Становление внешкольного воспитания детей и подростков характеризуется постоянным стремлением к обновлению и развитию культурно-образовательной и социально-значимой деятельности, обеспечивающей быстрое реагирование на потребности социальной сферы. В условиях неустойчивости влияния внешних факторов и внутренней среды внешкольное воспитание самостоятельно находило и претворяло в жизнь идеи гуманизма и демократии за счет использования собственных ресурсов в процессе развития. Движущей силой в этом развитии выступают управленческие кадры внешкольного воспитания и образования детей, их творческий подход к решению возникающих проблем, направленность на инновационную деятельность, нацеленность на успех, понимание своих сильных и слабых сторон, готовность к риску, умение управлять своей деятельностью, т. е. управление устойчивым развитием данной системы осуществлялось на принципах самоменеджмента.
Возникновение самоменеджмента как науки предопределено изменениями в системе управления: интенсивная динамика в социальной среде требует от управленцев овладения новыми способами и подходами к управляемой системе, их саморазвития как современного руководителя; неустойчивость, неопределенность и наличие рисков как внутри организации, так и в социально-экономической внешней среде; слабая эффективность традиционных приемов и подходов в управленческой деятельности.
Абсолютное большинство исследователей однозначно связывают социально-экономическое развитие организации со способностью человеческого фактора к самоорганизации и самосовершенствованию, полагают, что без учета фактора личности, имеющей активную позицию, невозможно решить никакие социальные проблемы [2; 7]. В. И. Шеин, А. А. Володин, А. В. Журавлев считают, что осуществление активной позиции напрямую зависит от качества самоуправления личности или личностного самоменеджмента [3; 9].
Объективная потребность в продуктивной и эффективной организации субъектов управления, определенных групп и даже самого учреждения или организации в целом с учетом изменений окружающей среды выступило мощным фактором становления самоменеджмента как инновационного направления менеджмента.
Прежде чем раскрыть сущность, структуру, принципы и функции самоменеджмента в системе внешкольного воспитания детей и подростков, необходимо отметить, что на сегодняшний день нет общепринятого его определения. Характерной особенностью самоменеджмента является рассмотрение его с позиций личностных технологий в структуре реализации социально-психологического аспекта управления.
В современной литературе представлены различные подходы к определению понятия «самоменеджмент». Первоначально самоменеджмент рассматривался исключительно как совокупность технологий управления временем: последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время (Л. Зайверт) [4]; процесс самодеятельности и возвышения личности, личная тектология, управление самим собой (В. Карпичев) [5]; научная дисциплина, изучающая теорию и практику самостоятельного управления человеком процессом своей жизнедеятельности, имеет преимущественно практическую направленность на жизненный успех и на то, как стать самим собой (В. М. Колпаков) [6]. Данные определения объединяет общая предметная область самоменеджмента - управление личным временем, управление собой.
Ценностными ориентирами самоменеджмента выступает максимальная реализация собственных возможностей, сознательное управление течением своей жизни, самоопределение и преодоление затруднений в профессиональной деятельности и в личной жизни.
Рефлексивный анализ становления самоменеджмента как науки позволяет определить несколько основных этапов. Первый этап связан с совершенствованием персонального менеджмента российскими учеными - А. К. Гастева, П. М. Керженцева, Е. П. Попова, которые на практике апробировали различные приемы в технике собственной управленческой деятельности и выявили их эффективность.
Второй этап связан с разделением труда в этой области. К традиционным разделам (управление коммуникациями, временем, ресурсами и т.д.) ученые Л. Зайверт, Дж. Моргенстерн, Дж. Адаир и др. добавляют управление своими эмоциями, искусство слушать собеседника, формирование собственного имиджа и др.
Третий этап обусловлен систематизацией знаний в технике личной работы. Как зарубежные (Питера Друкер, Вудкоки М. и Френсис Д.), так и российские ученые (К. И. Варламов и B. C. Карпичев) предложили необходимые разделы этой науки и построение из них взаимосвязанного целого.
В теории управления существуют различные концепции самоменеджмента, такие как подход Зайверта [4], на основе которого излагается сущность и функции самоменеджмента; теория ограничений М. Вудкока и Д. Френсиса; концепция, направленная на карьеру, и др.
Авторы концепции Бабель и Хайнц Швальбе в качестве центральной составляющей выбрали связь карьеры с успехом [8]. Именно ориентация на достижение успеха, адекватного ожиданиям и ценностным ориентациям индивида, а также общественное и социальное признание выступают мощным стимулом становления деловой карьеры. В данном случае необходимо отметить справедливость наблюдения авторов, что люди, ориентирующиеся на успех, надеются, прежде всего, на свои деловые качества. Следовательно, достижению успеха способствует не только самопознание, совершенствование и саморазвитие личностных качеств, но и умение трансформировать положительные результаты в деловой или профессиональный успех.
Существующие отечественные концепции самоменеджмента включают в себя ведущую идею и комплекс технологий самоменеджмента, позволяющих её реализовать на практике, т.е. носят прикладной, практический характер. В отличие от них В. Карпичев рассматривает самоменеджмент как совокупности социальных и человеческих технологий (упорядочение системы самодеятельности отношений и самосознания личности) [5].
