Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MULTIATTRIBUTIVE CHARACTERISTICS OF THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Ershova I.G. 1
1 FGBOU VPO "South Western State University"
In this article questions of formation and development of the market of educational services in economy of knowledge are discussed. The concept of the market of educational services reveals, comparison of definitions "system" and education "sphere" is carried out, the points of view of various authors are analyzed. The special role of a national education system and human resources in the course of transition of the country to an innovative way of development in economy of knowledge is emphasized. It is offered to consider the market of educational services as multiattributive social and economic system of development "economy of knowledge". Need of adaptation of the mechanism of regulation of the market of educational services therefore the increasing value gets studying of quantitative and qualitative components of human potential is opened. In this regard, first, it is necessary to estimate possible perspective results of development of the developed social and economic tendencies in the sphere of employment, professional education and a labor market. Secondly, to solve problems of coordination of labor demand and its offer, and, thirdly, to prepare advancing rates of the corresponding experts possessing new general and labor culture.
education.
education system
market of educational services

Состояние и развитие производственного сектора, науки и новых технологий, связано с уровнем подготовки специалистов. С одной стороны, высокое качество непрерывного образования является залогом качества человеческого капитала, производительности трудовых ресурсов, инновационного характера производственной деятельности, без чего невозможно повышение конкурентоспособности экономики региона. С другой стороны, благодаря обеспечению равного доступа к образованию создаются возможности самореализации, получения востребованной на рынке профессии, что улучшает качество жизни.

В настоящее время используются понятия сфера образования, система образования, рынок образовательных услуг. Рассмотрим выделенные дефиниции применительно к образованию.

Понятие «сфера» (от греческого sphaira - шар) - определенная область распространения и функционирования той или иной деятельности [5, с. 12.]. Сфера образования характеризуется долей в общей массе валового внутреннего продукта, численностью занятых в ней людей и их долей в общей численности занятого населения, величиной привлекаемых в эту сферу других экономических ресурсов, размерами инвестиций и их удельным весом в общем объеме инвестирования экономики, другими макроэкономическими показателями [1, с. 21].

Понятие «система» (от греческого systema - целое, составленное из частей) - совокупность частей или элементов, находящихся в определенных соотношениях и связях друг с другом, образующих некую целостность, единство [6, с. 17]. Нами сконцентрировано исследовательское внимание на проблемах организационных структур, иерархических уровней, их функций, взаимодействий, механизмов управления в системе образования [3, с. 111]. Таким образом, при «сферическом» и системном подходах перед нами возникают, хотя и взаимосвязанные друг с другом, но все же достаточно различающиеся друг от друга исследовательские пространства

Рынок образовательных услуг как особая социально-экономическая сфера не замыкается системой образовательных учреждений, а экспансируется в своих границах на общество в целом. Функция образования становится ведущей функцией фирм в развитых странах, поскольку интеллектуальный ресурс является важнейшим фактором конкуренции, как между отдельными фирмами, так и между государствами.

Заметим при этом, что для экономических отношений в сфере образования очень характерна векторная подвижность в причинно-следственных связях: причины и следствия в зависимости от факторов меняются местами, например, рост уровня образованности и повышения качества образования - причина, важный фактор последующего экономического роста страны, а экономический рост выступает как следствие прогресса системы образования.

Но существует и обратный вектор: экономическое развитие страны, его темпы и динамика служат причиной, дают реальные возможности для увеличения расходов на образование и, следовательно, для возрастания количественных и повышения качественных характеристик образовательных систем. При этом существенным свойством системы связей в сфере образования выступает множественность факторов, влияющих на ту или иную взаимосвязь или взаимозависимость.

Политические, экономические и социальные реформы привели к тому, что в России сформировался своеобразный национальный рынок образовательных услуг (ОУ). В настоящей работе данным термином определяется специфиче­ское множество социально-экономических отношений и человеческой деятель­ности, представляющее собой сферу обращения по поводу купли-продажи об­разовательных услуг.

Под образованием в данных источниках понимается «процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов)» [4, с. 51].

В условиях трансформации экономики развитие системы профессионального образования, в том числе высшего, является важной стратегической задачей государства и необходимым элементом удовлетворения потребностей экономики и общества в высококвалифицированных специалистах.

Экономика знаний должна формироваться за счет высококвалифицированных человеческих ресурсов. Умение упреждать потребности экономики - одно из важнейших условий успешности функционирования и развития системы образования, в том числе высшего профессионального.

В этом случае профессиональное образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества» [2, с. 171].

В экономической теории профессиональное образование рассматривается как «экономическое благо, обладающее полезностью с точки зрения его потребителей и требующее затрат на свое производство» [4, с. 49].

Профессиональное образование представляют и как «услуги общественного пользования, производство которых оплачивается одной частью населения (налогоплательщиками), а пользуются ими другие (например, потребители образовательных услуг)» [6, с. 33]. Но в таком определении фактически исключается из поля зрения исследователя так называемый рыночный (или внебюджетный - если рассматривать с позиций источника финансирования) сектор профессионального образования.

Спецификой нашего исследования является анализ экономических отношений не только реализующихся внутри сферы образования, но и во взаимодействии сферы образования с иными сферами хозяйственно-экономической деятельности и рынка труда. При этом в предмет исследования входят экономические отношения разных уровней: макро-, мезо-, микроэкономический и внеэкономический уровни.

Итак, рынок образовательных услуг нами характеризуется как систему социально-экономических отношений по поводу купли-продажи товара «образовательные услуги», имеющего потребительную стоимость, рыночную цену, определяемую спросом и предложением.

