Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CAUSAL COMPLEX OF THE JUVENILE AGGRESSIVE BEHAVIOR

Бахирева Г.В.
In the article there are some theories discovering the origin of aggression. The authors study the preconditions of forming the juvenile aggressive behavior in different spheres of their life. The authors are trying to draw attention to the problem as more often the aggressive behavior of the juvenile result in committing a crime.

Агрессивное поведение молодежи - одна из наиболее актуальных социальных проблем.

Ученые лишь недавно обратились к агрессии в качестве объекта научного исследования.

В специальной литературе приводятся различные определения агрессии. Наиболее признанным считается понятие агрессии, предложенное В.Ф. Пирожковым: «...это мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятым правилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический, материальный или психологический ущерб другим людям» [9, с. 247].

Во многих случаях агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию (препятствие агрессору в достижении целей) и сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и пр. Это, так называемая,

реактивная агрессия в различных ее проявлениях (экспрессивная, импульсивная, аффективная). От нее следует отличать враждебную агрессию, характеризующую целенаправленно-осознанным намерением нанести вред другому. Готовность индивида к агрессивному поведению относится к устойчивым чертам личности - агрессивности.

Для объяснения агрессивности как разновидности отклоняющегося поведения прибегают к биогенетической, социогенетической или психологической концепциям.

Сторонники биогенетической концепции считают, что агрессия заложена в самой природе человека: в каждом заложены определенные запасы агрессивной энергии, которую необходимо разрядить и израсходовать под контролем общества. Согласно Лоренцу и Фрейду (этологический подход) агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, поскольку лишь самые сильные, защищаясь и нападая, обеспечивают выживание своего потомства.

Представители социогенетической концепции считают, что в человеке вообще отсутствуют врожденные склонности к насилию, этому он обучается в процессе жизни. Истоки агрессии надо искать в особенностях жизни людей - дегуманизации, отчуждении, не контролируемой урбанизации, приводимых людей к бессмысленным и жестоким поступкам, к насилию.

Наибольшее распространение получила психологическая теория агрессии, использующая достижения нейрофизиологии. Так например, К. Мойер при построении психологической модели агрессивности исходит из совокупности внешних и внутренних факторов агрессивного поведения в их единстве [8, с.6]. По его мнению, агрессивность зависит от исходного состояния нейросистем («центров агрессии») и действия определенных стимулов. Когда эти системы находятся в состоянии активности и одновременно имеются определенные стимулы, тогда человек будет действовать агрессивно. Агрессивность может возникнуть под влиянием следующих факторов: наследственности («подобно тому, как мы наследуем нашу склонность к эпилепсии, мы наследуем нашу склонность к агрессии»); физиологического состояния некоторых участков мозга; приобретенного жизненного опыта (например, системой мер наказания и поощрения можно вызывать и подавлять агрессивность); специального обучения разрушительным и созидательным реакциям; изменения химического состава крови (например, в период полового созревания мальчишеская склонность к дракам постепенно нарастает в течение нескольких лет по мере того, как повышается уровень тестерона в крови) [6, с. 18].

Доказано, что неодинаковы по природе агрессивность человека, с одной стороны, находящегося в ясном состоянии сознания и несущего ответственность за свои поступки; с другой агрессивность человека с поврежденным мозгом или бредом преследования, имеющая клинический характер; далее - агрессивность человека, преследующего благородные цели и, к примеру, агрессивность насильника [4, с. 185].

Существуют и другие теории, пытающиеся объяснить сущность агрессии. Так, психоанализ видит в агрессивном проявлении Эдипова комплекса, результат подавления инстинктивных либидозных стремлений в раннем детстве (З.Фрейд и его последователи); необихевиоризм считает агрессивное поведение фрустрацией, претерпеваемой личностью в процессе «социального научения» (Дх. Доллард, Н. Мюллер, А. Бандура, Л. Берковец) [10, с. 7]; интеракционизм считает агрессивное поведение следствием объективного «конфликта интересов», «несовместимости целей» отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпебелл, М. Шериф и др.); когнитивизм - результатом «диссонансов» и «несовместимости» в познавательной сфере субъекта (Л. Фестингер, Г. Тэшфел)[3, с. 17].

Заметный вклад в причинный комплекс агрессивного поведения несовершеннолетних внес Г.И.Забрянский, предложивший новый термин «социализация на насилие», который существенно меняет «кодекс» поведения подростков. Применение силы в среде несовершеннолетних становится нормой и престижным средством достижения успеха. Понимаемая подростками свобода включает жестокость и насилие как атрибуты ее реального бытия [5, с. 75].

По результатам проведенных нами исследований мы выделили несколько основных источников, из которых подростки приобретают знания об агрессивном поведении: в семье, при взаимодействии со сверстниками, из масс - медиа (боевики, фильму ужасов, триллеры), компьютерные игры.

