Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

КОММУНИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Рыльская Е.А. 1
1 Челябинский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
В статье представлены результаты исследования роли коммуникации в реализации жизнеспособности человека. Показано, что коммуникация и транскоммуникация обеспечивают двусторонний процесс смыслосогласования и смыслообразования, что проявляется в опосредствованных связях жизнеспособности, креативных способностей человека и в способах переживания стресса. Отмечается, что высокая жизнеспособность человека имеет защитно-компенсаторный характер и содержит в себе фактор здорового коммуникативного стресса (нормативной коммуникабельности), который выполняет охранительную функцию в отношении коммуникативного транса как основы самореализации, саморазвития человека. Следовательно, жизнеспособность проявляется не столько в возможности преодолевать стресс и защищаться от него, сколько в возможности находить в стрессе глубинный позитивный смысл и преобразовывать его в специфический эффект, имеющий конструктивные онтологические последствия.
транс-стресс-формация
стресс-транс-формация
к-стресс
к-транс
стресс
транскоммуникативный потенциал
творческие способности
транскоммуникация
коммуникация
жизнеспособность
1. Зотова Н.К. Личностные достижения учащихся в образовательном процессе / Н.К. Зотова, Н.М. Мухаметжанова. URL: htt//bank.orenipk.ru/text/t13_122.htm (дата обращения 10.12. 2006).
2. Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования / В.И. Кабрин. – М.: Смысл, 2005. – 148 с.
3. Лактионова А.И. Взаимосвязь жизнеспособности и социальной адаптации подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.А.Лактионова. – М., 2010. – 22 с.
4. Махнач А.В. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция / А.В. Махнач, А.И. Лактионова // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: ИП РАН, 2007. – 624 с.
5. Махнач А.В. Международная конференция по проблемам жизнеспособности детей и подростков / А.В. Махнач // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 2. – С. 131–132.
6. Нестерова А.А. Социально-психологический подход к изучению жизнеспособности личности, находящейся в трудной жизненной ситуации / А.А. Нестерова. – М.: изд-во РГСУ, 2011. – 243 с.
7. Рыльская Е.А. Психологическая концепция жизнеспособности человека: монография. – Челябинск: изд-во «Полиграф-Мастер», 2013. – 336 с.
8. Транскоммуникация: преобразование жизненных миров человека / под ред. В.И. Кабрина. – Томск: ТГУ, 2011. – С. 4371.
9. Handbook for working with children and youth: pathways to resilience across cultures and contexts / ed. by M. Ungar. – Thousand Oaks-L-New Delhi, Inc. 2005. – 520 р.
10. Hellerstein D. How can I become resilient / D. Hellerstein // Heal your brain. URL: http:/www.psychologytoday.com/blog/ heal-your-brain/201108/ how-can-I-become-resilient (accessed September 19, 2012).
11. Seligman M.E.The optimistic child / M.E. Seligman. – New York, 1996. – 336 c.
Введение. Современное общество, будучи перманентно неустойчивым в силу непредсказуемости происходящих в нем изменений, тем не менее, предъявляет жесткие требования к устойчивости самого человека, существующего в условиях этих изменений. Жизнеспособность как один из потенциалов человека, обеспечивающий эту устойчивость, начинает вызывать все больший интерес психологов в России и за рубежом [2; 3; 5; 8; 9]. Она становится предметом обсуждения на масштабных международных конференциях [4]. Представители столь популярной сегодня позитивной психологии относят жизнеспособность к основным добродетелям человека [10]. Можно полагать, что научное сообщество позитивно реагирует на призыв ЮНЕСКО, прозвучавший во всемирной декларации «Образование XXI века» о том, что  главной ценностью новой культуры должна стать ценность стабильного развития человека и общества, а главной целью образования - формирование жизнеспособной личности [1].

Задачи и гипотеза исследования. В рамках данной статьи представлены результаты исследования одного из наименее изученных аспектов проблемы жизнеспособности - средств ее реализации. Решение этой задачи предполагало проверку следующей эмпирической гипотезы: реализация жизнеспособности человека как открытой, самоорганизующейся системы (системы, которой присущ постоянный информационный обмен  с окружающей средой) осуществляется посредством коммуникации и транскоммуникации. Последние обеспечивают процессы постоянного «смыслосогласования» (транслирования смыслов) и «смыслообразования» (смыслотворчества), что проявляется в опосредствованных связях жизнеспособности и креативных способностей человека, а также в способах переживания стресса и установления контактов с окружающей средой.

