Введение. Стабильность в государстве является важнейшей политической ценностью [2]. В свою очередь, отношение к стабильности и оценка ситуации как стабильной/нестабильной во многом определяет принятие населением программ правительства. Особенно это актуально для молодежи, которая зачастую остро реагирует в случае несогласия с действиями правительства, и проявляет готовность к активным действиям и протестному поведению. Ярким примером служат массовые протесты с активным участием студенческой молодежи в ряде стран Евросоюза, выступающей против снижения государственного финансирования социальных программ [3, 7]. Таким образом, отношение к стабильности не только отражает оценку состояния в государстве как стабильную/нестабильную, но и в свою очередь влияет на стабильность.
Психологическое отношение к экономической и политической стабильности зависит не только от объективной ситуации и ее интерпретации субъектом, но и от того, как этот субъект относится к государству (гаранту и основному субъекту стабильности), а также от его индивидуально-психологических особенностей, ситуации, настроения. На наш взгляд, одной из важнейших индивидуально-психологических характеристик является удовлетворенность собственной жизнью, которая в некоторой степени отражает оценку «стабильности» на личностном уровне.
Целью настоящего исследования является изучение влияния удовлетворенности жизнью на компоненты отношения к стабильности.
Метод. Для оценки удовлетворенности жизнью применялась одна из наиболее часто используемых во всем мире экспресс методик – шкала Э. Динера [9, 1]. Для оценки отношения к экономической и политической стабильности применялся разработанный нами опросник [4]. Для оценки отношения к государству применялся опросник гражданина, разработанный О.С. Дейнека и активно используемый в сравнительных исследованиях [5, 6]. Демографические переменные включали себя пол, возраст, а также субъективный уровень дохода по 5-балльной шкале от «свожу концы с концами» до «очень высокий».
Выборку составили 208 студентов СПбГУ разных факультетов (психологический, социологический, политологический, ПМПУ и др.)
Результаты. Для анализа влияния удовлетворенности жизнью на отношение к стабильности был применен метод моделирования структурными уравнениями. Этот многомерный метод позволяет проверять одновременно несколько гипотез и строить каузальные модели, включающие как наблюдаемые, так и латентные переменные [8]. Для заключения о соответствии моделей исходным данным мы использовали рекомендованные значения критериев, подтверждающие состоятельность моли: p – уровень значимости критерия χ2 > 0,05, CFI > 0,95, RMSEA < 0,05.
Так как в нашем исследовании отношение к стабильности имеет многокомпонентную взаимосвязанную структуру, анализ влияния удовлетворенности жизнью на все компоненты отношения в отдельности представляется нецелесообразным. На первом этапе мы применили конфирматорный факторный анализ, который позволяет выделить латентные переменные – факторы, и в рамках моделирования структурными уравнениями проверить гипотезы о влиянии других наблюдаемых или латентных переменных.
Опросник удовлетворенности жизнью Динера имеет довольно обширную практику применения, однако его валидность в известных нам публикациях подтверждается эксплораторным факторным анализом, а конфирматоный факторный анализ до сих пор не приводится. Несмотря на простоту структуры опросника, конфирматорный факторный анализ по пяти пунктам опросника, проведенный на нашей выборке, не продемонстрировал хорошего качества модели: χ2 = 33,519, df = 5, p = 0,000, CFI = 0,934, RMSEA = 0,166. Во первых, это связано с низкой факторной нагрузкой по пятому пункту «Если бы у меня была возможность прожить жизнь заново, я бы практически ничего на стал(а) менять» (0,42). Очевидно, для студенческой молодежи в связи с достаточно юным возрастом переоценка собственной жизни не актуальна. Кроме того, это единственный пункт опросника, который в большей степени по сравнению с остальными предполагает интернальность и ответственность за свою жизнь и, следовательно, удовлетворенность ей. Во-вторых, коэффициент корреляции между ошибками по переменным «условия моей жизни превосходны» и «я доволен своей жизнью» отрицателен и по величине близок к единице. То есть на оценку этих утверждений по степени согласия с ними, влияет что-то еще помимо удовлетворенности жизнью, причем с противоположным знаком. Очевидно, что условия жизни зависят от уровня материального благосостояния, тогда как доволен или нет человек своей жизнью, определяется не в связи, и иногда вопреки финансовому обеспечению. Это же подтверждается и в структурной модели (рис. 1), в которой субъективный уровень дохода отрицательно связан с ошибкой измерения по переменной «я доволен своей жизнью» (-0,35). При этом субъективный уровень дохода непосредственно влияет на удовлетворенность жизнью и объясняет более 22% дисперсии зависимой переменной (коэффициент регрессии составляет 0,47). Показатели согласованности итоговой модели соответствуют необходимым требованиям: χ2 = 4,197, df = 3, p = 0,241, CFI = 0,997, RMSEA = 0,045.
Рисунок 1. Структурная модель шкалы удовлетворенности жизнью Э. Динера (χ2 = 4,197, df = 3, p = 0,241, CFI = 0,997, RMSEA = 0,045)
На следующем этапе мы провели оценку измерительной модели отношения к стабильности с помощью конфирматорного факторного анализа. Анализ главных компонент применялся нами для группировки компонентов отношения к стабильности в классы с сохранением максимально возможной информации для более полной интерпретации. Конфирматорный факторный анализ накладывает больше требований к простоте факторной структуры. Мы удалили переменные, которые имеют низкие факторные нагрузки или имеют высокие нагрузки более чем по одному фактору. При этом потеря информации компенсируется большей надежностью и повторяемостью полученных результатов на разных выборках. В результате мы получили двухфакторную модель, индексы согласованности которой в полной мере соответствуют рекомендованным значениям: χ2 = 7,868, df = 7, p = 0,344, CFI = 0,996, RMSEA = 0,24. Факторы с вошедшими в них утверждениями и факторными нагрузками приведены в таблице 1.
