Современная социокультурная ситуация развития молодежи в республике Южная Осетия характеризуется как сложная в политическом, экономическом и социальном аспектах представляет собой внешний фактор, чаще затрудняющий задачу социализации подрастающего поколения, чем облегчающий. На сегодняшний день, вследствие пережитых внешних военных агрессий, в республике Южная Осетия оказались размытыми (даже разрушенными) социальные стереотипы поведения, некоторые структурные элементы духовной и нравственной культуры; заново формируются общественные силы, утверждающие социальные нормы и принципы.
Как следует из результатов социологических исследований (Х.В. Дзуцев, А.С. Геворкян), социально-экономическая ситуация в республике улучшается медленно и сопровождается значительными социальными проблемами: высоким уровнем безработицы, неустроенностью, низким уровнем зарплат, неудовлетворительным качеством медицинского обслуживания (с августа 2008 года по настоящее время, например, у половины респондентов материальное положение не изменилось, у 23,9% ухудшилось, главным образом у жителей Цхинвала – 31,6%) [1]. Несмотря на стрессогенный характер жизнедеятельности народа Южной Осетии, выводы исследований последних лет по вопросам социального и профессионального развития югоосетинской молодежи (Л.М. Хабаева, И.В. Абаева, Д.Ю. Крупнов, Е.Г. Сиукаева, Н.М. Супрунова) свидетельствуют о том, что социальные реформы, проводимые Правительством Республики Южная Осетия и ориентированные на всестороннюю поддержку молодежи, способствуют формированию качеств патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, а также развитию здорового образа жизни.
Существует значительный опыт, накопленный отечественными учеными (Е.А. Климов, А.М. Прихожан, Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Э.Ф. Зеер, Л.Б. Шнейдер, Н.С. Пряжников и др.) по проблемам формирования у подростков и юношества умений добиваться определенного места в системе статусных и ролевых отношений, освоения методов принятия решений, способов взаимодействия с людьми. Но все же остаются малоизученными личностные качества подрастающего поколения, связанные с преодолением трудных жизненных ситуаций, обусловленных влиянием военных конфликтов и политических кризисов.
Такие личностные качества могут быть совокупно представлены направленностью, установками, убеждениями, ценностями, которые рассматриваются в психологии как результат отражения в сознании человека общественных отношений и социально-экономических условий жизни [4]. Ценностная ориентация, например, определяется Д.И. Фельдштейном как интегральное информативно-эмоционально-волевое свойство и сознание готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, стиль поведения и направления деятельности, основанные на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации [5]. Как считают Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусь, ценность обретается личностью, поскольку «... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует». Для определения устойчивости человека к экстремальным факторам А.Г. Маклаков вводит понятие «личностно адаптационный потенциал», содержащий характеристики нервно-психической устойчивости, самооценки, ощущения социальной поддержки, уровня конфликтности, опыта социального общения личности. Самовосприятие человеком способности мобилизовать собственные мотивацию, когнитивные ресурсы, поведенческую активность, необходимые для осуществления контроля над ситуацией (событием) с целью достижения намеченных целей, определяется личностным качеством «самоэффективность», предложенным А. Бандурой. Изучая поведение девиантных подростков, А.И. Лактионова рассматривает понятие «жизнеспособность» как индивидуальную способность к социальной адаптации и саморегуляции, как механизм управления собственными ресурсами в эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферах личности в контексте социальных, культурных норм и средовых условий [2]. Степень успешного совладания личности с социальными трудностями определяет в психологии также интегральный фактор «жизнестойкость», предложенный С. Мадди и Д.А. Леонтьевым. По Д.А. Леонтьеву, жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, мире, отношениях с ним, является тем социально-психологическим фактором, который характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности [3]. Как следует из приведенного перечня характеристик, способствующих совладающему поведению личности с внешними стрессогенными условиями, их несогласованность между собой свидетельствует о сложности проблемы и необходимости дальнейших исследований в этой области.
Мы сосредоточились на выявлении социально-психологических особенностей социализации молодежи Южной Осетии посредством проведения анализа выраженности ее системы ценностей и качества жизнестойкости, предположив, что ценностно-смысловое отражение окружающего мира молодежью Южной Осетии, представляет собой социально-психологический механизм формирования жизнестойкости.
