Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МУЛЬТИАТРИБУТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Ершова И.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Юго-Западный Государственный университет»
В данной статье обсуждаются вопросы формирования и развития рынка образовательных услуг в экономике знаний. Раскрывается понятие рынка образовательных услуг, проводится сравнение дефиниций «система» и «сфера» образования, анализируются точки зрения различных авторов. Подчеркивается особая роль национальной системы образования и человеческих ресурсов в процессе перехода страны на инновационный путь развития в экономике знаний. Предлагается рассматривать рынок образовательных услуг как мультиатрибутивную социально-экономическую систему развития «экономики знаний». Раскрыта необходимость адаптации механизма регулирования рынка образовательных услуг, поэтому все большее значение приобретает изучение количественных и качественных составляющих человеческого потенциала. В этой связи, во-первых, необходимо оценить возможные перспективные результаты развития сложившихся социально-экономических тенденций в сфере занятости, профессионального образования и рынка труда. Во-вторых, – решить задачи согласования спроса на рабочую силу и ее предложения, и, в-третьих, – готовить опережающими темпами соответствующих специалистов, обладающих новой общей и трудовой культурой.
сфера образования
система образования
рынок образовательных услуг
1. Вертакова Ю. В. Формирование и использование трудового потенциала региона. / Вертакова Ю. В. Положенцева Ю. С. Рязанцева В. В. // - Курск: Юго-Зап. гос. ун-т. - 2011. - 199 с.
2. Ветров Ю. Высшее образование: проблемы, перспективы / Ю. Ветров // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 168- 172.
3. Ершова И. Г. Комплексный подход к оценке показателей, характеризующих экономику знаний региона / Ершова И. Г. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия. Экономика. Социология. Менеджмент. - Курск: Изд-во ЮЗГУ, 2011. - № 1. - С. 109- 117.
4. Кадочников С. М. Особенности высшего образования как экономического блага и некоторые практические следствия этих особенностей / Кадочников С. М. // Университетское управление. - 2001. - № 2 (17). - С. 48- 49.
5. Морозова О. А. Инновационный подход к управлению изменениями в социально-экономических системах / Морозова О. А. Вертакова Ю. В. // Закономерности и проблемы функционирования экономики Российской Федерации как системы взаимодействующих регионов: Монография. - СПб., 2009. - 157 с.
6. Образование как фактор социализации: проблемы современности. Монография / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. Г.Ф. Гребенщикова. - М.: Изд-во «Спутник+». - 2010. - С. 6- 37.

Состояние и развитие производственного сектора, науки и новых технологий, связано с уровнем подготовки специалистов. С одной стороны, высокое качество непрерывного образования является залогом качества человеческого капитала, производительности трудовых ресурсов, инновационного характера производственной деятельности, без чего невозможно повышение конкурентоспособности экономики региона. С другой стороны, благодаря обеспечению равного доступа к образованию создаются возможности самореализации, получения востребованной на рынке профессии, что улучшает качество жизни.

В настоящее время используются понятия сфера образования, система образования, рынок образовательных услуг. Рассмотрим выделенные дефиниции применительно к образованию.

Понятие «сфера» (от греческого sphaira - шар) - определенная область распространения и функционирования той или иной деятельности [5, с. 12.]. Сфера образования характеризуется долей в общей массе валового внутреннего продукта, численностью занятых в ней людей и их долей в общей численности занятого населения, величиной привлекаемых в эту сферу других экономических ресурсов, размерами инвестиций и их удельным весом в общем объеме инвестирования экономики, другими макроэкономическими показателями [1, с. 21].

Понятие «система» (от греческого systema - целое, составленное из частей) - совокупность частей или элементов, находящихся в определенных соотношениях и связях друг с другом, образующих некую целостность, единство [6, с. 17]. Нами сконцентрировано исследовательское внимание на проблемах организационных структур, иерархических уровней, их функций, взаимодействий, механизмов управления в системе образования [3, с. 111]. Таким образом, при «сферическом» и системном подходах перед нами возникают, хотя и взаимосвязанные друг с другом, но все же достаточно различающиеся друг от друга исследовательские пространства

Рынок образовательных услуг как особая социально-экономическая сфера не замыкается системой образовательных учреждений, а экспансируется в своих границах на общество в целом. Функция образования становится ведущей функцией фирм в развитых странах, поскольку интеллектуальный ресурс является важнейшим фактором конкуренции, как между отдельными фирмами, так и между государствами.

