Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИЧИННЫЙ КОМПЛЕКС АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Бахирева Г.В.
В статье представлены теории, пытающиеся объяснить причины возникновения агрессии. Исследованы предпосылки формирования агрессивного поведения несовершеннолетних в различных сферах их жизни. Авторы пытаются привлечь внимание к этой проблеме, так как чаще всего агрессивное поведение несовершеннолетних в дальнейшем превращается в преступное.

Агрессивное поведение молодежи - одна из наиболее актуальных социальных проблем.

Ученые лишь недавно обратились к агрессии в качестве объекта научного исследования.

В специальной литературе приводятся различные определения агрессии. Наиболее признанным считается понятие агрессии, предложенное В.Ф. Пирожковым: «...это мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятым правилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический, материальный или психологический ущерб другим людям» [9, с. 247].

Во многих случаях агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию (препятствие агрессору в достижении целей) и сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и пр. Это, так называемая,

реактивная агрессия в различных ее проявлениях (экспрессивная, импульсивная, аффективная). От нее следует отличать враждебную агрессию, характеризующую целенаправленно-осознанным намерением нанести вред другому. Готовность индивида к агрессивному поведению относится к устойчивым чертам личности - агрессивности.

Для объяснения агрессивности как разновидности отклоняющегося поведения прибегают к биогенетической, социогенетической или психологической концепциям.

Сторонники биогенетической концепции считают, что агрессия заложена в самой природе человека: в каждом заложены определенные запасы агрессивной энергии, которую необходимо разрядить и израсходовать под контролем общества. Согласно Лоренцу и Фрейду (этологический подход) агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, поскольку лишь самые сильные, защищаясь и нападая, обеспечивают выживание своего потомства.

Представители социогенетической концепции считают, что в человеке вообще отсутствуют врожденные склонности к насилию, этому он обучается в процессе жизни. Истоки агрессии надо искать в особенностях жизни людей - дегуманизации, отчуждении, не контролируемой урбанизации, приводимых людей к бессмысленным и жестоким поступкам, к насилию.

Наибольшее распространение получила психологическая теория агрессии, использующая достижения нейрофизиологии. Так например, К. Мойер при построении психологической модели агрессивности исходит из совокупности внешних и внутренних факторов агрессивного поведения в их единстве [8, с.6]. По его мнению, агрессивность зависит от исходного состояния нейросистем («центров агрессии») и действия определенных стимулов. Когда эти системы находятся в состоянии активности и одновременно имеются определенные стимулы, тогда человек будет действовать агрессивно. Агрессивность может возникнуть под влиянием следующих факторов: наследственности («подобно тому, как мы наследуем нашу склонность к эпилепсии, мы наследуем нашу склонность к агрессии»); физиологического состояния некоторых участков мозга; приобретенного жизненного опыта (например, системой мер наказания и поощрения можно вызывать и подавлять агрессивность); специального обучения разрушительным и созидательным реакциям; изменения химического состава крови (например, в период полового созревания мальчишеская склонность к дракам постепенно нарастает в течение нескольких лет по мере того, как повышается уровень тестерона в крови) [6, с. 18].

Доказано, что неодинаковы по природе агрессивность человека, с одной стороны, находящегося в ясном состоянии сознания и несущего ответственность за свои поступки; с другой агрессивность человека с поврежденным мозгом или бредом преследования, имеющая клинический характер; далее - агрессивность человека, преследующего благородные цели и, к примеру, агрессивность насильника [4, с. 185].

Существуют и другие теории, пытающиеся объяснить сущность агрессии. Так, психоанализ видит в агрессивном проявлении Эдипова комплекса, результат подавления инстинктивных либидозных стремлений в раннем детстве (З.Фрейд и его последователи); необихевиоризм считает агрессивное поведение фрустрацией, претерпеваемой личностью в процессе «социального научения» (Дх. Доллард, Н. Мюллер, А. Бандура, Л. Берковец) [10, с. 7]; интеракционизм считает агрессивное поведение следствием объективного «конфликта интересов», «несовместимости целей» отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпебелл, М. Шериф и др.); когнитивизм - результатом «диссонансов» и «несовместимости» в познавательной сфере субъекта (Л. Фестингер, Г. Тэшфел)[3, с. 17].

Заметный вклад в причинный комплекс агрессивного поведения несовершеннолетних внес Г.И.Забрянский, предложивший новый термин «социализация на насилие», который существенно меняет «кодекс» поведения подростков. Применение силы в среде несовершеннолетних становится нормой и престижным средством достижения успеха. Понимаемая подростками свобода включает жестокость и насилие как атрибуты ее реального бытия [5, с. 75].

По результатам проведенных нами исследований мы выделили несколько основных источников, из которых подростки приобретают знания об агрессивном поведении: в семье, при взаимодействии со сверстниками, из масс - медиа (боевики, фильму ужасов, триллеры), компьютерные игры.

