Происходящие в современном российском обществе социально-экономические перемены, быстрый рост знаний и еще не открытых явлений ориентируют образование на еще не достигнутый сегодня уровень развития науки и техники. Обществу нужен человек, способный самостоятельно мыслить, видеть проблему и находить ее творческое решение. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности обучающихся на этапе начального обучения. Содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира [1]. Однако при формировании учебно-исследовательской деятельности в начальной школе учитель сталкивается с неумением младшего школьника организовывать самостоятельную работу, с непониманием ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности, с неразвитостью навыков самоконтроля и самооценки. Возникает необходимость оказать такому ученику педагогическое сопровождение. Достижение этой цели возможно лишь при условии формирования у младшего школьника учебно-исследовательской деятельности как педагогической цели.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования [5: 7] обусловило необходимость формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им, планировать свою деятельность, взаимодействовать с педагогом и сверстниками. Познавательное развитие рассматривается как формирование у обучающихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии [3: 17]. Отсюда актуализируется значимость исследовательской деятельности, которая становится обязательным элементом учебного процесса. Овладение учебно-исследовательской деятельностью младшим школьником в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях начального образования, поэтому необходимо выявить педагогические закономерности формирования учебно-исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте как основы в определении стратегии и тактики педагогического сопровождения.
Целевая установка деятельности педагога заключается в помощи младшему школьнику в структурировании взаимоотношений на основе общечеловеческих ценностей, помощи в самостоятельном преодолении трудностей познания, в педагогическом сопровождении осмысленности обучения, формировании личностных смыслов, поддержки потребности в саморазвитии на основе Я-концепции. В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования для младших школьников создавать условия, обеспечивающие возможность организации научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности [3: 25-26]. Соответственно, возникает необходимость разработки принципов педагогического сопровождения, которые являются ведущими в работе педагога по формированию учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.
Чтобы помочь ребенку, считал В. А. Сухомлинский [4], педагог должен сохранять в себе ощущение детства, развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит, мудро относиться к поступкам детей, верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать ребенка, не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное - не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания, саморазвития, самоосуществления. Когда речь идёт о формировании учебно-исследовательской деятельности младшего школьника, то должна быть исключена всякая критика в сторону ребёнка со стороны учителя, родителей, товарищей, поэтому успешная организация педагогического сопровождения невозможна без разработки соответствующей модели, которая становится основой для специального научного поиска.
Но вместе с тем, можно утверждать, что в науке сложились определенные теоретические предпосылки, создающие условия для решения проблемы организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника, разрабатываются образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения.
Первую группу составляют исследования особенностей формирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся в целом и младших школьников в частности, а также познавательной деятельности как одного из способов индивидуально-личностного становления младшего школьника: Я. А. Коменский, Дж. Локк, И. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо (идеи основ исследовательской деятельности); Л. И. Божович, В. С. Ильин, А. К. Маркова, Ф. К. Савина, Г. И. Щукина, П. И. Якобсон (педагогические проблемы формирования познавательных интересов обучающихся); И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. М. Новожилова, М. Н. Скаткин, А. А. Шаповалов (методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении); Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская (развивающее обучение, направленное на формирование умений добывать и применять полученные знания); И. Г. Лунева (готовность учащихся к творческому освоению знаний); Ю. Н. Орлов (восхождение к индивидуальности).
Вторая группа исследований посвящена содержанию и педагогическим закономерностям формирования учебно-исследовательской деятельности младшего школьника: Е. В. Тяглова (исследовательская деятельность как основа формирования мировоззренческих убеждений); А. Н. Поддьяков, А. И. Савенков (психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе); Л. А. Казанцева, А. В. Леонтович, Е. А. Румбешт (теоретические, дидактические, методические основы развития исследовательской деятельности обучающихся); А. Ф. Лазурский (естественный эксперимент и его школьное применение); Б. И. Кедров (о теории научного открытия); Н. К. Сергеев (особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности); Г. И. Щукина (педагогические проблемы формирования познавательных интересов обучающихся).
Третью группу составляют исследования принципов педагогического сопровождения младших школьников по формированию их учебно-исследовательской деятельности: Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванов, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, К. Д. Ушинский (исследования, связанные с защитой интересов детей); А. Г. Асмолов, В. В. Давыдов, Л. В. Занков (психолого-педагогическое обоснование необходимости сопровождения и свободного развития детей); Е. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко, С. В. Кульневич, Н. Б. Крылов, К. Роджерс (технологии педагогической помощи обучающимся); Л. П. Аристова, Н. Г. Дайри, Б. П. Есипов, И. Т. Огородников, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, А. Я. Цукарь (организация самостоятельной деятельности обучающихся); Н. Г. Алексеев, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина (концепция развития исследовательской деятельности обучающихся); С. Л. Белых (управление исследовательской активностью ученика); Д. Б. Богоявленская (интеллектуальная активность как проблема творчества); К. Дункер, М. И. Меерович, Л. И. Шрагина (психологические особенности продуктивного/творческого мышления).
