Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TENDENCIES OF DEVELOPMENT UP-BRINGING IN THE EDUCATION SYSTEM METROPOLIS OF MOSCOW

Klochkova L.I. 1
1 Centre for Development of systems and technology socialization of children and youth, GBOU VPO "Moscow City Pedagogical University"
The paper updates the problem of humanization of a child’s development in education, reveals the basic directions of educational activities in Moscow schools. This article provides a view on humanistic education and how it is organized in practice. It gives a comparative analysis of basic tendencies in development of up-bringing. Conclusions about the main trends of development upbringing in the education system are made on the basis of the analysis of legal documents, literature and media practice. Thus, the main trends are related: the gradual moving of the ideal teacher of socially-oriented to student-centered goals of education; with the establishment of a pedagogy of subject-subject relations between teacher and pupil; with the assertion in the public mind the defenses and rights of children in the opportunity to manage your own social life; with the necessity to every child experiences a relationship based on mutual assistance, mutual responsibility, mutual understanding, tolerance and respect; with the present state of society and the reflection of the concrete historical process of modernization of education and the creation of the New School; the situation of a multinational school, called to preserve and development of Russian and native languages, to educate Russia self-consciousness and self-identity.
humanistic education
child development in educational environment
basic tendencies in development of up-bringing
Развитие воспитания детей и молодежи становится сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования; при этом данная проблема значима не только для педагогического сообщества, но и для государства и общества в целом. Об актуальности  проблематики воспитания подрастающего поколения говорится в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию (декабрь 2012), в Национальной стратегия  действий  в интересах детей на 2012 - 2017 г.г., утвержденной Указом  Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761.

Цель исследования - выявление основных тенденций развития воспитания в системе столичного образования. В мегаполисе (в еще марте 2008 г.) Правительством Москвы принята Стратегия по реализации государственной политики «Московские дети» на 2008-2017 годы, направленная на улучшение положения детей, их защиты, создания благоприятных условий для жизнедеятельности, обучения и воспитания. Государственная  программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)  [2] ориентирует на понимание связи воспитания детей и молодежи с конкретными социально-экономическими явлениями, происходящими в стране, на обновление подходов к воспитанию как управляемому процессу социализации личности, на межведомственное взаимодействие в организации образовательного процесса, на развитие государственно-общественного управления в образовательных учреждениях. Принятая столичным Департаментом образования  «Концепция развития воспитания в системе образования г.Москвы» (2010 г.)  обеспечивает  стратегию устойчивого  развития мегаполиса,  модернизацию системы образования. На деле это означает создание инновационного механизма развития воспитания в московской системе образования с учетом социокультурных особенностей воспитательного пространства  столицы, ориентированного на формирование гражданственности, патриотизма, нравственности, духовности, культуры, социальной активности, творческих способностей и компетентностей, навыков здорового образа жизни, различных компетентностей молодых москвичей. Стратегическим ресурсом модернизации образования названо «воспитание нравственных качеств личности, среди которых особое значение имеет человеческое достоинство» [1].

Для достижения стратегических целей Концепции развития воспитания в системе образования г.Москвы [3] решаются различные задачи, в частности: создается система обеспечения  качества воспитания в образовательной системе; обновляется содержание и технологии воспитания; повышается эффективность управления развитием воспитания в образовательной системе; развивается база данных и система мониторинга по инновациям и инновационным моделям воспитания, инновационным воспитательным системам.