Таблица 1. Измерительная модель отношения к экономической и политической стабильности
Название фактора |
Утверждение |
Стандартизованные факторные нагрузки |
Принятие политического режима |
Я думаю, существующий политический режим наиболее благоприятен для развития страны и благополучия граждан |
0,56 |
Я доверяю президенту нашей страны |
0,74 |
|
Мне кажется, государство делает все возможное для развития нашей экономики |
0,72 |
|
Оценка экономической нестабильности в стране |
Текущий рост цен в нашей стране неприемлемо высок |
0,68 |
Существующий уровень безработицы в нашей стране неприемлемо высокий |
0,48 |
|
Я считаю низким качество жизни граждан нашей страны |
0,53 |
В фактор принятия политического режима вошли утверждения об оценке существующего режима, как благоприятного для развития страны и благополучия граждан, доверие президенту и оценка эффективности государства в развитии экономики. Второй фактор отражает оценку экономической ситуации в стране, но только тех компонентов, которые непосредственно связаны с уровнем жизни и определенностью/неопределенностью собственного экономического статуса и возможностью поддержания достойного уровня жизни. При этом оценка качества жизни в стране связана с фактором принятия политического режима (коэффициент регрессии равен –0,28), поскольку студенты высоко оценивают роль государства в обеспечении высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому же нам пришлось отказаться от переменной, оценивающей непосредственно уровень жизни, т.к. она даже в большей степени отражает оценку политического режима, чем экономической ситуации.
Аналогичной процедуре анализа был подвергнут опросник гражданина. В результате был выделен фактор «оценка стратегической политики государства», в который вошли утверждения: «я верю, что экономическая ситуация в России улучшится через 3 года» (0,60); «обстановка в России позволяет людям ставить долгосрочные цели» (0,58); «российские граждане понимают и принимают основные цели политики своего правительства» (0,57); «в современной российской политике имеется последовательная стратегия развития и четкий набор приоритетов» (0,62). Индексы согласованности измерительной модели: χ2 = 3,575, df = 2, p = 0,167, CFI = 0,986, RMSEA = 0,062.
Перейдем к анализу структурных моделей, позволяющих проверить гипотезы о направленных связях между подтвержденными латентными переменными.
Модель 1. На первом этапе мы проверили модель, в которой удовлетворенность жизнью является предиктором принятия политического режима и неопределенности собственного экономического статуса. Индексы согласованности: χ2 = 49,675, df = 31, p = 0,018, CFI = 0,972, RMSEA = 0,054. Регрессионные коэффициенты, отражающие связи удовлетворенности жизнью с выявленными ранее компонентами отношения к стабильности, приведены в таблице 2.
Таблица 2. Регрессионные коэффициенты структурной модели удовлетворенности жизнью как предиктора отношения к стабильности.
Зависимая переменная |
Независимая переменная «Удовлетворенность жизнью» |
Принятие политического режима |
0,25** |
Неопределенность экономического статуса |
-0,43*** |
Примечание: * при p < 0,01, ** при p < 0,001
Некоторые из индексов согласованности демонстрируют несоответствие модели исходными данными. На следующем этапе мы включили в модель фактор оценки стратегической политики.
Модель 2. Итоговая модель приведена на рисунке 2. Индексы согласованности свидетельствуют о хорошем соответствии модели данным. Все оценки регрессионных коэффициентов и факторных нагрузок статистически достоверны при p<0,001. Коэффициент регрессии отражения стратегической политики государства на принятие стратегического режима очень высокий, имеет положительный знак и объясняет 69% дисперсии зависимой переменной. Неопределенность экономического статуса объясняется отражением стратегической политики в меньшей степени и имеет отрицательный знак. Удовлетворенность жизнью объясняет неопределенность экономического статуса как непосредственно, так и опосредовано через отражение стратегической политики. Влияние удовлетворенности жизнью на принятие политического режима в полной мере опосредовано отражением стратегической политики государства (эффект полной медиации [10]).
Рисунок 2. Структурная модель удовлетворенности жизнью в контексте оценки текущей политики (χ2 = 97,322, df = 83, p = 0,135, CFI = 0,984, RMSEA = 0,029)
Коэффициент регрессии удовлетворенности жизнью на принятие политического режима при проверке оказался близок нулю (–0,04), и был удален из проверяемой модели без ухудшения индексов согласованности.
Выводы. Результаты, полученные с помощью структурного моделирования, позволяют говорить об удовлетворенности жизнью как о предикторе отношения к экономической и политической стабильности. Экономическая ситуация воспринимается как более стабильная теми студентами, которые в большей степени удовлетворены своей жизнью. Кроме того, связь удовлетворенности жизнью с принятием политического режима опосредована оценкой стратегической политики. Государство, которое имеет понятную населению стратегическую политику, и таким образом политическое будущее, отражается в сознании студенческой молодежи как более стабильное, а политический режим вызывает доверие.
Рецензенты:
Почебут Людмила Георгиевна, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, г.Санкт-Петербург.
Олесич Нинель Яковлевна, доктор исторических наук, профессор кафедры политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета, г.Санкт-Петербург.