Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗМЕНЕНИЕ ФУКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Каташинская Л.И. 1 Губанова Л.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова»
Проведен анализ изменения функционального состояния организма школьников в процессе использования на уроках информационных технологий. Изучалось отношение учащихся к урокам, с применением информационных технологий, показатели личностной и ситуативной тревожности, умственной работоспособности на обычном уроке и на уроке с применением информационных технологий. По результатам проведенного анкетирования школьники отмечали улучшение знаний, использование большего количества учебной информации в процессе применения на уроках информационных технологий. Школьники отмечают, что им нравится на уроках с применением информационных технологий быстрота решения задач, приобретение практических навыков работы на компьютере, множество возможностей и способов работы, уроки становятся более интересными. Для большинства обследованных школьников был характерен нормальный уровень тревожности. У девушек отмечался повышенный уровень личностной тревожности, а среди юношей – ситуативной. Применение информационных технологий не приводило к снижению показателей умственной работоспособности учащихся. При индивидуальной оценке показателей умственной работоспособности выявлен более высокий процент учащихся с выше среднего и высоким уровнем умственной работоспособности на уроке с применением информационных технологий, чем на обычном уроке, и меньший процент учащихся с ниже среднего и низким уровнем умственной работоспособности.
урок
школьники
информационные технологии
умственная работоспособность
функциональное состояние
тревожность
1. Агаджанян Н. А., Баевский Р. М., Берсенева А. П. Учение о здоровье и проблемы адаптации СГУ. – Ставрополь, 2000. – С.168-170.
2. Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Издательство ООО «ЦВВР», 2000. – С.134-165.
3. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. – Геотар Медицина, 2008. – С. 256-268.
4. Каташинская Л. И., Губанова Л. В. Уровень тревожности и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников // Известия Самарского научного центра РАН, 2012. – Т.14. – № 5. – С.351-354.
5. Криволапчук И. А. Психофизиологическая характеристика функционального состояния подростков на разных стадиях полового созревания в условиях напряженной информационной нагрузки // Физиология человека. – 2005. – Т. 31, № 6. – С. 13-25.
6. Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста. – М., 2004. – С. 45-47.

Введение

В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники и т. д. Применение новых образовательных информационных технологий позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать учеников [1, 5].

Но в то же время активное использование информационных технологий оказывает влияние на функциональное состояние обучающихся. Поэтому изучение функционального состояния психофизиологических параметров, адаптационных возможностей на разных этапах школьного обучения, является не просто актуальным, а необходимым [2, 3, 6].

Целью исследования являлось изучение изменения функционального состояния организма школьников в процессе использования на уроках информационных технологий.

Работа выполнена на базе ИГОЛ им. Е. Г. Лукьянец. В исследовании участвовали учащиеся 8–10 классов. Всего было обследовано 150 школьников.

В состав психофизиологических характеристик входили: умственная работоспособность и показатели личностной и ситуативной тревожности. Умственную работоспособность изучали с помощью корректурной пробы В. Я. Анфимова. Корректурная проба проводилась в начале и в конце уроков географии с применением и без применения информационных технологий в середине третьей четверти 2012–2013 учебного года. Для оценки результатов выполнения корректурной пробы нами был рассчитан коэффициент точности и коэффициент умственной работоспособности.

Исследование уровня тревожности проводилось по методике Ч. Д. Спилбергера, адаптированной Ю. Л. Ханиным. При интерпретации показателей приняты следующие оценки тревожности: до 30 баллов – низкая; 31–44 балла – умеренная; 45 и более – высокая.

Для изучения интереса учащихся к урокам с применением информационных технологий мы провели анкетирование. По данным анкетирования можно сделать вывод о том, что практически все учащиеся отмечают улучшение знаний из-за применения информационных технологий на уроках (88 % опрошенных). На вопрос: «Что вы чувствуете после уроков, где применялись информационные технологии?», 31,4 % учащихся ответили, что хотелось бы еще работать, 68,6 % – что получили удовлетворение и радость оттого, что узнали что-то новое. Практически все учащиеся подчеркнули необходимость использования информационных технологий на уроках и хотели бы в дальнейшем работать с компьютером и интерактивной доской на уроках.

Исследование тревожности как свойства личности является актуальным, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта и успешность адаптации к деятельности. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности человека [2, 4].

Выбранная нами методика Ч. Д. Спилбергера, адаптированная Ю. Л. Ханиным, позволяет оценить уровень ситуативной и личностной тревожности.

Исследование уровня ситуативной и личностной тревожности учащихся лицея представлено на рисунках 1–4.

