Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ESTHETIC EDUCATION OF STUDYING YOUTH BY MEANS OF THE FINE ARTS AND DOMESTIC ART CULTURE

Damadanova S.R. 1
1 The Dagestan state pedagogical university
The humanization of modern educational process assumes the reference to pedagogical potential of the domestic fine arts and art culture. In considered article the theoretical substantiation of the educational importance of works of art and objects of art culture in formation of world outlooks of students, development of their is art-creative and research abilities is presented. The moral-esthetic importance of products of known artists, masters of applied art – teachers of is art-graphic faculty is especially underlined, educational, scientific and is art-creative activity of students in the course of familiarizing with values of domestic and world art culture is considered.
a regional component
a heritage of domestic art
artly-pedagogical education
Art culture

В современном обществе заметно возрос интерес к самобытной национальной культуре регионов России, художественным и историческим достопримечательностям, особенностям традиционного быта, морально-этическим нормам общественных и межличностных отношений. Гуманизация общественных отношений требует повышенного внимания к комплексу научных дисциплин художественно-эстетического цикла, исследовательской деятельности по изучению особенностей национального материального и духовного наследия, воплощающего в себе философию мировосприятия народов и занимающего важное место в эстетическом освоении как отечественной, так и мировой культуры.

Актуальная проблема эстетического воспитания учащейся молодёжи нашего региона посредством приобщения к национально-художественной культуре требует разработки дидактических условий, основанных на постижении самобытных особенностей наследия отечественной художественной культуры.

Художественное образование и эстетическое воспитание являются важными компонентами активизации творческих способностей учащихся, базирующимися на развитии интереса к общечеловеческим культурным художественным традициям, освоении мирового и отечественного творческого наследия художников. Изучение художественной культуры Дагестана, в частности, национальных особенностей профессионального изобразительного искусства республики, необходимо рассматривать в качестве эффективного средства воспитания молодого поколения в духе интернационализма, уважения к обычаям, художественным традициям различных народов и народностей. Успешное освоение объектов отечественного и мирового художественного наследия, несомненно, способствует формированию творческого мышления личности, эмоционально-эстетическому освоению явлений действительности, развитию собственно творческих способностей, обеспечивающих практическое воспроизведение в самостоятельном творчестве национального колорита, самобытных художественных образов, а главное - формированию нравственно-эстетических качеств учащихся.

Вместе с тем опыт работы в ВУЗе и в процессе проведения педагогической практики в школах Дагестана свидетельствует о том, что в результате продуманного и систематизированного приобщения учащихся к наследию отечественной и мировой художественной культуры, ознакомления, в частности, с творческим наследием дагестанских художников в ходе бесед, диспутов, факультативов, творческих вечеров, экскурсий, практических уроков изобразительного искусства можно прийти к следующим обобщающим выводам:

  • художественная культура в целом и профессиональное изобразительное искусство, в частности творчество дагестанских художников, решает важнейшую задачу пропаганды, приобщения широких кругов общественности к национальным культурным ценностям, формирования и утверждения эстетического самосознания народа;
  • локальные особенности самобытного дагестанского профессионального изобразительного искусства, отображающего актуальные проблемы общества и важнейшие этапы истории народа, неразрывно связаны с развитием характерных направлений мировой культуры;
  • в становлении профессионального искусства Дагестана, подготовке национальных художественных кадров ведущую роль сыграла русская художественная культура, опыт и помощь русских художников, в свою очередь, черпавших вдохновение в художественной культуре народов Дагестана.

На занятиях дисциплин художественно-эстетического цикла необходимо применение известных в педагогике дидактических принципов, качественно влияющих на динамику роста художественно-творческих способностей студентов и включающих комплекс образовательно-инновационных технологий, обеспечивающих реализацию следующих условий: высокое профессиональное мастерство педагога-художника; создание проблемно-поисковых ситуаций и творческих заданий, направленных на развитие эстетических характеристик личности и художественно-педагогического мастерства студентов; создание творческой атмосферы в процессе научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности и, как следствие, создание потребностей у студентов к научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности; оптимальная мотивация студентов к формированию мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций; организация и проведение конкурсной выставочной деятельности студентов.

