Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Ксенофонтова Т.Ю. 1
1 ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»
Представлена точка зрения автора, состоящая в том, что сегодня избыточный прибавочный продукт создается теми субъектами, которые смогли первыми коммерциализировать интеллектуалоемкое новшество, внедрив его в производство. То есть центральным звеном процесса управления уровнем конкурентоспособности производственного предприятия является построение эффективного механизма взаимодействия материальных активов предприятия и оптимально структурированного множества его нематериальных активов (в т.ч. объектов интеллектуальной собственности). Объекты интеллектуальной собственности являются важной составляющей интеллектуального капитала предприятия - специфического фактора производства, который имеет практически неисчерпаемый ресурс по качественным параметрам. Выбор метода управления интеллектуальным капиталом предприятия зависит от вида рынка, на котором работает данное предприятие, и этапов его жизненного цикла. Рассматривая приведенную во многих источниках структуру интеллектуального капитала производственного предприятия, автор предлагает добавить еще одно важное слагаемое: капитал влияния НТП (преобладающего технологического уклада страны), аккумулирующий систему знаний и отношений, основанных на имеющихся достижениях мирового НТП. Особенно сильное влияние оказывает преобладающий технологический уклад в производстве и управлении страны хозяйствования.
интеллектуальный капитал
объект интеллектуальной собственности
жизненный цикл предприятия.
1. Ершов В.Ф. Методология и методы управления реструктуризацией про¬изводственных систем в машиностроении : автореф. дис. … докт. экон. наук. – СПб., 2003. - 39 с.
2. Иванюк И.А. Рыночный механизм воспроизводства интеллектуаль¬ного капитала : автореф. дис. … докт. экон. наук. – Новосибирск, 2009. - 36 с.
3. Ксенофонтова Т.Ю. Место и роль интеллектуального капитала в обес¬печении кон-курентоспособности производственного предприятия // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. – 2011. - № 6 (49). – СПб. : СПбГИЭУ, 2011. – 12 с.
4. Пестунов М.А. Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий на основе вовлечения в хозяйственный оборот объектов интел¬лектуальной собственности : автореф. дис. … докт. экон. наук. – Екатеринбург, 2008. - 38 с.
5. Синенко В.П. Управление инновационной деятельностью и формирова¬ние ассортиментной политики предприятия : автореф. дис. … докт. экон. наук. – Н. Новгород, 2010. - 37 с.
6. Лукичева Л.И., Салихов М.Р. Подходы к оценке стоимости интеллектуального капитала организаций. - URL: http://www.dis.ru/library/manag/archive/2006/4/4536.html (дата обращения: 27.03.2013).

Современное развитие российской экономики проходит в русле обще­ми­ровых трендов. В стране прогрессирует информационный сектор эконо­мики и возрастает доля лиц, занятых предпочтительно интеллекту­альным трудом.

Анализ показывает, что сегодня характер взаимосвязей объектов и субъектов меняется в зависимости от степени развитости государ­ствен­ных институ­тов в законо­дательной, правоох­ранительной сфе­рах, развитости и ста­бильности биз­нес-климата, что влечет за собой изменение типа рыночных отношений. Выбор стратегии формирования интеллектуального капитала предприятия зависит от того, на каком типе рынка это предпри­ятие ведет свою производственно-хозяйственную дея­тель­ность. В зависи­мости от пере­численных признаков все рынки рас­пределяются на [2]:

- нецивилизованный тип рынка, который до­ми­ниро­вал в РФ в последнее десятилетие прошлого века. Законодательство не раз­вито, пра­воохранительная деятельность государства не в состоянии изме­нить ситуацию. Сверхприбыль предприятие может получать только в слу­чае скрытых наруше­ний законодательства;

