Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА САМОМЕНЕДЖМЕНТА ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Говорушина Т.К. 1
1 ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Выявлены причины возникновения самоменеджмента как науки инновационного управления организацией в условиях неустойчивости влияния внешних факторов и внутренней среды, обеспечивающей на основе гуманистических и демократических отношений между субъектами их максимальную самореализацию и преодоление затруднений в профессиональной деятельности и в личной жизни, что, в свою очередь, способствует и развитию самой организации. На основе рефлексивного анализа определены этапы становления самоменеджмента. Раскрыта сущность отечественных и зарубежных концепций самоменеджмента. Выявлены возможности применения принципов самоменеджмента в управлении внешкольным воспитанием детей и подростков. Самоменеджмент внешкольного воспитания детей и подростков представлен с позиции внутренне ориентированных личных технологий.
дополнительное воспитание детей и подростков.
принципы
концепция
этапы
самоменеджмент
1. Андреев В. И. Саморазвитие менеджера. - М.: Народное Образование, 2007. - 430 с.
2. Докашенко Л. В. Управление устойчивым развитием организации на принципах самоменеджмента // Вестник ОГУ. - 2004. - № 8. - С. 89-94.
3. Журавлев П. В. Методология управления персоналом предпринимательских организаций: Автореф. дисс. ... д-ра эконом. наук. - М., 1998. - 33 с.
4. Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках (Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время). - М.: Экономика, 1991. - 177 с.
5. Карпичев В. Самоменеджмент: введение в проблему // Проблемы теории и практики управления. - 1994. - № 3. - С. 103-106.
6. Колпаков В. М. Самоменеджмент: учеб.пособие. - К.: ДП «Издательский дом «Персонал», 2008. - 528 с.
7. Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. - 2003. - № 8. - С. 4-21.
8. Швальбе, Б. Личность, карьера, успех / Б. Швальбе, Х. Швальбе: пер. с нем. Л.Н. Цедилина; под ред. В. В. Шолерова. - М.: Прогресс, 2005. - 240 с.
9. Шеин В. И., Шуплев А. В., Володин А. А. Корпоративный менеджмент: опыт России и США. - М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. - 217 с.

Становление внешкольного воспитания детей и подростков характеризуется постоянным стремлением к обновлению и развитию культурно-образовательной и социально-значимой деятельности, обеспечивающей быстрое реагирование на потребности социальной сферы. В условиях неустойчивости влияния внешних факторов и внутренней среды внешкольное воспитание самостоятельно находило и претворяло в жизнь идеи гуманизма и демократии за счет использования собственных ресурсов в процессе развития. Движущей силой в этом развитии выступают управленческие кадры внешкольного воспитания и образования детей, их творческий подход к решению возникающих проблем, направленность на инновационную деятельность, нацеленность на успех, понимание своих сильных и слабых сторон, готовность к риску, умение управлять своей деятельностью, т. е. управление устойчивым развитием данной системы осуществлялось на принципах самоменеджмента.

Возникновение самоменеджмента как науки предопределено изменениями в системе управления: интенсивная динамика в социальной среде требует от управленцев овладения новыми способами и подходами к управляемой системе, их саморазвития как современного руководителя; неустойчивость, неопределенность и наличие рисков как внутри организации, так и в социально-экономической внешней среде; слабая эффективность традиционных приемов и подходов в управленческой деятельности.

Абсолютное большинство исследователей однозначно связывают социально-экономическое развитие организации со способностью человеческого фактора к самоорганизации и самосовершенствованию, полагают, что без учета фактора личности, имеющей активную позицию, невозможно решить никакие социальные проблемы [2; 7]. В. И. Шеин, А. А. Володин, А. В. Журавлев считают, что осуществление активной позиции напрямую зависит от качества самоуправления личности или личностного самоменеджмента [3; 9].

Объективная потребность в продуктивной и эффективной организации субъектов управления, определенных групп и даже самого учреждения или организации в целом с учетом изменений окружающей среды выступило мощным фактором становления самоменеджмента как инновационного направления менеджмента.

