Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

QUALITATIVE TRANSFORMATION OF ORGANIZATIONAL STRUCTURES OF ENTERPRISES UNDER THE INFLUENCE OF THE SYSTEM´S MECHANISMS OF FUNCTIONING

Bulgakova I.N. 1
1 Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Voronezh State University of Engineering Technologies»
Since the process of the economy, regions and enterprises transformations, defined in terms of «development», «adaptation» and «self-regulation» is primarily represented as the new forms of resources concentration, for this process mechanisms of the economy functioning, which have great theoretical and practical importance. Due to the transformation mechanisms of organizational structures specificity it is possible to distinguish the basic prin-ciples of development: the principle of mutual dependence (state interests in conjunction with the interests of business) and the principle of forms variety, involving the combination and mutual activity of various consoli-dated structures. Such an approach to the classification principles allows to consider the transformation of the economy as the development, adaptation and self-regulation of sovereign economic agents. The implementation of any models of management of enterprises should be a mechanism of coordination of interests as a necessary condition of their stable and efficient functioning.
the mechanisms of functioning
factors of transformation of form and methods to the management of enterprises
transformation of organizational structures

Введение. Современные механизмы функционирования экономики и управления экономическими системами включают опыт экономики стран, отраслей и организаций в условиях проблемного ресурсопотребления и позволяют характеризовать принципиально новые явления и тенденции в хозяйственных процессах, которые функционально значимы и приобретают системный характер. При этом можно говорить с некоторой долей предвидения отдельных вероятных событий, которые будут создавать новые формы и механизмы функционирования рыночной экономики.

Цель исследования. Анализ трансформационных механизмов организационных структур предприятий.

Материал и методы исследования. Научные результаты российских и зарубежных специалистов, занимающихся эволюцией организационных структур предприятий проблемами их функционирования.

Результаты исследования и их обсуждение. К механизмам функционирования экономики и управления предприятиями относятся:

  • активная регулирующая роль государства, которое направляет экономические преобразования и определяет правила поведения хозяйствующих субъектов;
  • всесторонний учет экономических интересов разных социальных групп населения;
  • формирование и развитие системы правовых и финансовых гарантий для отечественных предприятий, институциональных форм защиты внутреннего рынка;
  • развитие форм налаживания сотрудничества между государством и бизнесом, между крупным и малым бизнесом, консолидация хозяйственных структур;
  • создание региональных полюсов роста, учитывающих научно-практическую деятельность институтов разной формы собственности. Комплекс отмеченных механизмов функционирования экономики призван обеспечить непрерывный рост как макроэкономических показателей (среднедушевой ВВП, объем промышленного производства, среднедушевого потребления и денежного дохода на душу населения), так и микроэкономических показателей (коэффициент конкурентоспособности, прибыль, товарооборот, показатель оптимизации потребления ресурсов и др.).

Известны работы авторов, рассматривающих механизмы функционирования исправления, предприятиями и странами в целом как механизм хозяйствования [4]. Однако в нашем исследовании обращается внимание на термин «механизмы функционирования и управления предприятиями», который отличается от известных тем, что рассматривает механизмы, планомерно используемые в условиях трансформации экономики, сочетаемые с управлением предприятиями. Опыт европейских стран, Китая и других, ставших рыночными в последние десятилетия, показал, что каждая из них идет своим путем. Однако последовательность и упорядоченность социально-экономических реформ, свидетельствуют о наличии во всех постсоциалистических странах механизмов функционирования (хозяйствования) как становления рыночной экономики. Этот опыт подтверждает неизбежность рыночной трансформации, а механизмы функционирования экономики в рынке позволяют сдерживать инфляцию, обеспечивать стабильные условия хозяйствования, они реализуются со стороны государства и сочетаются с методами управления, которые используют информационные технологии.