В исследовании принимали участие 47 человек, студентов Юго-Осетинского государственного университета (ЮОГУ) в возрасте от 17 до 20 лет. Из них 30 девушек и 17 юношей. Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечивалась нами с помощью компьютерной программы для статистической обработки данных «статистический пакет для социальных наук»: SPSS statistics 17.0.
Методологическую основу исследования составили концептуальные подходы к развитию личности (С.Л. Выготский, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев), концепции ценностных ориентаций отечественных (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, С.С. Бубнова, Б.В. Зейгарник) и зарубежных ученых (Л. Гордон, Г. Линдсей, М. Рокич, Дж. Холанд), концепция идентичности Э. Эриксона, теория жизнестойкости С. Мадди и Д.А. Леонтьева. Частной методологией исследования послужили концептуальные положения психологии подросткового и юношеского возраста (Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн).
Методики исследования: 1. Тест жизнестойкости представляющий собой адаптацию Д.А. Леонтьевым опросника Hardiness Survey, разработанного С. Мадди. В соответствии с тестом, жизнестойкость (hardiness) состоит из трех компонентов: контроля, принятия риска, вовлеченности. Выраженность всех трех компонентов, по мнению С. Мадди, имеет важное значение для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. 2. Тест Ш. Шварца (на основе опросника Р. Рокича), предназначенный для сравнительного изучения ценностных структур. Согласно теории Ш. Шварца все ценности делятся на социальные и индивидуальные.
Анализ результатов. В соответствии с тестом жизнестойкости Д.А. Леонтьева (С. Мадди) уровень сформированности жизнестойкости у группы студентов ЮОГУ определяется следующими значениями: жизнестойкость – 86 баллов (выраженность выше средних значений по тесту); контроль – 32 балла (выше средних значений); принятие риска - 18,6 баллов (выше средних значений); вовлеченность – 35 баллов (ниже средних значений).
У юношей выраженность всех показателей несколько выше, чем у девушек. При сравнении со стандартными нормами по тесту обращаем внимание на то, что у юношей – 90,5% выраженности жизнестойкости относительно максимальной нормы по тесту, у девушек – 85,04% выраженности (см. табл.1).
Таблица 1
Выраженность средних значений жизнестойкости в группе студентов ЮОГУ (в % относительно максимума значений по тесту Д.А. Леонтьева (С. Мадди))
Пол респондента |
Жизнестойкость |
Контроль |
Принятие риска |
Вовлеченность |
М (17) |
90,5 |
89,02 |
109,9 |
79,3 |
стд.отклонение |
19,15801 |
7,45082 |
5,60003 |
8,27292 |
Ж (30) |
85,04 |
84 |
97,4 |
76,6 |
стд.отклонение |
12,64802 |
6,30645 |
4,51880 |
6,94808 |
Итого (47) |
87,01 |
85,8 |
102 |
77,54 |
стд.отклонение |
15,34449 |
6,72590 |
5,00120 |
7,38921 |
Фактор принятие риска у юношей имеет 109,9% выраженности относительно максимальной нормы по тесту. Также высокие значения принимает контроль. Несколько ниже представлена выраженность значения вовлеченности, как у парней, так и девушек. Сниженные, по сравнению с другими показателями жизнестойкости в группе, показатели вовлеченности свидетельствуют о несколько ослабленной мотивации испытуемых студентов к самореализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведения.
Следовательно, высокое значение жизнестойкости группы югоосетинской молодежи определено не столько качествами вовлеченности (активностью, увлеченностью, креативностью), сколько высокой личностной уверенностью, даже самонадеянностью в трудных жизненных ситуациях на фоне несколько ослабленной мотивации к самореализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведения. В целом, исследуемая группа характеризуется высокой готовностью к преодолениям, развитым качествам контроля: выбором стиля поведения как борьбы, способной повлиять на результат, даже если влияние не абсолютно и результат не гарантирован.
В соответствии с результатами исследования с применением теста жизнестойкости, для 17% студентов (8 человек) характерны высокие жизнестойкие убеждения. Компоненты жизнестойкости характеризуются высокими значениями составляющих ее элементов: «принятие риска», «контроль», «вовлеченность». Эти студенты обладают высокой самооценкой и высоким уровнем самоуважения; проявляют социальные качества лидерства и предприимчивости; склонны проявлять предприимчивость, целеустремленность, настойчивость в преодолении трудных жизненных ситуаций (см. Рисунок).
