Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF PATRIOTIC AND PROFESSIONAL FOCUSED COMPETENCES OF THE FIRST-YEAR STUDENTS ACCORDING TO THE DISCIPLINE "INTRODUCTION IN SPECIALTY"

Esaulko A.N. 1 Maznitsyna L.V. 1 Bezgina Yu.A. 1 Stukalo V.A. 1 Balatskiy M.Yu. 1 Trubacheva L.V. 1
1 FSBEI HPI "Stavropol State Agrarian University"
In the course of training specialists at the higher school the question of formation the personality of modern type is set especially sharply. The task of studying highly qualified specialists is put for the University, but the development of modern society demands from teachers also the participation in formation of student civic position. Each educational institution differently approaches the solution of this problem. At the Stavropol State Agrarian University the integrated approach for the formation of the personality in higher education institution, harmonious interaction with social and state fields of activity is developed. This is creation of conditions for continuous education, opening of the new directions, developing programs of second higher education, possibility of obtaining additional qualification and activization the educational work with students that forms their individual creative potential. Introduction in educational process the discipline "Introduction in specialty" promotes adaptation of first-year students in educational institution; forms vision of an acquired profession and future practical activities develops understanding of public requirement for knowledge of received specialty.
professional activity.
discipline
the higher education
competences
specialty
direction of study
Plant protection faculty
Agronomy faculty
Stavropol State Agrarian University
Система образования призвана создавать условия для становления личности нового типа, воспитывать гражданина российского общества. Образованию принадлежит огромная роль в сохранении культурной доминанты, а выбор образовательной программы, а также её многообразие является главным достижением современного процесса подготовки специалистов. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своих корнях, быть гражданином России и гордиться этим [7, 10].

События последнего десятилетия показали, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров оказали негативное влияние на общественное сознание, в том числе сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. Стала все более заметной постепенная утрата традиционного для российского общества патриотического сознания [3, 6, 8].

Как показывают опросы общественного мнения, героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по воспитанию молодежи с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций развития общества [2].

В настоящее время перед университетом стоит задача подготовки не только высококвалифицированных специалистов, но и участия в становлении их гражданской позиции. Она решается в комплексе: через создание, с одной стороны, условий для непрерывного образования, открытие новых направлений, подготовки программ второго высшего образования, возможности получения дополнительной квалификации, а с другой стороны, через активизацию воспитательной работы со студентами, раскрытие их индивидуального творческого потенциала [1, 9, 11].

Основой воспитания личности является создание условий, возможностей для осмысления конкретных проблем в той или иной сфере социально значимой деятельности, поиска способов, средств их решения, осуществления своей роли и личного участия в этом процессе, конечная цель которого - достижение реального результата [4, 5, 12].

Сотрудники Ставропольского государственного аграрного университета делают все возможное для становления личности в стенах вуза, гармоничного взаимодействия с социальными и государственными институтами, с факторами, от которых зависит достижение выше перечисленных целей. В университете создана прекрасная материально-техническая база: инновационные структурные подразделения оснащены самым современным оборудованием, что позволяет внедрять в учебный процесс передовые технологии и методы обучения, развернуть широкомасштабные исследования по многим направлениям. Студенты с первого курса приобщаются к работе в инновационных лабораториях, участвуют в выполнении полевых исследований на базе учебно-опытного хозяйства университета. Научная молодежь проявляет активность и в проведении научных исследований, и в представлении их результатов [1, 9, 10].

Инновационным решением проблемы адаптации первокурсников в университетской среде явилось включение дисциплины «Введение в специальность» в учебные планы всех специальностей. На агрономическом факультете и факультете защиты растений определены цели дисциплины, основными из которых являются: формирование у студентов профессионального видения приобретаемой профессии, выработка понимания общественной потребности в знаниях по получаемой специальности, отношение к будущей практической деятельности. В процессе изучения дисциплины происходит понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, необходимости охраны окружающей среды, воспроизводства пищевых ресурсов, организации природных и культурных ландшафтов, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира.