В Концепции  учтены  положения  национальной образовательной доктрины «Наша новая школа», ФГОС. Содержательные аспекты  Концепции по ключевым задачам развития воспитания сформированы с учетом региональной специфики.  Так, в Москве сегодня  создаются образовательные комплексы, формируются образовательные кластеры, открываются авторские школы, классы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, кол­леджи. Каждое образовательное учреждение имеет свои особенности, свой уникальный детский и педагогический коллектив, работающий по вариативной программе воспитания, создающий все условия для совместной деятельности и всестороннего развития личности ребенка, его самоопределения и самореализации. В течение ряда лет в Москве реализуются комплексные среднесрочные программы, например,  «Патриотическое воспитание молодежи Москвы», «Столичное образование», «Спорт Москвы», в которые входят мероприятия по различным направлениям воспитания детей и молодежи. Многие образовательные учреждения ведут активную работу в области моделирования и проектирования  воспитательных систем,  создают и апробируют всевозможные оригинальные технологии и методики. По последним данным, в проектно-педагогической деятельности участвует около 40% образовательных учреждений. Для обобщения и распространения передового опыта в сфере воспитания создан и постоянно  пополняется  банк данных воспитательных программ, в течение пяти лет регулярно выходят ежегодные сборники лучших институциональных программ воспитания. 

Однако в системе образования мегаполиса в сфере развития воспитания имеются и определенные противоречия. Это связано, в частности, с тем, что, с одной стороны, педагогическая общественность воодушевлена новым идеями развития школы  («Наша новая школа», «Стандарты второго поколения», «Воспитание в школе  будущего» и т.д.). С другой, наблюдается дефицит гуманистической реальности в сфере политики, морали, экономики, искусства, права и собственно образования. А это переходит в кризис и в системе воспитания, что подтверждается расхождением между декларируемыми целями образовательных реформ и характером их практической реализации. 

С одной стороны, имеет место тенденция устранения сложившегося стереотипа, что воспитание - это воспитательная работа в учреждениях образования или социальная  функция семьи, с другой  -  отсутствуют новые стандарты,  программы и  технологии в области воспитания, что приводит к необязательности, дополнительности воспитания в образовательном деле. С одной стороны, общество и государство относится к образованию как  ведомственной системе учреждений, а к воспитанию как общественно-государственной технологии, влияющей на процессы социализации и социального развития, на достижение будущего России. А  с другой стороны, - воспитание, в основном, представляет собой «полулюбительскую» деятельность учителей с набором воспитательных мероприятий или произвольной деятельности семьи.

Выявленные противоречия, как нам представляется, необходимо не просто повернуть в сторону их разрешения, а, суммируя, признать, наконец, что воспитание есть целенаправленный процесс, явление, связанное с четким целеполаганием и, следовательно, с управлением личностным развитием детей и юношества; что это педагогически организованный процесс развития личности, процесс освоения и принятия ею ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Именно в этом контексте в Москве как мегаполисе сегодня решаются важные научно-исследовательские вопросы: изучение закономерностей и взаимосвязи воспитания с уровнем развития общества; осуществление научного, методического и психолого-педагогического проектирования систем воспитания, основанных на фундаментальных теоретических законах и принципах, способствующих всестороннему личностному развитию ребенка с учетом запросов, потребностей и возрастных особенностей, обеспечивающих применение разнообразных подходов в выборе различных направлений социального партнерства детей и юношества как субъектов гражданского общества; создание условий для развития современного государственного, социального и семейного воспитания, обеспечивающего полноценную реализацию интересов общества в воспитании подрастающего поколения;  научно-методическое обеспечение развития системы социального партнерства в реализации общенациональных программ развития воспитания на основе поддержки институтами государства и гражданского общества.

В настоящее время в системе образования мегаполиса можно наблюдать определенные тенденции обновленного подхода к состоянию и сущности воспитательной практики на основе программы развития воспитания, нацеленной, прежде всего, на нравственное оздоровление воспитательного пространства личности. Проведенный концептуальный анализ теоретических основ и практики воспитания в системе образования мегаполиса позволил нам выявить несколько тенденций актуализации проблем в этой сфере.

Первая тенденция связана с постепенным перемещением педагогического идеала от социально-ориентированной к личностно-ориентированной цели образования, предполагающей максимальный учет особенностей внутреннего мира ребенка, его возможностей, интересов и индивидуальных особенностей. Эта тенденция, прежде всего, выражается в наличии важнейших компонентов в воспитательной практике, связанной с общечеловеческими ценностями: признание самоценности личности ребенка; приоритет его здоровых потребностей и интересов в процессе обучения и воспитания; придание воспитательному процессу радости и увлекательности для детей, основанных на стимулировании их самодеятельности и творческой активности; отказ от авторитарного подавления личности ребенка в воспитательном процессе.

