Цель исследования - выявление основных тенденций развития воспитания в системе столичного образования. В мегаполисе (в еще марте 2008 г.) Правительством Москвы принята Стратегия по реализации государственной политики «Московские дети» на 2008-2017 годы, направленная на улучшение положения детей, их защиты, создания благоприятных условий для жизнедеятельности, обучения и воспитания. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») [2] ориентирует на понимание связи воспитания детей и молодежи с конкретными социально-экономическими явлениями, происходящими в стране, на обновление подходов к воспитанию как управляемому процессу социализации личности, на межведомственное взаимодействие в организации образовательного процесса, на развитие государственно-общественного управления в образовательных учреждениях. Принятая столичным Департаментом образования «Концепция развития воспитания в системе образования г.Москвы» (2010 г.) обеспечивает стратегию устойчивого развития мегаполиса, модернизацию системы образования. На деле это означает создание инновационного механизма развития воспитания в московской системе образования с учетом социокультурных особенностей воспитательного пространства столицы, ориентированного на формирование гражданственности, патриотизма, нравственности, духовности, культуры, социальной активности, творческих способностей и компетентностей, навыков здорового образа жизни, различных компетентностей молодых москвичей. Стратегическим ресурсом модернизации образования названо «воспитание нравственных качеств личности, среди которых особое значение имеет человеческое достоинство» [1].
Для достижения стратегических целей Концепции развития воспитания в системе образования г.Москвы [3] решаются различные задачи, в частности: создается система обеспечения качества воспитания в образовательной системе; обновляется содержание и технологии воспитания; повышается эффективность управления развитием воспитания в образовательной системе; развивается база данных и система мониторинга по инновациям и инновационным моделям воспитания, инновационным воспитательным системам.
В Концепции учтены положения национальной образовательной доктрины «Наша новая школа», ФГОС. Содержательные аспекты Концепции по ключевым задачам развития воспитания сформированы с учетом региональной специфики. Так, в Москве сегодня создаются образовательные комплексы, формируются образовательные кластеры, открываются авторские школы, классы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, колледжи. Каждое образовательное учреждение имеет свои особенности, свой уникальный детский и педагогический коллектив, работающий по вариативной программе воспитания, создающий все условия для совместной деятельности и всестороннего развития личности ребенка, его самоопределения и самореализации. В течение ряда лет в Москве реализуются комплексные среднесрочные программы, например, «Патриотическое воспитание молодежи Москвы», «Столичное образование», «Спорт Москвы», в которые входят мероприятия по различным направлениям воспитания детей и молодежи. Многие образовательные учреждения ведут активную работу в области моделирования и проектирования воспитательных систем, создают и апробируют всевозможные оригинальные технологии и методики. По последним данным, в проектно-педагогической деятельности участвует около 40% образовательных учреждений. Для обобщения и распространения передового опыта в сфере воспитания создан и постоянно пополняется банк данных воспитательных программ, в течение пяти лет регулярно выходят ежегодные сборники лучших институциональных программ воспитания.
Однако в системе образования мегаполиса в сфере развития воспитания имеются и определенные противоречия. Это связано, в частности, с тем, что, с одной стороны, педагогическая общественность воодушевлена новым идеями развития школы («Наша новая школа», «Стандарты второго поколения», «Воспитание в школе будущего» и т.д.). С другой, наблюдается дефицит гуманистической реальности в сфере политики, морали, экономики, искусства, права и собственно образования. А это переходит в кризис и в системе воспитания, что подтверждается расхождением между декларируемыми целями образовательных реформ и характером их практической реализации.
С одной стороны, имеет место тенденция устранения сложившегося стереотипа, что воспитание - это воспитательная работа в учреждениях образования или социальная функция семьи, с другой - отсутствуют новые стандарты, программы и технологии в области воспитания, что приводит к необязательности, дополнительности воспитания в образовательном деле. С одной стороны, общество и государство относится к образованию как ведомственной системе учреждений, а к воспитанию как общественно-государственной технологии, влияющей на процессы социализации и социального развития, на достижение будущего России. А с другой стороны, - воспитание, в основном, представляет собой «полулюбительскую» деятельность учителей с набором воспитательных мероприятий или произвольной деятельности семьи.
