Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

CRITERIA FOR SOCIAL TEACHING ADAPTATION SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Buchkin A.V. 1
1 State budget educational institution of secondary vocational education Polytechnic college № 50, Moscow
Выявлены объективные и субъективные критерии адаптации студентов среднего профессионального образования, дана их подробная характеристика и составляющие процесса социально-педагогической адаптации. Выделены основные и наиболее диагностичные критерии оценки эффективности адаптации. Анализ приведенных в статье данных позволяет сделать вывод о необходимости внедрения комплексного подхода к формированию выделенных критериальных характеристик. Комплекс должен включать в себя целенаправленную систему действий участников образовательного процесса, как то: педагог, психологическая служба колледжа, администрация, мастер производственного обучения (классный руководитель). Определено, что слаженность и целевая направленность действий участников образовательного процесса позволит достичь положительных критериальных характеристик эффективной адаптации обучающихся, эффективно осуществить процесс социально-педагогической адаптации студентов, а, следовательно, ориентировать их на требования реального сектора экономики и рынка труда, наилучшим образом найти свое место в личной жизни и жизни общества.
Identified objective and subjective criteria of adaptation of students of secondary vocational education, given the detailed characteristics and components of the socio-pedagogical adaptation. The basic and most diagnostichnye criteria for evaluating the effectiveness of adaptation. Analysis of the data in the article, suggests the need for an integrated approach to the formation of criteria selected characteristics. The complex should include a targeted system of actions involved in the educational process, such as: teacher, college psychiatric services, administration, master of industrial training (classroom teacher). Determined that the alignment and targeting of activities involved in the educational process, allowing a positive criterion of effective adaptation characteristics of students, to effectively implement the socio-pedagogical adaptation of students, and, therefore, to direct them to the demands of the real economy and the labor market, the best way to find its place in private and in public life.
vocational education
social and pedagogical adaptation
criterion
Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, ухудшение качества подготовки в профессиональном образовании, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи приводят к разнонаправленной активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению обучаемости и воспитуемости, следствием чего является низкая социальная адаптивность выпускников учреждений среднего профессионального образования. Эти процессы непосредственно затрагивают систему профессионального образования.

Как показывают ряд исследований (Ю. А. Александ­ровский, С. А. Беличева, Р. Берне, С. М. Громбах, Д. В. Колесников, К. Левин, А. В. Петровский, Э. Стоуне, Г. И. Царегородцев, В. А. Ядов и др.), одна из ключевых причин низкой профессиональной подготовленности - слабая адаптация студентов к учебному процессу в колледже.

Под социально-педагогической адаптацией нами понимается педагогически организованный процесс усвоения студентами социального опыта посредством реализации индивидуальных возможностей, потребностей и активности в разнообразной учебной, производственной и социально значимой деятельности, способствующий дальнейшему включению их в социальные, трудовые отношения и производственную деятельность.

Адаптация обучающихся в образовательном учреждении является одной из неотъемлемых частей процесса адаптации личности в социуме. Проблема социально-педагогической адаптации студентов учреждений среднего профессионального образования связана с профессиональным самоопределением, формированием готовности студентов к оптимально быстрому освоению профессии на основе развития личностной и социальной зрелости (А. А. Кива, К. Г. Кязимов, В. С. Леднев и др.), умением выявлять и оценивать собственные возможности и резервы (А. Г. Асмолов, П. Р. Атутов и др.).

Для проведения работы по социально-педагогической адаптации студентов среднего профессионального образования необходимо выявить критерии, позволяющие определить результативность работы и наметить дальнейшие пути реализации модели адаптации студентов в учреждении среднего профессионального образования.

Критерий (др. греч. - способность различения, средство суждения, мерило) - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям [1].

Относительно проблематики нашего исследования, обнаружено подразделение критериев на объективные и субъективные.

К объективным критериям отнесены: продуктивность деятельности, реальное положение в коллективе, показателем которых является успеваемость.

Продуктивность деятельности, как один из критериев адаптации личности, должна рассматриваться не абсолютно, а в соответствии с реальными и потенциальными способностями личности. Такое ограничение делает это понятие сугубо индивидуализированным. К объективным критериям можно отнести и авторитет как социальную реальность, отражающую устойчивое признание членами группы приоритета личности в каком-либо виде деятельности.

Субъективным критерием адаптации является удовлетворенность личности (осознанная или неосознанная), отношение к различным аспектам и условиям деятельности и общения, а также к себе самому.