Рисунок. Уровни выраженности жизнестойкости студентов ЮОГУ.
Студенты со средним уровнем сформированности жизнестойкости (53%; 25 человек) обладают нормальным компонентным распределением коэффициентов жизнестойкости. Средний уровень жизнестойкости свидетельствует о достаточной работоспособности и оптимальном способе переживания ситуаций неопределенности и тревоги. Эти студенты обладают адекватной самооценкой, уверенны в своих действиях, способны контролировать трудные жизненные ситуации, проявлять находчивость в их преодолении. Они склонны также проявлять развитые качества взаимоуважения, организованности, эмоциональной стабильности, необходимого терпения и упорства в преодолении социальных трудностей. Возможно, эта группа обладает тем набором традиционных качеств (особенностями этнической идентичности, коллективизма, социальной ответственности перед своей фамилией и т.п.), которые сплачивают осетинский народ в сложных жизненных ситуациях, опираясь на позитивный опыт предков в преодолении и выживании в условиях войн, лишения и горя.
Уровень жизнестойкости – ниже среднего отмечен у 30% респондентов (14 человек). Из них, у 4 человек значения жизнестойкости и составляющих ее компонентов определяются значениями ниже минимальной нормы по тесту. Для студентов с уровнем жизнестойкости ниже среднего (65,8) характерна соответствующая выраженность показателей вовлеченности (27,7), контроля (24,7) и принятия риска (13,2). Эти показатели определяют студентов как испытывающих сложности в преодолении трудных жизненных ситуаций, в нахождении оптимальных способов их решения. Они проявляют сниженный контроль над жизненными стрессогенными ситуациями чаще, чем другие студенты, демонстрируя личностные качества неуверенности и ведомости. Также эти студенты испытывают сложности социализации, связанные с процессом планирования своего будущего, формирования индивидуального поведения и деятельности и т.п. Кроме того, эта та группа молодежи, которая требует к себе особых воспитательных воздействий со стороны семьи и общества как в силу возможной личностной инфантильности, социальной невключенности, так и в силу слабого физического здоровья или выраженности показателей комплекса психической травматизации – посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Воспитательные воздействия по отношению к этой группе молодежи необходимо ориентировать на повышение уровня самооценки, самоуважения, уверенности в себе, на развитие качеств коллективизма и социальной ответственности.
Результаты диагностики ценностных ориентаций испытуемых студентов ЮОГУ с помощью теста Ш. Шварца содержательно дополнили наше исследование, определив их значимые социальные установки и личностную направленность (см. табл. 2).
Таблица 2
Выраженность ценностных ориентаций студентов ЮОГУ (в % относительно максимума значений по тесту Ш. Шварца)
Пол |
Наслаж-дение |
Дости-жения |
Социаль-ная |
Само-опреде-ление |
Стиму-ляция |
Ограни-чительный |
Поддержка |
Социаль-ность |
Безопас-ность |
Зрелость |
Социаль-ная |
Духов-ность |
М (17) |
71 |
66 |
69 |
69 |
71 |
63 |
69 |
63 |
76 |
70 |
54 |
64 |
Ж (30) |
64 |
67 |
58 |
72 |
70 |
66 |
76 |
69 |
80 |
72 |
53 |
66 |
Итого (47) |
67 |
66 |
62 |
71 |
71 |
65 |
73 |
67 |
79 |
71 |
53 |
66 |
Все диагностируемые ценности значимо выражены относительно максимальной нормы по тесту Ш. Шварца, что говорит об их сформированности в сознании студентов ЮОГУ. Необходимо отметить, что безопасность является наиболее выраженной ценностью для юношей и для девушек. Безопасность следует понимать, прежде всего, как национальную безопасность (защита моей нации от врагов), безопасность семьи и близких людей (защищенность семьи), чувство принадлежности (чувство, что другие заботятся обо мне), настоящую дружбу (близкие, оказывающие поддержку друзья), ответственность (надежный, заслуживающий доверия), здоровье (физически и психически). Наибольшее отличие группы юношей от группы девушек выявляет ценность социальной власти (19,3; 69% выраженности), состоящая из оценок авторитета (право руководить и распоряжаться), социальной власти (управление другими, влияние), влиятельности (имеющий влияние на людей и события) и заботы о своей репутации (защищающий свое «лицо»). Группу юношеской группы также ярко отличает ценность наслаждения (10; 71% выраженности), определяемая, в соответствии с тестом Ш. Шварца, удовольствием (удовлетворение желаний) и наслаждением жизнью (едой, близостью, досугом и т.д.).
