Задачи и гипотеза исследования. В рамках данной статьи представлены результаты исследования одного из наименее изученных аспектов проблемы жизнеспособности - средств ее реализации. Решение этой задачи предполагало проверку следующей эмпирической гипотезы: реализация жизнеспособности человека как открытой, самоорганизующейся системы (системы, которой присущ постоянный информационный обмен с окружающей средой) осуществляется посредством коммуникации и транскоммуникации. Последние обеспечивают процессы постоянного «смыслосогласования» (транслирования смыслов) и «смыслообразования» (смыслотворчества), что проявляется в опосредствованных связях жизнеспособности и креативных способностей человека, а также в способах переживания стресса и установления контактов с окружающей средой.
Методика исследования. Исследование проводилась в два этапа. На первом рассматривались корреляционные связи жизнеспособности, креативных способностей и различных коммуникативных свойств человека. Были использованы следующие психодиагностические методики: апробированный авторский опросник «Жизнеспособность человека» [6], тест «Творческие способности», методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, опросник на выявление доминирующей стратегии психологической защиты в общении и коммуникативных установок В.В. Бойко.
На втором этапе исследования с целью выявления доминирующих способов установления контактов с внешней средой был проведен контент-анализ вербальных проявлений коммуникативных состояний К-стресса и К-транса, полученных при помощи метода моделирования коммуникативных миров (ММКМ). Данная психосемантическая техника, предложенная и валидизированная В.И. Кабриным, разработана на основе единства коммуникативного подхода, теории транскоммуникации и концепции коммуникативного мира как модели жизненного мира человека [7]. Она соответствует достаточно универсальным постнеклассическим принципам, согласно которым межличностная и внутриличностная коммуникация рассматриваются как формы самореализации и саморазвития человека в смыслотворческом процессе. Посредством ММКМ можно выявить две невербальные обобщенные переменные, обозначаемые как фактор коммуникативного стресса (К-стресс) и фактор коммуникативного транса (К-транс). Для решения задач нашего исследования наиболее важным оказался фактор коммуникативного транса (К-транс), который обозначается как общий транскоммуникативный потенциал. Кроме этого невербального показателя рассмотрению подвергались составляющие семантических полей К-транса и К-стресса, стресс-транс-формации (СТФ) и транс-стресс-формации (ТСФ). В первом случае единицами счета являлись односложные слова, отвечающие соответствующей семантике, во втором - связные словосочетания, содержащие биполярную пару различной направленности. Статистическая обработка результатов осуществлялась при помощи пакета прикладных программ SPSS 11,5 forWindows.
Выборка исследования. На первом этапе в исследовании приняли участие 252 человека (N=252) в возрасте от 33 до 55 лет. На втором этапе после диагностики по опроснику жизнеспособности было сформировано две крайних группы: жизнеспособность выше средней (43 человека) и жизнеспособность ниже средней (34 человека).
Анализ результатов. Корреляционный анализ показал отсутствие прямых значимых взаимосвязей между жизнеспособностью человека и его творческими способностями. Однако положительные взаимосвязи существуют между жизнеспособностью и транскоммуникативным потенциалом - фактор коммуникативного транса по методике ММКМ (r= 0,440; р<0,01), который в свою очередь положительно связан с творческими способностями (r= 0,665; р=0,01). Последние отрицательно связаны с защитной стратегией миролюбия в общении (r= -0,240; р=0,05) и общительностью (r= -0,443; р=0,01), имеющими, в свою очередь, положительные взаимосвязи с жизнеспособностью (защитная стратегия миролюбия в общении, r=0,272 при р<0,05; общительность, r=0,239; р<0,05) (рис. 1).