В работах отечественных авторов исследуются содержательные характеристики механизмов функционирования рыночной экономики (Е. Ясин, А. Лившиц и др.) [1,5,6,7]. Было бы целесообразнее использовать единую терминологию, определяющую механизмы функционирования экономики и управления предприятиями как соотносимые к запросам на ресурсы и потребности рынка развивающиеся факторы трансформации экономики и учет институциональных требований в развитии форм и методов управления предприятиями. Известно, что содержание понятия «ресурсы» быстро меняется: ресурсы «дематериализуются», причем не вследствие отказа от конкретных материальных ценностей (подобное ныне случается лишь спорадично), а из-за актуализации новых сфер социально-экономической деятельности, что предполагает оперирование с ценностями сугубо информационного характера. Борьба за ресурсы объективно переносится как в те плоскости, которые прежде трактовались как внеконкурентные, индифферентные к логике эффективной деятельности, так и в новые, информационные пространственные измерения [1,2,5,6,7].

Механизмы функционирования экономики имеют важное как теоретическое, так и практическое значение, поскольку речь идет о трансформации экономики страны, региона и предприятия, определяемой в терминах «развитие», «адаптация» и «самообразование» как о новых формах концентрации ресурсов и подходах к ней. К примеру, не только в российской, но и в зарубежной литературе важными ресурсами считаются капиталовложения, информация, квалификация работников. Однако в контексте отечественных ученых категория «ресурсоиспользование» остается в прежних рамках индустриальной стадии развития экономики. Поэтому нечеткими и противоречивыми оказываются представления некоторых исследователей о практических последствиях применения целого комплекса экономических механизмов, многие из которых связаны с оптимизацией использования ресурсов. Многообразные примеры из отечественного и международного опыта развития рыночной экономики с учетом задачи обеспечения конкурентоспособности позволяют прийти к выводу о неоднозначности последствий применения одного и того же механизма функционирования или действия одного и того же феномена. К примеру, известно значение таких механизмов, как либерализация экономики, государственно-административный протекционизм, но когда требуется реально, в контексте конкуренции предприятий за ресурсы определить механизмы оптимизации экономической политики, остается неизвестным.

К механизмам функционирования экономики постиндустриального периода относим следующие.

1. Максимизация прямых инвестиций. Этот процесс является важнейшим механизмом развития экономики предприятий. Однако правило «чем больше, тем лучше» ограничивается двумя факторами. С одной стороны, это количественный фактор, связанный со способностью объектной экономики «усвоить» финансово-капитальные ресурсы, поскольку такие ресурсы «избыточного» характера осуществляют инфляционное давление. С другой стороны, важную роль играет качественный фактор, собственно то, в какую отрасль или сферу социально-экономического комплекса осуществляются реальные вложения.

2. Оптимизация механизма внедрения интеллектуальных и информационноемких технологий. Развитие данного механизма (оптимизация механизма развития интеллектуальной емкости и информационной насыщенности развития экономики) базируется на его противопоставлении рыночным требованиям. Речь идет о функциональной связи между становлением информационного общества, деятельностью государственных институтов, с одной стороны, и практикой их внедрения и управления ими, поскольку информационноемкие, технологически важные проекты имеют сроки исполнения в несколько десятков лет, что не выгодно предприятиям.

В силу указанных тенденций развития механизмов функционирования экономики и управления предприятиями, считаем необходимым выделение таких основных принципов как принцип взаимной зависимости (государственные интересы в сочетании с интересами бизнеса) и принцип многообразия форм, предполагающий сочетание и взаимную деятельность различных консолидированных структур по согласованию проблем в экономических отношениях. Такой подход к классификации принципов позволяет рассматривать трансформацию экономики как развитие, адаптацию и самообразование суверенных агентов экономических отношений. При этом в деятельности государств, их отдельных отраслей и организаций необходимо выделять политические, собственные или национальные интересы и оказывать влияние на систему экономических отношений регионального и государственного масштабов.

Не претендуя на исчерпывающее изложение механизмов функционирования экономики, отметим, что обозначенные подходы могут дополняться. Предлагаем рассмотреть следующие принципы (ведущие положения в экономике) развития механизмов функционирования экономики:

1. Механизм силовой автаркизации. Этот термин означает использование механизмов сильной политики или конкурентного давления, согласно которой ощущение собственных конкурентных позиций является настолько уверенным, а имеющиеся инструменты реализации своих конкурентных целей - настолько эффективными и весомыми, что фактически происходит своеобразное противопоставление организации всем хозяйствующим субъектам. Это концепция суверенной интернализации, согласно которой и происходит силовая автаркизация государств.

