Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

JUSTIFICATION OF THE IMPORTANCE OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN’S EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES

Zimarina A.Yu. 1
1 Municipal Secondary Comprehensive School № 3, Volgograd Region, Russia
The importance of pedagogical support of elementary school children’s educational and research activities which is understood as the development of their creative abilities is substantiated in the article. Mastering the techniques of educational and research activities relates to the essential characteristics of a high level education of today´s students. It reveals the value of educational research in the development of the cognitive sphere of elementary school children in view of their specific features. Hence educational and research activities based on the inherent nature of the child’s need for an understanding of reality, and research interest is the main personality traits. Particular attention is given to understanding the organizational model of pedagogical support of elementary school children’s educational and research activities, built as series of on-stage actions. The article proves the scientific novelty and significance of the study.
reflective stages.
activity
contract
process
principles of pedagogical support
heuristic and creative levels
search
process components
informative
targeted
orientation features
world outlook
reflexive
cognitive
educational and research activities

Происходящие в современном российском обществе социально-экономические перемены, быстрый рост знаний и еще не открытых явлений ориентируют образование на еще не достигнутый сегодня уровень развития науки и техники. Обществу нужен человек, способный самостоятельно мыслить, видеть проблему и находить ее творческое решение. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности обучающихся на этапе начального обучения. Содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира [1]. Однако при формировании учебно-исследовательской деятельности в начальной школе учитель сталкивается с неумением младшего школьника организовывать самостоятельную работу, с непониманием ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности, с неразвитостью навыков самоконтроля и самооценки. Возникает необходимость оказать такому ученику педагогическое сопровождение. Достижение этой цели возможно лишь при условии формирования у младшего школьника учебно-исследовательской деятельности как педагогической цели.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования [5: 7] обусловило необходимость формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им, планировать свою деятельность, взаимодействовать с педагогом и сверстниками. Познавательное развитие рассматривается как формирование у обучающихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии [3: 17]. Отсюда актуализируется значимость исследовательской деятельности, которая становится обязательным элементом учебного процесса. Овладение учебно-исследовательской деятельностью младшим школьником в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях начального образования, поэтому необходимо выявить педагогические закономерности формирования учебно-исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте как основы в определении стратегии и тактики педагогического сопровождения.

Целевая установка деятельности педагога заключается в помощи младшему школьнику в структурировании взаимоотношений на основе общечеловеческих ценностей, помощи в самостоятельном преодолении трудностей познания, в педагогическом сопровождении осмысленности обучения, формировании личностных смыслов, поддержки потребности в саморазвитии на основе Я-концепции. В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования для младших школьников создавать условия, обеспечивающие возможность организации научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности [3: 25-26]. Соответственно, возникает необходимость разработки принципов педагогического сопровождения, которые являются ведущими в работе педагога по формированию учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.

Чтобы помочь ребенку, считал В. А. Сухомлинский [4], педагог должен сохранять в себе ощущение детства, развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит, мудро относиться к поступкам детей, верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать ребенка, не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное - не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания, саморазвития, самоосуществления. Когда речь идёт о формировании учебно-исследовательской деятельности младшего школьника, то должна быть исключена всякая критика в сторону ребёнка со стороны учителя, родителей, товарищей, поэтому успешная организация педагогического сопровождения невозможна без разработки соответствующей модели, которая становится основой для специального научного поиска.

Но вместе с тем, можно утверждать, что в науке сложились определенные теоретические предпосылки, создающие условия для решения проблемы организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника, разрабатываются образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения.

Первую группу составляют исследования особенностей формирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся в целом и младших школьников в частности, а также познавательной деятельности как одного из способов индивидуально-личностного становления младшего школьника: Я. А. Коменский, Дж. Локк, И. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо (идеи основ исследовательской деятельности); Л. И. Божович, В. С. Ильин, А. К. Маркова, Ф. К. Савина, Г. И. Щукина, П. И. Якобсон (педагогические проблемы формирования познавательных интересов обучающихся); И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. М. Новожилова, М. Н. Скаткин, А. А. Шаповалов (методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении); Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская (развивающее обучение, направленное на формирование умений добывать и применять полученные знания); И. Г. Лунева (готовность учащихся к творческому освоению знаний); Ю. Н. Орлов (восхождение к индивидуальности).