Методика исследования. Исследование проводилась в два этапа. На первом рассматривались корреляционные связи жизнеспособности, креативных способностей и различных коммуникативных свойств человека. Были использованы следующие психодиагностические методики: апробированный авторский опросник «Жизнеспособность человека» [6], тест «Творческие способности», методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, опросник на выявление доминирующей стратегии психологической защиты в общении и коммуникативных установок В.В. Бойко.

На втором этапе исследования с целью выявления доминирующих способов установления контактов с внешней средой был проведен контент-анализ вербальных проявлений коммуникативных состояний К-стресса и К-транса, полученных при помощи метода моделирования коммуникативных миров (ММКМ). Данная психосемантическая техника, предложенная и валидизированная В.И. Кабриным, разработана на основе единства коммуникативного подхода, теории транскоммуникации и концепции коммуникативного мира как модели жизненного мира человека [7]. Она соответствует достаточно универсальным постнеклассическим принципам, согласно которым межличностная и внутриличностная коммуникация рассматриваются как формы  самореализации и саморазвития  человека в смыслотворческом процессе. Посредством ММКМ можно выявить две невербальные обобщенные переменные, обозначаемые  как фактор коммуникативного стресса (К-стресс) и фактор коммуникативного транса (К-транс).  Для решения задач нашего исследования наиболее важным оказался фактор коммуникативного транса (К-транс), который обозначается как общий транскоммуникативный потенциал. Кроме этого невербального показателя рассмотрению подвергались составляющие семантических полей К-транса и К-стресса, стресс-транс-формации (СТФ) и транс-стресс-формации (ТСФ).  В первом случае единицами счета являлись односложные слова, отвечающие соответствующей семантике, во втором - связные словосочетания, содержащие биполярную пару различной направленности. Статистическая обработка результатов осуществлялась при помощи пакета прикладных программ SPSS 11,5 forWindows.

Выборка исследования. На первом этапе в исследовании приняли участие 252 человека (N=252) в возрасте от 33 до 55 лет. На втором этапе после диагностики по опроснику  жизнеспособности было сформировано две крайних группы: жизнеспособность выше средней  (43 человека) и жизнеспособность ниже средней (34 человека).

Анализ результатов. Корреляционный анализ показал отсутствие прямых значимых взаимосвязей между жизнеспособностью человека и его творческими способностями. Однако положительные взаимосвязи существуют между жизнеспособностью и транскоммуникативным потенциалом - фактор коммуникативного транса по методике ММКМ (r= 0,440; р<0,01), который в свою очередь положительно связан с творческими способностями (r= 0,665; р=0,01). Последние отрицательно связаны с защитной стратегией миролюбия в общении (r= -0,240; р=0,05) и общительностью (r= -0,443; р=0,01), имеющими, в свою очередь, положительные взаимосвязи с жизнеспособностью (защитная стратегия миролюбия в общении, r=0,272 при р<0,05; общительность, r=0,239; р<0,05) (рис. 1).

Рис. 1. Опосредствованные связи жизнеспособности человека и его творческих способностей

Примечания: Ж - жизнеспособность, ТП - транскоммуникативный потенциал, О - общительность, МО -  защитная стратегия миролюбия в общении, + положительная связь, - отрицательная связь