Проведенные исследования показывают, что в настоящее время функционирование рынка образовательных услуг столкнулось с проблемами, которые не мо­гут быть решены в рамках существующих концепций, с использованием традиционных методических подходов.

К особенностям российского рынка образовательных услуг, по нашему мнению, следует отнести следующие особенности:

1) противоречивое сочетание высокого уровня нормативно-правового обеспе­чения образовательной деятельности и низкого уровня правовой культуры потенциальных потребителей ОУ;

2) наличие государственного регулирования деятельности всех участников от­ношений по поводу предоставления и потребления ОУ;

3) неоднородный характер рынка ОУ проявляется в наличии двух взаимодейст­вующих секторов - государственного и негосударственного;

4) малая степень свободы участников при большом количестве потенциальных потребителей (абитуриентов) ОУ и продуцентов-вузов и других образова­тельных учреждений, что обусловлено, в первую очередь, современной соци­ально-экономической ситуацией;

5) необъективность, неполнота и строгая формализация информации о всех участниках рынка приводят к жесткой конкурентной борьбе в условиях риска и неопределенности;

6) действие на рынке ОУ принципа разных возможностей, проявляющееся в за­конодательно закрепленной позитивной дискриминации отдельных групп образовательных учреждений, ведет к повышению устойчивости продуцен­тов ОУ и снижает интенсивность конкурентной борьбы;

7) низкие требования (входные барьеры) для вновь внедряющихся хозяйствую­щих субъектов;

8) высокая степень регионализации, выражающаяся в том, что потребителями ОУ регионального рынка являются большей частью жители данного субъек­та РФ, и являющаяся следствием слабой динамики миграционных процессов.

Следует учитывать также изменения в институциональной структуре об­разования в виде активного роста деятельности негосударственных образова­тельных учреждений. Развитие альтернативной системы образования вызвало негативную реакцию консервативной части педагогических работников и чи­новников образовательной сферы, однако функционирование многих негосу­дарственных высших учебных заведений явилось заметным фактором расши­рения спектра образовательных услуг и ужесточения конкурентной среды.

В связи с этим принципиально важным становится прогнозирование возможных изменений в способе труда в ближайшем и более отдаленном будущем. Если даже в недалеком прошлом образование в основном транслировало практически в неизменном виде опыт трудовой деятельности от предыдущих поколений к последующим, то в условиях кардинальной смены парадигмы общественного бытия образование призвано решать совершенно новую для себя задачу - готовить опережающими темпами соответствующих специалистов, обладающих новой общей и трудовой культурой, стремящихся и способных адаптироваться к новой экономике знаний.

Таким образом, в связи с актуальностью социально-экономической задачи согласования спроса на рабочую силу и ее предложения, в том числе путем регулирования системы профессионального образования, необходимо оценить возможные перспективные результаты развития сложившихся социально-экономических тенденций в сфере занятости, профессионального образования и рынка труда. Актуальность указанных проблем подчеркивается возрастающим интересом к ним. Проблемы подготовки и переподготовки человеческих ресурсов должны рассматриваться во взаимодействии прямых и обратных связей с другими важными макроэкономическими и демографическими показателями, динамикой занятости и рынка труда, изменением их структурных характеристик.

На основе проведенных исследований нами расширено мультиатрибутивное представление о рынке образовательных услуг как сложной пространственной открытой социально-экономической системе, которая представляет собой объединение трех подсистем (рис. 1).

Данный подход позволяет трактовать рынок образовательных услуг как сложную, динамично-развивающуюся, иерархически и пространственно организованную социально-экономическую систему, функционирующую в пределах границ определенной территории, на которой осуществляются экономические связи и зависимости между субъектами рынка с учетом характерных территориальных особенностей развития экономики.

Расширенное представление рынка образовательных услуг как сложной социально-экономической системы позволяет использовать системный подход к исследованию механизма его функционирования.

Структуризация рынка образовательных услуг предполагает выделение основных его структурообразующих элементов по определенным признакам. Основными структурообразующими элементами - субъектами рыночных отношений на рынке образовательных услуг являются производители образовательных услуг, потребители посредники. Производители образовательных услуг формируют предложение данных услуг на рынке. Наиболее активным субъектом рыночных отношений среди этих про­изводителей выступают образовательные учреждения, которые оказывают решающее влияние на структуру предлагаемых услуг, а, следовательно - и сегментацию рынка.

Потребители образовательных услуг формируют на них спрос. При этом общество фирмы, предприятия, организации выступают в качестве промежуточных потребителей образовательных услуг (в своем роде заказчиков). Будучи заинтересованными в наиболее полном и эффективном удовлетворении своих потребностей в образовательных услугах, они стимулируют данное потре­бление, в том числе, полностью или частично оплачивая эти услуги, создавая различного рода стипендиальные фонды и т.д.

Посреднические структуры содействуют эффективному продвижению обра­зовательных услуг на рынке и выполняют такие функции, как информирование, консультирование, организация сбыта образовательных услуг, ресурсная поддерж­ка образования и т.д.

Таким образом, взаимодействие субъектов на рынке образовательных услуг определяется механизмом его функционирования. В основу этого механизма положена совокупность общих принципов организации рыночных отношений, определяющих стратегию и тактику поведения на рынке производителей, посред­ников и потребителей образовательных услуг.

Разработано автором

Рис. 1. Рынок образовательных услуг как мультиатрибутивная социально-экономическая система развития «экономики знаний»

Рецензенты:

Шатохин Михаил Викторович, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры «Экономика и финансы» Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, г. Курск.

Белоусова Лариса Сергеевна, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет», г. Курск.