Для фиксации адаптированности необходимо наличие обоих указанных критериев, так как определенный уровень продуктивности деятельности и положение в коллективе должны подкрепляться удовлетворенностью ими, а сама по себе удовлетворенность без признания в коллективе или какой-либо референтной группе и без направленности на продуктивную деятельность недостаточна для адаптированности социализированной личности и чаще является компенсаторной реакцией на дезадаптацию или признаком приспособленчества.

Связь между удовлетворенностью как духовным состоянием индивида и его адаптацией как деятельностным процессом не является непосредственной. Связывающим элементом выступает удовлетворение притязаний индивида в его реальном проявлении. В этом отражается показатель глубины адаптации, который фиксирует реальное продвижение индивида по пути удовлетворения его притязаний.

Существует прямая зависимость: чем выше удовлетворенность трудом, тем более высокая степень адаптации, поскольку рост удовлетворенности означает насыщение притязаний [2].

Т. И. Юферова считает, что доминирующее влияние на процесс и характер адаптации, на продуктивность деятельности и удовлетворенность ею оказывает соответствие «мотивационного ядра» личности содержанию, целям и условиям реальной деятельности [4]. Мотивы выступают не только в качестве факторов адаптации, но и опосредуют влияние внешних по отношению к индивиду условий, обстоятельств, воздействий. Мотивационное ядро является решающим моментом адаптации личности в какой-либо сфере деятельности и опосредует восприятие и оценку как благоприятных, так и неблагоприятных факторов.

Условием продуктивности и удовлетворенности деятельности является благоприятный психологический климат в коллективе - среде адаптации личности. Информативными показателями адаптированности личности в коллективе является активная социальная и удовлетворяющая личный статус позиция, характер взаимоотношений в значимых группах и коллективах. Однако даже изолированное положение индивида в группе еще не исчерпывающий показатель неадаптированности. Необходимо сопоставление его с качествами характера, интровертированностью, референтностью группы [3].

К показателям адаптированности личности относят следующие особенности: уверенностьвсебе, ясностьсамосознания, ответственность, наличие «своей линии» поведения, умение преодолевать неудачно сложившиеся обстоятельства.

Адаптированность личности проявляется в эмоциональных состояниях и социально, личностно значимых чувствах. К ним относятся: ощущение духовного комфорта, удовлетворительное самочувствие, ощущение жилищно-бытовой устроенности, положительное отношение с товарищами и высокий уровень удовлетворенности этими отношениями.

Способность к адаптации выражается в степени интеграции индивида в основных малых группах (семья, учебная группа).

Формирующиеся или сформировавшиеся личностные особенности, ориентации, выбор, иерархия систем ценностей, целей и потребностей, притязания, уровень вербального (формируемого воспитанием, обучением и жизнью), интеллекта и культуры, межличностных отношений, облегчают или задерживают адаптацию человека в реальной жизни, являясь факторами адаптивности.

Высокая или нормальная адаптивность - это благоприятные психофизические данные,высокая работоспособность, выносливость, устойчивость к невзгодам, болезням, психическая и физическая гармоничность, гармоничность врожденных и прижизненно сформировавшихся личностных качеств, высокий или соответствующий средней норме интеллект, высокая или нормальная обучаемость и способность к приобретению опыта, уверенность в себе, адекватность притязаний и выбора жизненных целей. Способствование приобретению качеств нормальной адаптивности и, как следствие этого, достаточная адаптированность - одна из основных забот мастера и классного руководителя в работе с низко адаптивными и дезадаптированными подростками.

Рассматривая вопрос о критериях оценки эффективности адаптации, следует подчеркнуть, что их выбор, очевидно, во многом определяется теоретической концепцией адаптации, в рамках которой эта оценка осуществляется. По убеждению подавляющего большинства исследователей (Ю. А. Александ­ровский, С. А. Беличева, К. Левин), один лишь критерий включенности индивида в процесс общественных отношений не является надежным показателем при определении эффективности и устойчивости адаптации. Хотя субъективно переживаемое индивидом чувство удовлетворенности характером этих отношений и по мере возможности объективно регистрируемые внешние проявления такой удовлетворенности, несомненно, являются важнейшими критериями оценки эффективности адаптации. Практический опыт работы, а также проведенные автором исследования убедительно свидетельствуют о необходимости привлечения для оценки эффективности адаптации и других критериев, соответствующих социальной и психологической природе адаптации и дезадаптации.

Проведенное исследование на основе контент-анализа отечественной и зарубежной литературы по проблеме адаптации позволило выделить основные и наиболее диагностичные критерии оценки эффективности адаптации.