Рис. 1. Опосредствованные связи жизнеспособности человека и его творческих способностей
Примечания: Ж - жизнеспособность, ТП - транскоммуникативный потенциал, О - общительность, МО - защитная стратегия миролюбия в общении, + положительная связь, - отрицательная связь
Полученные результаты могут быть интерпретированы следующим образом. С одной стороны, жизнь как таковая - есть творчество. С другой стороны, творчество - это источник и причина мучительных метаний, напряженных поисков, дезадаптивных контактов, нередко приводящих к болезням тела и духа. Стремление человека к самоопределению, самовыражению, расширению собственных границ всегда вступает в противоречие с извечным стремлением к сохранению своей собственной целостности, идентичности, устойчивости. Это противоречие может разрешиться особым способом - способом сообщаемости разнопорядковых коммуникативных (жизненных) миров человека, т.е. посредством транскоммуникации. В.И. Кабрин, предложивший данное понятие, определяет его как процесс общения между одинаковыми и разнопорядковыми субъектами в интра- и интерперсональных планах; как сверхдинамичный, смыслообразующий процесс гармонизации разноуровневых миров человека, открывающий в нем смысловое единство микро- и макрокосмоса [2, с. 54]. В нашем понимании, транскоммуникация - это смыслотворческое, эмпатийное, конгруэнтное общение, лежащее в основе способности к динамичному и согласованному взаимодействию, к продуктивному общению с социальной средой и самим собой. Это вектор, определяющий направленность творчества, - жизнеутверждающую или жизнеразрушающую. Способность к транскоммуникации лежит в основе способности к творчеству, включающему взаимопонимание с другим и самим собой, к «транскоммуникабельному» творчеству не для себя или не только для себя, но и для других.
Транскоммуникативный потенциал (как невербальный показатель личностного роста в методике ММКМ) в данном случае рассматривается как потенциал смыслотворческой коммуникации, а защитные стратегии и общительность - как проявления нормативной коммуникации. Транскоммуникация и коммуникация выступают как средства реализации жизнеспособности, поскольку выполняют равнозначные роли в смыслообразующем процессе. Первая отвечает за смыслотворчество или смыслообразование, при котором противоречие между стремлением человека к расширению собственных границ и стремлением к сохранению своей собственной целостности, разрешается за счет синхронизаций, протекающих одновременно на внешнем (макро -) и внутреннем (микро-) уровнях человеческого бытия. Вторая призвана транслировать готовые смыслы, которые в зависимости от конкретного жизненного контекста либо обеспечивают необходимую поддержку нормативного человеческого существования, либо вступают в диссонанс с ним, и тогда необходим выход на другой транскоммуникативный уровень.
На втором этапе исследования выявлялись различия в вербальных показателях коммуникативных состояний испытуемых с высоким и низким показателями жизнеспособности. Изучались особенности вербальных проявлений коммуникативных состояний испытуемых как отражений способов установления контактов с внешней средой. Были выявлены следующие закономерности. В первой группе (высокая жизнеспособность) отмечается более равномерная представленность вербальных показателей стресс- и транс- состояний с общей тенденцией к К-трансу: «я спокоен и уверен в себе», «у меня все нормально в жизни»; «дочка - самое светлое, как прозрачная речка»; «внуки - лучики счастья»; «счастье - это, когда тебя понимают». Значительно выражены также проявления стресс-транс-формации: «жизнь как смех сквозь слезы»; «испытания не убивают, а делают нас сильнее»; «мне плохо с тобой, но во много раз хуже без тебя»; «пока непонятный, но уже нужный».
Во второй группе (низкая жизнеспособность) преобладающими являются состояния коммуникативного стресса: «жизнь превратилась в кошмар»; «подруга увела моего мужа, ненавижу обоих»; «все время одно и то же - давай денег»; «жена как «мегера»»; «терзает неопределенность»; «самый насущный вопрос - зачем жить»? Признаки как стресс-транс-формации, так и транс-стресс-формации выражены незначительно и в проблемах, и в партнерах.
Примечательно, что биполярные, более «статичные» состояния К-транса и К-стресса имеют фронтальную представленность (100 %), но не альтернативную выраженность. Менее статичные, «трансформационные» состояния (стресс-транс-формация; транс-стресс-формация) представлены в ответах лишь части испытуемых, не составляя в сумме необходимые 100 процентов. Особенно ярко (в значимых границах) эти различия видны на примере стресс-транс-формации. Следовательно, показатели коммуникативного транса, ответственного за личностный рост и трансформацию (личностная интеграция и индивидуация, по К. Юнгу), и коммуникативного стресса, играющего адаптивную, защитную функцию в общении и развитии, способны к сосуществованию в относительно гармонизированном варианте.