Вторая группа исследований посвящена содержанию и педагогическим закономерностям формирования учебно-исследовательской деятельности младшего школьника: Е. В. Тяглова (исследовательская деятельность как основа формирования мировоззренческих убеждений); А. Н. Поддьяков, А. И. Савенков (психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе); Л. А. Казанцева, А. В. Леонтович, Е. А. Румбешт (теоретические, дидактические, методические основы развития исследовательской деятельности обучающихся); А. Ф. Лазурский (естественный эксперимент и его школьное применение); Б. И. Кедров (о теории научного открытия); Н. К. Сергеев (особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности); Г. И. Щукина (педагогические проблемы формирования познавательных интересов обучающихся).

Третью группу составляют исследования принципов педагогического сопровождения младших школьников по формированию их учебно-исследовательской деятельности: Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванов, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, К. Д. Ушинский (исследования, связанные с защитой интересов детей); А. Г. Асмолов, В. В. Давыдов, Л. В. Занков (психолого-педагогическое обоснование необходимости сопровождения и свободного развития детей); Е. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко, С. В. Кульневич, Н. Б. Крылов, К. Роджерс (технологии педагогической помощи обучающимся); Л. П. Аристова, Н. Г. Дайри, Б. П. Есипов, И. Т. Огородников, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, А. Я. Цукарь (организация самостоятельной деятельности обучающихся); Н. Г. Алексеев, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина (концепция развития исследовательской деятельности обучающихся); С. Л. Белых (управление исследовательской активностью ученика); Д. Б. Богоявленская (интеллектуальная активность как проблема творчества); К. Дункер, М. И. Меерович, Л. И. Шрагина (психологические особенности продуктивного/творческого мышления).

Исследования четвертой группы дают понимание модели организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника: А. В. Леонтович, А. Н. Поддьяков, А. И. Савенков (исследования организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе); О. Г. Проказова (организация исследовательской деятельности обучающихся в школе); И. В. Усачева (методика информационно-поисковой деятельности исследователя); Е. А. Шашенкова (задача как средство обучения исследовательской деятельности); Ю. Ф. Сенько (формирование научного стиля мышления обучающихся); Т. Н. Счастная (применение логических законов и правил в научной работе).

Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки, способствующие организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника. К ним, в первую очередь, следует отнести предъявляемые Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования требования к формированию универсальных учебных действий и способам деятельности младших школьников; внедрение в образовательные учреждения модели творческого обучения на основе свободного выбора содержания, форм и темпов обучения [2]; вариативность образовательных моделей начального образования за счет школьного компонента и использование педагогических технологий вариативного обучения.

К сожалению, эти тенденции не получили еще должного теоретического осмысления. В практике отечественного образования не разработаны основы организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности обучающихся младшего школьного возраста в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в начальную школу.

Все более остро обнаруживаются противоречия между:

  • необходимостью построения образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности школьника и неопределённостью научного понимания специфики учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как ориентира в организации педагогического сопровождения;
  • попытками выстроить учебно-исследовательскую деятельность в виде целенаправленной систематической работы учителя начальных классов и невыявленностью педагогических закономерностей формирования учебно-исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте;
  • признанием значимости педагогической помощи младшему школьнику в развитии его творческих способностей и неразработанностью принципов педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника;
  • стремлением педагогов организовать педагогическое сопровождение учебно-исследовательской деятельности младшего школьника и неразработанностью модели организации данной деятельности учителя.

Проблема состоит в том, что в науке не разработан вопрос о содержании и механизмах педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника. Данный вопрос приобретает особую актуальность, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период активизируются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие теоретического мышления.

