Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITY OF THE STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Knyazeva N.G. 1
1 KRSEBE SPE «Slobodskoy State College of Pedagogic and Social Relations»
The analysis of pedagogical conditions of the organization of students‘ educational and research activity is carried out in the article. The transition of educational institution to work on FGOS SPO in modern conditions nominated a problem of development of a complex of organizational and pedagogical conditions for formation of research skills of students of college. From a position of modern requirements not only training of specialists of an average link became the main objective of SPO system, but also creation of conditions for the development of creatively active personality which can realize research functions in professional activity. The organization of research activity stimulates students to the solution of professional tasks that meets the requirements of preparation of the modern expert in the presence of pedagogical conditions: the need of continuous improvement of pedagogical skill; the accounting of specific features of students at a choice of a research subject; the development and use of didactic providing for effective research activity; the realization of interaction of a teacher and a student.
organization of educational and research activity of students of secondary professional education
pedagogical conditions
Развитие исследовательской деятельности студентов является одним из основных направлений модернизации системы среднего профессионального образования [3].

Среднее профессиональное образование отличается от общего четкостью в определении образовательного результата, являющегося отражением социального заказа. Обучение в условиях реализации опережающего профессионального образования должно носить прогностический характер и формировать качества личности, которые потребуются выпускнику в будущем.

Переход образовательного учреждения в современных условиях на работу по ФГОС СПО выдвинул проблему разработки комплекса организационно-педагогических условий для формирования исследовательских умений и навыков студентов колледжа.

Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию профессиональных интересов, мы должны уточнить, что нами понимается под таковыми. В научной литературе встречаются различные точками зрения. Наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются определения данные Н. М. Борытко и В. И. Андреевым.

Под педагогическими условиями Н. М. Борытко рассматривает совокупность внешних обстоятельств, оказывающих влияние на ход педагогического процесса, сознательно сконструированных педагогом, предполагающих достижение определенного результата [4].

В. И. Андреев утверждает, что педагогические условия представляют результат содержания, методов или приемов, а также организационных форм обучения для достижения целей [1].

Следовательно, под педагогическими условиями понимаем совокупность обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит профессиональная деятельность. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов и учитывались при построении образовательного процесса.

Рассматривая содержание педагогических условий, необходимо обратить внимание на работы В. И. Андреева, И. Я. Лернера, П. И. Пидкасистого, которые утверждают, что деятельность является основным средством и условием развития личности. Авторы определяют творческую деятельность как постоянный поиск новых путей решения возникающих проблем, непрерывное совершенствование стиля, методов и приемов деятельности, а также способность находить основу для их взаимосвязи [2; 13; 17].

Н. А. Семенова считает, что педагог, организующий исследовательскую деятельность, должен способствовать к созданию творческой среды и обладать особыми знаниями в области организации исследовательской деятельности. В процессе вовлечения студентов в исследовательскую деятельность преподаватель должен активно руководить этим процессом [18].

Е. А. Козлова представила описание оптимальных условий организации исследовательской среды: разнообразие видов творческой деятельности и для развития креативных способностей студентов нужен творческий педагог, работающий в творческом педагогическом коллективе [11].

Большинство авторов в исследованиях не указывают на то, что педагогу необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство в области исследовательской деятельности. Однако важнейшим педагогическим условием организации исследовательской деятельности студентов учреждений среднего профессионального образования должно стать образовательное пространство для преподавателей, привлекающих студентов в исследовательскую деятельность, в рамках которой и будет образовано профессиональное объединение единомышленников, в том числе, и социальных партнеров.

П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, З. И. Калмыкова в работах рассматривают индивидуальные различия обучающихся при вовлечении их в познавательный процесс. Ученые сходятся во взглядах и считают идею о необходимости учета индивидуальных особенностей в организации исследовательской деятельности как еще одним из педагогических условий [6; 7; 10].

Ряд ученых считают, что при организации исследовательской деятельности необходимо учитывать познавательный интерес студентов [5; 8; 10].

Н. А. Семенова дополняет педагогические условия такими положениями как сотрудничество и сотворчество в процессе исследовательской деятельности преподавателя, студента и социального партнера [18].

А. В. Леонтович описывает педагогические условия, которые способствуют организации учебно-исследовательской деятельности студентов:

  • поэтапное включение студентов в учебно-исследовательскую деятельность через разнообразные формы урочной и внеурочной работы с учетом социального партнерства;
  • постоянное повышение уровня педагогического руководства учебно- исследовательской деятельностью студентов;
  • организация учебно-практического сотрудничества студентов, преподавателей, социальных партнеров [12].

Е. А. Дмитренко предлагает иные педагогические условия, которые способствуют развитию и организации исследовательской деятельности студентов колледжа в учебно-воспитательном процессе с привлечением руководителей или консультантов:

  • высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей-руководителей студенческих исследований;
  • повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся; применение нетрадиционных методик в обучении;
  • внедрение в воспитательный процесс технологии исследовательского обучения;
  • спецкурсы или кружки, факультативы по основам исследовательской деятельности;
  • консультации по предметам с преподавателями вузов, с их учетом преподаватель сможет разработать конкретную программу действий, которая составит ориентир для развития способностей студентов к учебно-исследовательской деятельности [9].

Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов, И. В. Павлова описывают педагогические условия, которые отражают высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей - руководителей исследовательской деятельности студентов.

Педагогическое мастерство преподавателей - руководителей, все чаще определяется комплексом гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей, что позволяет преподавателю эффективно управлять познавательной деятельностью студентов [14; 16].

Кроме того, основой успеха реализации исследовательской деятельности студентов являются внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога.

По мнению А. С. Обухова, преподаватель должен находиться в состоянии научного поиска, чтобы выступать как носитель опыта организации исследовательской работы. Именно педагог-исследователь создает условия для формирования внутренней мотивации студента, решает любую проблему творчески, использует исследовательский подход.

Поэтому, как считает А. С. Обухов, самое важное для преподавателя - это не проложить и отработать путь в своей педагогической деятельности, а зафиксировать его. Еще одно педагогическое условие, которое описывает автор, является повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы студентов. Это условие можно реализовать в процессе активной работы студентов в научном сообществе, которое может иметь название, эмблему, девиз, свою структуру, кабинет или лабораторию.

Одним из основных условий является применение нетрадиционных методик в обучении, что способствует формированию опыта исследовательской деятельности. В организации учебно-воспитательного процесса ведущая роль принадлежит проблемному обучению, которое, будучи самостоятельной технологией обучения, одновременно является основой всех развивающих и творческих технологий.

Условие внедрения в учебно-воспитательный процесс технологий исследовательского обучения через введение спецкурса по основам исследовательской деятельности и организацию индивидуальных и групповых консультаций по предметам с преподавателями вузов [15].

На основе педагогического опыта были дополнены наработки исследователей и представлены собственные взгляды на педагогические условия, способствующие качественной организации исследовательской деятельности студентов колледжа.

Во-первых, необходимо учитывать факт постоянного самосовершенствования в данном направлении деятельности, для этого нами предложено создать действующее образовательное пространство для преподавателей по теоретическим и практическим вопросам организации исследовательской деятельности со студентами, которое будет способствовать их профессиональному росту.

Этим пространством могут стать семинары, курсы, лаборатории, которые объединят преподавателей и студентов в творческий союз. Для реализации данного условия необходима нормативная база, обеспечивающая правовое поле деятельности, а именно, «Положение» о проведении семинаров, курсов или лаборатории.

Во-вторых, методическое обеспечение процесса организации исследовательской деятельности студентов и преподавателей колледжа является одним из важнейших педагогических условий организации данного процесса. Методическое обеспечение включает комплект материалов: программа, учебные пособия для преподавателя, методическая литература для преподавателя и студента, раздаточный и презентационный материалы.

В-третьих, одним из важнейших педагогических условий, на наш взгляд, при организации исследовательской деятельности студентов является реализация взаимодействия преподавателя и студента, то есть личностные отношения, основанные на принятии друг друга и предполагающие ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого.

Преподаватели выстраивают взаимодействие со студентами, вовлекая их в исследовательскую деятельность, создавая творческую среду, атмосферу психологического комфорта, привлекая к сотворчеству и сотрудничеству всех участников образовательного процесса, включая и социальных партнеров. Эффективными формами взаимодействия преподавателя и студента, на наш взгляд, являются научно-практические конференции, дискуссии, форумы, стендовые защиты, презентации полученных результатов или опыта.

Таким образом, нами определены следующие педагогические условия организации исследовательской деятельности студентов учреждения среднего профессионального образования: необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства; учет индивидуальных особенностей студентов при выборе темы исследования; разработка и использование дидактического обеспечения для эффективной исследовательской деятельности; реализация взаимодействия преподавателя и студента. Исследовательская деятельность позволяет обеспечить осознанное и глубокое усвоение учебного материала, индивидуализировать подготовку специалистов, развить такие качества как компетентность, самостоятельность, творческий подход к делу, а также сформировать у студентов умения непрерывно учиться, обновляя свои знания, приобрести навыки исследовательской деятельности.

Рецензенты:

Александрова Наталья Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, начальник отдела науки и аспирантуры Вятского социально-экономического института, г. Киров.

Помелов Владимир Борисович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Вятского государственного гуманитарного университета, г. Киров.