Заметим при этом, что для экономических отношений в сфере образования очень характерна векторная подвижность в причинно-следственных связях: причины и следствия в зависимости от факторов меняются местами, например, рост уровня образованности и повышения качества образования - причина, важный фактор последующего экономического роста страны, а экономический рост выступает как следствие прогресса системы образования.

Но существует и обратный вектор: экономическое развитие страны, его темпы и динамика служат причиной, дают реальные возможности для увеличения расходов на образование и, следовательно, для возрастания количественных и повышения качественных характеристик образовательных систем. При этом существенным свойством системы связей в сфере образования выступает множественность факторов, влияющих на ту или иную взаимосвязь или взаимозависимость.

Политические, экономические и социальные реформы привели к тому, что в России сформировался своеобразный национальный рынок образовательных услуг (ОУ). В настоящей работе данным термином определяется специфиче­ское множество социально-экономических отношений и человеческой деятель­ности, представляющее собой сферу обращения по поводу купли-продажи об­разовательных услуг.

Под образованием в данных источниках понимается «процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов)» [4, с. 51].

В условиях трансформации экономики развитие системы профессионального образования, в том числе высшего, является важной стратегической задачей государства и необходимым элементом удовлетворения потребностей экономики и общества в высококвалифицированных специалистах.

Экономика знаний должна формироваться за счет высококвалифицированных человеческих ресурсов. Умение упреждать потребности экономики - одно из важнейших условий успешности функционирования и развития системы образования, в том числе высшего профессионального.

В этом случае профессиональное образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества» [2, с. 171].

В экономической теории профессиональное образование рассматривается как «экономическое благо, обладающее полезностью с точки зрения его потребителей и требующее затрат на свое производство» [4, с. 49].

Профессиональное образование представляют и как «услуги общественного пользования, производство которых оплачивается одной частью населения (налогоплательщиками), а пользуются ими другие (например, потребители образовательных услуг)» [6, с. 33]. Но в таком определении фактически исключается из поля зрения исследователя так называемый рыночный (или внебюджетный - если рассматривать с позиций источника финансирования) сектор профессионального образования.

Спецификой нашего исследования является анализ экономических отношений не только реализующихся внутри сферы образования, но и во взаимодействии сферы образования с иными сферами хозяйственно-экономической деятельности и рынка труда. При этом в предмет исследования входят экономические отношения разных уровней: макро-, мезо-, микроэкономический и внеэкономический уровни.

Итак, рынок образовательных услуг нами характеризуется как систему социально-экономических отношений по поводу купли-продажи товара «образовательные услуги», имеющего потребительную стоимость, рыночную цену, определяемую спросом и предложением.

Проведенные исследования показывают, что в настоящее время функционирование рынка образовательных услуг столкнулось с проблемами, которые не мо­гут быть решены в рамках существующих концепций, с использованием традиционных методических подходов.

К особенностям российского рынка образовательных услуг, по нашему мнению, следует отнести следующие особенности:

1) противоречивое сочетание высокого уровня нормативно-правового обеспе­чения образовательной деятельности и низкого уровня правовой культуры потенциальных потребителей ОУ;

2) наличие государственного регулирования деятельности всех участников от­ношений по поводу предоставления и потребления ОУ;

3) неоднородный характер рынка ОУ проявляется в наличии двух взаимодейст­вующих секторов - государственного и негосударственного;

4) малая степень свободы участников при большом количестве потенциальных потребителей (абитуриентов) ОУ и продуцентов-вузов и других образова­тельных учреждений, что обусловлено, в первую очередь, современной соци­ально-экономической ситуацией;

5) необъективность, неполнота и строгая формализация информации о всех участниках рынка приводят к жесткой конкурентной борьбе в условиях риска и неопределенности;

6) действие на рынке ОУ принципа разных возможностей, проявляющееся в за­конодательно закрепленной позитивной дискриминации отдельных групп образовательных учреждений, ведет к повышению устойчивости продуцен­тов ОУ и снижает интенсивность конкурентной борьбы;

7) низкие требования (входные барьеры) для вновь внедряющихся хозяйствую­щих субъектов;

8) высокая степень регионализации, выражающаяся в том, что потребителями ОУ регионального рынка являются большей частью жители данного субъек­та РФ, и являющаяся следствием слабой динамики миграционных процессов.

