Индивидуализация воспитания и изменение форм образовательного процесса требует от педагога поиска новых форм и средств работы с детьми. Однако изменение методологической структуры обучения должно базироваться, в первую очередь, на качественных показателях и обоснованности применения методики. С учетом постоянно растущих потребностей общества в увеличении объема информации и социальной активности, образовательный процесс как единая структура выстраивается в соответствии с социальными запросами и государственными образовательными стандартами. С учетом видимой тенденции потери нравственно-духовных ориентиров подрастающего поколения увеличивается потребность в наличии методов, направленных на развитие социально-нравственной позиции детей, способных воспитать целостную, гармоничную, высоконравственную личность.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 22.12.2011 отмечена необходимость пересмотра структуры образования, где для сохранения нашей страны рекомендуется больше внимания уделить культурному и нравственному воспитанию детей, учить их взаимоуважению и толерантности. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей (период реализации Концепции 2008-2015 гг.) определяет совокупность основных государственных и общественных мер по созданию условий для формирования духовно-нравственного облика подрастающего поколения. Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. (действующий с 01.09.2012г.), учитывая особенности детей и их неосознанное подражание, запрещает различные информационные продукты, способные нанести вред психическому и физическому здоровью, сформировать асоциальное поведение и нарушить нравственные ориентиры [4]. До шести лет ребенку рекомендуется информационная продукция, пропагандирующая торжество добра над злом и выражающая сострадание к жертве насилия и (или) осуждение насилия. До двенадцати лет рекомендуется информационный продукт, который никоим образом не вызывает у детей страх, ужас или панику, не унижающий человеческое достоинство и выражающий осуждение любых преступных действий. Иными словами - до 12 лет ребенок находится в информационном поле, способствующем формированию его социально-нравственной позиции, направленном на понимание и принятие моральных норм. Только после 12 лет ребенку рекомендуют информационную продукцию, побуждающую к личным эмоциональным оценкам: состраданию, осуждению, оправданию и т. д. Также информационные продукты, демонстрирующие взаимоотношения между мужчиной и женщиной, с высокими нравственными чувствами (без демонстрации сексуальных действий).
Таким образом, возраст 12 лет, определенный как законодательной базой, так и психолого-педагогическими критериями, является пограничным и завершает процесс формирования основ нравственности детей. После 12 лет мы можем говорить о наличии у ребенка сформированной социально-нравственной позиции, которая способствует осознанию себя как уникальной, ответственной, нравственной личностью.
Активное внимание к нравственному воспитанию детей в последние годы особенно ярко проявляется в переосмыслении педагогических методов. Школа как образовательное учреждение призвана не только обучать, но и развивать личность каждого ученика. И здесь становится актуальной возможность синтезировать все стороны педагогического воздействия в единый процесс. Применение методов, в основе которых лежит общая эмоционально-активная заинтересованность и мотивация учащихся и педагога, индивидуальное развитие творческого потенциала, расширение информационного пространства и наличие продукта деятельности.
Одним из методов, отвечающих современным требованиям, на наш взгляд, является метод коллективного творческого проектирования. Проектная деятельность достаточно активно применяется в процессе обучения и используется в различных дисциплинах [3]. Научные проекты разрабатываются учениками и являются средством получения новых знаний, стимулированием к научному поиску и активизации познавательных процессов. Как правило, проектирование носит индивидуальный характер и рассматривается как процесс создания продукта, где продукт проектирования стоит на первом месте, а сам процесс становится менее важным. Последнее время наблюдается снижение интереса у детей, не склонных к научно-исследовательской деятельности к проектированию, и воспринимается ими как очередная потеря времени. Вместе с этим, выявлена тенденция выполнения проекта за детей родителями: при анализе тематических обсуждений на форумах и в социальных сетях, выявлено, что около 75 % родителей делают проект, заданный ребенку в школе сами, предоставляя ребенку готовые результаты. Таким образом, лишая ребенка интереса погружения в процесс проектирования и творческого самовыражения, мы обрекаем проектную деятельность на трансформацию в рутинное домашнее задание.
