Начало XXI века отмечено интенсивным реформированием экономической, политической и культурной жизни России, результатом которого стало законодательное закрепление направленности нашего общества на сохранение и поддержку национально-культурной самобытности входящих в него народов и, как следствие, - усиление этнокультурного компонента в содержании образования разных уровней. При этом задачи развития художественного образования вошли в сферу культурной политики России, приобретя под собой прочную нормативную базу, и выступили предметом активного научно-теоретического осмысления и практико-методического поиска.
В период 1990-х и 2000-х годов исследованием проблем этнохудожественного образования и воспитания занимались Т. И. Бакланова, Г. М. Гогоберидзе, Г. С. Голошумова, И. Ф. Гончаров, Е. И. Григорьева, А. В. Нестеренко, В. И. Солодухин, Т. К. Солодухина, Е. Ю. Стрельцова, Б. А. Филиппов, Т. Я. Шпикалова, Г. В. Якушкина и др.
В педагогической науке за последнее десятилетие написан ряд диссертационных работ, посвященных вопросам этнохудожественного образования (Е. В. Гайманова, 2000; М. И. Долженкова, 2000; Л. И. Васеха, 2004; Л. В. Ершова, 2006; И. Г. Ултургашева, 2006), этнохудожественного воспитания (Воробьёва Т. П., 2006; Г. С. Голошумова, 2007; Е. В. Лялина, 2011; и др.). Однако специальных исследований, посвящённых проблеме этнохудожественного воспитания подрастаюшего поколения в процессе занятий хореографией в учреждениях дополнительного образования, нами не было обнаружено. Этот факт обусловливает теоретическую и практическую значимость предпринятой в данном направлении нашей работы.
В настоящее время большое внимание государства уделяется модернизации системы дополнительного образования детей на основе сохранения и совершенствования традиций российского художественного образования. Одной из главных целей учреждений дополнительного образования (школ искусств, хореографических школ, центров и студий детского художественного творчества) определяется воспитание подрастающего поколения на основе нравственных ценностей мировой и отечественной культуры, приобщение обучающихся к лучшим образцам национально-культурного наследия страны в процессе освоения разных видов народного художественного творчества.
Организация хореографического творчества является сегодня одним из основных направлений деятельности данных учреждений. Однако, несмотря на многогранность содержания хореографического образования, реальная практика обучения и воспитания в детских школах искусств свидетельствует, что этнохудожественное развитие личности требует к себе особого внимания и нуждается в педагогической поддержке в подростковый возрастной период. В психолого-педагогической науке доказано, что в данном возрасте происходит активное формирование системы ценностей, которая определяет содержание деятельности и общения личности, складываются основы нравственности, вырабатываются социальные установки в отношениях с другими людьми, товарищами по подростковому коллективу и старшими наставниками. Также для подросткового периода характерно развитие творческих способностей личности, предполагающих проявление интеллектуальной и творческой инициативы в создании нового посредством коллективной и индивидуальной деятельности. Данные личностные изменения выступают фактором самоидентификации подростка с культурой и традициями своего народа как основы межкультурных взаимодействий в обществе.
Вместе с тем проведённый нами опрос среди подростков, занимающихся хореографическим творчеством в учреждениях дополнительного образования в Орловском регионе, показал, что менее половины опрошенных (42 %) смогли безошибочно назвать традиционных героев русского фольклора, 19 % - пояснить признаки народного искусства, отличающие его от профессионального, 26 % - указать различия между культурой русского народа и каких-либо других народов мира. Лишь каждый десятый подросток выразил уверенное желание изучать русское народное художественное творчество, остальные же не видят в этом необходимости и не испытывают интереса, хотя 70 % опрошенных отдали предпочтение знакомству с культурными традициями народов других стран.
Всё это обусловливает необходимость системной и планомерной организации процесса этнохудожественного воспитания посредством создания в учреждениях дополнительного хореографического образования этнохудожественно развивающей среды для подростков, комплексно (теоретически, практически и творчески) осваивающих русский фольклор.
