Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Дамаданова С.Р. 1
1 ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Гуманизация современного образовательно-воспитательного процесса предполагает обращение к педагогическому потенциалу отечественного изобразительного искусства и художественной культуры. В рассматриваемой статье представлено теоретическое обоснование воспитательной значимости произведений искусства и объектов художественной культуры в формировании мировоззренческих позиций студентов, развитии их художественно-творческих и научно-исследовательских способностей. Особо подчёркивается нравственно-эстетическая значимость произведений известных художников, мастеров прикладного искусства – преподавателей художественно-графического факультета, рассматривается учебная, научная и художественно-творческая деятельность студентов в процессе приобщения к ценностям отечественной и мировой художественной культуры.
региональный компонент
наследие отечественного искусства
художественно-педагогическое образование
художественная культура
1. Алексеева И. В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности // Автореферат дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2007.
2. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М., 1986.
3. Дамаданова С. Р. Изобразительное искусство в художественно-педагогическом образовании и эстетическом воспитании студентов: На примере работы с учащимися ХГФ Даггоспедуниверситета // Коллективная монография. - Воронеж, 2012.
4. Каган М. С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе (в помощь лектору). - Л., 1984.
5. Коган Л. Н. Художественная культура и художественное воспитание. - М., 1979.
6. Лихачев Б. Т. Законы воспитания и их обусловленность законами общественного развития // Советская педагогика. - М., 1981. - № 3.
7. Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. - Казань, 1976.
8. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства / Под редакцией В. В. Колокольникова. - М., 1962.

В современном обществе заметно возрос интерес к самобытной национальной культуре регионов России, художественным и историческим достопримечательностям, особенностям традиционного быта, морально-этическим нормам общественных и межличностных отношений. Гуманизация общественных отношений требует повышенного внимания к комплексу научных дисциплин художественно-эстетического цикла, исследовательской деятельности по изучению особенностей национального материального и духовного наследия, воплощающего в себе философию мировосприятия народов и занимающего важное место в эстетическом освоении как отечественной, так и мировой культуры.

Актуальная проблема эстетического воспитания учащейся молодёжи нашего региона посредством приобщения к национально-художественной культуре требует разработки дидактических условий, основанных на постижении самобытных особенностей наследия отечественной художественной культуры.

Художественное образование и эстетическое воспитание являются важными компонентами активизации творческих способностей учащихся, базирующимися на развитии интереса к общечеловеческим культурным художественным традициям, освоении мирового и отечественного творческого наследия художников. Изучение художественной культуры Дагестана, в частности, национальных особенностей профессионального изобразительного искусства республики, необходимо рассматривать в качестве эффективного средства воспитания молодого поколения в духе интернационализма, уважения к обычаям, художественным традициям различных народов и народностей. Успешное освоение объектов отечественного и мирового художественного наследия, несомненно, способствует формированию творческого мышления личности, эмоционально-эстетическому освоению явлений действительности, развитию собственно творческих способностей, обеспечивающих практическое воспроизведение в самостоятельном творчестве национального колорита, самобытных художественных образов, а главное - формированию нравственно-эстетических качеств учащихся.

Вместе с тем опыт работы в ВУЗе и в процессе проведения педагогической практики в школах Дагестана свидетельствует о том, что в результате продуманного и систематизированного приобщения учащихся к наследию отечественной и мировой художественной культуры, ознакомления, в частности, с творческим наследием дагестанских художников в ходе бесед, диспутов, факультативов, творческих вечеров, экскурсий, практических уроков изобразительного искусства можно прийти к следующим обобщающим выводам:

  • художественная культура в целом и профессиональное изобразительное искусство, в частности творчество дагестанских художников, решает важнейшую задачу пропаганды, приобщения широких кругов общественности к национальным культурным ценностям, формирования и утверждения эстетического самосознания народа;
  • локальные особенности самобытного дагестанского профессионального изобразительного искусства, отображающего актуальные проблемы общества и важнейшие этапы истории народа, неразрывно связаны с развитием характерных направлений мировой культуры;
  • в становлении профессионального искусства Дагестана, подготовке национальных художественных кадров ведущую роль сыграла русская художественная культура, опыт и помощь русских художников, в свою очередь, черпавших вдохновение в художественной культуре народов Дагестана.

