Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В СВЕТЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

Есаулко А.Н. 1 Мазницына Л.В. 1 Безгина Ю.А. 1 Стукало В.А. 1 Балацкий М.Ю. 1 Трубачева Л.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»
В процессе подготовки специалистов в высшей школе особенно остро ставится вопрос о становлении личности современного типа. Перед университетом ставится задача подготовки высококвалифицированных специалистов, но развитие современного общества требует от преподавателей участие в становлении гражданской позиции студентов. Каждое учебное заведение по-разному подходит к решению данной проблемы. В Ставропольском государственном аграрном университете разработан комплексный подход к становлению личности в стенах вуза, гармоничного взаимодействия с социальными и государственными сферами деятельности. Это и создание условий для непрерывного образования, открытие новых направлений, подготовки программ второго высшего образования, возможности получения дополнительной квалификации, а также активизация воспитательной работы со студентами, раскрытие их индивидуального творческого потенциала. Внедрение в учебный процесс дисциплины «Введение в специальность» способствует адаптации первокурсников в стенах учебного заведения, формирует видение приобретаемой профессии и будущей практической деятельности, вырабатывает понимание общественной потребности в знаниях по получаемой специальности.
профессиональная деятельность.
дисциплина
высшее образование
компетенции
специальность
направление подготовки
факультет защиты растений
агрономический факультет
Ставропольский государственный аграрный университет
1. Безгина Ю. А., Есаулко А. Н., Стукало В. А. Агрономический факультет Ставропольского ГАУ – кузница кадров АПК России // Агрохимический вестник. – 2011. – № 4. – С. 3–5.
2. Духина Т. Н. Стратегии развития личности сельского труженика в контексте реализации приоритетных национальных проектов и программ развития села // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – № 11. – С. 85–90.
3. Зорина Е. Б. Технология формирования профессионально-речевой культуры у студентов аграрного университета: Дис. … канд. пед. наук. – Ставрополь, 2004.
4. Лысенко И. О., Зеленская Т. Г., Еременко Р. С. Экологизация процессов образования и воспитания студентов факультета защиты растений Ставропольского государственного аграрного университета // Вестник АПК Ставрополья. – 2012. – № 3. – С. 11–14.
5. Мазницына Л. В., Безгина Ю. А. К проблеме научной деятельности молодых ученых факультета защиты растений и их реализации в практической деятельности // Инновации аграрной науки и производства: состояние, проблемы и пути решения. – Ставрополь: АГРУС, 2008. – С. 220–223.
6. Патриотическое воспитание студентов / Безгина Ю. А., Есаулко А. Н., Мазницына Л. В., Стукало В. А., Трубачева Л. В. // Современные ресурсосберегающие инновационные технологии возделывания сельскохозяйственных культур: состояние и пути решения. – Ставрополь: АГРУС, 2010. – С. 11–17.
7. Путин В. В. Россия сосредотачивается. Ориентиры. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – С. 20–21.
8. Токарева Г. В. Взаимодействие экономического роста и качества трудовых ресурсов // Предпринимательство. – 2007. – № 3. – С. 61–62.
9. Трухачев В. И. ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» качество, профессионализм, международное сотрудничество // Стандарты и качество. – 2010. – № 9. – С. 106–107.
10. Трухачев В. И. Ставропольский ГАУ – передовой рубеж аграрного образования и науки // Механизация и электрификация сельского хозяйства. – 2007. – № 7. – С. 2.
11. Чуднова О. А. Экопсихологические аспекты становления личности студента агроинженерного вуза // Вестник Самарского государственного университета. – 2007. – № 1. – С. 173–179.
12. Черницова М. А. Механизмы и условия формирования научного мировоззрения у студентов вуза // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – № 7. – С. 193–199.
Система образования призвана создавать условия для становления личности нового типа, воспитывать гражданина российского общества. Образованию принадлежит огромная роль в сохранении культурной доминанты, а выбор образовательной программы, а также её многообразие является главным достижением современного процесса подготовки специалистов. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своих корнях, быть гражданином России и гордиться этим [7, 10].

События последнего десятилетия показали, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров оказали негативное влияние на общественное сознание, в том числе сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. Стала все более заметной постепенная утрата традиционного для российского общества патриотического сознания [3, 6, 8].

Как показывают опросы общественного мнения, героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по воспитанию молодежи с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций развития общества [2].

В настоящее время перед университетом стоит задача подготовки не только высококвалифицированных специалистов, но и участия в становлении их гражданской позиции. Она решается в комплексе: через создание, с одной стороны, условий для непрерывного образования, открытие новых направлений, подготовки программ второго высшего образования, возможности получения дополнительной квалификации, а с другой стороны, через активизацию воспитательной работы со студентами, раскрытие их индивидуального творческого потенциала [1, 9, 11].

Основой воспитания личности является создание условий, возможностей для осмысления конкретных проблем в той или иной сфере социально значимой деятельности, поиска способов, средств их решения, осуществления своей роли и личного участия в этом процессе, конечная цель которого - достижение реального результата [4, 5, 12].

Сотрудники Ставропольского государственного аграрного университета делают все возможное для становления личности в стенах вуза, гармоничного взаимодействия с социальными и государственными институтами, с факторами, от которых зависит достижение выше перечисленных целей. В университете создана прекрасная материально-техническая база: инновационные структурные подразделения оснащены самым современным оборудованием, что позволяет внедрять в учебный процесс передовые технологии и методы обучения, развернуть широкомасштабные исследования по многим направлениям. Студенты с первого курса приобщаются к работе в инновационных лабораториях, участвуют в выполнении полевых исследований на базе учебно-опытного хозяйства университета. Научная молодежь проявляет активность и в проведении научных исследований, и в представлении их результатов [1, 9, 10].