Предлагаемый нами метод основан на понимании проектирования как процесса коллективного творческого поиска, где процесс выступает как основная часть, а творческий продукт - закрепление полученных знаний. В данном случае педагог имеет возможность полностью контролировать процесс проектирования и, используя определенные педагогические средства, усиливает индивидуальное воздействие деятельности в соответствии с потребностями каждого участника. Знания, полученные в процессе проектирования, соответствуют социальному заказу общества и приоритетным направлениям развития образования в рамках государственных задач. Содержание и методы работы по коллективному творческому проектированию соответствуют научному пониманию особенностей и возможностей детей 9-12 лет. Коллективное творческое проектирование открывает возможности для проявления творческой индивидуальности детей. Отношение к процессу и результату проектной деятельности как к уникальному творческому продукту позволяет детям почувствовать принадлежность к уникальному процессу, имеющему ценность для окружающих. Знания, полученные в процессе проектирования, имеют для детей большую ценность, чем при вынужденном заучивании, а игровое закрепление опыта - положительно влияет на принятие опыта как личной потребности.
В театральной педагогике метод творческого проектирования значительно расширяет как возможности обучения актерским навыкам, так и является продуктивным способом развития социально-нравственной позиции детей, что очень важно для формирования целостной личности ученика. Активность процесса индивидуального восприятия мира и способность мыслить нравственными категориям очень важны для детей, обучающихся театральному искусству. Участвуя в проектной деятельности, ребенок работает с внутренним миром образов, пропуская их мотивы и потребности через призму собственного восприятия мира, наделяя образ качествами, близкими его мировосприятию. Низкий уровень развития социально-нравственной позиции в этом случаи приводит к неспособности ребенка понимать сущность социально-нравственных взаимодействий как в рамках сценического пространства, так и в реальной жизни. Процесс проектирования при использовании ряда педагогических технологий позволяет нам научить ребенка использовать и систематизировать получаемые знания, понимать и принимать каждого человека как уникальную личность, осознать нравственные категории, как социальные регулирующие нормы. [1]. Творческая составляющая проектирования будет наделять деятельности ребенка личностной заинтересованностью и эмоциональным принятием информации.
Для целостного формирования социально-нравственной позиции необходимо гармоничное развитие таких компонентов личности как: поведенческая мотивация, уровень социализации, ответственность за поступки, эмоциональная зрелость, самооценка и ценностная ориентация. Мотивация поведения и ответственность за поступки позволяют ребенку определять систему ценностей и действовать в соответствии с внутренними принципами и в рамках «безопасного поведения» (И. С. Якиманская). Эмоциональная зрелость позволяет ребенку формировать адекватную самооценку и, благодаря лучшему пониманию эмоций, чувств, переживаний и потребностей других людей, повысить уровень социализации. Благодаря эмоциональной зрелости и ценностным ориентациям поступки и суждения будут определяться нравственными качествами личности и принятыми ребенком моральными аспектами. Организуя в единый процесс развитие всех вышеперечисленных компонентов, мы видим целесообразность применения метода коллективного творческого проектирования в рамках театральной педагогики, который представляет собой процесс создания и реализацию пьесы как коллективного творческого продукта. Пьеса является видимым результатом, к которому стремятся дети, а процесс создания - обучающей средой скрытого педагогического воздействия на каждого как группой в целом, так и педагогом индивидуально.
Активное взаимодействие педагога и детей как равноправных участников творческого процесса позволит избежать отторжения информации, которая преподносится как проблема (М. И. Махмутов), требующая совместного решения. Целью педагогического воздействия будет: формирование навыков и качеств, способствующих целостности социально-нравственного восприятия мира. Для достижения поставленной цели необходимо организовать психолого-педагогические условия, где участник проектирования сможет принять себя как уникальную, творческую личность. Также создать условия, где формирование ответственности за свои поступки; помощь в понимании социально-нравственных качеств личности будет воспринято учащимися на более глубоком внутреннем уровне с учетом мотивов и потребностей; формирование потребности к осознанию собственных взглядов и убеждений. В данном случае можно рассматривать процесс осознания себя и обретения гармонии в рамках нравственно-духовного пространства общества как основную цель нашей деятельности.
Детей нужно учить не только тому, чтобы они правильно понимали абстрактные нравственные принципы и знали высшие человеческие ценности, но и тому, чтобы основы общечеловеческой нравственности стали регулятором их поведения, внутренним самосознанием в каждодневных жизненных ситуациях. Вместе с детьми и педагог подвержен процессу творчества, а значит, результат распространяется и на него. Педагог как катализатор творческого процесса и направляющий детей в то или иное русло, должен четко следовать золотому правилу: «Не нанеси вред!». Педагог выступает фильтром, проходя через который идеи и образы детей приобретают те функции, которые и направлены на достижение нашей цели.