На занятиях дисциплин художественно-эстетического цикла необходимо применение известных в педагогике дидактических принципов, качественно влияющих на динамику роста художественно-творческих способностей студентов и включающих комплекс образовательно-инновационных технологий, обеспечивающих реализацию следующих условий: высокое профессиональное мастерство педагога-художника; создание проблемно-поисковых ситуаций и творческих заданий, направленных на развитие эстетических характеристик личности и художественно-педагогического мастерства студентов; создание творческой атмосферы в процессе научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности и, как следствие, создание потребностей у студентов к научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности; оптимальная мотивация студентов к формированию мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций; организация и проведение конкурсной выставочной деятельности студентов.

Наиболее эффективным средством нравственно-этического становления личности в процессе художественного образования учащейся молодёжи Дагестана является систематическое ознакомление молодого поколения с творческим наследием выдающихся художников и мастеров прикладного искусства республики. Этому способствует как возможность непосредственного восприятия подлинников высокопрофессиональных произведений дагестанских художников - преподавателей художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета, художественных училищ Дагестана, возможность общения с признанными мастерами в творческих мастерских, музеях и выставочных залах республики, формирующей сознание опосредованной сопричастности учащейся молодёжи к миру высокого искусства, так и творческий анализ портретных образов соотечественников, исторических сюжетов, узнаваемых картин природы, самобытных предметных композиций в произведениях изобразительного искусства, а также традиционных и современных произведений декоративно-прикладного искусства, древних архитектурных памятников и других объектов художественной культуры.

Анализ произведений профессионального изобразительного искусства и объектов многовековой этнохудожественной культуры Дагестана свидетельствует о том, что эстетические принципы национального творчества могут стать принципиальной основой художественно-педагогического образования и эстетического воспитания студентов, способствуя, в свою очередь, формированию интереса молодёжи к ценностям мировой художественной культуры.

Обобщая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что художественно-педагогическое образование и эстетическое воспитание студентов средствами изобразительного искусства и художественной культуры будет наиболее эффективным, если:

  • всесторонне изучить и использовать творческое наследие мастеров изобразительного, декоративно прикладного искусства и других объектов художественной культуры Дагестана в эстетическом воспитании студентов;
  • использовать в образовательно-воспитательном процессе основные виды и жанры профессионального изобразительного искусства, многообразие объектов художественной культуры республики;
  • раскрывать художественно-эстетическую значимость произведений изобразительного искусства и объектов художественной культуры как средства эстетического воспитания студентов;
  • используя образовательно-инновационные технологии, внедрить в учебно-воспитательный процесс дифференцированные формы и методы художественного образования и эстетического воспитания молодёжи средствами изобразительного искусства и художественной культуры Дагестана.

Продолжением работы на теоретических и практических занятиях художественно-эстетического цикла является самостоятельная научно-исследовательская и художественно-творческая деятельность студентов на факультативах, в кружковой работе, в ходе экскурсий, в процессе подготовки и выступлений с искусствоведческими докладами на научных конференциях, а также выполнения индивидуальных творческих заданий, что значительно расширяет возможности успешного формирования эмоционального отношения к произведениям искусства и окружающей действительности, способствует духовному обогащению личности. Эффективность такого подхода в значительной степени зависит от уровня эстетической культуры педагога, его умения связать различные формы организации художественного обучения и эстетического развития в единую систему художественно-эстетического воспитания личности посредством приобщения студентов к наследию мировой, отечественной и, в частности, дагестанской художественной культуры.

Важную роль в художественно-педагогическом образовании и эстетическом воспитании студентов творческих вузов играет деятельность самого педагога в области художественного творчества, служащего как возрождению, сохранению и обогащению национальных художественных традиций, так и мировой культуры.

Непременным условием творчества является накопление опыта и критический анализ научно-публикационной и экспозиционно-выставочной деятельности преподавателя, в результате которого разрабатываются новые эффективные творческие подходы и методы научной и художественной деятельности.

Содержание современного художественно-педагогического образования и эстетического воспитания основывается на развитии художественно-творческих способностей личности, где художественное творчество несет в себе воспитательную функцию, формируя общественное сознание. При этом формирование эстетических вкусов, мировоззренческих позиций и развитие практических художественно-творческих умений и навыков в значительной степени зависит от личностных особенностей студента, от психолого-педагогических методов и способов воздействия на личность, мотивационных факторов развития, выраженных в саморегуляции и стремлении личности к выявлению и реализации своего творческого потенциала.