Следует учитывать также изменения в институциональной структуре об­разования в виде активного роста деятельности негосударственных образова­тельных учреждений. Развитие альтернативной системы образования вызвало негативную реакцию консервативной части педагогических работников и чи­новников образовательной сферы, однако функционирование многих негосу­дарственных высших учебных заведений явилось заметным фактором расши­рения спектра образовательных услуг и ужесточения конкурентной среды.

В связи с этим принципиально важным становится прогнозирование возможных изменений в способе труда в ближайшем и более отдаленном будущем. Если даже в недалеком прошлом образование в основном транслировало практически в неизменном виде опыт трудовой деятельности от предыдущих поколений к последующим, то в условиях кардинальной смены парадигмы общественного бытия образование призвано решать совершенно новую для себя задачу - готовить опережающими темпами соответствующих специалистов, обладающих новой общей и трудовой культурой, стремящихся и способных адаптироваться к новой экономике знаний.

Таким образом, в связи с актуальностью социально-экономической задачи согласования спроса на рабочую силу и ее предложения, в том числе путем регулирования системы профессионального образования, необходимо оценить возможные перспективные результаты развития сложившихся социально-экономических тенденций в сфере занятости, профессионального образования и рынка труда. Актуальность указанных проблем подчеркивается возрастающим интересом к ним. Проблемы подготовки и переподготовки человеческих ресурсов должны рассматриваться во взаимодействии прямых и обратных связей с другими важными макроэкономическими и демографическими показателями, динамикой занятости и рынка труда, изменением их структурных характеристик.

На основе проведенных исследований нами расширено мультиатрибутивное представление о рынке образовательных услуг как сложной пространственной открытой социально-экономической системе, которая представляет собой объединение трех подсистем (рис. 1).

Данный подход позволяет трактовать рынок образовательных услуг как сложную, динамично-развивающуюся, иерархически и пространственно организованную социально-экономическую систему, функционирующую в пределах границ определенной территории, на которой осуществляются экономические связи и зависимости между субъектами рынка с учетом характерных территориальных особенностей развития экономики.

Расширенное представление рынка образовательных услуг как сложной социально-экономической системы позволяет использовать системный подход к исследованию механизма его функционирования.

Структуризация рынка образовательных услуг предполагает выделение основных его структурообразующих элементов по определенным признакам. Основными структурообразующими элементами - субъектами рыночных отношений на рынке образовательных услуг являются производители образовательных услуг, потребители посредники. Производители образовательных услуг формируют предложение данных услуг на рынке. Наиболее активным субъектом рыночных отношений среди этих про­изводителей выступают образовательные учреждения, которые оказывают решающее влияние на структуру предлагаемых услуг, а, следовательно - и сегментацию рынка.

Потребители образовательных услуг формируют на них спрос. При этом общество фирмы, предприятия, организации выступают в качестве промежуточных потребителей образовательных услуг (в своем роде заказчиков). Будучи заинтересованными в наиболее полном и эффективном удовлетворении своих потребностей в образовательных услугах, они стимулируют данное потре­бление, в том числе, полностью или частично оплачивая эти услуги, создавая различного рода стипендиальные фонды и т.д.

Посреднические структуры содействуют эффективному продвижению обра­зовательных услуг на рынке и выполняют такие функции, как информирование, консультирование, организация сбыта образовательных услуг, ресурсная поддерж­ка образования и т.д.

Таким образом, взаимодействие субъектов на рынке образовательных услуг определяется механизмом его функционирования. В основу этого механизма положена совокупность общих принципов организации рыночных отношений, определяющих стратегию и тактику поведения на рынке производителей, посред­ников и потребителей образовательных услуг.

Разработано автором

Рис. 1. Рынок образовательных услуг как мультиатрибутивная социально-экономическая система развития «экономики знаний»

Рецензенты:

Шатохин Михаил Викторович, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры «Экономика и финансы» Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, г. Курск.

Белоусова Лариса Сергеевна, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет», г. Курск.


Библиографическая ссылка

Ершова И.Г. МУЛЬТИАТРИБУТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9514 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674