Вторая тенденция связана с новыми идеями в воспитательной практике, в которой постепенно утверждается подход, гуманистически ориентированный на ребенка, когда роль педагога выражается не в регламентации и жестком управлении воспитательным процессом, а в том, чтобы вывести ребенка на уровень самоактуализации. Эта позиция взрослого связана с ролью  советника, друга, консультанта. Реализация данного подхода возможна лишь при полном учете интересов детей и постоянном стимулировании активности каждого из них. Эта тенденция отражает установление в педагогике субъект-субъектных отношений, творческого делового сотрудничества в воспитательном процессе, ориентация на развитие способности ребенка участвовать в процессе принятия решений, затрагивающих интересы ребенка [4].

Третья тенденция перекликается с предыдущей, она связана с утверждением в общественном сознании идей защиты и реализации прав детей, среди которых право ребенка на возможность самостоятельно управлять своей собственной общественной жизнью является ведущей. Речь идет о совместной деятельности детей и взрослых, что в гуманистической педагогике считается одним из основных факторов общественного и нравственного развития каждой личности. Прогрессивные педагоги утверждают, что реальное детское самоуправление способно взращивать в каждой личности навыки постоянной работы над собой, самоконтроля, самооценки, что представляет собой важнейший критерий эффективности любой воспитательной концепции.   

Четвертая тенденция отражает понимание того, что главным воспитывающим фактором воспитания в рамках школьной воспитательной системы в процессе познавательной деятельности и внедеятельностного общения является наличие определенных отношений между детьми, между различными их общностями, между детьми и взрослыми (педагогами, родителями). Поэтому от характера отношений, т.е. в какой мере они гуманистичны, зависит эффективность и действенность воспитательной системы школы. Необходимо, чтобы каждый ребенок получил опыт отношений, основанных на взаимной помощи, взаимной ответственности, взаимопонимании, терпимости и уважении.

Пятая тенденция развития воспитания в системе образования мегаполиса непосредственно связана с современным состоянием общества и отражает активно развивающийся на основе широкой дискуссии в педагогической общественности процесс  модернизации образования и создания Новой школы, базирующейся на свободной деятельности ребенка и отвечающей его интересам и потребностям. Целью реформ, таким образом, должно стать создание таких учебно-воспитательных учреждений, в которых подрастающее поколение не только бы обучалось, но и воспитывалось - в самом лучшем и действительном смысле этого слова, т.е. формировалось как в физическом, так и нравственном отношении, достигая при этом раскрытие, развитие и реализацию позитивных способностей каждого ребенка [5].

Шестая тенденция связана с положением, которая занимает многонациональная российская и московская школа, в связи с чем ей приходится проявлять свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Эта тенденция также связана с обновлением образования, которое должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда,  обеспечении развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой, формированием профессиональной элиты, выявлением и поддержкой наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В этом контексте очень важное значение имеет повсеместное обеспечение равного доступа детей и юношества к полноценному  качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.       

Исходя из сказанного выше, отметим, что эти тенденции, в той или иной степени, формируют следующие принципиальные установки: отрицание крайнего интеллектуализма школьного воспитания и реализация деятельностного подхода, ставящего в центр воспитательного процесса самостоятельно добытый ребенком опыт; отказ от авторитарного подхода к ребенку со стороны воспитателя и утверждение субъект-субъектных отношений во взаимодействии учителя и ученика; нахождение возможностей для разрешения существующих противоречий, заложенных во взаимоотношениях  ребенка и детского сообщества; целостное развитие способностей и задатков ребенка (проявление и совершенствование интеллектуальной, эмоционально-чувственной и волевой сфер ребенка в их единстве); личностная ориентация учителя, что предполагает его умение видеть в каждом ученике уникальную личность; основная цель воспитания -  содействие самовоспитанию ребенка и на этой основе его свободной самореализации.