На примере земледельческой или экологической  деятельности человека и научных работ ученых в этих областях происходит подготовка студентов к углубленному изучению специальных дисциплин по выбранному направлению. В связи с поставленными целями студенты-первокурсники знакомятся с историей Ставропольского государственного аграрного университета, его традициями, современными научными достижениями ученых кафедр факультетов агрономического и защиты растений. Происходит формирование теоретических представлений и практических навыков в области агрономии, экологии и природопользования, землеустройства и кадастров, ландшафтной архитектуры, производства продуктов питания из растительного сырья.

В результате углубленного изучения и анализа истории специальности, современного состояния уровня науки, промышленности, истории своего населенного пункта, достижений знаменитых земляков проявляется новое мировоззрение студентов-первокурсников, развитие профессионально-личностных качеств, общекультурных компетенций, необходимых для решения задач профессиональной деятельности.

В соответствии с рабочей программой дисциплина делится на семь блоков.

Первый блок включает основы профессиональной деятельности бакалавра по направлениям подготовки. Это, прежде всего, сферы, виды, объекты и нормативные основы профессиональной деятельности. Студенты знакомятся со структурой основной образовательной программы по подготовке бакалавров и условиями реализации основных образовательных программ в университете, а также познают возможности практической подготовки.

История развития Ставропольского государственного аграрного университета включена во второй блок изучения дисциплины. Студенты не только узнают о становлении вуза (институт, академия, университет), но и знакомятся с вкладом ученых и достижениями современной науки.

В третьем блоке студенты изучают историю создания и развития агрономического факультета и факультета защиты растений, основные исторические вехи и современные достижения кафедр факультетов.

Структура Ставропольского государственного аграрного университета, его факультеты, направления подготовки - это предмет изучения четвертого блока дисциплины. Студенты знакомятся с научно-производственной инфраструктурой университета, инновационными лабораториями. Осваивают возможности деятельности различных подразделений вуза: Центр эстетического воспитания студентов, Учебно-опытное хозяйство, научная библиотека, музей истории Ставропольского ГАУ. Именно на данном этапе закладываются основы патриотического воспитания студентов, а изучение основных достижений и наград университета воспитывает в студентах чувство гордости и стремление к совершенству.

В пятом блоке происходит знакомство с выдающимися учеными Ставропольского государственного аграрного университета, студенты изучают жизнь и творческую деятельность профессоров - руководителей научных школ и направлений.

Особое внимание в шестом и седьмом блоках уделяется вопросам направления подготовки. В них достаточно подробно рассматриваются следующие вопросы: предмет, цели и задачи получаемой профессии, основные законы, природно-ресурсный потенциал России. Комплекс вопросов рассматривает проблемы Ставропольского края с точки зрения развития экологизации сельскохозяйственного производства. Студенты изучают историю ученических бригад, организованных на Ставрополье, историю города или села, откуда прибыл студент. Они также знакомятся со структурой предприятий и организаций по выбранному направлению подготовки, изучают проблемы международного сотрудничества по изучаемой тематике.

Кроме того, для формирования общекультурных и профессиональных компетенций в рамках дисциплины «Введение в специальность» у студентов первого курса проводятся встречи со специалистами в области агрономии и защиты растений, ландшафтного дизайна, землеустройства и кадастров, экологии и природопользования, виноградарства и виноделия, представителями правоохранительных органов (службы безопасности, наркоконтроля, полицией, защиты прав населения, в том числе по защите несовершеннолетних), работниками системы здравоохранения (психологи и психоаналитики, терапевты, наркологи, эпидемиологи, акушеры-гинекологи, дерматовенерологи), политологами и представителями духовенства.

Проведение этих встреч воспитывает уважение к традициям вуза и государства, позволяет ориентироваться в окружающем мире, предотвращать противоправные поступки и беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Таким образом, дисциплина «Ведение в специальность» для студентов-первокурсников целенаправленна на использование материала, характеризующего основные стороны жизни и деятельности, проблемы и тенденции развития общества, его важнейшие сферы, необходима для активизации проявления возможностей и социально значимых чувств личности. Развитие в процессе этой деятельности творческого, актуализированного мышления, социально-нравственной направленности позиции способствует воспитанию личности гражданина и патриота России.

Рецензенты:

Леденев Юрий Юрьевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.

Духина Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социологии ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.