Специфика этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии заключается в особых педагогических возможностях этнохудожественно направленной коллективной и индивидуальной творческой деятельности в условиях учреждения дополнительного образовании, в процессе которой подростки расширяют свой культурный кругозор в области русской народной художественной культуры и переживают чувство личной сопричастности к ней, вырабатывают социально нравственные способы взаимодействия в хореографическом коллективе и специальные танцевальные навыки. Всё это выступает основой для образования интегративной личностной характеристики - этнохудожественной воспитанности как результата этнохудожественного воспитания подростка, позволяющей ему утвердиться в качестве носителя национальных духовно-культурных ценностей, заинтересованного и творчески способного к их сохранению и популяризации посредством хореографии.
Важнейшим целевым ориентиром в процессе этнохудожественного воспитания подростков выступают критерии, показатели и уровни, позволяющие, во-первых, давать качественную и количественную оценку эффективности организации данного процесса в учреждении дополнительного хореографического образования и, во-вторых, наблюдать и корректировать динамику повышения уровня этнохудожественной воспитанности личности средствами хореографии.
Проведённый теоретический анализ позволил определить в качестве основных критериев этнохудожественной воспитанности подростков следующие: культурно-образовательный, эмоционально-ценностный, коммуникативный, творческо-деятельностный. Разработка критериев основывалась нами на выявлении характерных черт и особенностей этнохудожественного воспитания, охватывающего процесс становления и развития личности подростка на основе освоения традиций и ценностей русской народной культуры средствами хореографии.
Культурно-образовательный критерий характеризует в личности уровень ее познания и духовно-смыслового осознания приобретённой информации в области русской народной культуры, а также обусловливает способность подростка к адекватному применению знаний и ценностно-ориентирующей информации о видах и жанрах, тематике и героях русского фольклора в своей творческо-исполнительской деятельности.
Эмоционально-ценностный критерий характеризует осмысление подростками социальной и личностно-ценностной значимости образцов русской народной культуры. Это свидетельствует о сформированности ценностных ориентаций подростка на основе русских народных традиций, способности соотносить своё поведение с социальными нормами и культурными идеалами. Данный критерий подразумевает также эмоционально позитивное удовлетворение подростков от участия в процессе коллективного хореографического творчества (тематические программы и ансамблевые композиции), равно как и от индивидуального творческого самовыражения в хореографических постановках на основе художественных образов русского фольклора.
Коммуникативный критерий выявляется в процессе продуктивного общения и совместного творчества, цель которого - обмен знаниями о русской народной культуре и ценностным отношением к ней. Вместе с тем - популяризация русских народных традиций, героев и сюжетов, воссозданных средствами хореографии. В психологическом плане подростковый период характеризуется активным межличностным общением, выступающим у подростков ведущим видом деятельности. Соответственно, в условиях организации этнохудожественного воспитания общение укрепляет чувство сплоченности в подростковом хореографическом коллективе, сходство стремлений относительно познания русского фольклора, потребности в его освоении и творческом воссоздании. Всё это является фактором дружеского сближения подростков и взаимоответственных отношений в коллективной творческой деятельности.
Творческо-деятельностный критерий определяет уровень гибкого, творческого сознания, проявляющегося в способности подростка к активной художественно-творческой деятельности по воссозданию конкретных героев и образов русского фольклора. Содержание этого критерия включает в себя творческую активность подростков, развитие их воображения и фантазии в процессе изучения русского фольклора и его воплощения на сценической площадке, а также формирование специальных танцевальных умений и навыков и приобретение опыта их применения в самостоятельной исполнительской деятельности.
Данные критерии выражены через ряд качественных показателей, которые не только выступают как характеристика какого-либо критерия, но и отражают признаки определённых видов деятельности (информационно-коммуникативной, ценностно-ориентирующей, активно-творческой) по этнохудожественному воспитанию подростков и служат в качестве оценки её эффективности. Исходя из вышесказанного, представим в виде таблицы 1 (на след. стр.) содержательный состав показателей, выявляющих состояние этнохудожественной воспитанности подростков, занимающихся хореографией в учреждениях дополнительного образования.