У девушек наиболее сформированными по сравнению с юношеской группой оказались ценности: поддержка традиций (21,2; 76% выраженности), социальность (38,8; 69% выраженности), безопасность (33,6; 80% выраженности). Поддержка традиций содержит следующий перечень индивидуальных и социальных ценностей: уважение традиций (сохранение почитаемых в прошлом обычаев), общественный порядок (стабильность общества), почитающий родителей и старших (выказывающий уважение), верующий (придерживающийся религиозных верований и убеждений). Социальность по тесту Ш. Шварца содержит такие ценности, как: равенство (равные возможности для всех), социальная справедливость (исправление несправедливости, забота о слабых), мир во всем мире (свободный от войн и конфликтов), духовная жизнь (более духовными интересами, чем материальными), честный (подлинный, искренний), полезный (работающий на благо других), незлопамятный (охотно прощающий других), верный (преданный друзьям, группе).
Ценности: достижение, стимуляция, социальная культура имеют одинаковую выраженность, как в группе юношей, так и в группе девушек. Наименьшую выраженность в обеих группах получила ценность – социальная культура. Последнее статусное место в структуре ценностей респондентов подтверждает сложности формирования этой ценности в сознании молодежи. Социальная культура содержит в себе такие характеристики как: взаимность в отношениях (избегание задолженностей), единение с природой (сжиться с природой), равнодушие к мирским заботам, принимающий свою участь в жизни, умеренный (избегающий крайних чувств и поступков), кроткий (скромный, непритязательный), защищающий природу (сохраняющий окружающую среду).
В целом, охарактеризовать группу студентов можно по таким наиболее ярким ценностям как: безопасность, поддержка традиций, самоопределение, зрелость и стимуляция. Самоопределение определено Ш. Шварцем как индивидуальная ценность и представляет собой комплекс понятий: свобода (свобода действий и мысли), творчество (уникальность, воображение), выбирающий собственные цели (ставящий себе самостоятельно задачи), независимый (уверенный в себе, самостоятельный), умный (логичный, думающий), любознательный (интересующийся всем, исследующий). Зрелость – ценность индивидуальная и социальная одновременно, включает в себя понятия: мудрость (зрелое понимание жизни), зрелая любовь (глубокая эмоциональная и духовная связь), самоуважение (чувство собственного достоинства), смысл жизни (понимание своего предназначения в жизни), мир красоты (красота природы и искусства), внутренняя гармония (мир с самим собой), широко мыслящий (терпимый к различным идеям и убеждениям). Стимуляция означает разнообразную жизнь (наполненная вызовами, новизной и изменениями), интересную жизнь (острые ощущения, переживания) и смелость (ищущий приключений, риска).
С одной стороны, названные качества характеризуют исследуемую нами молодежь как представителей традиционного общества, но также стремящейся к разнообразной, интересной жизни. Более того, молодежь стремиться развивать свою социальную ответственность, самоуважение, терпимость к различным идеям и убеждениям. Для молодежи очень важными оказываются: во-первых, задачи самоопределения (что характерно для их возраста), во-вторых, поиск смысла жизни и стремление быть в гармонии с самим собой.
Таким образом, мы рассмотрели наиболее яркие ценности студентов ЮОГУ с точки зрения социально-психологических особенностей социализации в трудных жизненных ситуациях и можем сделать вывод о том, что уровень сформированности социальных и индивидуальных ценностей в сознании испытуемых студентов выше среднего. Более того, нами выявлен комплекс наиболее значимых ценностей молодежи: безопасность, поддержка традиций, самоопределение, стимуляция, зрелость. Мы также выявили доминирующую ценностную направленность развития девушек на поддержку традиций, а юношей – на социальную власть.
