Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESEARCH OF INTERRELATIONS OF SUBJECTS AND OBJECTS OF THE MARKET RELATIONS AT COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL PROPERTY

Ksenofontova T.Y. 1
1 St. Petersburg state engineering and economic university
The point of view of the author, consisting that today the excess additional product is created by those subjects who could first commercialize an intellectually capacious innovation is presented, having introduced it in production. That is the central link of management of level of competitiveness of manufacturing enterprise is creation of the effective mechanism of interaction of material assets of the enterprise and optimum structured set of its intangible assets (including objects of intellectual property). Objects of intellectual property are an important component of the intellectual capital of the enterprise - a specific factor of production which has almost inexhaustible resource on qualitative parameters. The choice of a method of control over the intellectual capital of the enterprise depends on a type of the market at which this enterprise, and stages of its life cycle works. Considering the structure of the intellectual capital of manufacturing enterprise given in much sources the author suggests to add one more important composed: the capital of influence of NTP (prevailing technological way of the country), accumulating system of knowledge and the relations based on available achievements of world NTP. Prevailing technological way in production and management of the country of managing has especially strong impact.
intellectual capital
object of intellectual property
life cycle of the enterprise.

Современное развитие российской экономики проходит в русле обще­ми­ровых трендов. В стране прогрессирует информационный сектор эконо­мики и возрастает доля лиц, занятых предпочтительно интеллекту­альным трудом.

Анализ показывает, что сегодня характер взаимосвязей объектов и субъектов меняется в зависимости от степени развитости государ­ствен­ных институ­тов в законо­дательной, правоох­ранительной сфе­рах, развитости и ста­бильности биз­нес-климата, что влечет за собой изменение типа рыночных отношений. Выбор стратегии формирования интеллектуального капитала предприятия зависит от того, на каком типе рынка это предпри­ятие ведет свою производственно-хозяйственную дея­тель­ность. В зависи­мости от пере­численных признаков все рынки рас­пределяются на [2]:

- нецивилизованный тип рынка, который до­ми­ниро­вал в РФ в последнее десятилетие прошлого века. Законодательство не раз­вито, пра­воохранительная деятельность государства не в состоянии изме­нить ситуацию. Сверхприбыль предприятие может получать только в слу­чае скрытых наруше­ний законодательства;

- цивилизованный: доминирует в нашей стране в на­стоя­щее время. Законодательство в целом развито, но вопросы за­щиты прав интел­лектуальной собственности требуют дальнейшей доработки. Получение пред­приятием сверхприбыли возможно только в случае регу­лярного своевремен­ного вывода на рынок инно­вационных продуктов, по­средством коммерциали­зации объектов ин­теллектуальной собственности;

- высокотехно­ло­гичный. В дан­ном случае конкурентоспособность обеспечивается за счет улуч­шения рыночного законодательства, а также твор­ческой деятель­ности ученых и новаторов данного производства. У производителей и продавцов уникальных товаров возникает на время право монополиста, что происходит в соответст­вии с законами и нор­мами частного права. Уникаль­ные права на высокорезуль­тативные решения оформляются и исполь­зуются для постоянного получе­ния сверх­прибыли за счет непрерыв­ного обновления товара. Высокотехнологичный рынок точно опирается на госу­дарственные и международные нормы правообладания интеллектуальным капиталом.

Специальным вопросом при анализе интеллектуального ка­пи­тала стоит вопрос его структуризации. Так как интеллекту­альный капи­тал явля­ется слож­ным и неоднородным хозяйствен­ным ресурсом, этот вопрос на настоящий мо­мент является дискуссионным.

Первыми в отечественной науке данный вид капитала, не только как ка­тегорию, но и как структурированный рыночный ресурс, опи­сали: Ша­ховская Л.С., Мухопад В.И., Ино­земцев В.Т., Леонтьев Б.Б., Эскиндаров М.А. и другие ученые. Леонтьев Б.Б. дополнил и развил представленную в специ­альной ли­тера­туре структуру интеллек­туального капитала (ИК), введя новые поня­тия, опре­делив статус клиент­ского ка­питала в структуре интел­лектуаль­ного капитала и обо­значив данную форму капитала как важное конку­рентное пре­имущество предприятия. Структура ин­теллектуального ка­пи­тала этим ав­тором рассмот­рена как система трех элементов в следую­щем виде: структурный капитал (не взаимосвязанная с конкрет­ными со­трудни­ками система ресурсов предприятия, включающая торговые знаки, ор­га­ни­зационную структуру, базы данных, па­тенты, лицензии, электронные сети связи и пр.); клиентский капитал и организационный капитал. Организационный капитал, в свою очередь, включает в себя инновационный (лицензии, патенты и т.п.) и процессный капитал (новые производственные, инфор­маци­он­ные, управленческие технологии). Синергетическое взаимодействие перечисленных выше трех звеньев ИК обеспечивает конкурентоспособность корпо­ративной структуры в це­лом.