Исследования четвертой группы дают понимание модели организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника: А. В. Леонтович, А. Н. Поддьяков, А. И. Савенков (исследования организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе); О. Г. Проказова (организация исследовательской деятельности обучающихся в школе); И. В. Усачева (методика информационно-поисковой деятельности исследователя); Е. А. Шашенкова (задача как средство обучения исследовательской деятельности); Ю. Ф. Сенько (формирование научного стиля мышления обучающихся); Т. Н. Счастная (применение логических законов и правил в научной работе).
Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки, способствующие организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника. К ним, в первую очередь, следует отнести предъявляемые Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования требования к формированию универсальных учебных действий и способам деятельности младших школьников; внедрение в образовательные учреждения модели творческого обучения на основе свободного выбора содержания, форм и темпов обучения [2]; вариативность образовательных моделей начального образования за счет школьного компонента и использование педагогических технологий вариативного обучения.
К сожалению, эти тенденции не получили еще должного теоретического осмысления. В практике отечественного образования не разработаны основы организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности обучающихся младшего школьного возраста в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в начальную школу.
Все более остро обнаруживаются противоречия между:
- необходимостью построения образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности школьника и неопределённостью научного понимания специфики учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как ориентира в организации педагогического сопровождения;
- попытками выстроить учебно-исследовательскую деятельность в виде целенаправленной систематической работы учителя начальных классов и невыявленностью педагогических закономерностей формирования учебно-исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте;
- признанием значимости педагогической помощи младшему школьнику в развитии его творческих способностей и неразработанностью принципов педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника;
- стремлением педагогов организовать педагогическое сопровождение учебно-исследовательской деятельности младшего школьника и неразработанностью модели организации данной деятельности учителя.
Проблема состоит в том, что в науке не разработан вопрос о содержании и механизмах педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника. Данный вопрос приобретает особую актуальность, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период активизируются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие теоретического мышления.
Несмотря на всю ценность результатов исследования проблемы научного понимания специфики учебно-исследовательской деятельности школьников, многие важные вопросы остаются мало разработанными. Необходимо существенное уточнение современного понимания учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как педагогической цели. Требуют рассмотрения вопросы об определении специфики учебно-исследовательской деятельности в начальной школе, о педагогических закономерностях формирования учебно-исследовательской деятельности младшего школьника и связанных с ними технологических особенностей в организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.
Таким образом, есть все основания утверждать, что существующий отечественный и зарубежный опыт в решении данной проблемы и развитие мировой педагогической мысли свидетельствуют об актуальной потребности в разработке теоретических основ и практических путей построения модели организации педагогического сопровождения, направленного на формирование учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.
Объект исследования - педагогическое сопровождение как средство формирования учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.
Предмет исследования - механизм организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.
Цель исследования - разработать научные основы организации педагогического сопровождения, направленного на формирование учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Определить научное понимание учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как педагогической цели.
2. Выявить педагогические закономерности формирования учебно-исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте.
3. Обосновать принципы педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.
4. Разработать и апробировать модель организации педагогического сопровождения, направленного на формирование учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.
Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что педагогическое сопровождение будет обеспечивать более эффективное в сравнении с имеющейся практикой формирование учебно-исследовательской деятельности младшего школьника при соблюдении следующих условий:
1. Учебно-исследовательская деятельность младшего школьника будет пониматься не только как выполнение исследовательской работы, но и как развитие его творческих способностей. Основой организации педагогического сопровождения в этом случае будет выступать системно-деятельностный подход.
2. Педагогические закономерности формирования учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как особого вида деятельности будут выстраиваться в результате функционирования механизма активного поиска новых знаний и опираться на исследовательское поведение младшего школьника. При этом внутренними факторами успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности являются творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка.
3. Формирование учебно-исследовательской деятельности младшего школьника будет основано на принципах согласия ребенка на помощь и поддержку, приоритета самого ребенка в решении собственных проблем, сотрудничества, содействия, конфиденциальности, доброжелательности.
4. Модель организации педагогического сопровождения будет строиться как последовательность действий, предполагающая поэтапное усложнение учебно-исследовательской деятельности младшего школьника, что позволит снизить объем репродуктивной деятельности и подготовит учеников к творческому поиску в дальнейшем.
Достоверность полученных результатов обусловлены методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, целостным подходом к решению поставленной проблемы, длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы в учреждении общего образования и устойчивой повторяемостью его основных результатов, соответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической реальности; единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, репрезентативностью объема выборки, разнообразием источников информации, сочетанием количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Учебно-исследовательская деятельность младшего школьника понимается как самостоятельный поиск субъективно нового знания, обеспечивающий развитие творческих способностей, при взаимодействии со значимым Другим. Формирование учебно-исследовательской деятельности обучающегося в начальной школе основано на развитии следующих функций:
- познавательной (актуализация имеющихся знаний и активизация мыслительной деятельности, самостоятельный отбор новой информации, развитие познавательной активности);
- рефлексивной (реализация себя как субъекта, осмысление приобретенного опыта, создание положительной мотивации учения);
- мировоззренческой (совершенствование научной картины, формирование исследовательской позиции через актуализацию моральных норм и правил);
- ориентационной (интегративная в структуре выделенных функций, обоснование оценочных представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия).