- цивилизованный: доминирует в нашей стране в на­стоя­щее время. Законодательство в целом развито, но вопросы за­щиты прав интел­лектуальной собственности требуют дальнейшей доработки. Получение пред­приятием сверхприбыли возможно только в случае регу­лярного своевремен­ного вывода на рынок инно­вационных продуктов, по­средством коммерциали­зации объектов ин­теллектуальной собственности;

- высокотехно­ло­гичный. В дан­ном случае конкурентоспособность обеспечивается за счет улуч­шения рыночного законодательства, а также твор­ческой деятель­ности ученых и новаторов данного производства. У производителей и продавцов уникальных товаров возникает на время право монополиста, что происходит в соответст­вии с законами и нор­мами частного права. Уникаль­ные права на высокорезуль­тативные решения оформляются и исполь­зуются для постоянного получе­ния сверх­прибыли за счет непрерыв­ного обновления товара. Высокотехнологичный рынок точно опирается на госу­дарственные и международные нормы правообладания интеллектуальным капиталом.

Специальным вопросом при анализе интеллектуального ка­пи­тала стоит вопрос его структуризации. Так как интеллекту­альный капи­тал явля­ется слож­ным и неоднородным хозяйствен­ным ресурсом, этот вопрос на настоящий мо­мент является дискуссионным.

Первыми в отечественной науке данный вид капитала, не только как ка­тегорию, но и как структурированный рыночный ресурс, опи­сали: Ша­ховская Л.С., Мухопад В.И., Ино­земцев В.Т., Леонтьев Б.Б., Эскиндаров М.А. и другие ученые. Леонтьев Б.Б. дополнил и развил представленную в специ­альной ли­тера­туре структуру интеллек­туального капитала (ИК), введя новые поня­тия, опре­делив статус клиент­ского ка­питала в структуре интел­лектуаль­ного капитала и обо­значив данную форму капитала как важное конку­рентное пре­имущество предприятия. Структура ин­теллектуального ка­пи­тала этим ав­тором рассмот­рена как система трех элементов в следую­щем виде: структурный капитал (не взаимосвязанная с конкрет­ными со­трудни­ками система ресурсов предприятия, включающая торговые знаки, ор­га­ни­зационную структуру, базы данных, па­тенты, лицензии, электронные сети связи и пр.); клиентский капитал и организационный капитал. Организационный капитал, в свою очередь, включает в себя инновационный (лицензии, патенты и т.п.) и процессный капитал (новые производственные, инфор­маци­он­ные, управленческие технологии). Синергетическое взаимодействие перечисленных выше трех звеньев ИК обеспечивает конкурентоспособность корпо­ративной структуры в це­лом.

Представление о роли и месте человеческого капитала в интеллек­ту­аль­ном капитале предприятия дает известная модель Эдвинс­сона - со­труд­ника шведской компании «Skandia Value Scheme» [6]. Таким образом, в структуре ин­теллектуаль­ного капитала предприятия были вы­делены две круп­ные составные части: человеческий капитал и струк­турный капи­тал (торговые знаки, организационная струк­туру, базы данных, патенты, ли­цензии, элек­тронные сети и прочие объек­тивные фак­торы).

Таким образом, в структуре интеллектуального капитала (ИК) отдельно выделен важ­нейший элемент – человеческий капитал. Однако ранжирование по приори­тетности структурных элементов ИК не приводится. Мы в вопросах формирования уровня интеллектуаль­ного капи­тала ставим на лидирующее место человече­ский капитал, так как опре­деляем, что создан­ные благодаря ис­пользованию че­ловеческого капитала другие со­ставляющие интеллекту­ального капитала формируются только посредством использования ре­зультатов ин­теллектуальной деятельности инди­видов [3].

Кроме того, мы предлагаем в структуру интеллектуального капитала добавить еще одно важное слагаемое: капитал влияния НТП (преобла­дающего технологического уклада страны). Система знаний и отношений, основанная на имеющихся достижениях мирового НТП. Осо­бенно сильное влияние оказы­вает преобладающий технологический уклад в производстве и управлении страны хозяйствования (рис. 1).