В семье агрессивные дети, как правило, вырастают, где между детьми и родителями пропасть, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Например, Геттинг (1989 г.) обнаружил, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей, где царит атмосфера беспорядка и безмолвия, где безразличие к чувствам других часто идет рука об руку с физической жестокостью и недостаточной поддержкой и заинтересованностью жизнью ребенка [1, с. 60].

Анализ жизненного пути, биографических данных лиц, совершивших особо жесткие преступления, представлен в работе Л.А. Волошиной (1990). Она исследовала особенности и условия семейного воспитания, в которых приобретается первичный опыт агрессивного взаимодействия, описала те факторы семейного неблагополучия, которые способствовали формированию жестокости и агрессивности. К их числу относились нравственная и эмоциональная обстановка в семье, ее конфликтность.

Весьма важным обстоятельством, влияющим на возникновение и формирование агрессии у детей, считается характер семейного руководства. Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а так же на контрасте родителей поведения детей. Было выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем социальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

Различные формы агрессивного поведения дети усваивают и при общении со сверстниками. Например, шумные игры, со сверстниками дают возможность детям научиться агрессивным реакциям (оскорбление, унижение, избиение). При внимательном наблюдении за детьми в детском саду, можно заметить уже и потенциальных жертв, и потенциальных насильников. Исследования Хасскинса (1985) свидетельствуют о том, что дети, которые в течение пяти лет перед школой регулярно посещали детский сад, оценивались учителями как более агрессивные, чем дети, посещавшие детский сад редко. Из этого можно предположить, что дети, чаще «практиковавшие» в агрессивном поведении со сверстниками, к примеру, в детском саду, успешнее усвоили подобные реакции и скорее способны применить их в других условиях, к примеру, в школе [7, с. 44].

Большую озабоченность родителей и специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению и в компьютерных играх. И это не случайно, ведь и вербальная, и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. Так, Уильяме, Забран и Джой (1982) сообщают, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, даже ребенок, проводящий у телевизора около двух часов, видит в среднем за день свыше 17 актов агрессии. Секс или насилие, так или иначе, фигурируют более чем в 60 % анонсов телепрограмм [2, с. 54]. Сегодня эта ситуация представляются еще более ужасающей.

В рамках нашего исследования мы провели анализ 80% самых известных игр для приставок Sega и Nintendo, которые основаны на насилии и агрессии. Проведенный анализ компьютерных игр, предлагаемых в игровых клубах среднего города показал:

- практически все компьютерные игры, доступные посетителям компьютерных залов (в основном - это молодежь до 18 лет), представляли собой интерактивное действие на криминальные, военные, фантастические и спортивные (автогонки) темы;

- 55,2% игр включали в себя сцены разнообразных убийств («Doom», «Young Blood», «Final Doom» и др.);

- 39,1% игр основывались на сценах драк разной степени жестокости («Kensei», «Hercules» и др.);

- 35,6% игр содержали интерактивные сцены катастроф («X-COM», «Resident Evil» и др.);

- только 17,2% игр не содержали никаких сцен насилия (как правило, это были игры на спортивную тему);

- в целом 82,8% компьютерных игр содержали хотя бы один из видов экранного насилия (убийства, драки, катастрофы). При этом во многих из проанализированных игр насилие было представлено сразу в нескольких видах.

Таким образом, мы пришли к выводу, что агрессивное поведение может формироваться у несовершеннолетних на протяжении долгого периода времени. По мере взросления ребенка появляются дополнительные источники научения агрессивному поведению. Недостаточное внимание, а чаще всего формальный подход к этой проблеме соответствующих органов и общественности способствует перерастанию агрессивного поведения несовершеннолетнего в преступное.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Андреева Г.В. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы Учеб. пособие для вузов. М., 2001. 269с.

2.  Брушлинская Н. Насилие на телеэкране и в жизни. // Российская Федерация сегодня. 2002. № 6. С. 54

3.  Генезис агрессивно-насильственных преступлений // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990. С. 17.

4.  Журавлева Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен. //Нар. Образование. 2003. №2. С. 185-192.

5.  Забрянский Г. И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск, 1997. 197 с.

6.  Колосова С. Агрессия и агрессивность. //Школьный психолог. 2000. № 26. С. 18.

7.  Курт Бартол. Психология криминального поведения. М., Прайм-Еврознак, 2004. 352 с.

8.  Мойер К. Хирургия агрессии // Лит. газета. 1973. 13 февраля. С. 6.

9.  Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: «Ось 89», 2001. 702 с.

10.  Черников О.А. Теория агрессии в психологии личности. - В кн.: Личность и деятельность. Тезисы докладов у Всесоюзного съезда психологов СССР. М., 1977. С. 7.


Библиографическая ссылка

Бахирева Г.В. ПРИЧИННЫЙ КОМПЛЕКС АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=796 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674