Введение
В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники и т. д. Применение новых образовательных информационных технологий позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать учеников [1, 5].
Но в то же время активное использование информационных технологий оказывает влияние на функциональное состояние обучающихся. Поэтому изучение функционального состояния психофизиологических параметров, адаптационных возможностей на разных этапах школьного обучения, является не просто актуальным, а необходимым [2, 3, 6].
Целью исследования являлось изучение изменения функционального состояния организма школьников в процессе использования на уроках информационных технологий.
Работа выполнена на базе ИГОЛ им. Е. Г. Лукьянец. В исследовании участвовали учащиеся 8–10 классов. Всего было обследовано 150 школьников.
В состав психофизиологических характеристик входили: умственная работоспособность и показатели личностной и ситуативной тревожности. Умственную работоспособность изучали с помощью корректурной пробы В. Я. Анфимова. Корректурная проба проводилась в начале и в конце уроков географии с применением и без применения информационных технологий в середине третьей четверти 2012–2013 учебного года. Для оценки результатов выполнения корректурной пробы нами был рассчитан коэффициент точности и коэффициент умственной работоспособности.
Исследование уровня тревожности проводилось по методике Ч. Д. Спилбергера, адаптированной Ю. Л. Ханиным. При интерпретации показателей приняты следующие оценки тревожности: до 30 баллов – низкая; 31–44 балла – умеренная; 45 и более – высокая.
Для изучения интереса учащихся к урокам с применением информационных технологий мы провели анкетирование. По данным анкетирования можно сделать вывод о том, что практически все учащиеся отмечают улучшение знаний из-за применения информационных технологий на уроках (88 % опрошенных). На вопрос: «Что вы чувствуете после уроков, где применялись информационные технологии?», 31,4 % учащихся ответили, что хотелось бы еще работать, 68,6 % – что получили удовлетворение и радость оттого, что узнали что-то новое. Практически все учащиеся подчеркнули необходимость использования информационных технологий на уроках и хотели бы в дальнейшем работать с компьютером и интерактивной доской на уроках.
Исследование тревожности как свойства личности является актуальным, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта и успешность адаптации к деятельности. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности человека [2, 4].
Выбранная нами методика Ч. Д. Спилбергера, адаптированная Ю. Л. Ханиным, позволяет оценить уровень ситуативной и личностной тревожности.
Исследование уровня ситуативной и личностной тревожности учащихся лицея представлено на рисунках 1–4.
Рис. 1. Уровень ситуативной тревожности девушек (%)
Рис. 2. Уровень ситуативной тревожности юношей (%)
Рис. 3. Уровень личностной тревожности девушек (%)
Рис. 4. Уровень личностной тревожности юношей (%)
У 76 % девушек отмечался нормальный уровень ситуативной тревожности. Высокий уровень ситуативной тревожности был выявлен у 13 % школьниц. Низкий уровень ситуативной тревожности был характерен для 11 % учениц. Среди юношей высокий уровень ситуативной тревожности встречался чаще – 37 %. Примерно в два раза, по сравнению с девушками снизился процент учеников с нормальным уровнем тревожности – 40 %. Низкий уровень ситуативной тревожности отмечен у 23 % юношей. Ситуативная тревожность в большей степени возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию [5].
На основании полученных данных мы можем отметить более высокий процент юношей с высоким уровнем ситуативной тревожности, по сравнению с их сверстницами. Если в тесте у испытуемого выявлен высокий уровень личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, и особенно возникающих в процессе учебной деятельности [2].
Распределение школьников на группы по уровню личностной тревожности представлено на рисунках 3,4. У 47,4 % девушек отмечался уровень личностной тревожности в пределах нормы. У 50 % обследованных учениц был выявлен высокий уровень личностной тревожности. Оставшиеся 2,6 % девушек характеризовались низким уровнем личностной тревожности.
Распределение юношей по уровням личностной тревожности несколько отличалось. Более чем половина обследованного контингента юношей (63,6 %) характеризовалась нормальным уровнем личностной тревожности. Высокий уровень был отмечен у 27,3 % учеников, низкий – у 9,1 %. Высокие показатели личностной тревожности, возможно, объясняются тем, что учащиеся готовятся к поступлению в высшие и средние учебные заведения, выбору дальнейшего профиля обучения и вполне естественно испытывают повышенную тревожность.