На основе сравнительного анализа теоретически выделенных критериев и показателей нами были определены уровни - высокий, средний, низкий - этнохудожественной воспитанности подростков как результата этнохудожественного воспитания средствами хореографии.
Высокий уровень этнохудожественной воспитанности подростков предполагает: - системное познание русского народного художественного творчества и фольклора в контексте культурно-исторического прошлого своей страны; понимание и осмысление преемственности традиций русской народной культуры с настоящим и будущим российского общества; широкий кругозор в сфере балетного искусства и народного сценического танца (культурно-образовательный критерий); - сформированность эмоционально-ценностной позиции в отношении русской народной культуры и искусства своей страны; широкое культурное восприятие нравственных и духовных ценностей русского фольклора в системе общечеловеческих идеалов; высокий уровень осознанности изучения традиций и обычаев русской культуры применительно к своему культурно-личностному и профессиональному развитию (эмоционально-ценностный критерий); готовность к обмену знаниями и ценностными представлениями о русской народной культуре в процессе обсуждения и творческой деятельности; готовность к сотрудничеству и взаимодействию в подростковом хореографическом коллективе, согласованности действий, необходимых для продуктивной хореографической деятельности; - устойчивое проявление социально-нравственных качеств в поведении и творческой коммуникации (коммуникативный критерий); - активное использование приобретенных теоретических знаний о русской народной культуре в своей творческой и исполнительской деятельности; - способность к творческой интерпретации образов и героев русского фольклора средствами танцевального творчества; - готовность к самостоятельной художественно-творческой и хореографической деятельности по воссозданию русской фольклорной тематики (творческо-деятельностный критерий).
Таблица 1. Критерии и показатели этнохудожественной воспитанности подростков, занимающихся хореографией в учреждениях дополнительного образования
Критерии этнохудожественной воспитанности подростков, занимающихся хореографией |
|||
Культурно-образовательный |
Эмоционально-ценностный |
Коммуникативный |
Творческо-деятельностный |
Показатели этнохудожественной воспитанности подростков, занимающихся хореографией |
|||
- широта знаний и представлений о русской народной художественной культуре; - понимание взаимосвязи традиций и обычаев русского народного художественного творчества с историей и культурой страны; - понимание синтеза искусств (музыки, хореографии, живописи, драматургии) в передаче синкретической природы русского фольклора; - расширение кругозора в области воссоздания русского фольклора композиторами, балетмейстерами, танцовщиками средствами балетной хореографии - расширение кругозора в области воссоздания русского фольклора балетмейстерами и творческими коллективами средствами народной сценической хореографии |
- личная потребность и интерес в изучении русской народной художественной культуры и освоении образцов хореографического искусства, созданных на её основе; - осмысление духовно-нравственной основы русского фольклора; - личное ценностное отношение к русской народной художественной культуре; - эмоциональная удовлетворённость от участия в процессе хореографического творчества на основе русского фольклора; - позитивный настрой на процесс индивидуальной и коллективной хореографической деятельности по воссозданию русского фольклора |
- готовность к обсуждению и адекватной оценке образцов русской народной художественной культуры; - культура общения в отношениях с педагогами и участниками подросткового хореографического коллектива в процессе творческой деятельности; - способность культурно взаимодействовать в подростковом хореографическом коллективе в интересах общих творческих целей и задач деятельности; - чувство сплоченности и коллективизма в процессе творческой хореографической деятельности; - готовность к межкультурной коммуникации с представителями других народов |
- творческая активность в процессе воссоздания русского фольклора средствами хореографии; - развитость воображения и фантазии по хореографическому и художественно-творческому воссозданию русского фольклора; - способность к творческой интерпретации русского фольклора средствами хореографии; - активное участие в творческих мероприятиях, концертах, программах своего учреждения дополнительного образования с целью популяризации русского фольклора; - навыки индивидуальной и коллективной танцевальной деятельности на основе русского |
