События последнего десятилетия показали, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров оказали негативное влияние на общественное сознание, в том числе сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. Стала все более заметной постепенная утрата традиционного для российского общества патриотического сознания [3, 6, 8].
Как показывают опросы общественного мнения, героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по воспитанию молодежи с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций развития общества [2].
В настоящее время перед университетом стоит задача подготовки не только высококвалифицированных специалистов, но и участия в становлении их гражданской позиции. Она решается в комплексе: через создание, с одной стороны, условий для непрерывного образования, открытие новых направлений, подготовки программ второго высшего образования, возможности получения дополнительной квалификации, а с другой стороны, через активизацию воспитательной работы со студентами, раскрытие их индивидуального творческого потенциала [1, 9, 11].
Основой воспитания личности является создание условий, возможностей для осмысления конкретных проблем в той или иной сфере социально значимой деятельности, поиска способов, средств их решения, осуществления своей роли и личного участия в этом процессе, конечная цель которого - достижение реального результата [4, 5, 12].
Сотрудники Ставропольского государственного аграрного университета делают все возможное для становления личности в стенах вуза, гармоничного взаимодействия с социальными и государственными институтами, с факторами, от которых зависит достижение выше перечисленных целей. В университете создана прекрасная материально-техническая база: инновационные структурные подразделения оснащены самым современным оборудованием, что позволяет внедрять в учебный процесс передовые технологии и методы обучения, развернуть широкомасштабные исследования по многим направлениям. Студенты с первого курса приобщаются к работе в инновационных лабораториях, участвуют в выполнении полевых исследований на базе учебно-опытного хозяйства университета. Научная молодежь проявляет активность и в проведении научных исследований, и в представлении их результатов [1, 9, 10].
Инновационным решением проблемы адаптации первокурсников в университетской среде явилось включение дисциплины «Введение в специальность» в учебные планы всех специальностей. На агрономическом факультете и факультете защиты растений определены цели дисциплины, основными из которых являются: формирование у студентов профессионального видения приобретаемой профессии, выработка понимания общественной потребности в знаниях по получаемой специальности, отношение к будущей практической деятельности. В процессе изучения дисциплины происходит понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, необходимости охраны окружающей среды, воспроизводства пищевых ресурсов, организации природных и культурных ландшафтов, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира.
На примере земледельческой или экологической деятельности человека и научных работ ученых в этих областях происходит подготовка студентов к углубленному изучению специальных дисциплин по выбранному направлению. В связи с поставленными целями студенты-первокурсники знакомятся с историей Ставропольского государственного аграрного университета, его традициями, современными научными достижениями ученых кафедр факультетов агрономического и защиты растений. Происходит формирование теоретических представлений и практических навыков в области агрономии, экологии и природопользования, землеустройства и кадастров, ландшафтной архитектуры, производства продуктов питания из растительного сырья.
В результате углубленного изучения и анализа истории специальности, современного состояния уровня науки, промышленности, истории своего населенного пункта, достижений знаменитых земляков проявляется новое мировоззрение студентов-первокурсников, развитие профессионально-личностных качеств, общекультурных компетенций, необходимых для решения задач профессиональной деятельности.
В соответствии с рабочей программой дисциплина делится на семь блоков.
Первый блок включает основы профессиональной деятельности бакалавра по направлениям подготовки. Это, прежде всего, сферы, виды, объекты и нормативные основы профессиональной деятельности. Студенты знакомятся со структурой основной образовательной программы по подготовке бакалавров и условиями реализации основных образовательных программ в университете, а также познают возможности практической подготовки.
История развития Ставропольского государственного аграрного университета включена во второй блок изучения дисциплины. Студенты не только узнают о становлении вуза (институт, академия, университет), но и знакомятся с вкладом ученых и достижениями современной науки.
В третьем блоке студенты изучают историю создания и развития агрономического факультета и факультета защиты растений, основные исторические вехи и современные достижения кафедр факультетов.
Структура Ставропольского государственного аграрного университета, его факультеты, направления подготовки - это предмет изучения четвертого блока дисциплины. Студенты знакомятся с научно-производственной инфраструктурой университета, инновационными лабораториями. Осваивают возможности деятельности различных подразделений вуза: Центр эстетического воспитания студентов, Учебно-опытное хозяйство, научная библиотека, музей истории Ставропольского ГАУ. Именно на данном этапе закладываются основы патриотического воспитания студентов, а изучение основных достижений и наград университета воспитывает в студентах чувство гордости и стремление к совершенству.
В пятом блоке происходит знакомство с выдающимися учеными Ставропольского государственного аграрного университета, студенты изучают жизнь и творческую деятельность профессоров - руководителей научных школ и направлений.
Особое внимание в шестом и седьмом блоках уделяется вопросам направления подготовки. В них достаточно подробно рассматриваются следующие вопросы: предмет, цели и задачи получаемой профессии, основные законы, природно-ресурсный потенциал России. Комплекс вопросов рассматривает проблемы Ставропольского края с точки зрения развития экологизации сельскохозяйственного производства. Студенты изучают историю ученических бригад, организованных на Ставрополье, историю города или села, откуда прибыл студент. Они также знакомятся со структурой предприятий и организаций по выбранному направлению подготовки, изучают проблемы международного сотрудничества по изучаемой тематике.
Кроме того, для формирования общекультурных и профессиональных компетенций в рамках дисциплины «Введение в специальность» у студентов первого курса проводятся встречи со специалистами в области агрономии и защиты растений, ландшафтного дизайна, землеустройства и кадастров, экологии и природопользования, виноградарства и виноделия, представителями правоохранительных органов (службы безопасности, наркоконтроля, полицией, защиты прав населения, в том числе по защите несовершеннолетних), работниками системы здравоохранения (психологи и психоаналитики, терапевты, наркологи, эпидемиологи, акушеры-гинекологи, дерматовенерологи), политологами и представителями духовенства.
Проведение этих встреч воспитывает уважение к традициям вуза и государства, позволяет ориентироваться в окружающем мире, предотвращать противоправные поступки и беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
Таким образом, дисциплина «Ведение в специальность» для студентов-первокурсников целенаправленна на использование материала, характеризующего основные стороны жизни и деятельности, проблемы и тенденции развития общества, его важнейшие сферы, необходима для активизации проявления возможностей и социально значимых чувств личности. Развитие в процессе этой деятельности творческого, актуализированного мышления, социально-нравственной направленности позиции способствует воспитанию личности гражданина и патриота России.
Рецензенты:
Леденев Юрий Юрьевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.
Духина Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социологии ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.