Индивидуализация воспитания и изменение форм образовательного процесса требует от педагога поиска новых форм и средств работы с детьми. Однако изменение методологической структуры обучения должно базироваться, в первую очередь, на качественных показателях и обоснованности применения методики. С учетом постоянно растущих потребностей общества в увеличении объема информации и социальной активности, образовательный процесс как единая структура выстраивается в соответствии с социальными запросами и государственными образовательными стандартами. С учетом видимой тенденции потери нравственно-духовных ориентиров подрастающего поколения увеличивается потребность в наличии методов, направленных на развитие социально-нравственной позиции детей, способных воспитать целостную, гармоничную, высоконравственную личность.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 22.12.2011 отмечена необходимость пересмотра структуры образования, где для сохранения нашей страны рекомендуется больше внимания уделить культурному и нравственному воспитанию детей, учить их взаимоуважению и толерантности. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей (период реализации Концепции 2008-2015 гг.) определяет совокупность основных государственных и общественных мер по созданию условий для формирования духовно-нравственного облика подрастающего поколения. Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. (действующий с 01.09.2012г.), учитывая особенности детей и их неосознанное подражание, запрещает различные информационные продукты, способные нанести вред психическому и физическому здоровью, сформировать асоциальное поведение и нарушить нравственные ориентиры [4]. До шести лет ребенку рекомендуется информационная продукция, пропагандирующая торжество добра над злом и выражающая сострадание к жертве насилия и (или) осуждение насилия. До двенадцати лет рекомендуется информационный продукт, который никоим образом не вызывает у детей страх, ужас или панику, не унижающий человеческое достоинство и выражающий осуждение любых преступных действий. Иными словами - до 12 лет ребенок находится в информационном поле, способствующем формированию его социально-нравственной позиции, направленном на понимание и принятие моральных норм. Только после 12 лет ребенку рекомендуют информационную продукцию, побуждающую к личным эмоциональным оценкам: состраданию, осуждению, оправданию и т. д. Также информационные продукты, демонстрирующие взаимоотношения между мужчиной и женщиной, с высокими нравственными чувствами (без демонстрации сексуальных действий).
Таким образом, возраст 12 лет, определенный как законодательной базой, так и психолого-педагогическими критериями, является пограничным и завершает процесс формирования основ нравственности детей. После 12 лет мы можем говорить о наличии у ребенка сформированной социально-нравственной позиции, которая способствует осознанию себя как уникальной, ответственной, нравственной личностью.
Активное внимание к нравственному воспитанию детей в последние годы особенно ярко проявляется в переосмыслении педагогических методов. Школа как образовательное учреждение призвана не только обучать, но и развивать личность каждого ученика. И здесь становится актуальной возможность синтезировать все стороны педагогического воздействия в единый процесс. Применение методов, в основе которых лежит общая эмоционально-активная заинтересованность и мотивация учащихся и педагога, индивидуальное развитие творческого потенциала, расширение информационного пространства и наличие продукта деятельности.
Одним из методов, отвечающих современным требованиям, на наш взгляд, является метод коллективного творческого проектирования. Проектная деятельность достаточно активно применяется в процессе обучения и используется в различных дисциплинах [3]. Научные проекты разрабатываются учениками и являются средством получения новых знаний, стимулированием к научному поиску и активизации познавательных процессов. Как правило, проектирование носит индивидуальный характер и рассматривается как процесс создания продукта, где продукт проектирования стоит на первом месте, а сам процесс становится менее важным. Последнее время наблюдается снижение интереса у детей, не склонных к научно-исследовательской деятельности к проектированию, и воспринимается ими как очередная потеря времени. Вместе с этим, выявлена тенденция выполнения проекта за детей родителями: при анализе тематических обсуждений на форумах и в социальных сетях, выявлено, что около 75 % родителей делают проект, заданный ребенку в школе сами, предоставляя ребенку готовые результаты. Таким образом, лишая ребенка интереса погружения в процесс проектирования и творческого самовыражения, мы обрекаем проектную деятельность на трансформацию в рутинное домашнее задание.