Полученные результаты могут быть интерпретированы следующим образом. С одной стороны, жизнь как таковая - есть творчество. С другой стороны, творчество - это источник и причина мучительных метаний, напряженных поисков, дезадаптивных контактов, нередко приводящих к болезням тела и духа. Стремление человека к самоопределению, самовыражению, расширению собственных границ всегда вступает в противоречие с извечным стремлением к сохранению своей собственной целостности, идентичности, устойчивости. Это противоречие может разрешиться особым способом  - способом сообщаемости разнопорядковых коммуникативных (жизненных) миров человека, т.е. посредством транскоммуникации. В.И. Кабрин, предложивший данное понятие, определяет его как процесс общения между одинаковыми и разнопорядковыми субъектами в интра- и интерперсональных планах; как сверхдинамичный, смыслообразующий процесс гармонизации разноуровневых миров человека, открывающий в нем смысловое единство микро- и макрокосмоса [2, с. 54]. В нашем понимании, транскоммуникация - это смыслотворческое, эмпатийное, конгруэнтное общение, лежащее в основе способности к динамичному и согласованному взаимодействию, к продуктивному общению с социальной средой и самим собой. Это вектор, определяющий направленность творчества, - жизнеутверждающую или жизнеразрушающую. Способность к транскоммуникации лежит в основе способности к творчеству, включающему взаимопонимание с другим и самим собой, к «транскоммуникабельному» творчеству  не для себя или не только для себя, но и для других.

Транскоммуникативный потенциал (как невербальный показатель личностного роста в методике ММКМ) в данном случае рассматривается как потенциал смыслотворческой коммуникации, а защитные стратегии и общительность - как проявления нормативной коммуникации. Транскоммуникация и коммуникация выступают как средства реализации жизнеспособности, поскольку выполняют равнозначные роли в смыслообразующем процессе. Первая отвечает за смыслотворчество или смыслообразование, при котором противоречие между стремлением человека к расширению собственных границ и стремлением к сохранению своей собственной целостности, разрешается за счет синхронизаций, протекающих одновременно на внешнем (макро -) и внутреннем (микро-) уровнях человеческого бытия. Вторая призвана транслировать готовые смыслы, которые в зависимости от конкретного жизненного контекста либо обеспечивают необходимую поддержку нормативного человеческого существования, либо вступают в диссонанс с ним, и тогда необходим выход на другой транскоммуникативный уровень.

На втором этапе исследования выявлялись различия в вербальных показателях коммуникативных состояний испытуемых с высоким и низким показателями жизнеспособности. Изучались особенности вербальных проявлений коммуникативных состояний испытуемых как отражений способов установления контактов с внешней средой. Были выявлены следующие закономерности. В первой группе (высокая жизнеспособность) отмечается более равномерная представленность вербальных показателей стресс- и транс-  состояний с общей тенденцией к К-трансу: «я спокоен и уверен в себе», «у меня все нормально в жизни»; «дочка - самое светлое, как прозрачная речка»; «внуки - лучики счастья»; «счастье - это, когда тебя понимают». Значительно выражены также проявления стресс-транс-формации: «жизнь как смех сквозь слезы»; «испытания не убивают, а делают нас сильнее»; «мне плохо с тобой, но во много раз хуже без тебя»; «пока непонятный, но уже нужный».

Во второй группе (низкая жизнеспособность) преобладающими являются состояния коммуникативного стресса: «жизнь превратилась в кошмар»; «подруга увела моего мужа, ненавижу обоих»; «все время одно и то же - давай денег»; «жена как «мегера»»; «терзает неопределенность»; «самый насущный вопрос - зачем жить»? Признаки как стресс-транс-формации, так и транс-стресс-формации выражены незначительно и в проблемах, и в партнерах.

Примечательно, что биполярные, более «статичные» состояния К-транса и К-стресса имеют фронтальную представленность (100 %), но не альтернативную выраженность. Менее статичные, «трансформационные» состояния (стресс-транс-формация; транс-стресс-формация) представлены в ответах лишь части испытуемых, не составляя в сумме необходимые 100 процентов. Особенно ярко (в значимых границах) эти различия видны на примере стресс-транс-формации. Следовательно, показатели коммуникативного транса, ответственного за личностный рост и трансформацию (личностная интеграция и индивидуация, по К. Юнгу), и коммуникативного стресса, играющего адаптивную, защитную функцию в общении и развитии, способны к  сосуществованию в относительно гармонизированном варианте.