Представление о роли и месте человеческого капитала в интеллек­ту­аль­ном капитале предприятия дает известная модель Эдвинс­сона - со­труд­ника шведской компании «Skandia Value Scheme» [6]. Таким образом, в структуре ин­теллектуаль­ного капитала предприятия были вы­делены две круп­ные составные части: человеческий капитал и струк­турный капи­тал (торговые знаки, организационная струк­туру, базы данных, патенты, ли­цензии, элек­тронные сети и прочие объек­тивные фак­торы).

Таким образом, в структуре интеллектуального капитала (ИК) отдельно выделен важ­нейший элемент – человеческий капитал. Однако ранжирование по приори­тетности структурных элементов ИК не приводится. Мы в вопросах формирования уровня интеллектуаль­ного капи­тала ставим на лидирующее место человече­ский капитал, так как опре­деляем, что создан­ные благодаря ис­пользованию че­ловеческого капитала другие со­ставляющие интеллекту­ального капитала формируются только посредством использования ре­зультатов ин­теллектуальной деятельности инди­видов [3].

Кроме того, мы предлагаем в структуру интеллектуального капитала добавить еще одно важное слагаемое: капитал влияния НТП (преобла­дающего технологического уклада страны). Система знаний и отношений, основанная на имеющихся достижениях мирового НТП. Осо­бенно сильное влияние оказы­вает преобладающий технологический уклад в производстве и управлении страны хозяйствования (рис. 1).

Рис. 1. Структура ИК с учетом введенного четвертого слагаемого: капитала влияния НТП. Макет – дизайн рисунка: [5]

Указанное слагаемое ИК оказывает свое воздействие, учитывая все пре­дыдущие достижения, которые слу­жат опорой последующим, и, кроме того, уровень научно-тех­ни­ческого про­гресса, свойственный данной эпохе, тоже ока­зы­вает свое синергетическое вли­яние в рамках фактора времени, по­зволяя се­годня заимство­вать уже имею­щиеся технические достижения.

Синергетическое взаимодействие всех составляющих ин­теллекту­ального капитала ведет к повышению конкурентоспо­собности деятельно­сти субъекта.

В целях повышения уровня конкурен­то­способ­ности российского про­из­водственного предприятия необхо­димо в управляю­щую систему встраи­вать процесс управления его ин­теллектуаль­ной собствен­ностью. Конку­рентные преимущества выпускаемой продук­ции и предприятия в це­лом сегодня определяются степенью вовлечения в хозяйст­венный оборот инновационноемких объектов интеллектуальной собственно­сти.

Термин интеллектуальная собственность – юридический, ко­торый отра­жает права какого-либо лица на данный нематериальный актив. При этом спо­собность объектов интеллектуальной собственно­сти при их ис­пользовании ге­нерировать добавленную стоимость не связана напрямую с про­цессом юриди­ческого оформления прав на данные результаты интел­лектуаль­ной деятельно­сти (в т.ч. на прирав­ненные к ним средства индиви­дуализации).

Все виды ОИС производственного предприятия могут быть сгруппиро­ваны по следующим классификационным признакам: тех­ноло­гические, тех­ни­ческие и управленческие (в т.ч. маркетинговые).

При определении стратегии управления не­материальными ак­ти­вами предприятия и ОИС как составной частью нематериальных ак­ти­вов сле­дует для на­чала гра­мотно выявить (в т.ч. так называе­мые неосязае­мые) объ­екты ИС, идентифицировать их, опреде­лить их право­вой статус, гра­мотно оформить вновь выявленные ОИС. В связи с этим настоятельно ре­коменду­ется каждый год прово­дить ин­вен­таризацию нематериальных акти­вов предприятия. По­сле этого необ­ходимо оп­ределить эффектив­ность использования «неося­заемых» немате­риальных акти­вов и выявить их до­полни­тельные, не используемые (до этого времени) на предприятии воз­можно­сти. На всех ста­диях жизненного цикла предприятия с целью под­держа­ния/повышения его конкурентоспо­собности постоянно циклически и непре­рывно осуще­ствляется управление (регулирование) всеми важней­шими состав­ляющими сис­темного потенциала: финансовым, инновацион­ным, инвестицион­ным, про­изводственным, кадровым и т.д.

Стадии жизненного цикла предприятия (ЖЦП) на рисунке 2 изображаются в виде S-образной кри­вой; которая пока­зывает зависимость издержек, появляющихся из-за улуч­ше­ния качества то­вара и технологии, повышения эффективности ин­вести­ций и управления.