Прежде чем раскрыть сущность, структуру, принципы и функции самоменеджмента в системе внешкольного воспитания детей и подростков, необходимо отметить, что на сегодняшний день нет общепринятого его определения. Характерной особенностью самоменеджмента является рассмотрение его с позиций личностных технологий в структуре реализации социально-психологического аспекта управления.

В современной литературе представлены различные подходы к определению понятия «самоменеджмент». Первоначально самоменеджмент рассматривался исключительно как совокупность технологий управления временем: последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время (Л. Зайверт) [4]; процесс самодеятельности и возвышения личности, личная тектология, управление самим собой (В. Карпичев) [5]; научная дисциплина, изучающая теорию и практику самостоятельного управления человеком процессом своей жизнедеятельности, имеет преимущественно практическую направленность на жизненный успех и на то, как стать самим собой (В. М. Колпаков) [6]. Данные определения объединяет общая предметная область самоменеджмента - управление личным временем, управление собой.

Ценностными ориентирами самоменеджмента выступает максимальная реализация собственных возможностей, сознательное управление течением своей жизни, самоопределение и преодоление затруднений в профессиональной деятельности и в личной жизни.

Рефлексивный анализ становления самоменеджмента как науки позволяет определить несколько основных этапов. Первый этап связан с совершенствованием персонального менеджмента российскими учеными - А. К. Гастева, П. М. Керженцева, Е. П. Попова, которые на практике апробировали различные приемы в технике собственной управленческой деятельности и выявили их эффективность.

Второй этап связан с разделением труда в этой области. К традиционным разделам (управление коммуникациями, временем, ресурсами и т.д.) ученые Л. Зайверт, Дж. Моргенстерн, Дж. Адаир и др. добавляют управление своими эмоциями, искусство слушать собеседника, формирование собственного имиджа и др.

Третий этап обусловлен систематизацией знаний в технике личной работы. Как зарубежные (Питера Друкер, Вудкоки М. и Френсис Д.), так и российские ученые (К. И. Варламов и B. C. Карпичев) предложили необходимые разделы этой науки и построение из них взаимосвязанного целого.

В теории управления существуют различные концепции самоменеджмента, такие как подход Зайверта [4], на основе которого излагается сущность и функции самоменеджмента; теория ограничений М. Вудкока и Д. Френсиса; концепция, направленная на карьеру, и др.

Авторы концепции Бабель и Хайнц Швальбе в качестве центральной составляющей выбрали связь карьеры с успехом [8]. Именно ориентация на достижение успеха, адекватного ожиданиям и ценностным ориентациям индивида, а также общественное и социальное признание выступают мощным стимулом становления деловой карьеры. В данном случае необходимо отметить справедливость наблюдения авторов, что люди, ориентирующиеся на успех, надеются, прежде всего, на свои деловые качества. Следовательно, достижению успеха способствует не только самопознание, совершенствование и саморазвитие личностных качеств, но и умение трансформировать положительные результаты в деловой или профессиональный успех.

Существующие отечественные концепции самоменеджмента включают в себя ведущую идею и комплекс технологий самоменеджмента, позволяющих её реализовать на практике, т.е. носят прикладной, практический характер. В отличие от них В. Карпичев рассматривает самоменеджмент как совокупности социальных и человеческих технологий (упорядочение системы самодеятельности отношений и самосознания личности) [5].

Определенный интерес в рамках нашего исследования представляет концепция самоменеджмента, предложенная В. И. Андреевым [1]. Она основана на стремлении личности к творческому саморазвитию и самореализации в нескольких видах профессиональной деятельности. Подобный подход ценен тем, что раскрывает механизм самосозидания человека-творца.

В контексте системного подхода суть самоменеджмента состоит в том, что он является и функцией самоорганизованной системы, и системообразующим фактором психических и социально-психологических процессов. С помощью самоменеджмента в процессе взаимодействия реализуются и раскрываются взаимосвязи личности и коллектива, личности и деятельности, коллектива и деятельности. На основе системного подхода выявляются причины принятия неэффективных решений, он же подсказывает средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

На наш взгляд, процесс становления внешкольного воспитания детей и подростков гармонично согласуется с концепцией самоменеджмента В. И. Андреева [1]. Вся деятельность субъектов характеризуется стремлением к развитию в себе творческой личности, способной к непрерывному саморазвитию и самореализации в одном, а чаще всего в нескольких видах профессионально-творческой деятельности. Это достигалось за счет самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования, самоконтроля, самосозидания и самооздоровления.