Важно подчеркнуть, что данное направление работы является сопутствующим и дополняет учебный процесс и принимается как единственное используемое средство обучения детей в рамках театрального искусства. По наблюдениям и анализу деятельности можно сказать, что процесс создания и реализации творческого продукта занимает в среднем 20-30 % всего учебного времени. Учитывая специфику творческого процесса и расчленяя его на составляющие, можно отметить, что работа с детьми строится по принципу целостного творческого пространства [5]. Это не значит, что процесс коллективного творческого проектирования диктует отказ от других видов деятельности, напротив, он безболезненно вписывается в структуру организации учебной деятельности.
Процесс создания коллективного творческого продукта достаточно длительный и проходит в течение трех - семи месяцев, при условии организации постоянных занятий 1-2 раза в неделю. Мы выделяем три основных этапа коллективного творческого проектирования, которые определяют направление деятельности и степень поэтапного психолого-педагогического воздействия на формирование социально-нравственной позиции детей. Первый этап - создание творческого продукта, где дети пишут пьесу как коллективный творческий продукт, второй этап - репетиционный и третий - реализация продукта (показ спектакля).
Первый этап проектирования - застольный период. Начинается проектирование с составления структуры будущей пьесы. Определяется тема, идея, сквозное действие, действующие лица и конфликт. Углубленно прорабатываются образы и целостность текста пьесы. На занятиях по гриму дети визуально воплощают образ, на занятиях по сценическому движению - работают с пластикой персонажа, на занятиях по актерскому мастерству - прорабатывают этюды и находят целостность образа. Такой подход не нагружает детей необходимостью творить в строго отведенное время, а позволяет сделать процесс творчества свободным и спонтанным. Первый этап базируется на основе изучения теории драматургии. Для этого педагогу необходимо имеет четкое представление о принципах и приемах, разбираться в теории создания образов, драматических узлов и других неотъемлемых частей драматургического произведения. Сюда же можно отнести и изучение теории сказки как произведения, имеющего более простое построение и яркий вектор развития конфликта. (А. Н. Бородин, Клод Бремон, Греймас, В. Я. Пропп, Э. Сурьо, О. С. Толченов, и др.). Знания по теории пьесы очень важны для создания жизнеспособного продукта - ярких образов и интересного спектакля.
Второй этап проектирования - постановка детьми пьесы, репетиции и подготовка спектакля. Здесь дети осознают внутренние переживания и закрепляют полученные эмоциональные оценки. Обсуждают созданные ими образы и ищут мотивы его поведения [6]. Происходит обсуждение ценностных ориентиров, их коррекция и принятие новых позиций, проговаривается и реализуется то, что ребенок почерпнул для себя в процессе создания творческого продукта.
Третий этап - реализация продукта (спектакля) - это завершающий этап проектной деятельности. Спектакль показывает социальную ценность проектирования и определяет качество усвоения нравственных и социальных норм. Реализация творческого продукта позволяет детям ощутить собственную значимость и почувствовать коллективное единство, осознавая степень участия каждого участника проектирования. Эмоциональная оценка зрителей стимулирует детей на дальнейшее творческое развитие, а принятие спектакля как достижения группы позволяет детям задуматься о таких важных понятиях как социальная значимость и групповое единство.
В какой-то степени это можно отнести к таким методам как арт-терапия (её разновидностям: сказко-терапия и театро-терапия), но сходными в данном случае будут лишь некоторые принципы и приемы. Мы не шаблонируем и не ставим обязательных рамок. Мы считаем недопустимым поставить условия для обязательного выполнения там, где речь идет о процессах внутреннего осознания и принятия нравственных принципов. Здесь можно лишь предполагать и прикладывать все силы для того, чтобы помочь детям раскрыться, осознать и обрести гармонию с собой и окружающим миром.
Таким образом, можно сделать вывод, что коллективное творческое проектирование детей 9-12 лет - это метод, объединяющий обучение, развитие и воспитание единым творческим процессом, основой которого будет стремление к творческому самовыражению и созданию творческого продукта. Коллективное творческое проектирование является актуальным, отвечающим современным запросам общества и государства, соответствует законодательным нормативам и требованиям, предъявляемым к системе современного образования. Процесс проектирования как творческое осознание социального взаимодействия способствует формированию и развитию социально-нравственной позиции детей 9-12 лет, закрепляя знания и опыт в процессе игровой деятельности. Используя метод коллективного творческого проектирования в театральной педагогике, мы сможем значительно расширить имеющиеся средства формирования ученика как человека, способного осмыслить социальные взаимоотношения и понимающего себя как уникальную, нравственную личность.
Рецензенты:
Александрова Наталья Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики НОУ «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.
Помелов Владимир Борисович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.
Библиографическая ссылка
Владимирова М.Л. ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ 9 – 12 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7884 (дата обращения: 04.11.2024).