В семье агрессивные дети, как правило, вырастают, где между детьми и родителями пропасть, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Например, Геттинг (1989 г.) обнаружил, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей, где царит атмосфера беспорядка и безмолвия, где безразличие к чувствам других часто идет рука об руку с физической жестокостью и недостаточной поддержкой и заинтересованностью жизнью ребенка [1, с. 60].

Анализ жизненного пути, биографических данных лиц, совершивших особо жесткие преступления, представлен в работе Л.А. Волошиной (1990). Она исследовала особенности и условия семейного воспитания, в которых приобретается первичный опыт агрессивного взаимодействия, описала те факторы семейного неблагополучия, которые способствовали формированию жестокости и агрессивности. К их числу относились нравственная и эмоциональная обстановка в семье, ее конфликтность.

Весьма важным обстоятельством, влияющим на возникновение и формирование агрессии у детей, считается характер семейного руководства. Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а так же на контрасте родителей поведения детей. Было выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем социальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

Различные формы агрессивного поведения дети усваивают и при общении со сверстниками. Например, шумные игры, со сверстниками дают возможность детям научиться агрессивным реакциям (оскорбление, унижение, избиение). При внимательном наблюдении за детьми в детском саду, можно заметить уже и потенциальных жертв, и потенциальных насильников. Исследования Хасскинса (1985) свидетельствуют о том, что дети, которые в течение пяти лет перед школой регулярно посещали детский сад, оценивались учителями как более агрессивные, чем дети, посещавшие детский сад редко. Из этого можно предположить, что дети, чаще «практиковавшие» в агрессивном поведении со сверстниками, к примеру, в детском саду, успешнее усвоили подобные реакции и скорее способны применить их в других условиях, к примеру, в школе [7, с. 44].

Большую озабоченность родителей и специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению и в компьютерных играх. И это не случайно, ведь и вербальная, и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. Так, Уильяме, Забран и Джой (1982) сообщают, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, даже ребенок, проводящий у телевизора около двух часов, видит в среднем за день свыше 17 актов агрессии. Секс или насилие, так или иначе, фигурируют более чем в 60 % анонсов телепрограмм [2, с. 54]. Сегодня эта ситуация представляются еще более ужасающей.

В рамках нашего исследования мы провели анализ 80% самых известных игр для приставок Sega и Nintendo, которые основаны на насилии и агрессии. Проведенный анализ компьютерных игр, предлагаемых в игровых клубах среднего города показал:

- практически все компьютерные игры, доступные посетителям компьютерных залов (в основном - это молодежь до 18 лет), представляли собой интерактивное действие на криминальные, военные, фантастические и спортивные (автогонки) темы;

- 55,2% игр включали в себя сцены разнообразных убийств («Doom», «Young Blood», «Final Doom» и др.);

- 39,1% игр основывались на сценах драк разной степени жестокости («Kensei», «Hercules» и др.);

- 35,6% игр содержали интерактивные сцены катастроф («X-COM», «Resident Evil» и др.);

- только 17,2% игр не содержали никаких сцен насилия (как правило, это были игры на спортивную тему);

- в целом 82,8% компьютерных игр содержали хотя бы один из видов экранного насилия (убийства, драки, катастрофы). При этом во многих из проанализированных игр насилие было представлено сразу в нескольких видах.

Таким образом, мы пришли к выводу, что агрессивное поведение может формироваться у несовершеннолетних на протяжении долгого периода времени. По мере взросления ребенка появляются дополнительные источники научения агрессивному поведению. Недостаточное внимание, а чаще всего формальный подход к этой проблеме соответствующих органов и общественности способствует перерастанию агрессивного поведения несовершеннолетнего в преступное.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Андреева Г.В. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы Учеб. пособие для вузов. М., 2001. 269с.

2.  Брушлинская Н. Насилие на телеэкране и в жизни. // Российская Федерация сегодня. 2002. № 6. С. 54

3.  Генезис агрессивно-насильственных преступлений // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990. С. 17.

4.  Журавлева Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен. //Нар. Образование. 2003. №2. С. 185-192.

5.  Забрянский Г. И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск, 1997. 197 с.

6.  Колосова С. Агрессия и агрессивность. //Школьный психолог. 2000. № 26. С. 18.

7.  Курт Бартол. Психология криминального поведения. М., Прайм-Еврознак, 2004. 352 с.

8.  Мойер К. Хирургия агрессии // Лит. газета. 1973. 13 февраля. С. 6.

9.  Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: «Ось 89», 2001. 702 с.

10.  Черников О.А. Теория агрессии в психологии личности. - В кн.: Личность и деятельность. Тезисы докладов у Всесоюзного съезда психологов СССР. М., 1977. С. 7.