В связи с этим, можно полагать, что высокая жизнеспособность человека имеет защитно-компенсаторный характер, который содержит в себе фактор здорового коммуникативного стресса (нормативной коммуникабельности), который выполняет охранительную функцию в отношении коммуникативного транса как основы самореализации, саморазвития, самотрансценденции человека. Соответственно, низкая жизнеспособность характеризуется не синхроничностью факторов К-стресса и К-транса с проявлениями значительно сдвига в сторону коммуникативного стресса. Вероятно, последний утрачивает свои позитивные, охранительные функции относительно фактора коммуникативного транса, нарушает их взаимообразную динамику, блокирует транскоммуникативный потенциал. Тем самым человек оказывается обреченным на существование в условиях устойчивого, хронического К-стресса, приводящего в дистрессу в его традиционном понимании.
Различия в вербальных показателях коммуникативных состояний испытуемых с высоким и низким показателями жизнеспособности представлены в таблице 1.
Различия в вербальных показателях коммуникативных состояний испытуемых с высоким и низким показателями жизнеспособности
Таблица 1
Коммуникативные состояния в % |
Показатели жизнеспособности |
Всего |
Эмпирическое значение согласия ᵡ² |
Уровень значимости
|
|
высокий |
низкий |
||||
К-стресс |
40 |
60 |
100 |
2,922 |
,087 |
К-транс |
70 |
30 |
100 |
12,481 |
,000 |
Стресс-транс-формация |
55 |
10 |
65 |
21,353 |
,000 |
Транс-стресс-формация |
10 |
35 |
45 |
10,314 |
,001 |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что высокая жизнеспособность человека соотносится с жизнеутверждающей, оптимистической энергетикой, преобладающих позитивных переживаний, с состояниями коммуникативного транса, проявляющегося как «экзистенциальная решимость и личностный рост» (по В.И. Кабрину). Невысокая жизнеспособность предполагает приоритет негативных, напряженных, пессимистически направленных или обыденно устоявшихся переживаний, представленных состояниями коммуникативного стресса, который выступает как сигнал экзистенциальной тревоги или актуализация тенденции к собственной устойчивой определенности.
Что еще более важно, на наш взгляд, высокая жизнеспособность человека соотносится с целостным, холистическим пониманием специфики и своеобразия обычного, «тривиального» стресса. Человек как индивид, как субъект, как личность, наконец, как организм един не только в реализации защитных функций, в потребностях сохранения собственной устойчивости и собственного равновесия, но и в стремлении к дальнейшему саморазвитию, «перерастанию» самого себя, самореализации. Другими словами, единство человека обеспечивается как борьбой с патогенным стрессом (с дистрессом, в традиционной терминологии), так и использованием энергии эустресса (в этой же терминологии).
Выводы. Проведенное исследование позволило полностью подтвердить выдвинутую гипотезу. Коммуникация и транскоммуникация выступают как средства осуществления жизнеспособности, обеспечивая процессы постоянного смыслосогласования (транслирования смыслов) и смыслообразования (творчества смыслов), что проявляется в опосредствованных связях жизнеспособности, креативных способностей человека, в способах переживания стресса и установления контактов с окружающей средой. Транскоммуникативный потенциал выступает как средство поддержания и роста общего творческого потенциала, актуализируемого в ситуациях неожиданной, ненормированной, не стандартной коммуникации с другим человеком, «открываемым» как «иной» во всем разнообразии его безграничной индивидуальности. В связи с этим, можно полагать, что высокая жизнеспособность человека имеет защитно-компенсаторный характер, который содержит в себе фактор благоприятного коммуникативного стресса (нормативной коммуникабельности), который выполняет охранную функцию в отношении коммуникативного транса как основы самореализации, саморазвития, самотрансценденции человека. Жизнеспособность соотносится с целостным, холистическим пониманием специфики и своеобразия обычного, «тривиального» стресса. Она проявляется не столько в готовности бороться с невротическим стрессом (дистрессом, в традиционной терминологии), сколько в возможности жить в стрессе «полезном», «стимулирующем» (в эустрессе); в умении находить в нем до времени скрытый, не всегда явный, глубинный позитивный смысл и преобразовывать этот смысл в качественно новый эффект, имеющий конструктивные онтологические последствия.
Рецензенты:
Шумакова О.А., д.псх.н., доцент, заведующий кафедрой психологии Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.
Ященко Е.Ф., д.псх.н., доцент, профессор кафедры общей психологии Южно-Уральского государственного университета, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), г. Челябинск.