Выявленные противоречия, как нам представляется, необходимо не просто повернуть в сторону их разрешения, а, суммируя, признать, наконец, что воспитание есть целенаправленный процесс, явление, связанное с четким целеполаганием и, следовательно, с управлением личностным развитием детей и юношества; что это педагогически организованный процесс развития личности, процесс освоения и принятия ею ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Именно в этом контексте в Москве как мегаполисе сегодня решаются важные научно-исследовательские вопросы: изучение закономерностей и взаимосвязи воспитания с уровнем развития общества; осуществление научного, методического и психолого-педагогического проектирования систем воспитания, основанных на фундаментальных теоретических законах и принципах, способствующих всестороннему личностному развитию ребенка с учетом запросов, потребностей и возрастных особенностей, обеспечивающих применение разнообразных подходов в выборе различных направлений социального партнерства детей и юношества как субъектов гражданского общества; создание условий для развития современного государственного, социального и семейного воспитания, обеспечивающего полноценную реализацию интересов общества в воспитании подрастающего поколения; научно-методическое обеспечение развития системы социального партнерства в реализации общенациональных программ развития воспитания на основе поддержки институтами государства и гражданского общества.
В настоящее время в системе образования мегаполиса можно наблюдать определенные тенденции обновленного подхода к состоянию и сущности воспитательной практики на основе программы развития воспитания, нацеленной, прежде всего, на нравственное оздоровление воспитательного пространства личности. Проведенный концептуальный анализ теоретических основ и практики воспитания в системе образования мегаполиса позволил нам выявить несколько тенденций актуализации проблем в этой сфере.
Первая тенденция связана с постепенным перемещением педагогического идеала от социально-ориентированной к личностно-ориентированной цели образования, предполагающей максимальный учет особенностей внутреннего мира ребенка, его возможностей, интересов и индивидуальных особенностей. Эта тенденция, прежде всего, выражается в наличии важнейших компонентов в воспитательной практике, связанной с общечеловеческими ценностями: признание самоценности личности ребенка; приоритет его здоровых потребностей и интересов в процессе обучения и воспитания; придание воспитательному процессу радости и увлекательности для детей, основанных на стимулировании их самодеятельности и творческой активности; отказ от авторитарного подавления личности ребенка в воспитательном процессе.
Вторая тенденция связана с новыми идеями в воспитательной практике, в которой постепенно утверждается подход, гуманистически ориентированный на ребенка, когда роль педагога выражается не в регламентации и жестком управлении воспитательным процессом, а в том, чтобы вывести ребенка на уровень самоактуализации. Эта позиция взрослого связана с ролью советника, друга, консультанта. Реализация данного подхода возможна лишь при полном учете интересов детей и постоянном стимулировании активности каждого из них. Эта тенденция отражает установление в педагогике субъект-субъектных отношений, творческого делового сотрудничества в воспитательном процессе, ориентация на развитие способности ребенка участвовать в процессе принятия решений, затрагивающих интересы ребенка [4].
Третья тенденция перекликается с предыдущей, она связана с утверждением в общественном сознании идей защиты и реализации прав детей, среди которых право ребенка на возможность самостоятельно управлять своей собственной общественной жизнью является ведущей. Речь идет о совместной деятельности детей и взрослых, что в гуманистической педагогике считается одним из основных факторов общественного и нравственного развития каждой личности. Прогрессивные педагоги утверждают, что реальное детское самоуправление способно взращивать в каждой личности навыки постоянной работы над собой, самоконтроля, самооценки, что представляет собой важнейший критерий эффективности любой воспитательной концепции.
Четвертая тенденция отражает понимание того, что главным воспитывающим фактором воспитания в рамках школьной воспитательной системы в процессе познавательной деятельности и внедеятельностного общения является наличие определенных отношений между детьми, между различными их общностями, между детьми и взрослыми (педагогами, родителями). Поэтому от характера отношений, т.е. в какой мере они гуманистичны, зависит эффективность и действенность воспитательной системы школы. Необходимо, чтобы каждый ребенок получил опыт отношений, основанных на взаимной помощи, взаимной ответственности, взаимопонимании, терпимости и уважении.
Пятая тенденция развития воспитания в системе образования мегаполиса непосредственно связана с современным состоянием общества и отражает активно развивающийся на основе широкой дискуссии в педагогической общественности процесс модернизации образования и создания Новой школы, базирующейся на свободной деятельности ребенка и отвечающей его интересам и потребностям. Целью реформ, таким образом, должно стать создание таких учебно-воспитательных учреждений, в которых подрастающее поколение не только бы обучалось, но и воспитывалось - в самом лучшем и действительном смысле этого слова, т.е. формировалось как в физическом, так и нравственном отношении, достигая при этом раскрытие, развитие и реализацию позитивных способностей каждого ребенка [5].
