Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ТНЕ TECHNOLOGY OF INCLUSION STUDENTS IN SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES AS THE DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS EXPERIENCE FACTOR

Ratier N.I. 1 Alexandrovа N.S. 1
1 Socio-economic institute of Vyatka
В статье рассматриваются вопросы организации в условиях вуза социально-культурной деятельности как особого творческого типа совместной деятельности, способствующего формированию гуманистических межличностных отношений студентов. Даётся описание ряда социально-культурных технологий: рекреативных и спортивно-оздоровительных, исследовательских, проектных. Предлагается авторская технология включения студентов в социально-культурную деятельность вуза. Технология реализуется поэтапно в течение всего периода обучения в вузе. Результатом первого этапа (подготовительно-адаптационного) является интерес студентов к социально-значимой деятельности. Второй этап (организационно-деятельностный) решает задачу формирования установки на необходимость приобретения знаний в сфере межличностных отношений, хорошее понимание психического состояния другого человека. Результат третьего этапа (рефлексивного) – умение строить отношения, повышение самоконтроля в контактах, ориентация на сотрудничество и компромисс. Данная технология была апробирована и подтвердила гипотезу о фасилитирующем влиянии социально-культурной деятельности на повышение опыта межличностных отношений.
The article deals with the questions of social and culture organization in higher education as a special and creative type of joint activity, contributing to the formation of humanistic interpersonal relations of students. There is the description of number of social and culture technologies: recreative, sports and fitness, exploratory, designed. Author´s technology of inclusion students in social and culture activities of the university is offered. The technology is implemented step-by-step during the whole period of education. The result of the first stage (preparatory-adaptative) is the interest of students for socially significant activity. In the second stage (organizational-active) is solved the problem of forming the aim at necessity of knowledge acquisition in the scope of interpersonal relations, good understanding of mental condition of other person. The result of third stage (reflexive) is the ability to build relations, growth of self-control in contacts, orientation to collaboration and compromise. These technology was tested, it has confirmed the hypothesis about facilitative influence of sociocultural activity on experience growth of interpersonal relations.
social and culture technologies.
students
interpersonal relations
Введение

XXI век как век медиатехнологий, инноваций, диалога культур, а также рыночной конкуренции в профессиональной деятельности обусловил возрастание роли коммуникаций в различных сферах современного общества, в том числе и в образовании. Субъекты коммуникаций оказываются вовлечёнными  в различные социальные и межличностные отношения, их качество  определяет становление личности специалиста-профессионала.  

Эта проблема давно привлекает внимание учёных.  А. С. Макаренко писал о том,  «что выключить личность, изолировать ее и выделить  из отношений невозможно; «дефектные» отношения, в которые оказывается  включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и,  наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности» [3].

 Сходное мнение высказывал В. Н. Мясищев. Автор концепции отношений подчёркивал, что «основные психические свойства, составляющие нравственное  ядро личности, детерминированы типом отношений, организованных между участниками совместной деятельности»[2].

Поэтому всё чаще возникает вопрос о том, каким образом в условиях вуза организовать деятельность, способствующую формированию гуманистических межличностных отношений как особого творческого типа совместной деятельности, выполняющей  фасилитирующую  функцию в развитии нравственных качеств  студентов.

Возрастающее значение в становлении и формировании опыта межличностных отношений приобретает социально-культурная деятельность. Сегодня образовательное пространство вузов рассматривается как сфера социально-культурной деятельности, где реализуются многочисленные экологические, экономические, правовые, духовно-нравственные, профессионально и этнически ориентированные, информационные и другие традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, проекты и программы [1]. В нашем исследовании межличностных отношений студентов мы применяли ряд технологий, имеющихся в богатом арсенале социально-культурной практики. Описание технологий позволяет раскрыть их основные характеристики, что делает возможным неоднократное воспроизведение последних в процессе социально-культурной деятельности вуза.

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии  предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровление быта, основное внимание уделяется   внедрению новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга. На службу рекреации (восстановления) поставлены методы биоэнергетики, ребефинга, шейпинга, арттерапии  и другие. В музыкально-медитационных и театрально-оздоровительных программах реализуются специфические возможности разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Содержательная сторона рекреационных технологий может расширяться и обогащаться за счет привлечения традиций народной досуговой культуры, возрождения прежних и культивирования новых народных праздников, обрядов и ритуалов. В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность. Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, ознакомления со многими жанрами искусства и литературы.  Интенсифицируя саморефлексию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога [4,6].

Исследовательские технологии предназначены для реализации различных  разновидностей  изыскательских работ. В качестве инструментария исследовательских технологий выступает набор специальных документов и материалов, с помощью которых осуществляется социологическое исследование: анкеты и опросные листы, вопросы для тестирования, карты наблюдения, «фотография объекта», рейтинговые таблицы и таблицы экспертных оценок и др. В современной социально-культурной сфере различают несколько  видов исследовательских технологий:  мониторинговые, контент-анализа, опроса, рейтингов, тестов, наблюдения,  экспериментальные [7].

