Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕГАПОЛИСА Г. МОСКВЫ

Клочкова Л.И. 1
1 Центр развития систем и технологий социализации детей и молодежи ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
В статье рассматриваются тенденции развития воспитания в системе образования столичного мегаполиса, актуализируется проблема гуманизации развития ребенка в образовательной среде, раскрываются основные направления педагогической деятельности по утверждению идеи гуманистического воспитания для отечественного образования. Выводы об основных тенденциях развития воспитания в системе образования сделаны на основе анализа нормативно-правовых документов, специальной литературы и массовой практики. Так, основные тенденции связаны: с постепенным перемещением педагогического идеала от социально-ориентированной к личностно-ориентированной цели образования; с установлением в педагогике субъект-субъектных отношений между педагогом и воспитанником; с утверждением в общественном сознании идей защиты и реализации прав детей на возможность самостоятельно управлять своей собственной общественной жизнью; с необходимостью, чтобы каждый ребенок получил опыт отношений, основанных на взаимной помощи, взаимной ответственности, взаимопонимании, толерантности и уважении; с современным состоянием общества и отражением конкретно-исторического процесса модернизации образования и создания Новой школы; с положением многонациональной школы, призванной к сохранению и развитию русского и родных для детей языков, к формированию российского самосознания и самоидентичности.
гуманистическое воспитание
развитие ребенка в образовательной среде
тенденции развития воспитания
1. Калина И.И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования: Автореф. дис. докт.пед.н. - М.: 2012. - с. 4.
2. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»). [Электронный ресурс] // Департамент образования города Москвы: сайт - http://www.educom.ru/ru/documents/target_grant/razrab/ (дата обращения 17.12.2012).\\
3. Концепция развития воспитания в системе образования города Москвы, утвержденная решением Коллегии Департамента образования города от 11.03. 2010 г. № 2/1. [Электронный ресурс] // Московское образование. Информационный портал. - http://www.mosedu.ru/actual/detail.php?ID=865 (дата обращения 12.17.2012).\\
4. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 г.г.» от 1 июня 2012 г. № 761. [Электронный ресурс] //Гарант. Информационно-правовой портал: сайт - http://www.garant.ru/hotlaw/federal/400890/ (дата обращения 12.17.2012).\\
5. Национальный приоритетный проект «Образование». [Электронный ресурс] - //Министерство образования и науки РФ: сайт - http://минобрнауки.рф/ (дата обращения 12.17.2012).\\
Развитие воспитания детей и молодежи становится сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования; при этом данная проблема значима не только для педагогического сообщества, но и для государства и общества в целом. Об актуальности  проблематики воспитания подрастающего поколения говорится в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию (декабрь 2012), в Национальной стратегия  действий  в интересах детей на 2012 - 2017 г.г., утвержденной Указом  Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761.

Цель исследования - выявление основных тенденций развития воспитания в системе столичного образования. В мегаполисе (в еще марте 2008 г.) Правительством Москвы принята Стратегия по реализации государственной политики «Московские дети» на 2008-2017 годы, направленная на улучшение положения детей, их защиты, создания благоприятных условий для жизнедеятельности, обучения и воспитания. Государственная  программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)  [2] ориентирует на понимание связи воспитания детей и молодежи с конкретными социально-экономическими явлениями, происходящими в стране, на обновление подходов к воспитанию как управляемому процессу социализации личности, на межведомственное взаимодействие в организации образовательного процесса, на развитие государственно-общественного управления в образовательных учреждениях. Принятая столичным Департаментом образования  «Концепция развития воспитания в системе образования г.Москвы» (2010 г.)  обеспечивает  стратегию устойчивого  развития мегаполиса,  модернизацию системы образования. На деле это означает создание инновационного механизма развития воспитания в московской системе образования с учетом социокультурных особенностей воспитательного пространства  столицы, ориентированного на формирование гражданственности, патриотизма, нравственности, духовности, культуры, социальной активности, творческих способностей и компетентностей, навыков здорового образа жизни, различных компетентностей молодых москвичей. Стратегическим ресурсом модернизации образования названо «воспитание нравственных качеств личности, среди которых особое значение имеет человеческое достоинство» [1].