Определенный интерес в рамках нашего исследования представляет концепция самоменеджмента, предложенная В. И. Андреевым [1]. Она основана на стремлении личности к творческому саморазвитию и самореализации в нескольких видах профессиональной деятельности. Подобный подход ценен тем, что раскрывает механизм самосозидания человека-творца.
В контексте системного подхода суть самоменеджмента состоит в том, что он является и функцией самоорганизованной системы, и системообразующим фактором психических и социально-психологических процессов. С помощью самоменеджмента в процессе взаимодействия реализуются и раскрываются взаимосвязи личности и коллектива, личности и деятельности, коллектива и деятельности. На основе системного подхода выявляются причины принятия неэффективных решений, он же подсказывает средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.
На наш взгляд, процесс становления внешкольного воспитания детей и подростков гармонично согласуется с концепцией самоменеджмента В. И. Андреева [1]. Вся деятельность субъектов характеризуется стремлением к развитию в себе творческой личности, способной к непрерывному саморазвитию и самореализации в одном, а чаще всего в нескольких видах профессионально-творческой деятельности. Это достигалось за счет самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования, самоконтроля, самосозидания и самооздоровления.
Воплощение в практике управленческой деятельности самоменеджмента осуществляется на соответствующих принципах [4; 5]. Рассмотрим реализацию принципов самоменеджмента в социально-педагогическом феномене - внешкольном воспитании детей и подростков.
Самопроизвольность - обеспечивает появление эффекта в условиях управляемых систем, позволяет не только учитывать огромные скрытые возможности социально-экономических систем, но и передавать им большую часть функций, в том числе и самоменеджмента. Реализация данного принципа в систему внешкольного воспитания детей создает благоприятные возможности для реализации на практике функции самоуправления.
Искусственное начало - искусственно создается ситуация, в которой "погруженные" в систему могут какое-то время обеспечивать себя тем, что им необходимо для "сдерживания" эффекта самоликвидации, что, в свою очередь, обеспечивает возможность возникновения эффекта самоорганизации как самой системы, так и отдельной личности.
Ресурсная поддержка - самоменеджмент, создав конкретную горизонтальную систему, создает условия для её самоопределения, т.е. менеджер становится на время наблюдателем. Конкретная система произвольно решает необходимые задачи для обеспечения себя ресурсами и услугами, что позволяло изыскать ресурсы как внутри организаций внешкольного воспитания, так и во внешней среде.
Концептоёмкость - как принцип он представляет собой набор нескольких принципов: гибкость; наличие полупрозрачных границ между регионами и конкретными рынками; ассоциативность композиционного построения; горизонтальное ассоциативное построение; сохранение иерархического вмешательства центральных органов; учёт предыдущих подпринципов; самоуправляемость систем. Реализация данного принципа позволяла гибко реагировать на запросы потребителей образовательных услуг, создать полупрозрачные границы на рынке образовательных услуг для детей и подростков. Это достигалось в процессе самоуправляемости систем внешкольного воспитания.
Дигитальность - совокупности применения во взаимодействии перечисленных принципов обеспечивает эффективность самоменеджмента, которая во многом зависит от людей и критериев мотивирования их труда, что позволяет активизировать деятельность работников в процессе управления.
Если принципы самоорганизации представляют собой сущность конечного феномена системы систем, то принципы самоменеджмента, «пересекаясь» частично с принципами самоорганизации, определяются на концептуальном уровне в условиях самоорганизации человеческих факторов.
Рассматривая самоменеджмент внешкольного воспитания детей и подростков с позиции внутренне ориентированных личных технологий, можно выделить пять составляющих: саморегуляцию (управление собой), анализ (постоянная оценка своих действий и способностей), адаптацию (комфортное мироощущение в новой среде), рационализацию (улучшение своих действий) и развитие личности (сознательное качественное изменение самого себя).
Динамизм внешкольного воспитания заключается в коллективном характере принимаемых решений, самоуправлении, которое определяется сферой деятельности и его положением в социальной среде. При этом целями самоменеджмента являются: преобразование личности; выявление и использование собственных возможностей; проектирование внешней среды; рефлексия своего опыта; преобразование и развитие за счет внутренних ресурсов; осуществление перехода от прямой связи управления к обратной, достигаемое за счет взаимозамены субъекта и объекта воздействия (соуправление). Именно единство «субъект-объектных» и «объект-субъектных» взаимодействий определяет целостность структуры внешкольного воспитания детей и подростков.
Еще к одной из особенностей системы самоменеджмента внешкольного воспитания детей можно отнести тот факт, что не индивид, не отдельная личность выступает основой, а гуманистические и демократические отношения между субъектами становятся предметом внимания. Очевидно, что система самоменеджмента опирается на личностные качества участников, на их устремления к саморазвитию и самореализации своих профессиональных и личностных качеств.
Рецензенты:
Федотова Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры маркетинга и управления персоналом, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород.
Александрова Марина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, проректор, Новгородский институт развития образования, г. Великий Новгород.