Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SPECIFICITY OF ETNOHUDOZHESTVENNOE EDUCATION OF TEENAGERS BY MEANS OF CHOREOGRAPHY ESTABLISHMENTS OF ADDITIONAL EDUCATION

Fetisova N.E. 1
1 FSBEI HPE «Orel State Institute of Arts and Culture»
The article is devoted to characteristic of specificity of ethnoart upbringing of teenagers, studying choreography at establishments of additional education (art schools, choreography schools and studios, etc.). The author of the article considers the benchmarks and parameters of ethnoart breeding and determines its levels - high, average and low. These parameters allow to produse qualitative assessment of ethnoart breeding of the person: cultural and educational, emotional and evaluative, communicative, creative-activity. Ethnoart breeding of teenagers considers as a result of technological and gradual process of organization of ethnoart education by means of choreography integrating different kinds of art (music, dance, art and theatre) and active collective and individual organized creative action of the person. The Russian folklore acts as a substantial basis of a theoretical and practical training on choreography with teenagers as system of types and the genres of the national art creativity which have reflected features of the Russian national culture.
collective and individual creative activity.
choreography
establishments of additional education
Russian folklore
etnohudozhestvennoe education of teenagers
 

Начало XXI века отмечено интенсив­ным реформированием экономической, политической и культурной жизни Рос­сии, результатом которого стало законодательное закрепление направленности нашего общества на сохранение и поддержку национально-культурной само­бытности входящих в него народов и, как следствие, - усиление этнокультур­ного компонента в содержании образования разных уровней. При этом задачи развития художественного образования вошли в сферу культурной политики России, приобретя под собой прочную нормативную базу, и выступили предме­том активного научно-теоретического осмысления и практико-методического поиска.

В период 1990-х и 2000-х годов исследованием проблем этнохудожественного образования и воспитания занимались Т. И. Бакланова, Г. М. Гого­беридзе, Г. С. Голошумова, И. Ф. Гончаров, Е. И. Григорьева, А. В. Нестеренко, В. И. Солодухин, Т. К. Солодухина, Е. Ю. Стрельцова, Б. А. Филиппов, Т. Я. Шпика­лова, Г. В. Якушкина и др.

В педагогической науке за последнее десятилетие написан ряд диссерта­ционных работ, посвященных вопросам эт­нохудожественного образования (Е. В. Гайманова, 2000; М. И. Долженкова, 2000; Л. И. Васеха, 2004; Л. В. Ершова, 2006; И. Г. Ултургашева, 2006), этноху­дожественного воспитания (Воробьёва Т. П., 2006; Г. С. Голошумова, 2007; Е. В. Лялина, 2011; и др.). Однако специальных исследований, посвящённых проблеме этнохудожественного воспитания подрастаюшего поколения в процессе занятий хореографией в учреждениях дополнительного образования, нами не было обнаружено. Этот факт обусловливает теоретическую и практическую значимость предпринятой в данном направлении нашей работы.

В настоящее время большое внимание государства уделяется модерниза­ции системы дополнительного образования детей на основе сохранения и со­вершенствования традиций российского художественного образования. Одной из главных целей учреждений дополнительного образования (школ искусств, хореографических школ, центров и студий детского художественного творче­ства) определяется воспитание подрастающего поколения на основе нравствен­ных ценностей мировой и отечественной культуры, приобщение обучающихся к лучшим образцам национально-культурного наследия страны в процессе ос­воения разных видов народного художественного творчества.

Организация хореографического творчества является сегодня одним из основных направлений деятельности данных учреждений. Однако, несмотря на многогранность содержания хореографического образования, реальная прак­тика обучения и воспитания в детских школах искусств свидетельствует, что этнохудожественное развитие личности требует к себе особого внимания и ну­ждается в педагогической поддержке в подростковый возрастной период. В психолого-педагогической науке доказано, что в данном возрасте происходит активное формирование системы ценностей, которая определяет содержание деятельности и общения личности, складываются основы нравственности, вы­рабатываются социальные установки в отношениях с другими людьми, това­рищами по подростковому коллективу и старшими наставниками. Также для подросткового периода характерно развитие творческих способностей личности, предпо­лагающих проявление интеллектуальной и творческой инициативы в создании нового посредством коллективной и индивидуальной деятельности. Данные личностные изменения выступают фактором самоидентификации подростка с культурой и традициями своего народа как основы межкультурных взаимодей­ствий в обществе.  