Для достижения стратегических целей Концепции развития воспитания в системе образования г.Москвы [3] решаются различные задачи, в частности: создается система обеспечения  качества воспитания в образовательной системе; обновляется содержание и технологии воспитания; повышается эффективность управления развитием воспитания в образовательной системе; развивается база данных и система мониторинга по инновациям и инновационным моделям воспитания, инновационным воспитательным системам.

В Концепции  учтены  положения  национальной образовательной доктрины «Наша новая школа», ФГОС. Содержательные аспекты  Концепции по ключевым задачам развития воспитания сформированы с учетом региональной специфики.  Так, в Москве сегодня  создаются образовательные комплексы, формируются образовательные кластеры, открываются авторские школы, классы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, кол­леджи. Каждое образовательное учреждение имеет свои особенности, свой уникальный детский и педагогический коллектив, работающий по вариативной программе воспитания, создающий все условия для совместной деятельности и всестороннего развития личности ребенка, его самоопределения и самореализации. В течение ряда лет в Москве реализуются комплексные среднесрочные программы, например,  «Патриотическое воспитание молодежи Москвы», «Столичное образование», «Спорт Москвы», в которые входят мероприятия по различным направлениям воспитания детей и молодежи. Многие образовательные учреждения ведут активную работу в области моделирования и проектирования  воспитательных систем,  создают и апробируют всевозможные оригинальные технологии и методики. По последним данным, в проектно-педагогической деятельности участвует около 40% образовательных учреждений. Для обобщения и распространения передового опыта в сфере воспитания создан и постоянно  пополняется  банк данных воспитательных программ, в течение пяти лет регулярно выходят ежегодные сборники лучших институциональных программ воспитания. 

Однако в системе образования мегаполиса в сфере развития воспитания имеются и определенные противоречия. Это связано, в частности, с тем, что, с одной стороны, педагогическая общественность воодушевлена новым идеями развития школы  («Наша новая школа», «Стандарты второго поколения», «Воспитание в школе  будущего» и т.д.). С другой, наблюдается дефицит гуманистической реальности в сфере политики, морали, экономики, искусства, права и собственно образования. А это переходит в кризис и в системе воспитания, что подтверждается расхождением между декларируемыми целями образовательных реформ и характером их практической реализации. 

С одной стороны, имеет место тенденция устранения сложившегося стереотипа, что воспитание - это воспитательная работа в учреждениях образования или социальная  функция семьи, с другой  -  отсутствуют новые стандарты,  программы и  технологии в области воспитания, что приводит к необязательности, дополнительности воспитания в образовательном деле. С одной стороны, общество и государство относится к образованию как  ведомственной системе учреждений, а к воспитанию как общественно-государственной технологии, влияющей на процессы социализации и социального развития, на достижение будущего России. А  с другой стороны, - воспитание, в основном, представляет собой «полулюбительскую» деятельность учителей с набором воспитательных мероприятий или произвольной деятельности семьи.

Выявленные противоречия, как нам представляется, необходимо не просто повернуть в сторону их разрешения, а, суммируя, признать, наконец, что воспитание есть целенаправленный процесс, явление, связанное с четким целеполаганием и, следовательно, с управлением личностным развитием детей и юношества; что это педагогически организованный процесс развития личности, процесс освоения и принятия ею ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Именно в этом контексте в Москве как мегаполисе сегодня решаются важные научно-исследовательские вопросы: изучение закономерностей и взаимосвязи воспитания с уровнем развития общества; осуществление научного, методического и психолого-педагогического проектирования систем воспитания, основанных на фундаментальных теоретических законах и принципах, способствующих всестороннему личностному развитию ребенка с учетом запросов, потребностей и возрастных особенностей, обеспечивающих применение разнообразных подходов в выборе различных направлений социального партнерства детей и юношества как субъектов гражданского общества; создание условий для развития современного государственного, социального и семейного воспитания, обеспечивающего полноценную реализацию интересов общества в воспитании подрастающего поколения;  научно-методическое обеспечение развития системы социального партнерства в реализации общенациональных программ развития воспитания на основе поддержки институтами государства и гражданского общества.

В настоящее время в системе образования мегаполиса можно наблюдать определенные тенденции обновленного подхода к состоянию и сущности воспитательной практики на основе программы развития воспитания, нацеленной, прежде всего, на нравственное оздоровление воспитательного пространства личности. Проведенный концептуальный анализ теоретических основ и практики воспитания в системе образования мегаполиса позволил нам выявить несколько тенденций актуализации проблем в этой сфере.

