XXI век как век медиатехнологий, инноваций, диалога культур, а также рыночной конкуренции в профессиональной деятельности обусловил возрастание роли коммуникаций в различных сферах современного общества, в том числе и в образовании. Субъекты коммуникаций оказываются вовлечёнными в различные социальные и межличностные отношения, их качество определяет становление личности специалиста-профессионала.
Эта проблема давно привлекает внимание учёных. А. С. Макаренко писал о том, «что выключить личность, изолировать ее и выделить из отношений невозможно; «дефектные» отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности» [3].
Сходное мнение высказывал В. Н. Мясищев. Автор концепции отношений подчёркивал, что «основные психические свойства, составляющие нравственное ядро личности, детерминированы типом отношений, организованных между участниками совместной деятельности»[2].
Поэтому всё чаще возникает вопрос о том, каким образом в условиях вуза организовать деятельность, способствующую формированию гуманистических межличностных отношений как особого творческого типа совместной деятельности, выполняющей фасилитирующую функцию в развитии нравственных качеств студентов.
Возрастающее значение в становлении и формировании опыта межличностных отношений приобретает социально-культурная деятельность. Сегодня образовательное пространство вузов рассматривается как сфера социально-культурной деятельности, где реализуются многочисленные экологические, экономические, правовые, духовно-нравственные, профессионально и этнически ориентированные, информационные и другие традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, проекты и программы [1]. В нашем исследовании межличностных отношений студентов мы применяли ряд технологий, имеющихся в богатом арсенале социально-культурной практики. Описание технологий позволяет раскрыть их основные характеристики, что делает возможным неоднократное воспроизведение последних в процессе социально-культурной деятельности вуза.
Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровление быта, основное внимание уделяется внедрению новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга. На службу рекреации (восстановления) поставлены методы биоэнергетики, ребефинга, шейпинга, арттерапии и другие. В музыкально-медитационных и театрально-оздоровительных программах реализуются специфические возможности разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.
Содержательная сторона рекреационных технологий может расширяться и обогащаться за счет привлечения традиций народной досуговой культуры, возрождения прежних и культивирования новых народных праздников, обрядов и ритуалов. В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность. Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, ознакомления со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя саморефлексию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога [4,6].
Исследовательские технологии предназначены для реализации различных разновидностей изыскательских работ. В качестве инструментария исследовательских технологий выступает набор специальных документов и материалов, с помощью которых осуществляется социологическое исследование: анкеты и опросные листы, вопросы для тестирования, карты наблюдения, «фотография объекта», рейтинговые таблицы и таблицы экспертных оценок и др. В современной социально-культурной сфере различают несколько видов исследовательских технологий: мониторинговые, контент-анализа, опроса, рейтингов, тестов, наблюдения, экспериментальные [7].
Социально-культурные проектные технологии обладают следующими основными чертами: 1) имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений; 2) не ограничены, как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких нормативных, экономических или чисто технических требований; 3) в качестве инициаторов и реализаторов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др.
Выбор тематики проектов для социально-культурной сферы обусловлен конкретным социальным заказом, пожеланиями и предложениями различных групп населения. Особенно актуальна и значима разработка социально обеспеченных проектов для культуроемких областей жизни отдельно взятого региона: дополнительного образования и досуга, эстетического воспитания, развития профессионального искусства и народного творчества, концертно-зрелищного обслуживания. Объективно необходимой является «привязка» проекта к конкретным социально-экономическим, демографическим, культурным особенностям региона, образу жизни и традициям его населения [6,7].
Обращаясь к богатому арсеналу методов и технологий социально-культурной деятельности, мы разработали авторскую технологию включения студентов в социально-культурную деятельность как фактор развития межличностных отношений со следующими структурными составляющими: структурные компоненты межличностных отношений (эмоциональный, когнитивный, поведенческий), технологии социально-культурной деятельности, этапы реализации технологии (таблица 1).
Таблица 1
Технология включения студентов в социально-культурную деятельность как фактор развития опыта межличностных отношений
Струк-турный компо-нент МО |
Технологии социально-культурной деятельности |
||||||||
|
Рекреативные и спортивно-оздоровитель-ные |
Педагогичес-кие игровые технологии |
Исследовательс-кие технологии |
Проектные технологии
|
Результат этапа
|
||||
|
Ключевые дела и мероприятия, формы и методы их реализации |
|
|||||||
Подготовительно-адаптационный этап (1 курс) Цель этапа: формирование мотивации к социально-значимой деятельности, развитие социальной активности. |
|||||||||
Эмоциональ-ный компонент |
-Коллек-тивно- творчес-кое дело «Посвящение в сту-денты»; -Музыкаль-но-медита-ционная программа; -Театраль-но-оздоро-вительная программа.
|
-Голубой огонёк; -Театральная гостиная; -Вечер при свечах; -Пир-бал именинников; -Игра-сказка; -День рождения коллектива. |
Мониторинг социально-культурного проекта «Подари ребёнку улыбку». |
-Социально-культурные проекты: «Подари ребёнку улыбку», «Третий возраст жизни»; -Арт-терапия; -Библиоте-рапия; -Фитотера-пия; -Музыкоте-рапия;
-Сказкотера-пия; |
Интерес студентов к социаль-но-значи-мой деятельности, желание знать, узнавать и принимать участие.
|
||||
Организационно-деятельностный этап (2-3 курсы) Цель этапа: освоение студентами различных способов взаимодействия, приобретение и накопление опыта межличностных отношений через различные виды социально-культурной деятельности. |
|||||||||
Когнитивный компонент |
-Литера-турно-художест-венный праздник; -Спортив-но-турис-тический праздник; -Праздник цветов. |
-Игровой тренинг; -Вечер этикета; -Хоровод друзей; -Праздничный вечер. |
Поиск, сбор и системати-зация информации о знамени-тых людях города. |
-Разработка и инсценировка сказок; -Постановка спектаклей; -Выставка фоторабот. |
Формирование установки на необхо-димость приобретения зна-ний в сфере межлич-ностных отноше-ний, хорошее понима-ние пси-хического состояния другого человека. |
||||
Рефлексивный этап (4 курс) Цель этапа: развитие способности к самоанализу своей деятельности, формирование гуманного отношения к людям. |
|||||||||
Поведенчес-кий компонент |
-Праздник русского чая; -День города; -Конкурсы-шоу; -Интеллек-туальные игры. |
-Игра-маскарад; -Студенческий капустник; -Кабачок 13 стульев. |
-Мультиме-дийная презентация результатов мониторинга -Мультиме-дийная пре-зентация результатов исследова-ния источ-ников о жизни зна-менитых людей. |
-Сотрудни-чество волон-тёров с Центром реабилитации детей-инвалидов; -Видеолек-торий; -Фестиваль театральных миниатюр. |
Умение строить отноше-ния, повыше-ние само-контроля в контак-тах, ориента-ция на сотрудничество и компро-мисс. |
Разработанная технология процесса включения студентов в социально-культурную деятельность была апробирована в нашем исследовании и подтвердила гипотезу о фасилитирующем влиянии социально-культурной деятельности на повышение опыта межличностных отношений, что рассматривается нами как результат реализации данной технологии.
Рецензенты:
Помелов Владимир Борисович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.
Александрова Наталья Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики НОУ «Вятский социально-экономический институт», г. КироБиблиографическая ссылка
Ратиер Н.И., Александрова Н.С. ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОПЫТА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8148 (дата обращения: 11.05.2025).