Рис. 1. Уровень ситуативной тревожности девушек (%)

Рис. 2. Уровень ситуативной тревожности юношей (%)

Рис. 3. Уровень личностной тревожности девушек (%)

Рис. 4. Уровень личностной тревожности юношей (%)

У 76 % девушек отмечался нормальный уровень ситуативной тревожности. Высокий уровень ситуативной тревожности был выявлен у 13 % школьниц. Низкий уровень ситуативной тревожности был характерен для 11 % учениц. Среди юношей высокий уровень ситуативной тревожности встречался чаще – 37 %. Примерно в два раза, по сравнению с девушками снизился процент учеников с нормальным уровнем тревожности – 40 %. Низкий уровень ситуативной тревожности отмечен у 23 % юношей. Ситуативная тревожность в большей степени возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию [5].

На основании полученных данных мы можем отметить более высокий процент юношей с высоким уровнем ситуативной тревожности, по сравнению с их сверстницами. Если в тесте у испытуемого выявлен высокий уровень личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, и особенно возникающих в процессе учебной деятельности [2].

Распределение школьников на группы по уровню личностной тревожности представлено на рисунках 3,4. У 47,4 % девушек отмечался уровень личностной тревожности в пределах нормы. У 50 % обследованных учениц был выявлен высокий уровень личностной тревожности. Оставшиеся 2,6 % девушек характеризовались низким уровнем личностной тревожности.

Распределение юношей по уровням личностной тревожности несколько отличалось. Более чем половина обследованного контингента юношей (63,6 %) характеризовалась нормальным уровнем личностной тревожности. Высокий уровень был отмечен у 27,3 % учеников, низкий – у 9,1 %. Высокие показатели личностной тревожности, возможно, объясняются тем, что учащиеся готовятся к поступлению в высшие и средние учебные заведения, выбору дальнейшего профиля обучения и вполне естественно испытывают повышенную тревожность.

Таким образом, более половины обследованных школьников характеризовались уровнем тревожности в пределах нормы, причем многие из них отмечали, что использование информационных технологий помогает им выбрать индивидуальный темп работы, дает возможность вернуться к обучающей части урока, позволяет усвоить больший объем учебной информации. У девушек отмечался повышенный уровень личностной тревожности, а среди юношей – ситуативной.

Нами проводились исследования влияния применения информационных технологий обучения на показатели умственной работоспособности школьников. Для этого мы изучали изменения показателей умственной работоспособности на обычном уроке географии и на уроке с использованием информационных технологий. Результаты исследования умственной работоспособности и коэффициента точности учащихся 9-го класса на обычном уроке географии, без применения информационных технологий, приведены в таблице № 1.

Коэффициент умственной работоспособности в начале урока географии составил 174,92±7,73 (табл. № 1). После переключения задания умственная работоспособность в начале урока снизилась до 166,96±14,52. При регистрации показателя умственной работоспособности в конце урока географии без применения информационных технологий было выявлено его увеличение до 196,23±10,12.

Выполнение пробы с переключением задания приводило к снижению показателя умственной работоспособности как в начале, так и в конце урока (табл. № 1). Сравнивая показатели умственной работоспособности после выполнения пробы с переключением задания, можно констатировать, что происходило незначительное уменьшение данного показателя. В начале урока показатель коэффициента точности не снижался при выполнении теста с переключением задания (табл. 1). Снижение коэффициента точности после урока географии без применения информационных технологий также выявлено не было, он остался на прежнем уровне (0,97 ±0,001). Показатель коэффициента точности после переключения задания был незначительно ниже, чем коэффициент точности до переключения задания (0,97 ± 0,001 и 0,96 ± 0,012).

Таблица 1

Показатели коэффициента умственной работоспособности и коэффициента точности учащихся на уроке географии без применения информационных технологий (M ± m)

Показатели

До урока

После урока

Коэффициент умственной работоспособности, I1

174,92 ± 7,73

196,23 ± 10,12*

Коэффициент умственной работоспособности, I2

166,96 ± 14,52

161,2 ± 8,13

Коэффициент точности, K1

0,97 ± 0,013

0,97 ± 0,0012

Коэффициент точности, K2

0,97 ± 0,014

0,96 ± 0,012

Примечание: достоверность различий в выполнении корректурной пробы до переключения и после переключения задания: * - Р < 0,05

Результаты исследования показателей коэффициента умственной работоспособности и коэффициента точности учащихся 9-го класса на уроке географии с применением информационных технологий приведены в таблице 2. Коэффициент умственной работоспособности в начале урока географии с применением информационных технологий составил 146,5±7,28. Исследование коэффициента умственной работоспособности после переключения задания выявило его достоверное снижение до 121,6 ± 6,19 (Р < 0,05). Умственная работоспособность после урока географии с применением информационных технологий увеличилась с 146,5±7,28 до 165,5±6,47 – до переключения задания (табл. 2). Сравнивая показатели коэффициента умственной работоспособности в начале и в конце урока с применением информационных технологий в тесте с переключением задания, можно отметить, что показатель умственной работоспособности возрастает.

Таким образом, проведение уроков с применением информационных технологий не вызывает утомления, а, напротив, способствует повышению умственной работоспособности учащихся. Было выявлено достоверное снижение (Р < 0,05) показателя умственной работоспособности до переключения и после переключения задания (табл. 2). Таким образом, урок географии с применением информационных технологий способствует сохранению показателя коэффициента точности на довольно высоком уровне.