Инновационным решением проблемы адаптации первокурсников в университетской среде явилось включение дисциплины «Введение в специальность» в учебные планы всех специальностей. На агрономическом факультете и факультете защиты растений определены цели дисциплины, основными из которых являются: формирование у студентов профессионального видения приобретаемой профессии, выработка понимания общественной потребности в знаниях по получаемой специальности, отношение к будущей практической деятельности. В процессе изучения дисциплины происходит понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, необходимости охраны окружающей среды, воспроизводства пищевых ресурсов, организации природных и культурных ландшафтов, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира.

На примере земледельческой или экологической  деятельности человека и научных работ ученых в этих областях происходит подготовка студентов к углубленному изучению специальных дисциплин по выбранному направлению. В связи с поставленными целями студенты-первокурсники знакомятся с историей Ставропольского государственного аграрного университета, его традициями, современными научными достижениями ученых кафедр факультетов агрономического и защиты растений. Происходит формирование теоретических представлений и практических навыков в области агрономии, экологии и природопользования, землеустройства и кадастров, ландшафтной архитектуры, производства продуктов питания из растительного сырья.

В результате углубленного изучения и анализа истории специальности, современного состояния уровня науки, промышленности, истории своего населенного пункта, достижений знаменитых земляков проявляется новое мировоззрение студентов-первокурсников, развитие профессионально-личностных качеств, общекультурных компетенций, необходимых для решения задач профессиональной деятельности.

В соответствии с рабочей программой дисциплина делится на семь блоков.

Первый блок включает основы профессиональной деятельности бакалавра по направлениям подготовки. Это, прежде всего, сферы, виды, объекты и нормативные основы профессиональной деятельности. Студенты знакомятся со структурой основной образовательной программы по подготовке бакалавров и условиями реализации основных образовательных программ в университете, а также познают возможности практической подготовки.

История развития Ставропольского государственного аграрного университета включена во второй блок изучения дисциплины. Студенты не только узнают о становлении вуза (институт, академия, университет), но и знакомятся с вкладом ученых и достижениями современной науки.

В третьем блоке студенты изучают историю создания и развития агрономического факультета и факультета защиты растений, основные исторические вехи и современные достижения кафедр факультетов.

Структура Ставропольского государственного аграрного университета, его факультеты, направления подготовки - это предмет изучения четвертого блока дисциплины. Студенты знакомятся с научно-производственной инфраструктурой университета, инновационными лабораториями. Осваивают возможности деятельности различных подразделений вуза: Центр эстетического воспитания студентов, Учебно-опытное хозяйство, научная библиотека, музей истории Ставропольского ГАУ. Именно на данном этапе закладываются основы патриотического воспитания студентов, а изучение основных достижений и наград университета воспитывает в студентах чувство гордости и стремление к совершенству.

В пятом блоке происходит знакомство с выдающимися учеными Ставропольского государственного аграрного университета, студенты изучают жизнь и творческую деятельность профессоров - руководителей научных школ и направлений.

Особое внимание в шестом и седьмом блоках уделяется вопросам направления подготовки. В них достаточно подробно рассматриваются следующие вопросы: предмет, цели и задачи получаемой профессии, основные законы, природно-ресурсный потенциал России. Комплекс вопросов рассматривает проблемы Ставропольского края с точки зрения развития экологизации сельскохозяйственного производства. Студенты изучают историю ученических бригад, организованных на Ставрополье, историю города или села, откуда прибыл студент. Они также знакомятся со структурой предприятий и организаций по выбранному направлению подготовки, изучают проблемы международного сотрудничества по изучаемой тематике.

Кроме того, для формирования общекультурных и профессиональных компетенций в рамках дисциплины «Введение в специальность» у студентов первого курса проводятся встречи со специалистами в области агрономии и защиты растений, ландшафтного дизайна, землеустройства и кадастров, экологии и природопользования, виноградарства и виноделия, представителями правоохранительных органов (службы безопасности, наркоконтроля, полицией, защиты прав населения, в том числе по защите несовершеннолетних), работниками системы здравоохранения (психологи и психоаналитики, терапевты, наркологи, эпидемиологи, акушеры-гинекологи, дерматовенерологи), политологами и представителями духовенства.

Проведение этих встреч воспитывает уважение к традициям вуза и государства, позволяет ориентироваться в окружающем мире, предотвращать противоправные поступки и беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Таким образом, дисциплина «Ведение в специальность» для студентов-первокурсников целенаправленна на использование материала, характеризующего основные стороны жизни и деятельности, проблемы и тенденции развития общества, его важнейшие сферы, необходима для активизации проявления возможностей и социально значимых чувств личности. Развитие в процессе этой деятельности творческого, актуализированного мышления, социально-нравственной направленности позиции способствует воспитанию личности гражданина и патриота России.

Рецензенты:

Леденев Юрий Юрьевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.

Духина Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социологии ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.


Библиографическая ссылка

Есаулко А.Н., Мазницына Л.В., Безгина Ю.А., Стукало В.А., Балацкий М.Ю., Трубачева Л.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В СВЕТЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ» // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7811 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674