Шестая тенденция связана с положением, которая занимает многонациональная российская и московская школа, в связи с чем ей приходится проявлять свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Эта тенденция также связана с обновлением образования, которое должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой, формированием профессиональной элиты, выявлением и поддержкой наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В этом контексте очень важное значение имеет повсеместное обеспечение равного доступа детей и юношества к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Исходя из сказанного выше, отметим, что эти тенденции, в той или иной степени, формируют следующие принципиальные установки: отрицание крайнего интеллектуализма школьного воспитания и реализация деятельностного подхода, ставящего в центр воспитательного процесса самостоятельно добытый ребенком опыт; отказ от авторитарного подхода к ребенку со стороны воспитателя и утверждение субъект-субъектных отношений во взаимодействии учителя и ученика; нахождение возможностей для разрешения существующих противоречий, заложенных во взаимоотношениях ребенка и детского сообщества; целостное развитие способностей и задатков ребенка (проявление и совершенствование интеллектуальной, эмоционально-чувственной и волевой сфер ребенка в их единстве); личностная ориентация учителя, что предполагает его умение видеть в каждом ученике уникальную личность; основная цель воспитания - содействие самовоспитанию ребенка и на этой основе его свободной самореализации.
В связи с этим в условиях столичного мегаполиса актуализируются следующие направления развития воспитания в системе образования:
- обеспечение современного качества доступности и эффективности воспитания для различных категорий детей, юношества и молодежи (разработка и внедрение дифференцированных моделей воспитания);
- совершенствование форм, методов и способов воспитательной работы (разработка эффективных моделей педагогической работы; создание системы научно-методического обеспечения);
- организация научно-исследовательской работы (подготовка и внедрение эффективных научных, педагогических и методических разработок; разработка критериев, показателей качества воспитательной деятельности на разных ступенях его реализации);
- совершенствование законодательства и правового обеспечения развития воспитания (создание условий развития воспитания в едином правовом поле);
- информационная поддержка развития воспитания (проектирование содержания и информационного обеспечения изучения и развития воспитательных процессов; проектирование путей распространения инновационных технологий в информационном пространстве мегаполиса);
- развитие современной системы непрерывного процесса воспитания и социализации (на основе преемственности), повышение качества профессиональной компетентности педагогов на всех ступенях образования через систему повышения профессиональной подготовки (разработка системы, обеспеченной программами повышения педагогического мастерства организаторов воспитания на всех уровнях);
- совершенствование системы управления развитием воспитания (создание условий для прогнозирования развития воспитания и организации экспертизы в едином образовательном пространстве);
- разработка системы научно-методического проектирования содержания воспитания (внедрение проектирования в систему воспитания, как условия эффективного его развития);
- повышение социального статуса и профессионального уровня организаторов воспитания (формирование научных, педагогических и методических подходов; разработка городской программы социальной поддержки и профессионального мастерства организаторов воспитания);
- создание нормативно-правовой базы и системы мониторинга по реализации процесса воспитания в деятельности заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных руководителей, воспитателей, организаторов воспитательной деятельности и вожатых (формирование системы кадровой политики в мегаполисе относительно специалистов, отвечающих за воспитание детей и молодежи);
- отработка современных механизмов взаимодействия образовательных учреждений с семьей, детскими и молодежными организациями и другими партнерами в области воспитания (создание системы и механизмов взаимодействия всех воспитательных институтов: семьи, ДОУ, школы, творческих объединений и общественных организаций);
- систематическая организация научного обмена по проблемам воспитания в городе Москве, в России, на международном и городском уровне через проведение научных, научно-практических конференций, семинаров, круглых столов и др. (создание системы повышения и распространения передовых научных и практико-ориентированных инновационных технологий в области воспитания);
- развитие организационных форм воспитания (развитие социального партнерства организаций, учреждений и общественных объединений в деле воспитания);
- поддержка и развитие различных городских инновационных проектов (создание системы проектной деятельности, общественной и творческой самореализации подрастающего поколения);
- расширение пространства по внедрению технологий по профилактике негативных явлений в детской и молодежной среде: табакокурения, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции, безнадзорности и т.д. (формирование воспитательного пространства по профилактике негативных явлений);
- развитие системы воспитательных услуг (создание модели воспитательных услуг на уровне города, округа и района).
Действительность такова, что назрело время для системных нововведений, связанных, в частности, с преобразованиями в управлении развитием воспитания в городе Москве, которые должны не просто охватывать все компоненты и звенья этих систем, но привести к реальному возникновению у них новых системных качеств, по сути дела, к рождению новых систем управления. Эти нововведения предполагают, что для осуществления процессов развития воспитания необходимо построение целостной системы, реализация регионального инновационного потенциала, целенаправленное создание ресурсов и условий для реализации стратегии управления воспитанием, а также разработка алгоритма управленческих действий.
Рецензенты:
Демакова Ирина Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой педагогики и психологии, ФГАОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, г.Москва.
Логинова Лариса Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор, ФГАОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, г.Москва.