Таблица 2

Показатели коэффициента умственной работоспособности и коэффициента точности учащихся на уроке географии с применением информационных технологий (M ± m)

Показатели

До урока

После урока

Коэффициент умственной работоспособности, I1

146,5 ± 7,28

165,5 ± 6,47*

Коэффициент умственной работоспособности, I2

121,6 ± 6,19

129,1 ± 6,56

Коэффициент точности, K1

0,96 ± 0,016

0,98 ± 0,007

Коэффициент точности, K2

0,97 ± 0,013

0,97 ± 0,011

Примечание: достоверность различий в выполнении корректурной пробы до переключения и после переключения задания: * - Р < 0,05

Оценка индивидуальных показателей коэффициента умственной работоспособности и коэффициента точности учащихся с применением и без применения информационных технологий представлена в таблице 3.

Средний уровень работоспособности в начале урока географии без применения информационных технологий был отмечен у 26,10 % школьников. Выше среднего и высокий уровень умственной работоспособности был отмечен у 43,5 % учеников. У 30,4 % учащихся был зарегистрирован низкий уровень умственной работоспособности. После урока географии без применения информационных технологий увеличился процент школьников с ниже средним и низким уровнем работоспособности (с 30,4 % до 39,1 %). Количество учеников со средним уровнем умственной работоспособности снизилось с 26,10 % до 17,3 % (табл. 3).

Сравнивая показатели коэффициента точности до и после урока без применения информационных технологий, можно сделать вывод о том, что процент учащихся с ниже среднего и низким уровнем коэффициента точности практически остался без изменений, а возрос процент учащихся со средним уровнем коэффициента точности с 8,6 % до 21,7 %.

При анализе показателей уровня умственной работоспособности учащихся 9-го класса на уроке географии с применением информационных технологий были получены следующие результаты (табл. 3). У 52,20 % учащихся, до урока географии с применением информационных технологий, был зарегистрирован высокий и выше среднего уровень умственной работоспособности, у 39,1 % – средний, у 8,7 % – ниже среднего и низкий уровень. После урока географии с применением информационных технологий количество учащихся с высоким уровнем умственной работоспособности увеличилось с 52,20 % до 65,4 % (табл. 3). Снизилось количество учащихся со средним уровнем умственной работоспособности с 39,1 до 25,9 %. Индивидуальная оценка изменения показателя умственной работоспособности учащихся выявила его увеличение после урока географии, с применением информационных технологий.

Таблица 3

Оценка показателей умственной работоспособности и коэффициента точности учащихся на уроках географии с применением и без применения информационных технологий (%)

Уровни показателей

 

Урок без применения информационных технологий

Урок с применением информационных технологий

До урока

После урока

До урока

После урока

I

K

I

K

I

K

I

K

Количество учащихся, %

Выше среднего и высокий

43,5

70

43,5

56,5

52,20

70

65,4

73,9

Средний М ± 1s

26,10

8,6

17,3

21,7

39,1

17,04

25,9

13,4

Ниже среднего и низкий

30,4

21,6

39,1

21,7

8,7

13,01

8,7

13,01

До урока географии с использованием информационных технологий у 17,04 % учеников отмечался средний уровень коэффициента точности. Выше среднего и высокий уровень был выявлен у 70 % учеников, а ниже среднего и низкий у 13,01 %. При проведении исследования в конце урока географии с применением информационных технологий, мы установили, что процент учащихся с высоким уровнем коэффициента точности увеличился до 73,9 %, а со средним уровнем снизился (табл. 3). Количество учащихся с ниже среднего и низким уровнем коэффициента точности остался без изменений – 13,01 % (табл. 3).

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. По данным исследования учащиеся отмечают улучшение знаний, использование большего количества учебной информации в процессе применения информационных технологий. Использование информационных технологий помогает ученикам выбрать индивидуальный темп работы, дает возможность вернуться к обучающей части урока.

2. Для большинства обследованных школьников был характерен нормальный уровень тревожности. У девушек отмечался повышенный уровень личностной тревожности, а среди юношей – ситуативной.

3. Применение информационных технологий не приводило к снижению показателей умственной работоспособности учащихся. При индивидуальной оценке показателей умственной работоспособности выявлен более высокий процент учащихся с выше среднего и высоким уровнем умственной работоспособности на уроке с применением информационных технологий, чем на обычном уроке географии, и меньший процент учащихся с ниже среднего и низким уровнем умственной работоспособности.

Рецензенты:

Соловьев Владимир Сергеевич, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой анатомии и физиологии человека и животных ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень.

Койносов Петр Геннадьевич, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой физического воспитания, лечебной физкультуры и врачебного контроля Тюменской государственной медицинской академии, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Каташинская Л.И., Губанова Л.В. ИЗМЕНЕНИЕ ФУКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9373 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674