Известно, что творческая деятельность в искусстве является духовной деятельностью, содержащей в себе высокие эстетические, морально-нравственные принципы жизнедеятельности, в результате которой личность (как автора художественных произведений, так и зрителя) приобретает знания о мире, осваивает эмоционально-ценностные отношения к окружающему миру, явлениям действительности. Эти же принципы лежат в основе формирования как личности будущих учителей изобразительного искусства, так и художников - мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства, выступают в качестве духовных ориентиров в профессиональной подготовке специалистов в педагогическом вузе, в частности, в системе художественно-графических факультетов. Творческий процесс создания произведений искусства и объектов художественной культуры является сложным познавательно-психическим, эстетическим процессом, в котором задействованы образно-ассоциативное мышление и воображение, эмоционально-ассоциативное восприятие, зрительная память, волевые свойства личности и др. Только в единении художественно-творческой подготовки и духовной практики эмоционально-ассоциативного познания и восприятия явлений действительности возможно решение проблемы развития художественно-творческих способностей студентов, имеющих принципиальное значение в современной системе высшего образования России. Таким образом, целостность методической системы художественно-педагогического образования заключается в единстве и тесной взаимосвязи обучения, воспитания и развития, которые имеют единую методологическую основу.

Разработанная нами целостная методическая система художественно-педагогического образования и эстетического воспитания студентов средствами изобразительного искусства и художественной культуры основана на подробном исследовании и изучении творчества мастеров искусства, деятелей культуры Дагестана, многовекового декоративно-прикладного наследия горцев.

Разработанная нами система основана на реализации следующих дидактических условий:

  • активизация профориентационной деятельности подразделения: организация выездных агитационных бригад, выступлений в средствах массовой информации, пропаганда деятельности художественно-творческих организаций, клубов, кружков декоративно-прикладного искусства, изостудий, организация экскурсий в музеи, творческие мастерские, выставочные залы, художественные центры Дагестана и др.;
  • начальная подготовка абитуриентов художественно-графических факультетов в области искусства, художественной культуры;
  • формирование оптимального количества студентов в группе;
  • педагогическое мастерство, научно-публикационная и художественно-выставочная активность художника-педагога;
  • разработка и использование в учебном процессе проблемно-поисковых заданий, направленных на развитие эстетических характеристик личности и художественно-педагогического мастерства будущего учителя;
  • создание творческой атмосферы в процессе осуществления научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности студентов;
  • формирование потребностей у студентов к научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности в области искусства и художественной культуры Дагестана;
  • формирование мотивации студентов к развитию собственных художественно-творческих способностей, профессиональных навыков в художественно-педагогической деятельности, ценностных ориентаций и мировоззренческих позиций;
  • создание непрерывного преемственного процесса приобретения знаний и опыта художественно-творческой и научно-исследовательской деятельности студентов и педагогов;
  • организация и проведение экспозиционно-конкурсной деятельности студентов, педагогов-художников - преподавателей художественно-графического факультета.

Таким образом, методика реализации эффективных путей, принципов, форм, средств и условий художественно-педагогического образования и эстетического воспитания студентов в процессе освоения дисциплин художественно-эстетического и отечественной культуры предусматривает следующие основные моменты:

  • объяснение теоретического материала в соответствии с дидактическими принципами обучения; научности, наглядности, последовательности и системности, связи с жизнью, гуманистической направленности, доступности, учета индивидуальных особенностей личности студента и др.;
  • определение и формулировка методической цели, учебно-творческих задач, условий и требований к конечному результату на определённом этапе выполнения работы;
  • чередование отдыха и активности студентов в процессе художественно-творческой деятельности;
  • применение форм и методов индивидуальной и фронтальной работы, использование современных интерактивных технологий;
  • применение оптимального сочетания принципов, методов, форм, средств и условий для достижения эффективных результатов сформулированной проблемы

Творческий подход к совершенствованию художественно-педагогического образования и эстетического воспитания студентов в процессе их приобщения к изобразительному искусству и отечественной художественной культуре поможет более качественно развивать их художественный и эстетический вкус, творческую активность, формировать их художественно-творческие потребности и развивать художественно-творческие способности.

Рассматриваемый аспект проблемы может стать основой для дальнейших исследований в области художественно-педагогического образования в целях организации эстетического духовно-нравственного воспитания учащихся художественно-графических подразделений вузов, училищ, детских художественных школ и школ искусств.

Рецензенты:

Раджабов Исмаил Магомедович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства, декан художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета, г. Махачкала.

Байрамбеков Марат Мирзоевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. сектором культуры и искусства народов Дагестана НИИ педагогики им. А. А. Тахо-Годи, г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Дамаданова С.Р. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8485 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674