Корреляционный анализ с вычислением коэффициентов Пирсона выявил связи между всеми ценностями, диагностируемыми у группы студентов по тесту Ш. Шварца. Представим наиболее статистически значимые из них связи, которые определяют доминантные ценности молодежи. Поддержка традиций в сознании молодежи связана с ценностями стимуляции (0,505; r=0,05), безопасности (0,432; r=0,05), духовности (0,425; r=0,05), самоопределения (0,375; r=0,05), ограничительного конформизма (0,346; r=0,01); а социальная власть с достижениями (0,455; r=0,05), наслаждением (0,476; r=0,05), стимуляцией (0,468; r=0,05), самоопределением (0,369; r=0,01).
Корреляционный анализ подтверждает также наличие качества жизнестойкости у югоосетинской молодежи, значимо подкрепляемое ее ценностной структурой. Жизнестойкость в результате корреляционного анализа оказалась связана с контролем (0,868; r=0,01), вовлеченностью (0,755; r=0,01), принятием риска (0,722; r=0,01). Контроль проявляет статистически значимую связь со стимуляцией (0,323; r=0,05) и вовлеченностью (0,464; r=0,05). Принятие риска связано со стимуляцией (0,356; r=0,05), социальностью (0,299; r=0,05), зрелостью (0,381; r=0,01), духовностью (0,345; r=0.05), вовлеченностью (0,344; r=0,05).
Следовательно, способности югоосетинской молодежи к преодолению жизненных трудностей наряду с компонентами жизнестойкости, определяются комплексом ценностей, наиболее значимо связанных с жизнестойкостью: стимуляцией, зрелостью, духовностью, социальностью.
Анализ результатов исследования позволили нам установить, что в целом, исследуемая группа студентов характеризуется:
-
Тремя статусными уровнями жизнестойкости, характеризующими способности преодоления молодежью трудных жизненных ситуаций: для 17% студентов (8 человек) характерны высокие жизнестойкие убеждения, для 53% (25 человек) характерны средние убеждения, для 30% респондентов (14 человек) – соответствующими являются значения ниже среднего по тесту Д.А. Леонтьева (С. Мадди).
-
Выраженностью жизнестойкости выше среднего уровня, которая определяется в меньшей степени качествами вовлеченности, но в большей степени высокой личностной уверенностью молодежи в трудных жизненных ситуациях на фоне несколько ослабленной мотивации к самореализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведения; определяется также комплексом ценностей: стимуляцией, зрелостью, духовностью, социальностью.
-
Высокой готовностью к преодолениям, развитым качеством контроля: выбором стиля поведения как борьбы, способной повлиять на результат, даже если влияние не абсолютно и результат не гарантирован.
-
Социальными и индивидуальными ценностями с уровнем сформированности выше среднего по тесту Ш. Шварца. Комплекс наиболее значимых ценностей молодежи: безопасность, поддержка традиций, самоопределение, стимуляция, зрелость.
-
Доминирующей ценностной направленностью развития молодежи: у девушек – на поддержку традиций, у юношей – на социальную власть. Поддержка традиций в сознании молодежи связана с ценностями стимуляции, безопасности, самоопределения, ограничительного конформизма, духовности; социальная власть – с ценностями достижений, самоопределения, наслаждения, стимуляции, безопасности.
Заключение. Мы подтвердили выдвинутое предположение о том, что ценностно-смысловое отражение окружающего мира молодежью Южной Осетии представляет собой социально-психологический механизм формирования качества жизнестойкости. Мы также выявили комплекс ценностей, наиболее точно объясняющий данный механизм и состоящий из стимуляции, зрелости, духовности, социальности.
Применение результатов исследования в процессе социализации молодежи Южной Осетии будет способствовать осознанию его особенностей всеми субъектами воспитания, а также будет содействовать развитию современных эффективных форм и методов психолого-педагогического воздействия, направленных на формирование рационального и творческого мышления югоосетинской молодежи, на развитие ею навыков принятия и реализации эффективных решений в трудных жизненных ситуациях.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ Социальная идентичность как фактор профессионального развития молодежи Южной Осетии, проект №13-26-13001.
Рецензенты:
Дзуцев Х.В., д.соц.н., профессор, директор Северо-Осетинского Центра социальных исследований Института социально-политических исследований РАН, г. Владикавказ.
Киргуева Ф.Х., д.п.н., доцент, профессор кафедры начального образования ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.