Вместе с тем проведённый нами опрос среди подростков, занимающихся хореографическим творчеством в учреждениях дополнительного образования в Орловском регионе, показал, что менее половины опрошенных (42 %) смогли безошибочно назвать традиционных героев русского фольклора, 19 % - пояс­нить признаки народного искусства, отличающие его от профессионального, 26 % - указать различия между культурой русского народа и каких-либо других народов мира. Лишь каждый десятый подросток выразил уверенное желание изучать русское народное художественное творчество, остальные же не видят в этом необходимости и не испытывают интереса, хотя 70 % опрошенных отдали предпочтение знакомству с культурными традициями народов других стран.

Всё это обусловливает необходимость системной и пла­номерной организации процесса этнохудожественного воспитания посредством создания в учреждениях дополнительного хореографического образования этнохудожественно развивающей среды для подростков, комплексно (теоретически, практически и творчески) осваивающих русский фольклор.

Специфика этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии заключается в особых педагогических возможностях этнохудоже­ственно направленной коллективной и индивидуальной творческой деятельно­сти в условиях учреждения дополнительного образовании, в процессе которой подростки расширяют свой культурный кругозор в области русской народной художественной культуры и переживают чувство личной сопричастности к ней, вырабатывают социально нравственные способы взаимодействия в хореогра­фическом коллективе и специальные танцевальные навыки. Всё это выступает основой для образования интегративной личностной характеристики - этноху­дожественной воспитанности как результата этнохудожественного воспитания подростка, позволяющей ему утвердиться в качестве носителя национальных духовно-культурных ценностей, заинтересованного и творчески способного к их сохранению и популяризации посредством хореографии.   

Важнейшим целевым ориентиром в процессе этнохудожественного воспитания подростков выступают критерии, показатели и уровни, позволяющие, во-первых, да­вать качественную и количественную оценку эффективности организации данного процесса в учреждении дополнительного хореографического образования и, во-вторых, наблюдать и корректировать динамику повышения уровня этнохудожественной воспитан­ности личности средствами хореографии.

Проведённый теоретический анализ позволил определить в качестве основных критериев этнохудожественной воспитан­ности подростков следующие: культурно-образовательный, эмоцио­нально-ценностный, коммуникативный, творческо-деятельностный. Разработка критериев основывалась нами на выявлении характерных черт и особенностей этно­художественного воспитания, охватывающего процесс становления и развития личности подростка на основе освоения традиций и ценностей русской народной культуры средствами хореографии.

Культурно-образовательный критерий характеризует в личности уровень ее познания и духовно-смыслового осознания приобретённой информации в области русской народ­ной культуры, а также обусловливает способность подростка к адекватному применению знаний и ценностно-ориентирующей информации о видах и жанрах, тематике и героях русского фольклора в своей творческо-исполнитель­ской деятельности.

Эмоционально-ценностный критерий характеризует осмысление подрост­ками социальной и личностно-ценностной значимости образцов русской народ­ной культуры. Это свидетельствует о сформированности ценностных ориента­ций подростка на основе русских народных традиций, способности соотносить своё поведение с социальными нормами и культурными идеалами. Данный критерий подра­зумевает также эмоционально позитивное удовлетворение подростков от уча­стия в процессе коллективного хореографического творчества (тематические программы и ансамблевые композиции), равно как и от индивидуального твор­ческого самовыражения в хореографических постановках на основе художественных образов рус­ского фольклора.

Коммуникативный критерий выявляется в процессе продуктивного обще­ния и совместного творчества, цель которого - обмен знаниями о русской на­родной культуре и ценностным отношением к ней. Вместе с тем - популяриза­ция русских народных традиций, героев и сюжетов, воссозданных средствами хореографии. В психологическом плане подростковый период характеризуется активным межличностным общением, выступающим у подростков ведущим видом деятельности. Соответственно, в условиях организации этнохудожественного воспитания общение укрепляет чувство сплоченности в подростковом хореографическом коллективе, сходство стремлений относительно познания русского фольклора, потребности в его освоении и творческом воссоздании. Всё это является фактором дружеского сближения подростков и взаимо­ответственных отношений в коллективной творческой деятельности.