Первая тенденция связана с постепенным перемещением педагогического идеала от социально-ориентированной к личностно-ориентированной цели образования, предполагающей максимальный учет особенностей внутреннего мира ребенка, его возможностей, интересов и индивидуальных особенностей. Эта тенденция, прежде всего, выражается в наличии важнейших компонентов в воспитательной практике, связанной с общечеловеческими ценностями: признание самоценности личности ребенка; приоритет его здоровых потребностей и интересов в процессе обучения и воспитания; придание воспитательному процессу радости и увлекательности для детей, основанных на стимулировании их самодеятельности и творческой активности; отказ от авторитарного подавления личности ребенка в воспитательном процессе.

Вторая тенденция связана с новыми идеями в воспитательной практике, в которой постепенно утверждается подход, гуманистически ориентированный на ребенка, когда роль педагога выражается не в регламентации и жестком управлении воспитательным процессом, а в том, чтобы вывести ребенка на уровень самоактуализации. Эта позиция взрослого связана с ролью  советника, друга, консультанта. Реализация данного подхода возможна лишь при полном учете интересов детей и постоянном стимулировании активности каждого из них. Эта тенденция отражает установление в педагогике субъект-субъектных отношений, творческого делового сотрудничества в воспитательном процессе, ориентация на развитие способности ребенка участвовать в процессе принятия решений, затрагивающих интересы ребенка [4].

Третья тенденция перекликается с предыдущей, она связана с утверждением в общественном сознании идей защиты и реализации прав детей, среди которых право ребенка на возможность самостоятельно управлять своей собственной общественной жизнью является ведущей. Речь идет о совместной деятельности детей и взрослых, что в гуманистической педагогике считается одним из основных факторов общественного и нравственного развития каждой личности. Прогрессивные педагоги утверждают, что реальное детское самоуправление способно взращивать в каждой личности навыки постоянной работы над собой, самоконтроля, самооценки, что представляет собой важнейший критерий эффективности любой воспитательной концепции.   

Четвертая тенденция отражает понимание того, что главным воспитывающим фактором воспитания в рамках школьной воспитательной системы в процессе познавательной деятельности и внедеятельностного общения является наличие определенных отношений между детьми, между различными их общностями, между детьми и взрослыми (педагогами, родителями). Поэтому от характера отношений, т.е. в какой мере они гуманистичны, зависит эффективность и действенность воспитательной системы школы. Необходимо, чтобы каждый ребенок получил опыт отношений, основанных на взаимной помощи, взаимной ответственности, взаимопонимании, терпимости и уважении.

Пятая тенденция развития воспитания в системе образования мегаполиса непосредственно связана с современным состоянием общества и отражает активно развивающийся на основе широкой дискуссии в педагогической общественности процесс  модернизации образования и создания Новой школы, базирующейся на свободной деятельности ребенка и отвечающей его интересам и потребностям. Целью реформ, таким образом, должно стать создание таких учебно-воспитательных учреждений, в которых подрастающее поколение не только бы обучалось, но и воспитывалось - в самом лучшем и действительном смысле этого слова, т.е. формировалось как в физическом, так и нравственном отношении, достигая при этом раскрытие, развитие и реализацию позитивных способностей каждого ребенка [5].

Шестая тенденция связана с положением, которая занимает многонациональная российская и московская школа, в связи с чем ей приходится проявлять свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Эта тенденция также связана с обновлением образования, которое должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда,  обеспечении развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой, формированием профессиональной элиты, выявлением и поддержкой наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В этом контексте очень важное значение имеет повсеместное обеспечение равного доступа детей и юношества к полноценному  качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.       

Исходя из сказанного выше, отметим, что эти тенденции, в той или иной степени, формируют следующие принципиальные установки: отрицание крайнего интеллектуализма школьного воспитания и реализация деятельностного подхода, ставящего в центр воспитательного процесса самостоятельно добытый ребенком опыт; отказ от авторитарного подхода к ребенку со стороны воспитателя и утверждение субъект-субъектных отношений во взаимодействии учителя и ученика; нахождение возможностей для разрешения существующих противоречий, заложенных во взаимоотношениях  ребенка и детского сообщества; целостное развитие способностей и задатков ребенка (проявление и совершенствование интеллектуальной, эмоционально-чувственной и волевой сфер ребенка в их единстве); личностная ориентация учителя, что предполагает его умение видеть в каждом ученике уникальную личность; основная цель воспитания -  содействие самовоспитанию ребенка и на этой основе его свободной самореализации.