I, II, III — линии жизненного цикла выпускаемых товаров; IV — линия жизненного цикла производственного предприятия; V — линии модернизации товара с добавлением/удалением «ненужных» функ­ций;

1.3.5 — пределы, точки выхода интеллектуалоемких товаров на рынок;

2.4.6 — пределы, точки ухода товаров с исчерпанным ОИС с рынка;

∆ — технологический разрыв между максимизацией продаж товара, произведен­ного с использованием отработанной технологии, и запуском товара, произведенного с использованием обновленной (усовершенствованной) технологии;

ά — угол финансовой прибыльности.

Рис. 2. Взаимосвязь жизненных циклов выпускаемых товаров-продуктов и жизнен­ного цикла производственного предприятия [1].

То, как будет выглядеть кри­вая IV , непо­средст­венно за­висит от своевременности вывода на рынок новых товаров на ос­нове инновационноемких ОИС. Исходя из всего вышесказанного, мы предлагаем модель экономического развития (МЭР) предприятия связы­вать с охраной интеллекту­альной составляющей процесса производ­ства выпускаемой продукции. Охрану предлагаем осу­щест­влять в зависимости из жизненного цикла продукции (ЖЦП): на первом этапе производится охрана товарных ОИС, далее - технологических ОИС и затем - управленческих ОИС. Все это дает возможность предприятию адаптироваться к условиям рынка, которые по­стоянно меняются.

Объекты интеллектуальной собственности определяют уро­вень ин­новационной наполненности продукции и степень дости­жения ею потре­бительских свойств, востребованных рынком. При этом управ­ленческие ОИС определяют систему управленче­ского, производст­венного и финан­сового учета, маркетинговую тактику, специфициру­ются в режиме конфи­денциальной инфор­мации (know-how) или ав­торского права. Также в ре­жиме патент­ного права или авторского права специфицируются исключи­тельные права на фирменное на­именование, знаки обслуживания, логотип, товарный знак, которые проявляются как средство иден­тификации пред­приятия у потреби­теля [4].

Износ нематериальных активов контролируется путем на­числе­ния амортизации, при этом после патентных исследований находятся тенден­ции развития непосредственно данной отрасли, предполагается необходи­мый технический уровень товара и уро­вень технологиче­ского развития, определя­ется время перехода на выпуск нового интеллектуалоемкого про­дукта. Мы считаем, что данные изменения на предприятии должны про­ис­ходить в со­гласовании с этапами ЖЦП. Известно, что система пре­терпевает изменения лишь тогда, когда нагрузки на сис­тему превосхо­дят некоторую границу. В связи с этим ее прежнее со­стояние уже имеет мень­шую устойчивость, и система, можно сказать, входит в состояние не­сколь­ких каналов развития, в этом случае могут быть разные совокупности но­вых состояний.

Наивысший показатель рыночной стоимости предприятия выявля­ется при патентно-конъюнктурных исследованиях на базе выявленных тенденций раз­вития данной отрасли, технического уровня рассматривае­мого то­вара. S-образный характер зависимости связан с борьбой, кото­рая вы­звана конкуренцией на рынке.

Следовательно, зная о воз­можности влияния на длительность ЖЦТ того или иного фактора, стремясь достигнуть сбалансированного сочета­ния новых, развивающихся и зрелых товаров в процессе производ­ства, предприятие может определить опти­мальное количество разрабатываемых изде­лий и в конечном итоге необхо­ди­мые технико-экономические показа­тели, характеризующие товар­ную политику.

То есть центральным звеном процесса управления уровнем кон­ку­ренто­способности производственного предприятия мы счи­таем по­строение эффек­тивного механизма взаимодействия мате­риальных ак­тивов предпри­ятия и оп­тимально структурирован­ного множества его нематериальных ак­тивов. Этот механизм мы определяем как ведущий сегодня фактор разви­тия и модерниза­ции производственных предприятий России в усло­виях рыночных отношений.

Выводы

Се­годня обеспечение конкурентоспособности отечествен­ной про­мыш­ленности немыслимо без осознания специфики по­стиндуст­риального обще­ства: конкурентоспособность предпри­ятия напрямую зависит от сте­пени ис­пользования его инноваци­онного потенциала, который зависит от рацио­наль­ности использования интеллектуального капитала предпри­ятия - специфиче­ского фактора производства, который имеет практически не­исчерпаемый ре­сурс по качественным параметрам.

Рецензенты:

Ершов В.Ф, д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государст­венный инженерно-экономический университет», г. Санкт-Петербург.

Вайсман Е.Д., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск.