Среднее профессиональное образование отличается от общего четкостью в определении образовательного результата, являющегося отражением социального заказа. Обучение в условиях реализации опережающего профессионального образования должно носить прогностический характер и формировать качества личности, которые потребуются выпускнику в будущем.
Переход образовательного учреждения в современных условиях на работу по ФГОС СПО выдвинул проблему разработки комплекса организационно-педагогических условий для формирования исследовательских умений и навыков студентов колледжа.
Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию профессиональных интересов, мы должны уточнить, что нами понимается под таковыми. В научной литературе встречаются различные точками зрения. Наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются определения данные Н. М. Борытко и В. И. Андреевым.
Под педагогическими условиями Н. М. Борытко рассматривает совокупность внешних обстоятельств, оказывающих влияние на ход педагогического процесса, сознательно сконструированных педагогом, предполагающих достижение определенного результата [4].
В. И. Андреев утверждает, что педагогические условия представляют результат содержания, методов или приемов, а также организационных форм обучения для достижения целей [1].
Следовательно, под педагогическими условиями понимаем совокупность обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит профессиональная деятельность. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов и учитывались при построении образовательного процесса.
Рассматривая содержание педагогических условий, необходимо обратить внимание на работы В. И. Андреева, И. Я. Лернера, П. И. Пидкасистого, которые утверждают, что деятельность является основным средством и условием развития личности. Авторы определяют творческую деятельность как постоянный поиск новых путей решения возникающих проблем, непрерывное совершенствование стиля, методов и приемов деятельности, а также способность находить основу для их взаимосвязи [2; 13; 17].
Н. А. Семенова считает, что педагог, организующий исследовательскую деятельность, должен способствовать к созданию творческой среды и обладать особыми знаниями в области организации исследовательской деятельности. В процессе вовлечения студентов в исследовательскую деятельность преподаватель должен активно руководить этим процессом [18].
Е. А. Козлова представила описание оптимальных условий организации исследовательской среды: разнообразие видов творческой деятельности и для развития креативных способностей студентов нужен творческий педагог, работающий в творческом педагогическом коллективе [11].
Большинство авторов в исследованиях не указывают на то, что педагогу необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство в области исследовательской деятельности. Однако важнейшим педагогическим условием организации исследовательской деятельности студентов учреждений среднего профессионального образования должно стать образовательное пространство для преподавателей, привлекающих студентов в исследовательскую деятельность, в рамках которой и будет образовано профессиональное объединение единомышленников, в том числе, и социальных партнеров.
П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, З. И. Калмыкова в работах рассматривают индивидуальные различия обучающихся при вовлечении их в познавательный процесс. Ученые сходятся во взглядах и считают идею о необходимости учета индивидуальных особенностей в организации исследовательской деятельности как еще одним из педагогических условий [6; 7; 10].
Ряд ученых считают, что при организации исследовательской деятельности необходимо учитывать познавательный интерес студентов [5; 8; 10].
Н. А. Семенова дополняет педагогические условия такими положениями как сотрудничество и сотворчество в процессе исследовательской деятельности преподавателя, студента и социального партнера [18].
А. В. Леонтович описывает педагогические условия, которые способствуют организации учебно-исследовательской деятельности студентов:
- поэтапное включение студентов в учебно-исследовательскую деятельность через разнообразные формы урочной и внеурочной работы с учетом социального партнерства;
- постоянное повышение уровня педагогического руководства учебно- исследовательской деятельностью студентов;
- организация учебно-практического сотрудничества студентов, преподавателей, социальных партнеров [12].
Е. А. Дмитренко предлагает иные педагогические условия, которые способствуют развитию и организации исследовательской деятельности студентов колледжа в учебно-воспитательном процессе с привлечением руководителей или консультантов:
- высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей-руководителей студенческих исследований;
- повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся; применение нетрадиционных методик в обучении;
- внедрение в воспитательный процесс технологии исследовательского обучения;
- спецкурсы или кружки, факультативы по основам исследовательской деятельности;
- консультации по предметам с преподавателями вузов, с их учетом преподаватель сможет разработать конкретную программу действий, которая составит ориентир для развития способностей студентов к учебно-исследовательской деятельности [9].
Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов, И. В. Павлова описывают педагогические условия, которые отражают высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей - руководителей исследовательской деятельности студентов.
Педагогическое мастерство преподавателей - руководителей, все чаще определяется комплексом гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей, что позволяет преподавателю эффективно управлять познавательной деятельностью студентов [14; 16].
Кроме того, основой успеха реализации исследовательской деятельности студентов являются внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога.
По мнению А. С. Обухова, преподаватель должен находиться в состоянии научного поиска, чтобы выступать как носитель опыта организации исследовательской работы. Именно педагог-исследователь создает условия для формирования внутренней мотивации студента, решает любую проблему творчески, использует исследовательский подход.
Поэтому, как считает А. С. Обухов, самое важное для преподавателя - это не проложить и отработать путь в своей педагогической деятельности, а зафиксировать его. Еще одно педагогическое условие, которое описывает автор, является повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы студентов. Это условие можно реализовать в процессе активной работы студентов в научном сообществе, которое может иметь название, эмблему, девиз, свою структуру, кабинет или лабораторию.
Одним из основных условий является применение нетрадиционных методик в обучении, что способствует формированию опыта исследовательской деятельности. В организации учебно-воспитательного процесса ведущая роль принадлежит проблемному обучению, которое, будучи самостоятельной технологией обучения, одновременно является основой всех развивающих и творческих технологий.
Условие внедрения в учебно-воспитательный процесс технологий исследовательского обучения через введение спецкурса по основам исследовательской деятельности и организацию индивидуальных и групповых консультаций по предметам с преподавателями вузов [15].
На основе педагогического опыта были дополнены наработки исследователей и представлены собственные взгляды на педагогические условия, способствующие качественной организации исследовательской деятельности студентов колледжа.
Во-первых, необходимо учитывать факт постоянного самосовершенствования в данном направлении деятельности, для этого нами предложено создать действующее образовательное пространство для преподавателей по теоретическим и практическим вопросам организации исследовательской деятельности со студентами, которое будет способствовать их профессиональному росту.
Этим пространством могут стать семинары, курсы, лаборатории, которые объединят преподавателей и студентов в творческий союз. Для реализации данного условия необходима нормативная база, обеспечивающая правовое поле деятельности, а именно, «Положение» о проведении семинаров, курсов или лаборатории.
Во-вторых, методическое обеспечение процесса организации исследовательской деятельности студентов и преподавателей колледжа является одним из важнейших педагогических условий организации данного процесса. Методическое обеспечение включает комплект материалов: программа, учебные пособия для преподавателя, методическая литература для преподавателя и студента, раздаточный и презентационный материалы.
В-третьих, одним из важнейших педагогических условий, на наш взгляд, при организации исследовательской деятельности студентов является реализация взаимодействия преподавателя и студента, то есть личностные отношения, основанные на принятии друг друга и предполагающие ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого.
Преподаватели выстраивают взаимодействие со студентами, вовлекая их в исследовательскую деятельность, создавая творческую среду, атмосферу психологического комфорта, привлекая к сотворчеству и сотрудничеству всех участников образовательного процесса, включая и социальных партнеров. Эффективными формами взаимодействия преподавателя и студента, на наш взгляд, являются научно-практические конференции, дискуссии, форумы, стендовые защиты, презентации полученных результатов или опыта.
Таким образом, нами определены следующие педагогические условия организации исследовательской деятельности студентов учреждения среднего профессионального образования: необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства; учет индивидуальных особенностей студентов при выборе темы исследования; разработка и использование дидактического обеспечения для эффективной исследовательской деятельности; реализация взаимодействия преподавателя и студента. Исследовательская деятельность позволяет обеспечить осознанное и глубокое усвоение учебного материала, индивидуализировать подготовку специалистов, развить такие качества как компетентность, самостоятельность, творческий подход к делу, а также сформировать у студентов умения непрерывно учиться, обновляя свои знания, приобрести навыки исследовательской деятельности.
Рецензенты:
Александрова Наталья Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, начальник отдела науки и аспирантуры Вятского социально-экономического института, г. Киров.
Помелов Владимир Борисович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Вятского государственного гуманитарного университета, г. Киров.
Библиографическая ссылка
Князева Н.Г. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8300 (дата обращения: 11.05.2025).