власть с достижениями (0,455; r=0,05), наслаждением (0,476; r=0,05), стимуляцией (0,468; r=0,05), самоопределением (0,369; r=0,01).

Корреляционный анализ подтверждает также наличие качества жизнестойкости у югоосетинской молодежи, значимо подкрепляемое ее ценностной структурой. Жизнестойкость в результате корреляционного анализа оказалась связана с контролем (0,868; r=0,01), вовлеченностью (0,755; r=0,01), принятием риска (0,722; r=0,01). Контроль проявляет статистически значимую связь со стимуляцией (0,323; r=0,05) и вовлеченностью (0,464; r=0,05). Принятие риска связано со стимуляцией (0,356; r=0,05), социальностью (0,299; r=0,05), зрелостью (0,381; r=0,01), духовностью (0,345; r=0.05), вовлеченностью (0,344; r=0,05).

Следовательно, способности югоосетинской молодежи к преодолению жизненных трудностей наряду с компонентами жизнестойкости, определяются комплексом ценностей, наиболее значимо связанных с жизнестойкостью: стимуляцией, зрелостью, духовностью, социальностью.

Анализ результатов исследования позволили нам установить, что в целом, исследуемая группа студентов характеризуется:

  • Тремя статусными уровнями жизнестойкости, характеризующими способности преодоления молодежью трудных жизненных ситуаций: для 17% студентов (8 человек) характерны высокие жизнестойкие убеждения, для 53% (25 человек) характерны средние убеждения, для 30% респондентов (14 человек) – соответствующими являются значения ниже среднего по тесту Д.А. Леонтьева (С. Мадди).
  • Выраженностью жизнестойкости выше среднего уровня, которая определяется в меньшей степени качествами вовлеченности, но в большей степени высокой личностной уверенностью молодежи в трудных жизненных ситуациях на фоне несколько ослабленной мотивации к самореализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведения; определяется также комплексом ценностей: стимуляцией, зрелостью, духовностью, социальностью.
  • Высокой готовностью к преодолениям, развитым качеством контроля: выбором стиля поведения как борьбы, способной повлиять на результат, даже если влияние не абсолютно и результат не гарантирован.
  • Социальными и индивидуальными ценностями с уровнем сформированности выше среднего по тесту Ш. Шварца. Комплекс наиболее значимых ценностей молодежи: безопасность, поддержка традиций, самоопределение, стимуляция, зрелость.
  • Доминирующей ценностной направленностью развития молодежи: у девушек – на поддержку традиций, у юношей – на социальную власть. Поддержка традиций в сознании молодежи связана с ценностями стимуляции, безопасности, самоопределения, ограничительного конформизма, духовности; социальная власть – с ценностями достижений, самоопределения, наслаждения, стимуляции, безопасности.

Заключение. Мы подтвердили выдвинутое предположение о том, что ценностно-смысловое отражение окружающего мира молодежью Южной Осетии представляет собой социально-психологический механизм формирования качества жизнестойкости. Мы также выявили комплекс ценностей, наиболее точно объясняющий данный механизм и состоящий из стимуляции, зрелости, духовности, социальности.

Применение результатов исследования в процессе социализации молодежи Южной Осетии будет способствовать осознанию его особенностей всеми субъектами воспитания, а также будет содействовать развитию современных эффективных форм и методов психолого-педагогического воздействия, направленных на формирование рационального и творческого мышления югоосетинской молодежи, на развитие ею навыков принятия и реализации эффективных решений в трудных жизненных ситуациях.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ Социальная идентичность как фактор профессионального развития молодежи Южной Осетии, проект №13-26-13001.

Рецензенты:

Дзуцев Х.В., д.соц.н., профессор, директор Северо-Осетинского Центра социальных исследований Института социально-политических исследований РАН, г. Владикавказ.

Киргуева Ф.Х., д.п.н., доцент, профессор кафедры начального образования ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Хабаева Л.М., Абаева И.В., Крупнов Д.Ю. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ МОЛОДЕЖЬЮ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14254 (дата обращения: 23.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074