Реализовать выделенные функции позволяют следующие компоненты учебно-исследовательской деятельности младших школьников:
- целевой (обеспечение направленности учебно-исследовательской деятельности на развитие творческих способностей младших школьников. Активизация учебно-исследовательской деятельности декомпозирована на систему промежуточных целей по самостоятельному поиску решений исследовательских задач. Цель связана с формированием исследовательских умений и навыков, направлена на содействие младшим школьникам в достижении заранее обозначенного практически значимого результата. Цель педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младших школьников заключается в самостоятельном получении субъективно и объективно нового знания об окружающей действительности);
- содержательный (определяет предметно-смысловое наполнение процесса формирования учебно-исследовательской деятельности, которое отражается в понимании каждым учеником значимости знания способов исследования для успешной учебно-исследовательской деятельности и их личностного творческого роста, и, как следствие, на активное освоение младшими школьниками понятийного аппарата учебного исследования и его процессуальной стороны);
- процессуальный (определяет целесообразное сочетание форм, методов и средств деятельности, взаимодействие со значимым Другим и последовательный характер протекания процесса формирования учебно-исследовательской деятельности. Актуален механизм перевода внешней мотивации во внутреннюю, что обусловило поэтапность в действиях, состоящую из трех шагов: хочу - могу - делаю).
2. Закономерности формирования учебно-исследовательской деятельности младшего школьника предполагают выделение внутренних и внешних факторов и условий, уровней формирования, т.е. насколько обучающийся способен воспринимать и усваивать опыт, полученный им в ходе осуществления учебно-исследовательской деятельности и насколько он способен использовать этот опыт в дальнейшем. На основе развития умений и навыков (опыта) проведения учебного исследования мы выделяем следующие уровни сформированности учебно-исследовательской деятельности младшего школьника:
- поисковый (выполнение исследовательских действий по заданной траектории, погружение в проблемные ситуации);
- эвристический (осознанное выполнение исследовательских действий, частичный отказ от алгоритма, стремление к познанию);
- творческий (последовательность выполнения исследовательских действий рациональна, добывание принципиально новых знаний).
3. Процесс организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника должен строиться с опорой на принципы:
1) приоритет интересов ребенка в решении собственных проблем (педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика);
2) совместность, сотрудничество, содействие (этот принцип предполагает процесс совместного движения к преодолению препятствия, помощь в конструктивном разрешении проблем);
3) доброжелательность и безоценочность (наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в оказании помощи.
4. Модель организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника может быть представлена этапами действий учителя, направленных на помощь ученикам в решении исследовательских проблем:
- процессуальный (организация совместного с учеником выявления причин возникновения трудностей);
- договорной (проектирование действий педагога и ученика);
- деятельностный (обеспечение успеха ученика);
- рефлексивный (совместное обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности).
Этапы организации педагогического сопровождения соответствуют всему процессу формирования учебно-исследовательской деятельности младшего школьника или его отдельным компонентам.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем представлен образовательный потенциал учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как педагогической цели; обоснованы педагогические закономерности формирования учебно-исследовательской деятельности младшего школьника; выделены принципы педагогического сопровождения и особенности методологии его организации; разработана и обоснована модель организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника, практическая реализация которой приводит к более эффективному совместному творческому поиску, в сравнении с традиционной практикой.
Теоретическая значимость результатов исследования: разработано понимание процесса формирования учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как организации для него творческого поиска, что способствует обоснованию научных основ индивидуально-личностного развития младшего школьника; выявлены педагогические закономерности формирования учебно-исследовательской деятельности как целенаправленной систематической работы педагога начальной школы, что является вкладом в развитие идей использования исследовательской деятельности обучающихся на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении; обосновано использование принципов педагогического сопровождения в качестве стратегии педагогической помощи в формировании учебно-исследовательской деятельности младшего школьника, что даёт возможность для разработки новых методов и способов гуманитарного подхода в образовании; разработана модель организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника, что расширяет представления о способах построения целостного образовательного процесса в начальной школе.
Практическая ценность результатов исследования: определено научное понимание учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как педагогической цели, что расширяет возможности учителей начальной школы использовать на практике стратегии и тактики педагогической помощи; в формировании учебно-исследовательской деятельности младшего школьника выделены структурные, взаимосвязанные и упорядоченные элементы, к которым относятся основные цели, задачи, содержание, что позволяет педагогам обеспечить формирование учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как целенаправленный целостный процесс; разработанные в ходе исследования принципы имеют практическую ценность при оказании учителем педагогического сопровождения младшему школьнику в формировании учебно-исследовательской деятельности; решена проблема выбора способов организации педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника путём разработки и экспериментальной проверки модели организации педагогического сопровождения, что может служить основой для поиска научно-методической службой образовательного учреждения новых педагогических решений в современной образовательной практике начальной школы.
Рецензенты:
Корепанова Марина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», г. Волгоград.
Николаева Марина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии начального образования ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Зимарина А.Ю. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8893 (дата обращения: 09.05.2025).