В связи с этим, можно полагать, что высокая жизнеспособность человека имеет защитно-компенсаторный характер, который содержит в себе фактор здорового коммуникативного стресса (нормативной коммуникабельности), который выполняет охранительную функцию в отношении коммуникативного транса как основы самореализации, саморазвития, самотрансценденции человека. Соответственно, низкая жизнеспособность характеризуется не синхроничностью факторов К-стресса и К-транса с проявлениями значительно сдвига в сторону коммуникативного стресса. Вероятно, последний утрачивает свои позитивные, охранительные функции относительно фактора коммуникативного транса, нарушает их взаимообразную динамику, блокирует транскоммуникативный потенциал. Тем самым человек оказывается обреченным на существование в условиях устойчивого, хронического К-стресса, приводящего в дистрессу в его традиционном понимании.

Различия в вербальных показателях коммуникативных состояний испытуемых с высоким и низким показателями жизнеспособности представлены в таблице 1.

Различия в вербальных показателях коммуникативных состояний испытуемых с высоким и низким показателями жизнеспособности

Таблица 1

Коммуникативные

состояния

в %

Показатели

жизнеспособности

Всего

Эмпирическое

значение

согласия ᵡ²

Уровень

значимости

 

высокий

низкий

К-стресс

40

60

100

2,922

,087

К-транс

70

30

100

12,481

,000

Стресс-транс-формация

55

10

65

21,353

,000

Транс-стресс-формация

10

35

45

10,314

,001

Полученные результаты свидетельствуют о том, что высокая жизнеспособность человека соотносится с жизнеутверждающей, оптимистической энергетикой, преобладающих позитивных переживаний, с состояниями коммуникативного транса, проявляющегося как «экзистенциальная решимость и личностный рост» (по В.И. Кабрину).  Невысокая жизнеспособность предполагает приоритет негативных, напряженных, пессимистически направленных или обыденно устоявшихся переживаний, представленных состояниями коммуникативного стресса, который выступает как сигнал экзистенциальной тревоги или актуализация тенденции к собственной устойчивой определенности.

Что еще более важно, на наш взгляд, высокая жизнеспособность человека соотносится с целостным, холистическим пониманием специфики и своеобразия обычного, «тривиального» стресса. Человек как индивид, как субъект, как личность, наконец, как организм един не только в реализации защитных функций, в потребностях сохранения собственной устойчивости и собственного равновесия, но и в стремлении к дальнейшему саморазвитию, «перерастанию» самого себя, самореализации. Другими словами, единство человека обеспечивается как борьбой с патогенным стрессом (с дистрессом, в традиционной терминологии), так и использованием энергии эустресса (в этой же терминологии).

Выводы. Проведенное исследование позволило полностью подтвердить выдвинутую гипотезу. Коммуникация и транскоммуникация выступают как средства осуществления жизнеспособности, обеспечивая процессы постоянного смыслосогласования (транслирования смыслов) и смыслообразования (творчества смыслов), что проявляется в опосредствованных связях жизнеспособности, креативных способностей человека, в способах переживания стресса и установления контактов с окружающей средой. Транскоммуникативный потенциал выступает как средство поддержания и роста общего творческого потенциала, актуализируемого в ситуациях неожиданной, ненормированной, не стандартной коммуникации с другим человеком, «открываемым» как «иной» во всем разнообразии его безграничной индивидуальности. В связи с этим, можно полагать, что высокая жизнеспособность человека имеет защитно-компенсаторный характер, который содержит в себе фактор благоприятного коммуникативного стресса (нормативной коммуникабельности), который выполняет охранную функцию в отношении коммуникативного транса как основы самореализации, саморазвития, самотрансценденции человека. Жизнеспособность соотносится с целостным, холистическим пониманием специфики и своеобразия обычного, «тривиального» стресса. Она проявляется не столько в готовности бороться с невротическим стрессом (дистрессом, в традиционной терминологии), сколько в возможности жить в стрессе «полезном», «стимулирующем» (в эустрессе); в умении  находить в нем до времени скрытый, не всегда явный, глубинный позитивный смысл и преобразовывать этот смысл в качественно новый эффект, имеющий конструктивные онтологические последствия.

Рецензенты:

Шумакова О.А., д.псх.н., доцент, заведующий кафедрой психологии Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.

Ященко Е.Ф., д.псх.н., доцент, профессор кафедры общей психологии Южно-Уральского государственного университета, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Рыльская Е.А. КОММУНИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13375 (дата обращения: 14.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074