В связи с этим в условиях столичного мегаполиса актуализируются следующие направления развития воспитания в системе образования:

- обеспечение современного качества доступности и эффективности воспитания для различных категорий детей, юношества и молодежи (разработка и внедрение дифференцированных моделей воспитания);

- совершенствование форм, методов и способов воспитательной работы (разработка эффективных моделей педагогической работы; создание системы научно-методического обеспечения);

- организация научно-исследовательской работы (подготовка и внедрение эффективных научных, педагогических и методических разработок; разработка критериев, показателей качества воспитательной деятельности на разных ступенях его реализации);

- совершенствование законодательства и правового обеспечения развития воспитания (создание условий развития воспитания в едином правовом поле);

- информационная поддержка развития воспитания (проектирование содержания и информационного обеспечения изучения и развития воспитательных процессов; проектирование путей распространения инновационных технологий в информационном пространстве мегаполиса);

- развитие современной системы непрерывного процесса воспитания и социализации (на основе преемственности), повышение качества профессиональной компетентности педагогов на всех ступенях образования через систему повышения профессиональной подготовки (разработка системы, обеспеченной программами повышения педагогического мастерства организаторов воспитания на всех уровнях);

- совершенствование системы управления развитием воспитания (создание условий для прогнозирования развития воспитания и организации экспертизы в едином образовательном пространстве);

- разработка системы научно-методического проектирования содержания воспитания (внедрение проектирования в систему воспитания, как условия эффективного его развития);

- повышение социального статуса и профессионального уровня организаторов воспитания (формирование научных, педагогических и методических подходов; разработка городской программы социальной поддержки и профессионального мастерства организаторов воспитания);

- создание нормативно-правовой базы и системы мониторинга по реализации процесса воспитания в деятельности заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных руководителей, воспитателей, организаторов воспитательной деятельности и вожатых (формирование системы кадровой политики в мегаполисе относительно специалистов, отвечающих за воспитание детей и молодежи);

- отработка современных механизмов взаимодействия образовательных учреждений с семьей, детскими и молодежными организациями и другими партнерами в области воспитания (создание системы и  механизмов взаимодействия всех воспитательных институтов: семьи, ДОУ, школы, творческих объединений и общественных организаций);

- систематическая организация научного обмена по проблемам воспитания в городе Москве, в России, на международном и  городском уровне через проведение научных, научно-практических конференций, семинаров, круглых столов и др. (создание системы повышения и распространения передовых научных и практико-ориентированных инновационных технологий в области воспитания);

- развитие организационных форм воспитания (развитие социального партнерства организаций, учреждений и общественных объединений в деле воспитания);

- поддержка и развитие различных городских инновационных проектов (создание системы проектной деятельности, общественной и творческой самореализации подрастающего поколения);

- расширение пространства по внедрению технологий по профилактике негативных явлений в детской и молодежной среде: табакокурения, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции, безнадзорности и т.д. (формирование воспитательного пространства по профилактике негативных явлений);

- развитие системы воспитательных услуг (создание модели воспитательных услуг на уровне города, округа и района).

Действительность такова, что назрело время для системных нововведений, связанных, в частности, с преобразованиями в управлении развитием воспитания в городе Москве, которые должны не просто охватывать все компоненты и звенья этих систем, но привести к реальному возникновению у них новых системных качеств, по сути дела, к рождению новых систем управления. Эти нововведения предполагают, что для осуществления процессов развития воспитания необходимо построение целостной системы, реализация регионального инновационного потенциала, целенаправленное создание ресурсов и условий для реализации стратегии управления воспитанием, а также разработка алгоритма управленческих действий.

Рецензенты:

Демакова Ирина Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой педагогики и психологии, ФГАОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, г.Москва.

Логинова Лариса Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор, ФГАОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, г.Москва.


Библиографическая ссылка

Клочкова Л.И. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕГАПОЛИСА Г. МОСКВЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8034 (дата обращения: 07.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674