Предлагаемый нами метод основан на понимании проектирования как процесса коллективного творческого поиска, где процесс выступает как основная часть, а творческий продукт - закрепление полученных знаний. В данном случае педагог имеет возможность полностью контролировать процесс проектирования и, используя определенные педагогические средства, усиливает индивидуальное воздействие деятельности в соответствии с потребностями каждого участника. Знания, полученные в процессе проектирования, соответствуют социальному заказу общества и приоритетным направлениям развития образования в рамках государственных задач. Содержание и методы работы по коллективному творческому проектированию соответствуют научному пониманию особенностей и возможностей детей 9-12 лет. Коллективное творческое проектирование открывает возможности для проявления творческой индивидуальности детей. Отношение к процессу и результату проектной деятельности как к уникальному творческому продукту позволяет детям почувствовать принадлежность к уникальному процессу, имеющему ценность для окружающих. Знания, полученные в процессе проектирования, имеют для детей большую ценность, чем при вынужденном заучивании, а игровое закрепление опыта - положительно влияет на принятие опыта как личной потребности.
В театральной педагогике метод творческого проектирования значительно расширяет как возможности обучения актерским навыкам, так и является продуктивным способом развития социально-нравственной позиции детей, что очень важно для формирования целостной личности ученика. Активность процесса индивидуального восприятия мира и способность мыслить нравственными категориям очень важны для детей, обучающихся театральному искусству. Участвуя в проектной деятельности, ребенок работает с внутренним миром образов, пропуская их мотивы и потребности через призму собственного восприятия мира, наделяя образ качествами, близкими его мировосприятию. Низкий уровень развития социально-нравственной позиции в этом случаи приводит к неспособности ребенка понимать сущность социально-нравственных взаимодействий как в рамках сценического пространства, так и в реальной жизни. Процесс проектирования при использовании ряда педагогических технологий позволяет нам научить ребенка использовать и систематизировать получаемые знания, понимать и принимать каждого человека как уникальную личность, осознать нравственные категории, как социальные регулирующие нормы. [1]. Творческая составляющая проектирования будет наделять деятельности ребенка личностной заинтересованностью и эмоциональным принятием информации.
Для целостного формирования социально-нравственной позиции необходимо гармоничное развитие таких компонентов личности как: поведенческая мотивация, уровень социализации, ответственность за поступки, эмоциональная зрелость, самооценка и ценностная ориентация. Мотивация поведения и ответственность за поступки позволяют ребенку определять систему ценностей и действовать в соответствии с внутренними принципами и в рамках «безопасного поведения» (И. С. Якиманская). Эмоциональная зрелость позволяет ребенку формировать адекватную самооценку и, благодаря лучшему пониманию эмоций, чувств, переживаний и потребностей других людей, повысить уровень социализации. Благодаря эмоциональной зрелости и ценностным ориентациям поступки и суждения будут определяться нравственными качествами личности и принятыми ребенком моральными аспектами. Организуя в единый процесс развитие всех вышеперечисленных компонентов, мы видим целесообразность применения метода коллективного творческого проектирования в рамках театральной педагогики, который представляет собой процесс создания и реализацию пьесы как коллективного творческого продукта. Пьеса является видимым результатом, к которому стремятся дети, а процесс создания - обучающей средой скрытого педагогического воздействия на каждого как группой в целом, так и педагогом индивидуально.
Активное взаимодействие педагога и детей как равноправных участников творческого процесса позволит избежать отторжения информации, которая преподносится как проблема (М. И. Махмутов), требующая совместного решения. Целью педагогического воздействия будет: формирование навыков и качеств, способствующих целостности социально-нравственного восприятия мира. Для достижения поставленной цели необходимо организовать психолого-педагогические условия, где участник проектирования сможет принять себя как уникальную, творческую личность. Также создать условия, где формирование ответственности за свои поступки; помощь в понимании социально-нравственных качеств личности будет воспринято учащимися на более глубоком внутреннем уровне с учетом мотивов и потребностей; формирование потребности к осознанию собственных взглядов и убеждений. В данном случае можно рассматривать процесс осознания себя и обретения гармонии в рамках нравственно-духовного пространства общества как основную цель нашей деятельности.
Детей нужно учить не только тому, чтобы они правильно понимали абстрактные нравственные принципы и знали высшие человеческие ценности, но и тому, чтобы основы общечеловеческой нравственности стали регулятором их поведения, внутренним самосознанием в каждодневных жизненных ситуациях. Вместе с детьми и педагог подвержен процессу творчества, а значит, результат распространяется и на него. Педагог как катализатор творческого процесса и направляющий детей в то или иное русло, должен четко следовать золотому правилу: «Не нанеси вред!». Педагог выступает фильтром, проходя через который идеи и образы детей приобретают те функции, которые и направлены на достижение нашей цели.