В связи с этим в условиях столичного мегаполиса актуализируются следующие направления развития воспитания в системе образования:

- обеспечение современного качества доступности и эффективности воспитания для различных категорий детей, юношества и молодежи (разработка и внедрение дифференцированных моделей воспитания);

- совершенствование форм, методов и способов воспитательной работы (разработка эффективных моделей педагогической работы; создание системы научно-методического обеспечения);

- организация научно-исследовательской работы (подготовка и внедрение эффективных научных, педагогических и методических разработок; разработка критериев, показателей качества воспитательной деятельности на разных ступенях его реализации);

- совершенствование законодательства и правового обеспечения развития воспитания (создание условий развития воспитания в едином правовом поле);

- информационная поддержка развития воспитания (проектирование содержания и информационного обеспечения изучения и развития воспитательных процессов; проектирование путей распространения инновационных технологий в информационном пространстве мегаполиса);

- развитие современной системы непрерывного процесса воспитания и социализации (на основе преемственности), повышение качества профессиональной компетентности педагогов на всех ступенях образования через систему повышения профессиональной подготовки (разработка системы, обеспеченной программами повышения педагогического мастерства организаторов воспитания на всех уровнях);

- совершенствование системы управления развитием воспитания (создание условий для прогнозирования развития воспитания и организации экспертизы в едином образовательном пространстве);

- разработка системы научно-методического проектирования содержания воспитания (внедрение проектирования в систему воспитания, как условия эффективного его развития);

- повышение социального статуса и профессионального уровня организаторов воспитания (формирование научных, педагогических и методических подходов; разработка городской программы социальной поддержки и профессионального мастерства организаторов воспитания);

- создание нормативно-правовой базы и системы мониторинга по реализации процесса воспитания в деятельности заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных руководителей, воспитателей, организаторов воспитательной деятельности и вожатых (формирование системы кадровой политики в мегаполисе относительно специалистов, отвечающих за воспитание детей и молодежи);

- отработка современных механизмов взаимодействия образовательных учреждений с семьей, детскими и молодежными организациями и другими партнерами в области воспитания (создание системы и  механизмов взаимодействия всех воспитательных институтов: семьи, ДОУ, школы, творческих объединений и общественных организаций);

- систематическая организация научного обмена по проблемам воспитания в городе Москве, в России, на международном и  городском уровне через проведение научных, научно-практических конференций, семинаров, круглых столов и др. (создание системы повышения и распространения передовых научных и практико-ориентированных инновационных технологий в области воспитания);

- развитие организационных форм воспитания (развитие социального партнерства организаций, учреждений и общественных объединений в деле воспитания);

- поддержка и развитие различных городских инновационных проектов (создание системы проектной деятельности, общественной и творческой самореализации подрастающего поколения);

- расширение пространства по внедрению технологий по профилактике негативных явлений в детской и молодежной среде: табакокурения, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции, безнадзорности и т.д. (формирование воспитательного пространства по профилактике негативных явлений);

- развитие системы воспитательных услуг (создание модели воспитательных услуг на уровне города, округа и района).

Действительность такова, что назрело время для системных нововведений, связанных, в частности, с преобразованиями в управлении развитием воспитания в городе Москве, которые должны не просто охватывать все компоненты и звенья этих систем, но привести к реальному возникновению у них новых системных качеств, по сути дела, к рождению новых систем управления. Эти нововведения предполагают, что для осуществления процессов развития воспитания необходимо построение целостной системы, реализация регионального инновационного потенциала, целенаправленное создание ресурсов и условий для реализации стратегии управления воспитанием, а также разработка алгоритма управленческих действий.

Рецензенты:

Демакова Ирина Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой педагогики и психологии, ФГАОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, г.Москва.

Логинова Лариса Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор, ФГАОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, г.Москва.