Таким образом, более половины обследованных школьников характеризовались уровнем тревожности в пределах нормы, причем многие из них отмечали, что использование информационных технологий помогает им выбрать индивидуальный темп работы, дает возможность вернуться к обучающей части урока, позволяет усвоить больший объем учебной информации. У девушек отмечался повышенный уровень личностной тревожности, а среди юношей – ситуативной.
Нами проводились исследования влияния применения информационных технологий обучения на показатели умственной работоспособности школьников. Для этого мы изучали изменения показателей умственной работоспособности на обычном уроке географии и на уроке с использованием информационных технологий. Результаты исследования умственной работоспособности и коэффициента точности учащихся 9-го класса на обычном уроке географии, без применения информационных технологий, приведены в таблице № 1.
Коэффициент умственной работоспособности в начале урока географии составил 174,92±7,73 (табл. № 1). После переключения задания умственная работоспособность в начале урока снизилась до 166,96±14,52. При регистрации показателя умственной работоспособности в конце урока географии без применения информационных технологий было выявлено его увеличение до 196,23±10,12.
Выполнение пробы с переключением задания приводило к снижению показателя умственной работоспособности как в начале, так и в конце урока (табл. № 1). Сравнивая показатели умственной работоспособности после выполнения пробы с переключением задания, можно констатировать, что происходило незначительное уменьшение данного показателя. В начале урока показатель коэффициента точности не снижался при выполнении теста с переключением задания (табл. 1). Снижение коэффициента точности после урока географии без применения информационных технологий также выявлено не было, он остался на прежнем уровне (0,97 ±0,001). Показатель коэффициента точности после переключения задания был незначительно ниже, чем коэффициент точности до переключения задания (0,97 ± 0,001 и 0,96 ± 0,012).
Таблица 1
Показатели коэффициента умственной работоспособности и коэффициента точности учащихся на уроке географии без применения информационных технологий (M ± m)
Показатели |
До урока |
После урока |
Коэффициент умственной работоспособности, I1 |
174,92 ± 7,73 |
196,23 ± 10,12* |
Коэффициент умственной работоспособности, I2 |
166,96 ± 14,52 |
161,2 ± 8,13 |
Коэффициент точности, K1 |
0,97 ± 0,013 |
0,97 ± 0,0012 |
Коэффициент точности, K2 |
0,97 ± 0,014 |
0,96 ± 0,012 |
Примечание: достоверность различий в выполнении корректурной пробы до переключения и после переключения задания: * - Р < 0,05
Результаты исследования показателей коэффициента умственной работоспособности и коэффициента точности учащихся 9-го класса на уроке географии с применением информационных технологий приведены в таблице 2. Коэффициент умственной работоспособности в начале урока географии с применением информационных технологий составил 146,5±7,28. Исследование коэффициента умственной работоспособности после переключения задания выявило его достоверное снижение до 121,6 ± 6,19 (Р < 0,05). Умственная работоспособность после урока географии с применением информационных технологий увеличилась с 146,5±7,28 до 165,5±6,47 – до переключения задания (табл. 2). Сравнивая показатели коэффициента умственной работоспособности в начале и в конце урока с применением информационных технологий в тесте с переключением задания, можно отметить, что показатель умственной работоспособности возрастает.
Таким образом, проведение уроков с применением информационных технологий не вызывает утомления, а, напротив, способствует повышению умственной работоспособности учащихся. Было выявлено достоверное снижение (Р < 0,05) показателя умственной работоспособности до переключения и после переключения задания (табл. 2). Таким образом, урок географии с применением информационных технологий способствует сохранению показателя коэффициента точности на довольно высоком уровне.
Таблица 2
Показатели коэффициента умственной работоспособности и коэффициента точности учащихся на уроке географии с применением информационных технологий (M ± m)
Показатели |
До урока |
После урока |
Коэффициент умственной работоспособности, I1 |
146,5 ± 7,28 |
165,5 ± 6,47* |
Коэффициент умственной работоспособности, I2 |
121,6 ± 6,19 |
129,1 ± 6,56 |
Коэффициент точности, K1 |
0,96 ± 0,016 |
0,98 ± 0,007 |
Коэффициент точности, K2 |
0,97 ± 0,013 |
0,97 ± 0,011 |
Примечание: достоверность различий в выполнении корректурной пробы до переключения и после переключения задания: * - Р < 0,05
Оценка индивидуальных показателей коэффициента умственной работоспособности и коэффициента точности учащихся с применением и без применения информационных технологий представлена в таблице 3.