Важно подчеркнуть, что данное направление работы является сопутствующим и дополняет учебный процесс и принимается как единственное используемое средство обучения детей в рамках театрального искусства. По наблюдениям и анализу деятельности можно сказать, что процесс создания и реализации творческого продукта занимает в среднем 20-30 % всего учебного времени. Учитывая специфику творческого процесса и расчленяя его на составляющие, можно отметить, что работа с детьми строится по принципу целостного творческого пространства [5]. Это не значит, что процесс коллективного творческого проектирования диктует отказ от других видов деятельности, напротив, он безболезненно вписывается в структуру организации учебной деятельности.
Процесс создания коллективного творческого продукта достаточно длительный и проходит в течение трех - семи месяцев, при условии организации постоянных занятий 1-2 раза в неделю. Мы выделяем три основных этапа коллективного творческого проектирования, которые определяют направление деятельности и степень поэтапного психолого-педагогического воздействия на формирование социально-нравственной позиции детей. Первый этап - создание творческого продукта, где дети пишут пьесу как коллективный творческий продукт, второй этап - репетиционный и третий - реализация продукта (показ спектакля).
Первый этап проектирования - застольный период. Начинается проектирование с составления структуры будущей пьесы. Определяется тема, идея, сквозное действие, действующие лица и конфликт. Углубленно прорабатываются образы и целостность текста пьесы. На занятиях по гриму дети визуально воплощают образ, на занятиях по сценическому движению - работают с пластикой персонажа, на занятиях по актерскому мастерству - прорабатывают этюды и находят целостность образа. Такой подход не нагружает детей необходимостью творить в строго отведенное время, а позволяет сделать процесс творчества свободным и спонтанным. Первый этап базируется на основе изучения теории драматургии. Для этого педагогу необходимо имеет четкое представление о принципах и приемах, разбираться в теории создания образов, драматических узлов и других неотъемлемых частей драматургического произведения. Сюда же можно отнести и изучение теории сказки как произведения, имеющего более простое построение и яркий вектор развития конфликта. (А. Н. Бородин, Клод Бремон, Греймас, В. Я. Пропп, Э. Сурьо, О. С. Толченов, и др.). Знания по теории пьесы очень важны для создания жизнеспособного продукта - ярких образов и интересного спектакля.
Второй этап проектирования - постановка детьми пьесы, репетиции и подготовка спектакля. Здесь дети осознают внутренние переживания и закрепляют полученные эмоциональные оценки. Обсуждают созданные ими образы и ищут мотивы его поведения [6]. Происходит обсуждение ценностных ориентиров, их коррекция и принятие новых позиций, проговаривается и реализуется то, что ребенок почерпнул для себя в процессе создания творческого продукта.
Третий этап - реализация продукта (спектакля) - это завершающий этап проектной деятельности. Спектакль показывает социальную ценность проектирования и определяет качество усвоения нравственных и социальных норм. Реализация творческого продукта позволяет детям ощутить собственную значимость и почувствовать коллективное единство, осознавая степень участия каждого участника проектирования. Эмоциональная оценка зрителей стимулирует детей на дальнейшее творческое развитие, а принятие спектакля как достижения группы позволяет детям задуматься о таких важных понятиях как социальная значимость и групповое единство.
В какой-то степени это можно отнести к таким методам как арт-терапия (её разновидностям: сказко-терапия и театро-терапия), но сходными в данном случае будут лишь некоторые принципы и приемы. Мы не шаблонируем и не ставим обязательных рамок. Мы считаем недопустимым поставить условия для обязательного выполнения там, где речь идет о процессах внутреннего осознания и принятия нравственных принципов. Здесь можно лишь предполагать и прикладывать все силы для того, чтобы помочь детям раскрыться, осознать и обрести гармонию с собой и окружающим миром.
Таким образом, можно сделать вывод, что коллективное творческое проектирование детей 9-12 лет - это метод, объединяющий обучение, развитие и воспитание единым творческим процессом, основой которого будет стремление к творческому самовыражению и созданию творческого продукта. Коллективное творческое проектирование является актуальным, отвечающим современным запросам общества и государства, соответствует законодательным нормативам и требованиям, предъявляемым к системе современного образования. Процесс проектирования как творческое осознание социального взаимодействия способствует формированию и развитию социально-нравственной позиции детей 9-12 лет, закрепляя знания и опыт в процессе игровой деятельности. Используя метод коллективного творческого проектирования в театральной педагогике, мы сможем значительно расширить имеющиеся средства формирования ученика как человека, способного осмыслить социальные взаимоотношения и понимающего себя как уникальную, нравственную личность.
Рецензенты:
Александрова Наталья Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики НОУ «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.
Помелов Владимир Борисович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.