Средний уровень этнохудожественной воспитанности подростков характеризуется: - наличием знаний и представлений о русском фольклоре в достаточном объёме, но нечётким пониманием взаимосвязи народных традиций и обычаев с историей и культурой России; наличием знаний и представлений в области народного танцевального творчества, но недостаточным осознанием региональных особенностей его формирования; наличием знаний и представлений в сфере профессионального танцевального искусства, но безотносительно к его достижениям в воссоздании русской фольклорной тематики (культурно-образовательный критерий); - средней степенью сформированности личного эмоционально-ценностного отношения к русской народной культуре и её традициям художественного творчества; частичным восприятием нравственных и духовных ценностей русского фольклора и их значимости для личности и общества; средней степенью заинтересованности в их изучении и творческом воссоздании (эмоционально-ценностный критерий); - средней степенью готовности к обмену информацией и своими суждениями о русской народной культуре, эмоциями и чувствами, пробуждаемыми ею, в процессе коллективной деятельности; непостоянным проявлением нравственных качеств в поведении и общении с другими участниками творческого процесса (коммуникативный критерий); - умением использовать приобретенные теоретические знания в своей творческой и исполнительской деятельности; стремлением к интерпретации героев и образов русского фольклора средствами танцевального творчества; интересом к самостоятельной танцевальной деятельности на основе русской фольклорной тематики (творческо-деятельностный критерий).
Низкий уровень этнохудожественной воспитанности подростков выявляет: - слабое владение информацией и разрозненные представления о русской народной художественной культуре; ограниченные знания в области воссоздания русского фольклора средствами хореографии; слабое понимание социально-культурной значимости традиций и видов русского народного творчества (культурно-образовательный критерий); - пассивность в восприятии духовно-культурных ценностей русской культуры; формальное принятие нравственных ценностей (на словах, но не в деятельности), узость духовных идеалов; слабая осознанность необходимости изучения русских народных традиций и обычаев как гражданина свой страны (эмоционально-ценностный критерий); - неготовность к участию в беседах о русской народной культуре; отсутствие личной заинтерсованной позиции при обсуждении танцевального творчества, воссоздающего русский фольклор; слабое проявление коммуникативных качеств в процессе коллективной творческой деятельности; ситуативное проявление нравственных качеств в поведении и общении с другими участниками подросткового хореографического коллектива (коммуникативный критерий); - низкое проявление творческой активности в процессе разностороннего освоения русского фольклора; слабая выраженность способности творчески интерпретировать русские народные образы и сюжеты; слабое владение танцевальными умениями и навыками; отсутствие стремления к самостоятельной танцевальной деятельности по воссозданию русской фольклорной тематики (творческо-деятельностный критерий).
Выделенные критерии, показатели и уровни позволяют организовать в условиях учреждения дополнительного образования комплексную работу педагога (руководителя хореографического коллектива) с целью повышения уровня этнохудожественной воспитанности подростков средствами хореографии.
Выявленная специфика теоретического и практико-творческого освоения подростками русского фольклора в учреждениях дополнительного хореографического образования позволяют осуществлять целенаправленное этнохудожественное воспитание личности на основе формирования у неё знаний и представлений в области русской народной художественной культуры, духовно-ценностного отношения и эмоциональной сопричастности к её традициям, опыта творческого воссоздания в хореографии русской фольклорной тематики посредством социально-нравственного взаимодействия в хореографическом коллективе и индивидуальной художественно-творческой деятельности.
Рецензенты:
Лабейкин Александр Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и психолого-педагогических наук ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», г. Орёл.
Паршиков Николай Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры истории и музейного дела ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», г. Орёл.
Библиографическая ссылка
Фетисова Н.Е. СПЕЦИФИКА ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9180 (дата обращения: 14.01.2025).