Воплощение в практике управленческой деятельности самоменеджмента осуществляется на соответствующих принципах [4; 5]. Рассмотрим реализацию принципов самоменеджмента в социально-педагогическом феномене - внешкольном воспитании детей и подростков.

Самопроизвольность - обеспечивает появление эффекта в условиях управляемых систем, позволяет не только учитывать огромные скрытые возможности социально-экономических систем, но и передавать им большую часть функций, в том числе и самоменеджмента. Реализация данного принципа в систему внешкольного воспитания детей создает благоприятные возможности для реализации на практике функции самоуправления.

Искусственное начало - искусственно создается ситуация, в которой "погруженные" в систему могут какое-то время обеспечивать себя тем, что им необходимо для "сдерживания" эффекта самоликвидации, что, в свою очередь, обеспечивает возможность возникновения эффекта самоорганизации как самой системы, так и отдельной личности.

Ресурсная поддержка - самоменеджмент, создав конкретную горизонтальную систему, создает условия для её самоопределения, т.е. менеджер становится на время наблюдателем. Конкретная система произвольно решает необходимые задачи для обеспечения себя ресурсами и услугами, что позволяло изыскать ресурсы как внутри организаций внешкольного воспитания, так и во внешней среде.

Концептоёмкость - как принцип он представляет собой набор нескольких принципов: гибкость; наличие полупрозрачных границ между регионами и конкретными рынками; ассоциативность композиционного построения; горизонтальное ассоциативное построение; сохранение иерархического вмешательства центральных органов; учёт предыдущих подпринципов; самоуправляемость систем. Реализация данного принципа позволяла гибко реагировать на запросы потребителей образовательных услуг, создать полупрозрачные границы на рынке образовательных услуг для детей и подростков. Это достигалось в процессе самоуправляемости систем внешкольного воспитания.

Дигитальность - совокупности применения во взаимодействии перечисленных принципов обеспечивает эффективность самоменеджмента, которая во многом зависит от людей и критериев мотивирования их труда, что позволяет активизировать деятельность работников в процессе управления.

Если принципы самоорганизации представляют собой сущность конечного феномена системы систем, то принципы самоменеджмента, «пересекаясь» частично с принципами самоорганизации, определяются на концептуальном уровне в условиях самоорганизации человеческих факторов.

Рассматривая самоменеджмент внешкольного воспитания детей и подростков с позиции внутренне ориентированных личных технологий, можно выделить пять составляющих: саморегуляцию (управление собой), анализ (постоянная оценка своих действий и способностей), адаптацию (комфортное мироощущение в новой среде), рационализацию (улучшение своих действий) и развитие личности (сознательное качественное изменение самого себя).

Динамизм внешкольного воспитания заключается в коллективном характере принимаемых решений, самоуправлении, которое определяется сферой деятельности и его положением в социальной среде. При этом целями самоменеджмента являются: преобразование личности; выявление и использование собственных возможностей; проектирование внешней среды; рефлексия своего опыта; преобразование и развитие за счет внутренних ресурсов; осуществление перехода от прямой связи управления к обратной, достигаемое за счет взаимозамены субъекта и объекта воздействия (соуправление). Именно единство «субъект-объектных» и «объект-субъектных» взаимодействий определяет целостность структуры внешкольного воспитания детей и подростков.

Еще к одной из особенностей системы самоменеджмента внешкольного воспитания детей можно отнести тот факт, что не индивид, не отдельная личность выступает основой, а гуманистические и демократические отношения между субъектами становятся предметом внимания. Очевидно, что система самоменеджмента опирается на личностные качества участников, на их устремления к саморазвитию и самореализации своих профессиональных и личностных качеств.

Рецензенты:

Федотова Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры маркетинга и управления персоналом, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород.

Александрова Марина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, проректор, Новгородский институт развития образования, г. Великий Новгород.


Библиографическая ссылка

Говорушина Т.К. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА САМОМЕНЕДЖМЕНТА ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9308 (дата обращения: 06.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674