Несмотря на всю ценность результатов исследования проблемы научного понимания специфики учебно-исследовательской деятельности школьников, многие важные вопросы остаются мало разработанными. Необходимо существенное уточнение современного понимания учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как педагогической цели. Требуют рассмотрения вопросы об определении специфики учебно-исследовательской деятельности в начальной школе, о педагогических закономерностях формирования учебно-исследовательской деятельности младшего школьника и связанных с ними технологических особенностей в организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.

Таким образом, есть все основания утверждать, что существующий отечественный и зарубежный опыт в решении данной проблемы и развитие мировой педагогической мысли свидетельствуют об актуальной потребности в разработке теоретических основ и практических путей построения модели организации педагогического сопровождения, направленного на формирование учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.

Объект исследования - педагогическое сопровождение как средство формирования учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.

Предмет исследования - механизм организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.

Цель исследования - разработать научные основы организации педагогического сопровождения, направленного на формирование учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.

Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Определить научное понимание учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как педагогической цели.

2. Выявить педагогические закономерности формирования учебно-исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте.

3. Обосновать принципы педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.

4. Разработать и апробировать модель организации педагогического сопровождения, направленного на формирование учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что педагогическое сопровождение будет обеспечивать более эффективное в сравнении с имеющейся практикой формирование учебно-исследовательской деятельности младшего школьника при соблюдении следующих условий:

1. Учебно-исследовательская деятельность младшего школьника будет пониматься не только как выполнение исследовательской работы, но и как развитие его творческих способностей. Основой организации педагогического сопровождения в этом случае будет выступать системно-деятельностный подход.

2. Педагогические закономерности формирования учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как особого вида деятельности будут выстраиваться в результате функционирования механизма активного поиска новых знаний и опираться на исследовательское поведение младшего школьника. При этом внутренними факторами успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности являются творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка.

3. Формирование учебно-исследовательской деятельности младшего школьника будет основано на принципах согласия ребенка на помощь и поддержку, приоритета самого ребенка в решении собственных проблем, сотрудничества, содействия, конфиденциальности, доброжелательности.

4. Модель организации педагогического сопровождения будет строиться как последовательность действий, предполагающая поэтапное усложнение учебно-исследовательской деятельности младшего школьника, что позволит снизить объем репродуктивной деятельности и подготовит учеников к творческому поиску в дальнейшем.

Достоверность полученных результатов обусловлены методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, целостным подходом к решению поставленной проблемы, длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы в учреждении общего образования и устойчивой повторяемостью его основных результатов, соответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической реальности; единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, репрезентативностью объема выборки, разнообразием источников информации, сочетанием количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Учебно-исследовательская деятельность младшего школьника понимается как самостоятельный поиск субъективно нового знания, обеспечивающий развитие творческих способностей, при взаимодействии со значимым Другим. Формирование учебно-исследовательской деятельности обучающегося в начальной школе основано на развитии следующих функций:

- познавательной (актуализация имеющихся знаний и активизация мыслительной деятельности, самостоятельный отбор новой информации, развитие познавательной активности);

- рефлексивной (реализация себя как субъекта, осмысление приобретенного опыта, создание положительной мотивации учения);

- мировоззренческой (совершенствование научной картины, формирование исследовательской позиции через актуализацию моральных норм и правил);

- ориентационной (интегративная в структуре выделенных функций, обоснование оценочных представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия).

Реализовать выделенные функции позволяют следующие компоненты учебно-исследовательской деятельности младших школьников:

- целевой (обеспечение направленности учебно-исследовательской деятельности на развитие творческих способностей младших школьников. Активизация учебно-исследовательской деятельности декомпозирована на систему промежуточных целей по самостоятельному поиску решений исследовательских задач. Цель связана с формированием исследовательских умений и навыков, направлена на содействие младшим школьникам в достижении заранее обозначенного практически значимого результата. Цель педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младших школьников заключается в самостоятельном получении субъективно и объективно нового знания об окружающей действительности);

- содержательный (определяет предметно-смысловое наполнение процесса формирования учебно-исследовательской деятельности, которое отражается в понимании каждым учеником значимости знания способов исследования для успешной учебно-исследовательской деятельности и их личностного творческого роста, и, как следствие, на активное освоение младшими школьниками понятийного аппарата учебного исследования и его процессуальной стороны);

- процессуальный (определяет целесообразное сочетание форм, методов и средств деятельности, взаимодействие со значимым Другим и последовательный характер протекания процесса формирования учебно-исследовательской деятельности. Актуален механизм перевода внешней мотивации во внутреннюю, что обусловило поэтапность в действиях, состоящую из трех шагов: хочу - могу - делаю).