Наиболее эффективным средством нравственно-этического становления личности в процессе художественного образования учащейся молодёжи Дагестана является систематическое ознакомление молодого поколения с творческим наследием выдающихся художников и мастеров прикладного искусства республики. Этому способствует как возможность непосредственного восприятия подлинников высокопрофессиональных произведений дагестанских художников - преподавателей художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета, художественных училищ Дагестана, возможность общения с признанными мастерами в творческих мастерских, музеях и выставочных залах республики, формирующей сознание опосредованной сопричастности учащейся молодёжи к миру высокого искусства, так и творческий анализ портретных образов соотечественников, исторических сюжетов, узнаваемых картин природы, самобытных предметных композиций в произведениях изобразительного искусства, а также традиционных и современных произведений декоративно-прикладного искусства, древних архитектурных памятников и других объектов художественной культуры.

Анализ произведений профессионального изобразительного искусства и объектов многовековой этнохудожественной культуры Дагестана свидетельствует о том, что эстетические принципы национального творчества могут стать принципиальной основой художественно-педагогического образования и эстетического воспитания студентов, способствуя, в свою очередь, формированию интереса молодёжи к ценностям мировой художественной культуры.

Обобщая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что художественно-педагогическое образование и эстетическое воспитание студентов средствами изобразительного искусства и художественной культуры будет наиболее эффективным, если:

  • всесторонне изучить и использовать творческое наследие мастеров изобразительного, декоративно прикладного искусства и других объектов художественной культуры Дагестана в эстетическом воспитании студентов;
  • использовать в образовательно-воспитательном процессе основные виды и жанры профессионального изобразительного искусства, многообразие объектов художественной культуры республики;
  • раскрывать художественно-эстетическую значимость произведений изобразительного искусства и объектов художественной культуры как средства эстетического воспитания студентов;
  • используя образовательно-инновационные технологии, внедрить в учебно-воспитательный процесс дифференцированные формы и методы художественного образования и эстетического воспитания молодёжи средствами изобразительного искусства и художественной культуры Дагестана.

Продолжением работы на теоретических и практических занятиях художественно-эстетического цикла является самостоятельная научно-исследовательская и художественно-творческая деятельность студентов на факультативах, в кружковой работе, в ходе экскурсий, в процессе подготовки и выступлений с искусствоведческими докладами на научных конференциях, а также выполнения индивидуальных творческих заданий, что значительно расширяет возможности успешного формирования эмоционального отношения к произведениям искусства и окружающей действительности, способствует духовному обогащению личности. Эффективность такого подхода в значительной степени зависит от уровня эстетической культуры педагога, его умения связать различные формы организации художественного обучения и эстетического развития в единую систему художественно-эстетического воспитания личности посредством приобщения студентов к наследию мировой, отечественной и, в частности, дагестанской художественной культуры.

Важную роль в художественно-педагогическом образовании и эстетическом воспитании студентов творческих вузов играет деятельность самого педагога в области художественного творчества, служащего как возрождению, сохранению и обогащению национальных художественных традиций, так и мировой культуры.

Непременным условием творчества является накопление опыта и критический анализ научно-публикационной и экспозиционно-выставочной деятельности преподавателя, в результате которого разрабатываются новые эффективные творческие подходы и методы научной и художественной деятельности.

Содержание современного художественно-педагогического образования и эстетического воспитания основывается на развитии художественно-творческих способностей личности, где художественное творчество несет в себе воспитательную функцию, формируя общественное сознание. При этом формирование эстетических вкусов, мировоззренческих позиций и развитие практических художественно-творческих умений и навыков в значительной степени зависит от личностных особенностей студента, от психолого-педагогических методов и способов воздействия на личность, мотивационных факторов развития, выраженных в саморегуляции и стремлении личности к выявлению и реализации своего творческого потенциала.