Социально-культурные проектные технологии обладают следующими основными чертами: 1) имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений; 2) не ограничены, как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких нормативных, экономических или чисто технических требований; 3) в качестве инициаторов и реализаторов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др.

Выбор тематики проектов для социально-культурной сферы обусловлен конкретным социальным заказом, пожеланиями и предложениями различных групп населения. Особенно актуальна и значима разработка социально обеспеченных проектов для  культуроемких областей жизни отдельно взятого региона:  дополнительного образования и досуга, эстетического воспитания, развития профессионального искусства и народного творчества, концертно-зрелищного обслуживания. Объективно необходимой является «привязка» проекта к конкретным социально-экономическим, демографическим, культурным особенностям региона, образу жизни и традициям его населения [6,7].

Обращаясь к  богатому арсеналу методов и технологий  социально-культурной деятельности, мы разработали авторскую технологию включения студентов в социально-культурную деятельность как фактор развития межличностных отношений со следующими структурными составляющими: структурные компоненты межличностных отношений (эмоциональный, когнитивный, поведенческий), технологии социально-культурной деятельности, этапы реализации технологии (таблица 1).

Таблица 1

Технология включения студентов в социально-культурную деятельность как фактор развития опыта межличностных отношений

Струк-турный компо-нент МО

 

 

Технологии социально-культурной деятельности

 

Рекреативные и спортивно-оздоровитель-ные

Педагогичес-кие игровые технологии

Исследовательс-кие технологии

Проектные технологии

 

 

Результат этапа

 

 

 Ключевые дела и мероприятия, формы и методы  их реализации

 

Подготовительно-адаптационный этап (1 курс)

Цель этапа: формирование мотивации к социально-значимой деятельности, развитие социальной  активности.

Эмоциональ-ный компонент

-Коллек-тивно- творчес-кое дело «Посвящение в сту-денты»;

-Музыкаль-но-медита-ционная программа;

-Театраль-но-оздоро-вительная программа.

 

 

-Голубой огонёк;

-Театральная гостиная;

-Вечер при свечах;

-Пир-бал именинников;

-Игра-сказка;

-День рождения коллектива.

Мониторинг социально-культурного проекта «Подари ребёнку улыбку».

-Социально-культурные проекты:

«Подари ребёнку улыбку», «Третий возраст жизни»;

-Арт-терапия;

-Библиоте-рапия;

-Фитотера-пия;

-Музыкоте-рапия;

-Сказкотера-пия;
-Юмороте-рапия.

Интерес студентов к социаль-но-значи-мой деятельности, желание знать, узнавать  и принимать участие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно-деятельностный этап (2-3 курсы)

Цель этапа: освоение студентами различных способов взаимодействия, приобретение и накопление опыта межличностных отношений через различные виды социально-культурной деятельности.

Когнитивный компонент

-Литера-турно-художест-венный праздник;

-Спортив-но-турис-тический праздник;

-Праздник цветов.

-Игровой тренинг;

-Вечер этикета;

-Хоровод друзей;

-Праздничный вечер.

Поиск, сбор и системати-зация информации о знамени-тых людях города.

-Разработка и инсценировка сказок;

-Постановка спектаклей;

-Выставка фоторабот.

Формирование установки на необхо-димость приобретения зна-ний в сфере межлич-ностных отноше-ний, хорошее  понима-ние пси-хического состояния другого человека.

Рефлексивный этап (4 курс)

Цель этапа: развитие способности к самоанализу своей деятельности, формирование гуманного отношения к людям.

Поведенчес-кий компонент

-Праздник русского чая;

-День города;

-Конкурсы-шоу;

 -Интеллек-туальные игры.

-Игра-маскарад;

-Студенческий капустник;

-Кабачок 13 стульев.

-Мультиме-дийная презентация результатов мониторинга

-Мультиме-дийная пре-зентация результатов исследова-ния источ-ников о жизни зна-менитых людей.

-Сотрудни-чество волон-тёров с Центром реабилитации детей-инвалидов;

-Видеолек-торий;

-Фестиваль театральных миниатюр.

Умение строить отноше-ния, повыше-ние само-контроля в контак-тах, ориента-ция на сотрудничество и компро-мисс.

Разработанная технология процесса включения студентов в социально-культурную деятельность  была  апробирована в нашем исследовании  и подтвердила гипотезу о фасилитирующем влиянии социально-культурной деятельности на повышение опыта межличностных отношений, что рассматривается нами как результат реализации данной технологии.

Рецензенты:

Помелов Владимир Борисович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.

Александрова Наталья Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики НОУ «Вятский социально-экономический институт», г. Киро