Успешная адаптация характеризуется высокой степенью удовлетворенности отношениями с окружающими, низким уровнем тревожности, ощущением включенности в деятельность группы или колледжа, самостоятельностью в принятии решений, отстаиванием своего мнения, высокой работоспособностью и успешностью деятельности, профессиональным ростом. Достаточные коммуникативные навыки, построение отношений с окружающими на основе взаимоуважения, адекватность поведения.

К показателям дезадаптации мы относим эмоциональный дискомфорт, низкую степень удовлетворенности отношениями с окружающими, высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, субъективное ощущение одиночества, зависимость, конформность, неумение обеспечить свои основные потребности, низкие работоспособность и успешность деятельности (иногда - вплоть до дезорганизации), отсутствие профессионального роста. Недостаточные коммуникативные навыки, малоадаптивное поведение (конфликтность, агрессивность, необоснованные лидерские устремления).

В холе анализа рассматриваемой проблемы было отмечено, что ведущим в структуре адаптации является психологический аспект, который опосредует характер и особенности протекания адаптации на других уровнях; определяющая роль в оценке эффективности адаптации как системного процесса принадлежит собственно психологическим критериям.

В процессе исследования проблемы нами были разработаны две группы показателей адаптации обучающихся, объективные и субъективные. Объективные критерии основываются на справедливости, честности, законности, практичности и должны подходить для обеих сторон:

  • отношение обучающегося к учебе;
  • уровень общих навыков обучающегося;
  • практическая подготовленность к профессиональной деятельности (наличие знаний, умений, навыков по избранной профессии);
  • интерес обучающегося к избранной профессии;
  • выполнение технических требований к работе, соответствие ее показателям и нормативам, получение устойчивых положительных результатов;
  • проявление обучающимся творческой активности (участие в техническом творчестве, конкурсах по профессии, рационализаторстве);
  • наличие у обучающегося учебно-профессиональных планов после окончания колледжа;
  • наличие цели в жизни;
  • уровень готовности обучающегося к самостоятельной жизни;
  • стремление обучающегося к самосовершенствованию;
  • позиция обучающегося в группе, характер взаимоотношений обучающегося с одногруппниками, классным руководителем, мастером производственного обучения и администрацией колледжа;
  • наличие положительных увлечений.

Субъективные критерии - это признаки, выделенные субъектом на основе собственных представлений об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания:

  • уровень удовлетворенности учащегося профессией;
  • удовлетворенность условиями организации производственного обучения в мастерских и на предприятиях;
  • удовлетворенность своим положением в коллективе;
  • удовлетворенность организацией и проведением свободного времени.

Объективныеисубъективныепоказателисоциально-профессиональной адаптации взаимосвязаны и обуславливают друг друга, это касается таких показателей, как трудовые результаты и отношение к профессии. Положительное отношение к профессии отражается на результатах труда, и, наоборот, результаты труда сказываются на отношении к профессии (удовлетворенность). В свою очередь отношение к профессии влияет на профессиональную закрепляемость.

Появление неудовлетворенности профессией, учебой, коллективом группы вызывает у обучающегося стремление изменить выбранную ранее профессию (специальность) или сменить образовательное учреждение. Появление неудовлетворенности говорит о начале перехода процесса адаптации в свою противоположность - дезадаптационный процесс.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости внедрения комплексного подхода к формированию выделенных критериальных характеристик. Комплекс должен включать в себя целенаправленную систему действий участников образовательного процесса, как то:

  • педагог (личностно-ориентированный подход, формирование субъектности, вариативность деятельности, направленная на повышение профессионального интереса, мониторинг успеваемости и пр.);
  • психологическая служба колледжа (психологический профотбор, мониторинг психоэмоционального состояния и уровня мотивации обучающихся и пр.);
  • администрация (принципы доверия, справедливости, открытости, сотрудничества и пр.);
  • мастер производственного обучения / классный руководитель (организация здорового ученического коллектива, обеспечение правильных, гуманных, доверительных отношений между обучающимися и взрослыми; деловое общение; положительное доброжелательное личное отношение мастера к каждому обучающемуся группы; отношения взаимной ответственности; взаимная требовательность; товарищеское сотрудничество; взаимопомощь и пр.).

Слаженность и целевая направленность действий участников образовательного процесса позволит достичь положительных критериальных характеристик эффективной адаптации обучающихся, эффективно осуществить процесс социально-педагогической адаптации студентов, а, следовательно, ориентировать их на требования реального сектора экономики и рынка труда, наилучшим образом найти свое место в личной жизни и жизни общества.

Рецензенты:

Бодров А. Н., д.п.н., директор ГБОУ СПО Политехнический колледж № 31, г. Москва.

Снопко Н. М., д.п.н., директор ГАОУ СПО Технологический колледж № 28, г. Москва.