Известно, что творческая деятельность в искусстве является духовной деятельностью, содержащей в себе высокие эстетические, морально-нравственные принципы жизнедеятельности, в результате которой личность (как автора художественных произведений, так и зрителя) приобретает знания о мире, осваивает эмоционально-ценностные отношения к окружающему миру, явлениям действительности. Эти же принципы лежат в основе формирования как личности будущих учителей изобразительного искусства, так и художников - мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства, выступают в качестве духовных ориентиров в профессиональной подготовке специалистов в педагогическом вузе, в частности, в системе художественно-графических факультетов. Творческий процесс создания произведений искусства и объектов художественной культуры является сложным познавательно-психическим, эстетическим процессом, в котором задействованы образно-ассоциативное мышление и воображение, эмоционально-ассоциативное восприятие, зрительная память, волевые свойства личности и др. Только в единении художественно-творческой подготовки и духовной практики эмоционально-ассоциативного познания и восприятия явлений действительности возможно решение проблемы развития художественно-творческих способностей студентов, имеющих принципиальное значение в современной системе высшего образования России. Таким образом, целостность методической системы художественно-педагогического образования заключается в единстве и тесной взаимосвязи обучения, воспитания и развития, которые имеют единую методологическую основу.

Разработанная нами целостная методическая система художественно-педагогического образования и эстетического воспитания студентов средствами изобразительного искусства и художественной культуры основана на подробном исследовании и изучении творчества мастеров искусства, деятелей культуры Дагестана, многовекового декоративно-прикладного наследия горцев.

Разработанная нами система основана на реализации следующих дидактических условий:

  • активизация профориентационной деятельности подразделения: организация выездных агитационных бригад, выступлений в средствах массовой информации, пропаганда деятельности художественно-творческих организаций, клубов, кружков декоративно-прикладного искусства, изостудий, организация экскурсий в музеи, творческие мастерские, выставочные залы, художественные центры Дагестана и др.;
  • начальная подготовка абитуриентов художественно-графических факультетов в области искусства, художественной культуры;
  • формирование оптимального количества студентов в группе;
  • педагогическое мастерство, научно-публикационная и художественно-выставочная активность художника-педагога;
  • разработка и использование в учебном процессе проблемно-поисковых заданий, направленных на развитие эстетических характеристик личности и художественно-педагогического мастерства будущего учителя;
  • создание творческой атмосферы в процессе осуществления научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности студентов;
  • формирование потребностей у студентов к научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности в области искусства и художественной культуры Дагестана;
  • формирование мотивации студентов к развитию собственных художественно-творческих способностей, профессиональных навыков в художественно-педагогической деятельности, ценностных ориентаций и мировоззренческих позиций;
  • создание непрерывного преемственного процесса приобретения знаний и опыта художественно-творческой и научно-исследовательской деятельности студентов и педагогов;
  • организация и проведение экспозиционно-конкурсной деятельности студентов, педагогов-художников - преподавателей художественно-графического факультета.

Таким образом, методика реализации эффективных путей, принципов, форм, средств и условий художественно-педагогического образования и эстетического воспитания студентов в процессе освоения дисциплин художественно-эстетического и отечественной культуры предусматривает следующие основные моменты:

  • объяснение теоретического материала в соответствии с дидактическими принципами обучения; научности, наглядности, последовательности и системности, связи с жизнью, гуманистической направленности, доступности, учета индивидуальных особенностей личности студента и др.;
  • определение и формулировка методической цели, учебно-творческих задач, условий и требований к конечному результату на определённом этапе выполнения работы;
  • чередование отдыха и активности студентов в процессе художественно-творческой деятельности;
  • применение форм и методов индивидуальной и фронтальной работы, использование современных интерактивных технологий;
  • применение оптимального сочетания принципов, методов, форм, средств и условий для достижения эффективных результатов сформулированной проблемы

Творческий подход к совершенствованию художественно-педагогического образования и эстетического воспитания студентов в процессе их приобщения к изобразительному искусству и отечественной художественной культуре поможет более качественно развивать их художественный и эстетический вкус, творческую активность, формировать их художественно-творческие потребности и развивать художественно-творческие способности.

Рассматриваемый аспект проблемы может стать основой для дальнейших исследований в области художественно-педагогического образования в целях организации эстетического духовно-нравственного воспитания учащихся художественно-графических подразделений вузов, училищ, детских художественных школ и школ искусств.

Рецензенты:

Раджабов Исмаил Магомедович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства, декан художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета, г. Махачкала.

Байрамбеков Марат Мирзоевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. сектором культуры и искусства народов Дагестана НИИ педагогики им. А. А. Тахо-Годи, г. Махачкала.