Творческо-деятельностный критерий определяет уровень гибкого, твор­ческого сознания, проявляющегося в способности подростка к активной художе­ственно-творческой деятельности по воссозданию конкретных героев и образов русского фольклора. Содержание этого критерия включает в себя творческую активность подростков, развитие их воображения и фантазии в процессе изуче­ния русского фольклора и его воплощения на сценической площадке, а также формирование специальных танцевальных умений и навыков и приобретение опыта их применения в самостоятельной исполнительской деятельности. 

Данные критерии выражены через ряд качественных показателей, которые не только  выступают как характеристика какого-либо критерия, но и отражают признаки определённых видов деятельности (информационно-коммуникативной, ценностно-ориентирующей, активно-творческой) по этнохудожественному воспитанию подростков и служат в качестве оценки её эффективности. Исходя из вышесказанного, представим в виде таблицы 1 (на след. стр.) содержательный состав показателей, выявляющих состояние этнохудожественной воспитанности подростков, занимающихся хореографией в учреждениях дополнительного образования.

На основе сравнительного анализа теоретически выделенных критериев и показателей нами были определены уровни - высокий, средний, низкий - этно­художественной воспитанности подростков как результата этнохудожествен­ного воспитания средствами хореографии.

Высокий уровень этнохудожественной воспитанности подростков предполагает: - системное познание русского народного художественного творчества и фольклора в контексте культурно-исторического прошлого своей страны; понимание и осмысление преемственности традиций русской народной культуры с настоящим и будущим российского общества; широкий кругозор в сфере балетного искусства и народного сценического танца (культурно-образовательный критерий); - сформированность эмоционально-ценностной позиции в отношении русской народной культуры и искусства своей страны; широкое культурное восприятие нравственных и духовных ценностей русского фольклора в системе общечеловеческих идеалов;  высокий уровень осознанности изучения традиций и обычаев русской культуры применительно к своему культурно-личностному и профессиональному развитию (эмоционально-ценностный критерий); готовность к обмену знаниями и ценностными представлениями о русской народной культуре в процессе обсуждения и творческой деятельности; готовность к сотрудничеству и взаимодействию в подростковом хореографическом коллективе, согласованности действий, необходимых для продуктивной хореографической деятельности; - устойчивое проявление социально-нравственных качеств в поведении и творческой коммуникации (коммуникативный критерий); - активное использование приобретенных теоретических знаний  о русской народной культуре в своей творческой и исполнительской деятельности; - способность к  творческой интерпретации образов и героев русского фольклора средствами танцевального творчества; - готовность к самостоятельной художественно-творческой и хореографической деятельности по воссозданию русской фольклорной тематики (творческо-деятельностный критерий).

Таблица 1. Критерии и показатели этнохудожественной воспитанности подростков, занимающихся хореографией в учреждениях дополнительного образования

Критерии этнохудожественной воспитанности подростков, занимающихся хореографией

Культурно-образовательный

Эмоционально-ценностный

Коммуникативный

Творческо-деятельностный

Показатели этнохудожественной воспитанности подростков, занимающихся хореографией

- широта знаний и представлений о рус­ской народной худо­жественной культуре;

-  понимание взаимо­связи традиций и обы­чаев русского народ­ного художественного творчества с историей и культурой страны;

- понимание синтеза искусств (музыки, хо­реографии, живописи, драматургии) в пере­даче синкретической природы русского фольклора;

- расширение круго­зора в области воссоз­дания русского фольк­лора композиторами, ба­летмейстерами, тан­цовщиками средст­вами балетной хореографии   

- расширение круго­зора в области воссоз­дания русского фольк­лора балетмейстерами и творческими коллек­тивами средствами на­родной сценической хореографии

- личная потребность и интерес в изучении русской народной художественной культуры и освоении образцов хореогра­фического искусства, созданных на её ос­нове;

- осмысление ду­ховно-нравственной основы русского фольклора;

- личное ценностное отношение к русской народной художест­венной культуре;

- эмоциональная удовлетворённость от участия в про­цессе хореографиче­ского творчества на основе русского фольклора;

- позитивный на­строй на процесс ин­дивидуальной и кол­лективной хореогра­фической деятельно­сти по воссозданию русского фольклора

- готовность к обсу­ждению и адекват­ной оценке образцов русской народной художественной культуры;

- культура общения в отношениях с педа­гогами и участни­ками подросткового хореографического коллектива в про­цессе творческой деятельности;

- способность куль­турно взаимодейст­вовать в подростко­вом хореографиче­ском коллективе в интересах общих творческих целей и задач деятельности;