Рис. 1. Структура ИК с учетом введенного четвертого слагаемого: капитала влияния НТП. Макет – дизайн рисунка: [5]

Указанное слагаемое ИК оказывает свое воздействие, учитывая все пре­дыдущие достижения, которые слу­жат опорой последующим, и, кроме того, уровень научно-тех­ни­ческого про­гресса, свойственный данной эпохе, тоже ока­зы­вает свое синергетическое вли­яние в рамках фактора времени, по­зволяя се­годня заимство­вать уже имею­щиеся технические достижения.

Синергетическое взаимодействие всех составляющих ин­теллекту­ального капитала ведет к повышению конкурентоспо­собности деятельно­сти субъекта.

В целях повышения уровня конкурен­то­способ­ности российского про­из­водственного предприятия необхо­димо в управляю­щую систему встраи­вать процесс управления его ин­теллектуаль­ной собствен­ностью. Конку­рентные преимущества выпускаемой продук­ции и предприятия в це­лом сегодня определяются степенью вовлечения в хозяйст­венный оборот инновационноемких объектов интеллектуальной собственно­сти.

Термин интеллектуальная собственность – юридический, ко­торый отра­жает права какого-либо лица на данный нематериальный актив. При этом спо­собность объектов интеллектуальной собственно­сти при их ис­пользовании ге­нерировать добавленную стоимость не связана напрямую с про­цессом юриди­ческого оформления прав на данные результаты интел­лектуаль­ной деятельно­сти (в т.ч. на прирав­ненные к ним средства индиви­дуализации).

Все виды ОИС производственного предприятия могут быть сгруппиро­ваны по следующим классификационным признакам: тех­ноло­гические, тех­ни­ческие и управленческие (в т.ч. маркетинговые).

При определении стратегии управления не­материальными ак­ти­вами предприятия и ОИС как составной частью нематериальных ак­ти­вов сле­дует для на­чала гра­мотно выявить (в т.ч. так называе­мые неосязае­мые) объ­екты ИС, идентифицировать их, опреде­лить их право­вой статус, гра­мотно оформить вновь выявленные ОИС. В связи с этим настоятельно ре­коменду­ется каждый год прово­дить ин­вен­таризацию нематериальных акти­вов предприятия. По­сле этого необ­ходимо оп­ределить эффектив­ность использования «неося­заемых» немате­риальных акти­вов и выявить их до­полни­тельные, не используемые (до этого времени) на предприятии воз­можно­сти. На всех ста­диях жизненного цикла предприятия с целью под­держа­ния/повышения его конкурентоспо­собности постоянно циклически и непре­рывно осуще­ствляется управление (регулирование) всеми важней­шими состав­ляющими сис­темного потенциала: финансовым, инновацион­ным, инвестицион­ным, про­изводственным, кадровым и т.д.

Стадии жизненного цикла предприятия (ЖЦП) на рисунке 2 изображаются в виде S-образной кри­вой; которая пока­зывает зависимость издержек, появляющихся из-за улуч­ше­ния качества то­вара и технологии, повышения эффективности ин­вести­ций и управления.

I, II, III — линии жизненного цикла выпускаемых товаров; IV — линия жизненного цикла производственного предприятия; V — линии модернизации товара с добавлением/удалением «ненужных» функ­ций;

1.3.5 — пределы, точки выхода интеллектуалоемких товаров на рынок;

2.4.6 — пределы, точки ухода товаров с исчерпанным ОИС с рынка;

∆ — технологический разрыв между максимизацией продаж товара, произведен­ного с использованием отработанной технологии, и запуском товара, произведенного с использованием обновленной (усовершенствованной) технологии;

ά — угол финансовой прибыльности.

Рис. 2. Взаимосвязь жизненных циклов выпускаемых товаров-продуктов и жизнен­ного цикла производственного предприятия [1].