Поясним данный механизм. Как известно, термином «интернализация» обозначают такие подходы к организационным методам, которые соответствуют стремлению предприятия одновременно осуществлять поставки, производство, сбыт, а иногда и потребление. В нашем случае создаются консолидированные структуры предприятий с целью обеспечения стабильного сбыта, снижения трансакционных издержек, элиминирования рыночной неопределенности и отрицательного воздействия барьеров, существующих в системе экономических отношений. Логика развития этих объединений известна давно как один из популярных идеологических постулатов советских времен. Однако сегодня, в условиях информатизации и конкуренции за все более ощутимо ограниченные ресурсы объект консолидации предприятий приобретает новое звучание. Данные объединения позволяют замыкать технологические циклы (особенно те из них, которые связаны со стратегическими научными и прикладными разработками).

Рассматривая механизм автаркизации, отметим, что фактор внешнего окружения, на базе которого развивается массовое и специализированное производство, играет все более значимую роль. В силу этого консолидированные структуры следует рассматривать как фактор и инструмент глобальной конкуренции за ресурсы.

2. Механизм интеграции равных субъектов. Такой способ объединения потенциалов предприятий позволяет использовать контакты, которые до сих пор не имели возможность сокращения трансакционных издержек и торгово-кооперационных контактов, а также внедрение специализированного производства в сеть.

В этом механизме важной экономико-теоретической основой консолидированных структур является эффект масштаба. Основной является задача формирования конкурентной и эффективной информационной среды, которая обусловливает необходимость все более широкого применения использования компьютерного и программно-целевых методов управления.

3. Механизм борьбы за «место под солнцем». Этот механизм свойствен таким ситуациям, когда на пути к успеху находится организация, которая раньше не входила в положение «престижных» предприятий, или утратила позиции из-за определенных событий (в частности, неурожайный год для предприятий АПК). Потенциально рассматриваемая организация может обрести статус эффективной.

В конкурентном контексте такой механизм соответствует ситуациям, которые раньше описывались как рождение и деятельность организаций, способных к экономическим прорывам (информационные, телекоммуникационные предприятий), когда неэффективные экономики превращались в эффективных конкурентов.

Укажем на то, что в современной экономике возникает противоречие между предприятиями и странами, применяющими механизм силовой автаркизации и механизм интеграции равных субъектов, и механизм «борьбы за место под солнцем». Это - главный конфликтогенный фактор. Силовые взаимоотношения создают новые блоковые комбинации. С одной стороны, возможен своеобразный компромисс между предприятиями, а с другой, простая экстраполяция успеха этих объединений упирается на попытки защититься от сильного конкурента любым приемлемым способом, что актуализирует конфликты во взаимоотношениях с государственными органами власти и между предприятиями.

4. Механизм пассивного ответа. Если консолидированные структуры, которые пытаются найти более или менее благоприятное место в действующей экономической системе, учитывают основные силовые факторы, но не имеют сил приспособиться к внешней среде и получить выгоду от интеграции ресурсопотребления и ценовых пропорций, то этим механизмом могут воспользоваться другие предприятия, учитывающие опыт консолидированных структур.

5. Механизм периферизации. Это единственный механизм, который не является результатом сознательного выбора, а становится следствием действия комплекса внутренних и внешних факторов экономического, социально-политического, ресурсно-экологического характера. Его характеристики - неблагоприятные для определенной организации условия и механизмы участия в консолидированных экономических отношениях. Специализация, передача обслуживания потребителя иным структурам мешают развитию диверсификации производства, использованию ими материалоемких, информационно насыщенных производств и видов хозяйственной деятельности.

Учитывая условность предлагаемой классификации механизмов функционирования экономики, нельзя не констатировать, что принадлежность отрасли, предприятия или отдельной страны к тому или иному механизму имеет серьезные последствия для благосостояния населения и перспектив национального развития. При этом логика попадания определенного предприятия или отрасли в одну из классификационных групп полностью соответствует конкретной последовательности реализации тех или иных регулятивных действий.