2. Закономерности формирования учебно-исследовательской деятельности младшего школьника предполагают выделение внутренних и внешних факторов и условий, уровней формирования, т.е. насколько обучающийся способен воспринимать и усваивать опыт, полученный им в ходе осуществления учебно-исследовательской деятельности и насколько он способен использовать этот опыт в дальнейшем. На основе развития умений и навыков (опыта) проведения учебного исследования мы выделяем следующие уровни сформированности учебно-исследовательской деятельности младшего школьника:

- поисковый (выполнение исследовательских действий по заданной траектории, погружение в проблемные ситуации);

- эвристический (осознанное выполнение исследовательских действий, частичный отказ от алгоритма, стремление к познанию);

- творческий (последовательность выполнения исследовательских действий рациональна, добывание принципиально новых знаний).

3. Процесс организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника должен строиться с опорой на принципы:

1) приоритет интересов ребенка в решении собственных проблем (педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика);

2) совместность, сотрудничество, содействие (этот принцип предполагает процесс совместного движения к преодолению препятствия, помощь в конструктивном разрешении проблем);

3) доброжелательность и безоценочность (наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в оказании помощи.

4. Модель организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника может быть представлена этапами действий учителя, направленных на помощь ученикам в решении исследовательских проблем:

- процессуальный (организация совместного с учеником выявления причин возникновения трудностей);

- договорной (проектирование действий педагога и ученика);

- деятельностный (обеспечение успеха ученика);

- рефлексивный (совместное обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности).

Этапы организации педагогического сопровождения соответствуют всему процессу формирования учебно-исследовательской деятельности младшего школьника или его отдельным компонентам.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем представлен образовательный потенциал учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как педагогической цели; обоснованы педагогические закономерности формирования учебно-исследовательской деятельности младшего школьника; выделены принципы педагогического сопровождения и особенности методологии его организации; разработана и обоснована модель организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника, практическая реализация которой приводит к более эффективному совместному творческому поиску, в сравнении с традиционной практикой.

Теоретическая значимость результатов исследования: разработано понимание процесса формирования учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как организации для него творческого поиска, что способствует обоснованию научных основ индивидуально-личностного развития младшего школьника; выявлены педагогические закономерности формирования учебно-исследовательской деятельности как целенаправленной систематической работы педагога начальной школы, что является вкладом в развитие идей использования исследовательской деятельности обучающихся на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении; обосновано использование принципов педагогического сопровождения в качестве стратегии педагогической помощи в формировании учебно-исследовательской деятельности младшего школьника, что даёт возможность для разработки новых методов и способов гуманитарного подхода в образовании; разработана модель организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника, что расширяет представления о способах построения целостного образовательного процесса в начальной школе.

Практическая ценность результатов исследования: определено научное понимание учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как педагогической цели, что расширяет возможности учителей начальной школы использовать на практике стратегии и тактики педагогической помощи; в формировании учебно-исследовательской деятельности младшего школьника выделены структурные, взаимосвязанные и упорядоченные элементы, к которым относятся основные цели, задачи, содержание, что позволяет педагогам обеспечить формирование учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как целенаправленный целостный процесс; разработанные в ходе исследования принципы имеют практическую ценность при оказании учителем педагогического сопровождения младшему школьнику в формировании учебно-исследовательской деятельности; решена проблема выбора способов организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника путём разработки и экспериментальной проверки модели организации педагогического сопровождения, что может служить основой для поиска научно-методической службой образовательного учреждения новых педагогических решений в современной образовательной практике начальной школы.

Рецензенты:

Корепанова Марина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», г. Волгоград.

Николаева Марина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии начального образования ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», г. Волгоград.