- чувство сплоченно­сти и коллективизма в процессе творче­ской хореографиче­ской деятельности;

- готовность к меж­культурной комму­никации с предста­вителями других на­родов

- творческая актив­ность в процессе воссоздания рус­ского фольклора средствами хорео­графии;

- развитость вообра­жения и фантазии по хореографическому и художественно-творческому воссоз­данию русского фольклора;

- способность к творческой интер­претации русского фольклора средст­вами хореографии;

- активное участие в творческих меро­приятиях, концертах, программах своего учреждения допол­нительного образо­вания с целью попу­ляризации русского фольклора;

- навыки индивидуальной и коллектив­ной танцевальной деятельности на ос­нове русского

Средний уровень этнохудожественной воспитанности подростков характеризуется: - наличием знаний и представлений о русском фольклоре в достаточном объёме, но нечётким пониманием взаимосвязи народных традиций и обычаев с историей и культурой России; наличием знаний и представлений в области народного танцевального творчества, но недостаточным осознанием региональных особенностей его формирования; наличием  знаний и представлений в сфере профессионального танцевального искусства, но безотносительно к его достижениям в воссоздании русской фольклорной тематики (культурно-образовательный критерий); - средней степенью сформированности личного эмоционально-ценностного отношения к русской народной культуре и её традициям художественного творчества; частичным восприятием нравственных и духовных ценностей русского фольклора и их значимости для личности и общества; средней степенью заинтересованности в их изучении и творческом воссоздании (эмоционально-ценностный критерий); - средней степенью готовности к обмену информацией и своими суждениями о русской народной культуре, эмоциями и чувствами, пробуждаемыми ею, в процессе коллективной деятельности; непостоянным проявлением нравственных качеств в поведении и общении с другими участниками творческого процесса (коммуникативный критерий); - умением использовать приобретенные теоретические знания в своей творческой и исполнительской деятельности; стремлением к интерпретации героев и образов русского фольклора средствами танцевального творчества; интересом к самостоятельной танцевальной деятельности на основе русской фольклорной тематики (творческо-деятельностный критерий).

Низкий уровень этнохудожественной воспитанности подростков выявляет: - слабое владение информацией и разрозненные представления о русской народной художественной культуре; ограниченные знания в области воссоздания русского фольклора средствами хореографии; слабое понимание социально-культурной значимости традиций и видов русского народного творчества (культурно-образовательный критерий); - пассивность в восприятии духовно-культурных ценностей русской культуры; формальное принятие нравственных ценностей (на словах, но не в деятельности), узость духовных идеалов; слабая осознанность необходимости изучения русских народных традиций и обычаев  как гражданина свой страны (эмоционально-ценностный критерий); - неготовность к участию в беседах о русской народной культуре; отсутствие личной заинтерсованной позиции при обсуждении танцевального творчества, воссоздающего русский фольклор; слабое проявление коммуникативных качеств в процессе коллективной творческой деятельности; ситуативное проявление нравственных качеств в поведении и общении с другими участниками подросткового хореографического коллектива (коммуникативный критерий); - низкое проявление творческой активности в процессе разностороннего освоения русского фольклора; слабая выраженность способности творчески интерпретировать русские народные образы и сюжеты; слабое владение танцевальными умениями и навыками; отсутствие стремления к самостоятельной танцевальной деятельности по воссозданию русской фольклорной тематики (творческо-деятельностный критерий).

Выделенные критерии, показатели и уровни позволяют организовать в условиях учреждения дополнительного образования комплексную работу педагога (руководителя хореографического коллектива) с целью повышения уровня этнохудожественной воспитанности подростков средствами хореографии.

Выявленная специфика теоретического и практико-творческого освоения подростками русского фольклора в учреждениях дополнительного хореографиче­ского образования позволяют осуществлять целенаправленное этнохудожест­венное воспитание личности на основе формирования у неё знаний и представ­лений в области русской народной художественной культуры, духовно-ценно­стного отношения и эмоциональной сопричастности к её традициям, опыта творческого воссоздания в хореографии русской фольклорной тематики по­средством социально-нравственного взаимодействия в хореографическом кол­лективе и индивидуальной художественно-творческой деятельности.

Рецензенты:

Лабейкин Александр Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и психолого-педагогических наук ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», г. Орёл.

Паршиков Николай Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры истории и музейного дела ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», г. Орёл.