Информационные инструменты значительно расширяют задачу вмешательства в ход рыночных событий и обуславливают возрастание веса институционального инструментария. «Силовой» подход к механизму функционирования экономики актуализируется в связи с усилением зависимости экономики от государственного вмешательства. В первую очередь, такую зависимость проявляют ее информационноемкие сегменты и сегмент услуг (стоит отметить, что в мире в течение второй половины XX в. доля услуг в общем экспорте увеличилась втрое, причем в начале XXI в. экспорт услуг составлял около 40 % экспорта товарного).

Меняются значения инвестиционно-финансовых ресурсов и информационных технологий. Это связано с тем, что из-за малых сроков окупаемости информационные проекты иногда в достаточной степени могут питаться теми капиталами, которые классифицируются как спекулятивные. В то же время те же финансовые ресурсы могут подорвать макроэкономическую стабильность и сыграть деструктивную роль.

Итак, существующие подходы к развитию механизмов функционирования экономики свидетельствуют о том, что лидирующие позиции на рынке могут занять предприятия, решающие задачи переориентация на конкурентные, научно и информационно-взвешенные программы, в которых соответственно механизмам экономики управление находится на соответствующем уровне, т.е. формы, методы и модели управления так же нацелены на совершенствование.

Указанные выше принципы развития механизмов функционирования экономики и управления предприятиями базируются на следующих закономерностях рыночной экономики.

Под закономерностями развития механизмов функционирования экономических систем понимаем устойчивые, повторяющиеся, существенные связи между внутренними процессами развития и влиянием внешней среды на деятельность хозяйствующих структур. С точки зрения эволюции закономерностей можно выделить два подхода. Первый - ограничивается нахождением связей в экономике, благодаря которым можно объяснить связи отдельные факты в определенных условиях. Происходит объяснение подчинения функциональной специфики материальных и нематериальных благ функциональным целям хозяйствующих систем (это так называемые объективные законы). Задача второй категории законов более сложна, поскольку включает разносторонние (социальные, экономические, моральные и иные) аспекты координации поведенческих характеристик хозяйствующих субъектов и общества в целом (это закономерности).

Выделены следующие закономерности:

  • первая закономерность - зависимость механизмов функционирования экономики и управления предприятиями от развития информационных технологий. В настоящее время любую значительную фирму следует рассматривать в плоскости влияния не только государственных факторов, но и международных процессов. Через глобальное информационное пространство любая организация может выйти на внешние рынки, выстроить виртуальную сетевую структуру или принять участие в существующих. Коммуникационная деятельность предприятий становится чрезвычайно динамичной;
  • вторая закономерность - зависимость функционирования механизмов экономики и управления предприятиями от социально-политического окружения. В современном менеджменте развивается новое понимание практики управления международными экономическими процессами через социально-политическое взаимодействие, при котором «акт взаимопонимания начинает выполнять функции механизма координации действий» [3]. Механизмы функционирования и управление предприятиями определяются существующими проблемами, решение которых осуществляется путем нахождения общего, объединяющего локальные проблемы, решения. А потому в основе реализации любых моделей управления предприятиями должен находиться механизм согласования интересов как необходимое условие их стабильного и эффективного функционирования.

Выводы. Базируясь на выделенных закономерностях развития механизмов функционирования экономики, развиваются следующие принципы управления предприятиями:

  • глобализация базовых, духовных, социальных и экономических ценностей предприятий;
  • нацеленность функционирования предприятия на обеспечение удовлетворения его ценностей путем рациональной экономической деятельности, хотя понятия и критерии «рациональной деятельности» у каждого предприятия могут быть различными;
  • социально-экономическая эффективность как универсальная категория, которая направляет развитие предприятий и их функционирование к глобальной универсальной структуре.

Объединяющим признаком принципов, лежащих в основе действия закономерностей механизмов функционирования экономических систем, являются изменяемые организационные структуры, методы и модели у правления: формирование консолидированных структур, методы функционирования кластерных и сетевых структур, репутационный менеджмент и другие.

Рецензенты:

Богомолова Ирина Петровна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой управления, организации производства и отраслевой экономики Воронежского государственного университета инженерных технологий, г. Воронеж.

Баутин Василий Михайлович, доктор экономических наук, профессор кафедры управления, организации производства и отраслевой экономики Воронежского государственного университета инженерных технологий, г. Воронеж.