То, как будет выглядеть кри­вая IV , непо­средст­венно за­висит от своевременности вывода на рынок новых товаров на ос­нове инновационноемких ОИС. Исходя из всего вышесказанного, мы предлагаем модель экономического развития (МЭР) предприятия связы­вать с охраной интеллекту­альной составляющей процесса производ­ства выпускаемой продукции. Охрану предлагаем осу­щест­влять в зависимости из жизненного цикла продукции (ЖЦП): на первом этапе производится охрана товарных ОИС, далее - технологических ОИС и затем - управленческих ОИС. Все это дает возможность предприятию адаптироваться к условиям рынка, которые по­стоянно меняются.

Объекты интеллектуальной собственности определяют уро­вень ин­новационной наполненности продукции и степень дости­жения ею потре­бительских свойств, востребованных рынком. При этом управ­ленческие ОИС определяют систему управленче­ского, производст­венного и финан­сового учета, маркетинговую тактику, специфициру­ются в режиме конфи­денциальной инфор­мации (know-how) или ав­торского права. Также в ре­жиме патент­ного права или авторского права специфицируются исключи­тельные права на фирменное на­именование, знаки обслуживания, логотип, товарный знак, которые проявляются как средство иден­тификации пред­приятия у потреби­теля [4].

Износ нематериальных активов контролируется путем на­числе­ния амортизации, при этом после патентных исследований находятся тенден­ции развития непосредственно данной отрасли, предполагается необходи­мый технический уровень товара и уро­вень технологиче­ского развития, определя­ется время перехода на выпуск нового интеллектуалоемкого про­дукта. Мы считаем, что данные изменения на предприятии должны про­ис­ходить в со­гласовании с этапами ЖЦП. Известно, что система пре­терпевает изменения лишь тогда, когда нагрузки на сис­тему превосхо­дят некоторую границу. В связи с этим ее прежнее со­стояние уже имеет мень­шую устойчивость, и система, можно сказать, входит в состояние не­сколь­ких каналов развития, в этом случае могут быть разные совокупности но­вых состояний.

Наивысший показатель рыночной стоимости предприятия выявля­ется при патентно-конъюнктурных исследованиях на базе выявленных тенденций раз­вития данной отрасли, технического уровня рассматривае­мого то­вара. S-образный характер зависимости связан с борьбой, кото­рая вы­звана конкуренцией на рынке.

Следовательно, зная о воз­можности влияния на длительность ЖЦТ того или иного фактора, стремясь достигнуть сбалансированного сочета­ния новых, развивающихся и зрелых товаров в процессе производ­ства, предприятие может определить опти­мальное количество разрабатываемых изде­лий и в конечном итоге необхо­ди­мые технико-экономические показа­тели, характеризующие товар­ную политику.

То есть центральным звеном процесса управления уровнем кон­ку­ренто­способности производственного предприятия мы счи­таем по­строение эффек­тивного механизма взаимодействия мате­риальных ак­тивов предпри­ятия и оп­тимально структурирован­ного множества его нематериальных ак­тивов. Этот механизм мы определяем как ведущий сегодня фактор разви­тия и модерниза­ции производственных предприятий России в усло­виях рыночных отношений.

Выводы

Се­годня обеспечение конкурентоспособности отечествен­ной про­мыш­ленности немыслимо без осознания специфики по­стиндуст­риального обще­ства: конкурентоспособность предпри­ятия напрямую зависит от сте­пени ис­пользования его инноваци­онного потенциала, который зависит от рацио­наль­ности использования интеллектуального капитала предпри­ятия - специфиче­ского фактора производства, который имеет практически не­исчерпаемый ре­сурс по качественным параметрам.

Рецензенты:

Ершов В.Ф, д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государст­венный инженерно-экономический университет», г. Санкт-Петербург.

Вайсман Е.Д., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Ксенофонтова Т.Ю. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9473 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674