Средний уровень работоспособности в начале урока географии без применения информационных технологий был отмечен у 26,10 % школьников. Выше среднего и высокий уровень умственной работоспособности был отмечен у 43,5 % учеников. У 30,4 % учащихся был зарегистрирован низкий уровень умственной работоспособности. После урока географии без применения информационных технологий увеличился процент школьников с ниже средним и низким уровнем работоспособности (с 30,4 % до 39,1 %). Количество учеников со средним уровнем умственной работоспособности снизилось с 26,10 % до 17,3 % (табл. 3).
Сравнивая показатели коэффициента точности до и после урока без применения информационных технологий, можно сделать вывод о том, что процент учащихся с ниже среднего и низким уровнем коэффициента точности практически остался без изменений, а возрос процент учащихся со средним уровнем коэффициента точности с 8,6 % до 21,7 %.
При анализе показателей уровня умственной работоспособности учащихся 9-го класса на уроке географии с применением информационных технологий были получены следующие результаты (табл. 3). У 52,20 % учащихся, до урока географии с применением информационных технологий, был зарегистрирован высокий и выше среднего уровень умственной работоспособности, у 39,1 % – средний, у 8,7 % – ниже среднего и низкий уровень. После урока географии с применением информационных технологий количество учащихся с высоким уровнем умственной работоспособности увеличилось с 52,20 % до 65,4 % (табл. 3). Снизилось количество учащихся со средним уровнем умственной работоспособности с 39,1 до 25,9 %. Индивидуальная оценка изменения показателя умственной работоспособности учащихся выявила его увеличение после урока географии, с применением информационных технологий.
Таблица 3
Оценка показателей умственной работоспособности и коэффициента точности учащихся на уроках географии с применением и без применения информационных технологий (%)
Уровни показателей
|
Урок без применения информационных технологий |
Урок с применением информационных технологий |
||||||
До урока |
После урока |
До урока |
После урока |
|||||
I |
K |
I |
K |
I |
K |
I |
K |
|
Количество учащихся, % |
||||||||
Выше среднего и высокий |
43,5 |
70 |
43,5 |
56,5 |
52,20 |
70 |
65,4 |
73,9 |
Средний М ± 1s |
26,10 |
8,6 |
17,3 |
21,7 |
39,1 |
17,04 |
25,9 |
13,4 |
Ниже среднего и низкий |
30,4 |
21,6 |
39,1 |
21,7 |
8,7 |
13,01 |
8,7 |
13,01 |
До урока географии с использованием информационных технологий у 17,04 % учеников отмечался средний уровень коэффициента точности. Выше среднего и высокий уровень был выявлен у 70 % учеников, а ниже среднего и низкий у 13,01 %. При проведении исследования в конце урока географии с применением информационных технологий, мы установили, что процент учащихся с высоким уровнем коэффициента точности увеличился до 73,9 %, а со средним уровнем снизился (табл. 3). Количество учащихся с ниже среднего и низким уровнем коэффициента точности остался без изменений – 13,01 % (табл. 3).
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. По данным исследования учащиеся отмечают улучшение знаний, использование большего количества учебной информации в процессе применения информационных технологий. Использование информационных технологий помогает ученикам выбрать индивидуальный темп работы, дает возможность вернуться к обучающей части урока.
2. Для большинства обследованных школьников был характерен нормальный уровень тревожности. У девушек отмечался повышенный уровень личностной тревожности, а среди юношей – ситуативной.
3. Применение информационных технологий не приводило к снижению показателей умственной работоспособности учащихся. При индивидуальной оценке показателей умственной работоспособности выявлен более высокий процент учащихся с выше среднего и высоким уровнем умственной работоспособности на уроке с применением информационных технологий, чем на обычном уроке географии, и меньший процент учащихся с ниже среднего и низким уровнем умственной работоспособности.
Рецензенты:
Соловьев Владимир Сергеевич, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой анатомии и физиологии человека и животных ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень.
Койносов Петр Геннадьевич, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой физического воспитания, лечебной физкультуры и врачебного контроля Тюменской государственной медицинской академии, г. Тюмень.